Меню

Временные сооружения при капитальном ремонте

Введение

Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ (далее — Сборник) предназначен для определения затрат на возведение титульных временных зданий и сооружений на основе норм, установленных по видам капитального ремонта.

Нормы учитывают особенности выполнения работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, отличные от условий строительства новых объектов.

Сметные нормы и положения обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальный ремонт объектов жилищно-гражданского назначения.

Сметные нормы предназначены для применения заказчиками-застройщиками и проектными организациями, органами государственного управления и надзора, генподрядными строительными организациями (фирмами, предприятиями, объединениями), иными юридическими и физическими лицами, именуемыми участниками инвестиционного процесса.

Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ» следует направлять по адресу:

117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей, 8, корп. 2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

1. Общие положения

1.1. Настоящий сборник предназначен для определения размера средств, предусматриваемых в сметной документации для строительства титульных временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ на объектах жилищно-гражданского назначения.

К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства ремонтно-строительных работ.

Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.

Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении 1.

1.2. Затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений (для обеспечения нужд отдельных объектов) нормами настоящего Сборника не учтены и предусматриваются в составе норм накладных расходов на ремонтно-строительные работы.

Перечень нетитульных временных зданий и сооружений приведен в приложении 2.

1.3. Номенклатура сметных нормативов лимитируемых затрат принята в соответствии с классификацией капитального ремонта, приведённой в «Инструкции о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий» (МДС 13-1.99), введённой в действие постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 79.

Капитальный ремонт — это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций (за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим) и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.

Сметные нормативы, в зависимости от вида капитального ремонта, сгруппированы в следующие разделы:

— комплексный капитальный ремонт зданий и сооружений;

— выборочный капитальный ремонт;

— капитальный ремонт наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства.

1.3.1. К комплексному капитальному ремонту зданий относятся работы, охватывающие всё здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется их физический и моральный износ (включая: инженерное оборудование, наружные сети и благоустройство территории, относящийся к ремонтируемому объекту).

1.3.2. К выборочному капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по ремонту отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений или оборудования при котором устраняется их физический износ.

1.3.3. К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, тепло-газоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.

1.4. При производстве капитального ремонта двух и более видов конструктивных элементов зданий и сооружений и инженерного оборудования затраты на временные здания и сооружения определяются по нормам пропорционально сметной стоимости соответствующих видов работ.

1.5. Сметные нормы затрат настоящего сборника определяются в процентах (таблица 1) от сметной стоимости ремонтно-строительных работ по итогам глав 1- 5 сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта (графы 4 и 5).

1.6. Сметные нормы учитывают затраты на строительство и последующую разборку полного комплекса титульных временных зданий и сооружений, необходимых для производства ремонтно-строительных работ, а также для обслуживания рабочих в пределах строительной площадки, с учётом возможности приспособления и использования для нужд производства работ существующих зданий и сооружений постоянного типа.

1.7. Сметные нормативы не учитывают стоимость контейнерных, сборно-разборных и мобильных (инвентарных) зданий.

1.8. При соответствующих обоснованиях, предусмотренных проектом организации капитального ремонта (ПОКР), в главу 6 «Временные здания и сооружения» сводного сметного расчёта дополнительно включаются средства на приобретение оборудования, включая производственный и хозяйственный инвентарь, для титульных временных зданий и сооружений.

1.9. В сметных нормах на строительство титульных временных зданий и сооружений не учитываются затраты на:

— приобретение комплектов инвентарных деталей сборно-разборных временных зданий, инвентарных домов, вагонов и других помещений контейнерного типа, а также оборудования для их оснащения, включая производственный и хозяйственный инвентарь (приобретаются за счет собственных средств заказчика или подрядных организаций);

— содержание и восстановление после окончания работ действующих постоянных автомобильных дорог, используемых в период капитального ремонта (учитываются в главе 7 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчёта стоимости капитального ремонта);

— разработку проектно-сметной документации на строительство титульных временных зданий и сооружений (учитываются в главе 9 «Проектные работы, авторский надзор» сводного сметного расчёта).

Привязка типовых временных зданий и сооружений осуществляется за счет накладных расходов по статье «Расходы по проектированию производства».

1.10. В сметные нормы не включены и учитываются непосредственно в объектных сметах в соответствии с проектом организации капитального ремонта (ПОКР) затраты на сооружение временных устройств, необходимых на период выполнения отдельных видов ремонтно-строительных работ только для конкретных объектов:

Читайте также:  Капитальный ремонт многоквартирных домов для квартиры по социальному найму

— рельсовых путей под грузоподъёмные краны (подкрановых путей) с устройством основания под них;

— конструкций для защиты зданий и сооружений от повреждений при разборке зданий;

— временных автодорожных объездов (обходов), связанных с капитальным ремонтом зданий и сооружений;

— временных ограждающих конструкций, отделяющих действующие помещения от ремонтируемых, а также ограждающих конструкций, необходимых для обеспечения ввода в эксплуатацию отдельной части здания;

— сетей и сооружений, необходимость которых вызвана вводом объектов в эксплуатацию по временной схеме;

Перечень указанных затрат может быть дополнен на основании данных проекта организации капитального ремонта (ПОКР).

2. Порядок применения норм

2.1 Сметные нормы, приведённые в табл. 1, разработаны для капитального ремонта объектов жилищно-гражданского назначения.

2.2. При капитальном ремонте зданий и сооружений в районах со сложными климатическими условиями (в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним) затраты на временные здания и сооружения следует определять по нормативам данного сборника, с применением повышающих коэффициентов, приведённых в таблице 2, или по расчету на основании данных ПОКР.

2.3. При составлении сметной документации на капитальный ремонт производственных зданий, реконструкцию и расширение действующих предприятий, зданий и сооружений, реконструкцию объектов жилищно-гражданского назначения, размер средств на титульные временные здания и сооружения следует определять по «Сборнику сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» (ГСН-81-05-01-2001) с применением к ним коэффициента 0,8.

2.4 Нормы настоящего сборника не распространяются па текущий ремонт зданий и сооружений.

Затраты на возведение временных зданий и сооружений учитываются в составе норм накладных расходов.

3. Порядок расчетов за временные здания и сооружения

3.1. Размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться:

по нормам настоящего сборника;

по расчету, основанному на данных ПОКР.

Одновременное использование указанных способов не допускается.

3.2. Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.

3.3. Порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания капитального ремонта.

3.4. Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке установленном договором подряда.

3.5. Затраты по разборке временных зданий и сооружений оплачиваются при их ликвидации.

Возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования).

3.6. Материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, приходуются бухгалтерией заказчика и продаются подрядчику при его согласии.

3.7. При использовании для возведения временных автомобильных дорог сборных железобетонных плит, возвратная стоимость полученных от разборки плит определяется на основании акта, подписанного заказчиком и подрядчиком.

Сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ

Наименование вида капитального ремонта

Норма, % от стоимости ремонтных работ

Комплексный капитальный ремонт зданий и сооружений

Источник

Учет временных сооружений при капитальном строительстве объекта

Автор: Зарипова М., эксперт журнала

В ходе проверки УФК вынесло учреждению ФСИН предписание о том, что учреждение нарушило правила ведения бюджетного учета. По мнению контрольного органа, временные сооружения при капитальном строительстве объекта следовало отражать как основные средства, а не относить на счета учета незавершенного строительства. О том, какое решение принял суд (см. Постановление АС ЦО от 15.11.2018 № Ф10-4693/2018 по делу № А62-11024/2017), расскажем в статье.

Порядок ведения бухгалтерского учета в государственных казенных учреждениях регламентирован Законом о бухгалтерском учете[1], инструкциями № 157н[2] и 162н[3]. Кроме того, с 2018 года указанные организации обязаны руководствоваться федеральными стандартами. Как следует из п. 18 ФСБУ «Концептуальные основы»[4], при ведении бухгалтерского учета субъект учета должен обеспечивать формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, осуществляющим полномочия по внутреннему и внешнему финансовому контролю.

Достоверность информации предполагает отсутствие в ней существенных ошибок и искажений, а также ее полноту и нейтральность (п. 17, 68 ФСБУ «Концептуальные основы»).

Отсутствие ошибок означает, что формирование данных бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществлены в соответствии с названным стандартом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также с учетной политикой, сформированной субъектом учета.

Правильность ведения бухгалтерского учета, а также соблюдение положений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов в федеральных казенных учреждениях обеспечивают территориальные органы Федерального казначейства. Нередко в ходе проверок возникают споры между проверяющими лицами и администрацией в части вынесения предписаний по устранению тех или иных нарушений. В этом случае споры рассматривает суд.

Что послужило предметом спора между КУ и ОФК?

Как следует из материалов дела, между управлением ФСИН по субъекту РФ (заказчиком) и ФГУП «Управление строительства по Центральному федеральному округу Федеральной службы исполнения наказаний» (подрядчиком) был заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ для нужд УИС. В соответствии с заключенным контрактом подрядчик обязался:

Читайте также:  Компенсация за капитальный ремонт башкирия

принять по акту приема строительную площадку и возвести на ее территории все временные сооружения, необходимые для хранения оборудования и материалов и выполнения работ по контракту;

осуществить временное присоединение всех необходимых коммуникаций на период строительства на строительной площадке в точках подключения в соответствии с ТУ.

К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для выполнения ремонтно-строительных работ. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.

Перечень нетитульных временных зданий и сооружений представлен в приложении 3 к ГСН 81-05-01-2001[5]. Он включает в себя, в частности:

складские помещения и навесы при объекте строительства;

настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания;

сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности;

леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения (кроме специальных и архитектурно оформленных), необходимые для проведения работ, предохранительные козырьки, укрытия при выполнении буровзрывных работ.

Оплата по разделам «Временные здания и сооружения» и «Непредвиденные расходы» сметного расчета производится по фактически выполненным работам, но не более 1,8 и 2% стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренных указанным расчетом, соответственно.

Рассматриваемый спор между казначейством и учреждением возник относительно следующего:

1) как квалифицировать затраты заказчика по договору строительного подряда на оплату возведенных подрядчиком временных сооружений в период до завершения строительства;

2) как осуществлять бюджетный учет этих затрат в указанный период?

Управление ФСИН приняло временные сооружения по актам КС-2. В учете соответствующие затраты были отнесены на вложения в нефинансовые активы, то есть на незавершенное строительство. Казначейство посчитало, что спорные временные сооружения нужно было отражать как основные средства. Несогласие с предписанием в названной части послужило основанием для обращения учреждения в суд.

Какое решение принял арбитражный суд?

По первому вопросу суды проанализировали положения государственного контракта, сметной документации, изучили акты выполненных работ (форма КС-2), обоснованно применив к ним положения инструкций № 157н, 162н, и пришли к выводу, что заказчик, осуществляющий строительство подрядным способом (заключив договор со строительным подрядчиком), не вправе учитывать у себя на балансе временные здания и сооружения как объекты основных средств.

Так, подрядчик включил затраты на временные здания и сооружения в смету строительства, эта сумма в смете показывает обоснование части стоимости строительства. Соответственно, до момента государственной регистрации права оперативного управления на возведенный объект недвижимости затраты по его возведению должны быть учтены в составе незавершенного строительства, которое к основным средствам заказчика еще не относится.

Подписание сторонами государственного контракта актов выполненных работ по возведенным подрядчиком временным сооружениям по форме КС-2 ошибочно квалифицировано казначейством как принятие заказчиком овеществленного результата подрядных работ. Повторяемые в кассационной жалобе доводы на этот счет не могут быть приняты во внимание.

Выводы судов в указанной части основаны на применении норм материального права – положений о договоре строительного подряда – ст. 704, 720, 740 ГК РФ.

Кроме того, казначейство не учитывает, что в отношениях по договору подряда может быть предусмотрено возведение временных сооружений заказчиком (п. 1 ст. 704, п. 2 ст. 747 ГК РФ), после чего он передает их подрядчику. Однако на заказчика, заключившего государственный контракт на иных условиях, в силу которых работы выполняет подрядчик за счет сметной стоимости строительства, соответствующие положения нормативных актов в области бухгалтерского учета не распространяются.

По второму вопросу применительно к конкретике бюджетного учета позиция казначейства состоит в том, что учет названных затрат должен отражать «приращение» стоимости основных средств до их создания, а следовательно, они должны относиться на счет учета вложений в основные средства заказчика. Учреждение считает затраты подлежащими отражению на счете учета вложений в нефинансовые активы (будущие основные средства).

Между тем как общая Инструкция № 157н, так и конкретизирующая учет Инструкция № 162н, а также план счетов, применяемый учреждениями как получателями бюджетных средств, свидетельствуют о следующем.

Согласно п. 37 разд. II Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета по объектам имущества или по затратам на производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Например, по объекту учета 10 «Недвижимое имущество учреждения» в рассматриваемый период были предусмотрены в числе прочего следующие синтетические счета: 101 00 «Основные средства» и 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», которые имели разбивку по аналитическим счетам.

Как следовало из положений п. 38 – 55 Инструкции № 157н, действовавших в проверяемый период, в качестве затрат, увеличивающих стоимость основных средств, могут восприниматься только затраты по уже возведенным объектам недвижимости, находящимся на балансе учреждения. В частности, в силу п. 39 Инструкции № 157н к основным средствам не относятся материальные объекты имущества, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, что напрямую относится к временным сооружениям, которые имеют вспомогательное назначение и которые после завершения строительства не обособляются в качестве объектов недвижимого имущества.

Таким образом, затраты, связанные с возведением объекта строительства, до его передачи подрядчиком заказчику в силу п. 127 Инструкции № 157н должны отражаться как вложения в нефинансовые активы. Это прямо следует из названного пункта: счет 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» предназначен для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов.

Читайте также:  Заместитель генерального директора фонда капитального ремонта

В аналитике это конкретные счета 106 01 «Вложения в нефинансовые активы», 106 02 «Вложения в нематериальные активы», 106 03 «Вложения в непроизведенные активы», 106 03 «Вложения в материальные запасы». Применительно к затратам по объекту недвижимости, возводимому по договору подряда, учреждение должно было использовать конкретный счет 106 01.

Так, п. 130 Инструкции № 157н предусмотрено, что счет 106 01 предназначен для учета учреждениями (организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств) операций по формированию фактических вложений в объекты нефинансовых активов, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, новым строительством (изготовлением) и реконструкцией, модернизацией, достройкой, дооборудованием зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда, прочих основных средств, а также драгоценных металлов и драгоценных камней.

Изложенное выше подтверждает пп. «в» п. 7 ФСБУ «Основные средства»[6], согласно которому к основным средствам не относятся объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений.

Таким образом, вывод казначейства о нарушении получателем бюджетных средств положений пп. 5 п. 1 ст. 162 БК РФ, определяющих обязанность ведения бюджетного учета, а также изложенное в предписании требование казначейства об отражении рассматриваемых в деле затрат заказчиком в учете (и, соответственно, на балансе) временных сооружений на счетах 1 101 10 310, 1 101 11 310, 1 101 33 310 неправомерны.

Минфин об учете временных сооружений.

Дополнительно к вышесказанному приведем разъяснения Минфина, касающиеся учета временных сооружений при капитальном строительстве объекта. В частности, финансовое ведомство в Письме от 19.01.2018 № 02-07-10/2879 указало на следующее.

В соответствии с п. 130 Инструкции № 157н операции по формированию фактических вложений в объекты нефинансовых активов, в том числе связанных с новым строительством, отражаются на счете 1 106 01 000 «Вложения в основные средства» с учетом сумм затрат на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренных сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства.

При этом балансовый учет временных зданий и сооружений, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов, осуществляется до завершения строительства, если иное не предусмотрено условиями контракта, у подрядчика.

В то же время в целях обеспечения управленческого учета, а также обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, созданного в соответствии с условиями контракта и оплаченного заказчиком, по мнению Минфина, заказчику целесообразно обеспечить отражение в период осуществления строительства в регистрах аналитического учета или на забалансовых счетах, предусмотренных в рамках формирования учетной политики для указанных целей, информации о таких временных зданиях и сооружениях.

По окончании строительства – при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства временные здания и сооружения, оплаченные заказчиком в соответствии с условиями контракта:

либо передаются подрядчику как возвратные материалы (в случаях, предусмотренных контрактом) при условии уменьшения стоимости выполненных строительно-монтажных работ;

либо принимаются заказчиком к учету в составе нефинансовых активов.

Принятие к бюджетному учету указанных объектов осуществляется на соответствующих счетах бюджетного учета по оценочной стоимости на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

В письме финансисты обратили внимание, что в случае реализации временных зданий и сооружений или материалов, образовавшихся в результате их демонтажа, денежные средства от реализации указанных материальных ценностей являются доходами соответствующего бюджета.

Кратко сформулируем основные выводы.

Если учреждение осуществляет расходы, связанные с капитальным строительством объекта, в соответствии с Инструкцией № 157н оно применяет счет 106 00 «Вложения в основные средства» с учетом затрат на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренных сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства.

По окончании строительства временные сооружения должны быть либо возвращены подрядчику, либо поставлены на учет заказчиком в зависимости от условий контракта.

Указанные объекты принимаются к бюджетному учету по оценочной стоимости на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[5] ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений», утв. Постановлением Госстроя РФ от 07.05.2001 № 45.

[6] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Источник