Меню

Управляющая компания может взимать плату за капитальный ремонт

Как законно не платить за капитальный ремонт?

С недавних пор наряду с другими платежами за ЖКУ собственникам квартир в МКД нужно делать отчисления на капремонт. Это положение Жилищного законодательства до сих пор взывает немало вопросов и споров.
Давайте разберемся, законно ли требование о внесении платы за капитальный ремонт, кто может не платить эти взносы и что грозит неплательщику.

Закон о капремонте многоквартирных домов

До 2014 года все финансовые вопросы, связанные с осуществлением капремонта решались государством. Однако в ходе реформирования системы ЖКХ власти пришли к тому, что содержание МКД должно лечь на плечи проживающих в них собственников. В связи с этим в 2012 году был принят закон, вносящий некоторые коррективы и изменения в действующее законодательство, в том числе касающееся жилья.

С учетом этих изменений, собственники в МКД стали обязаны (по жилищному кодексу) вкладывать собственные средства в содержание и ремонт своего жилья, общего имущества дома (ст. 158 ЖК РФ).

Кроме того, благодаря этому закону в кодексе появилась целая глава, посвященная капремонту. Именно поэтому многие стали называть его законом о капремонте. Хотя на самом деле принятый 25.12.2012 закон под номером 271 касается внесения изменений в ЖК РФ и некоторые другие нормативные акты страны.

Сегодня основным документом, регулирующим вопросы капремонта, является жилищный кодекс. Отдельного закона, регулирующего эту проблему, в российском законодательстве нет. Однако новая глава ЖК РФ довольно подробно прописывает, что входит в плату за капремонт, кто должен ее вносить, кто может этого не делать, какими способами она уплачивается.

Однако самого определения капитального ремонта в ЖК РФ не содержится.

Какое определение капитального ремонта дает налоговое законодательство

Следует отметить, что отнесение тех или иных работ к капремонту, имеет большое значение для целей налогообложения. Дело в том, что средства, затраченные на капремонт, организация может единовременно списывать в фактически произведенных суммах.

Реконструкция, строительство в отличие от капремонта такой возможности не дает. Однако сам Налоговый кодекс (НК РФ) оперирует именно понятием реконструкция. Определения же капремонта не дает ни ЖК РФ, ни налоговое законодательство. Для разъяснения этого вопроса следует обращаться к положениям Градостроительного кодекса. В статье первой указанного кодекса даются определения различным применяемым в нем понятиям, в том числе, и капремонту. Фактически, капремонт заключается в замене и восстановлении поврежденных конструкций, инженерных и технических систем объекта. При этом его первоначальные параметры не изменяются.

Законен ли сбор на капитальный ремонт

Несмотря на установленное в ЖК РФ требование о внесении данных платежей, некоторые до сих пор сомневаются в его законности. Такие граждане полагают, что они взимаются с них незаконно, сомневаются, с какого года платят эти взносы по закону . Вместе с тем, и гражданским и жилищным законодательством предусматривается обязанность собственников в МКД нести расходы на содержание и ремонт общего имущества.

В эти расходы входят и деньги на капитальный ремонт. Положения ст.ст. 158, 166 ЖК РФ однозначно говорят о необходимости их внесения собственниками. Законность платежей за капремонт было даже предметом рассмотрения Конституционного суда. Однако он только подтвердил, что этот взнос платить нужно.

Кто должен платить за капремонт

Несмотря на обязанность оплаты капремонта с 2014 года, сегодня по-прежнему царит неразбериха с этим понятием. Многие не знают, кто и куда должен его платить, сомневаются, законен ли сбор на капитальный ремонт. О законности капремонта было сказано выше. Теперь разберемся с вопросом о том, кто должен вносить данный платеж. Ответ на него дается в статье 169 ЖК РФ. Ее положения гласят, что все лица, имеющие в собственности жилье в МКД, должны платить за капремонт. Следовательно, к нанимателям жилья это не относится. Они такие платежи не вносят.

Однако для собственников жилья в МКД отказ от оплаты капитального ремонта многоквартирного дома будет неправомерным.

Кто может не платить

Несмотря на всеобщую обязанность для собственников квартир в МКД оплаты капремонта, законом устанавливаются и некоторые исключения.

Рассмотрим, кто не должен платить за капремонт. Понятно, что в число плательщиков не входят все наниматели жилых помещений. Кроме того, от уплаты взносов освобождаются и собственники в следующих случаях:

  • их дом был признан аварийным и будет сноситься;
  • при изъятии помещений в связи с изъятием земли под ними;
  • одинокие неработающие граждане (семьи из таких лиц) достигшие восьмидесяти лет.

Иные основания для освобождения от выплат могут установить региональные власти. К примеру, они зачастую предусматривают, что «налог» на капремонт не платят в течение первых трех или пяти лет жильцы новостроек.

Также возможно предоставление скидки в размере пятидесяти процентов пенсионерам после семидесяти лет.

Кому и где платить за капитальный ремонт многоквартирного дома

Обязанность вносить платежи за капремонт ложится на плечи жильцов-собственников МКД.

Однако многим до сих пор непонятно, куда уходят деньги за капитальный ремонт.

Законом предусматривается два варианта внесения указанных средств.

Первый предполагает наличие или создание ТСЖ, которое может открыть специальный счет и собирать средства на эти цели с жильцов (собственников) в МКД.

Читайте также:  Квартира с капитальным ремонтом преимущества

Второй вариант применяется, если собственники не выбрали первый или вообще ничего не решили. В таких случаях создаются региональные операторы, аккумулирующие средства от всех плательщиков данного региона собственников на капремонт.

Для этого открывается массовый общий счет. Внесение средств в фонд капитального ремонта является обязательным.

Квитанции за капремонт

Поскольку капремонт для собственников входит в плату за квартиру, то указывается подлежащая оплате сумма обычно за капремонт в квитанции ЖКХ . Плательщики может прийти как единый платежный документ с указанием суммы для оплаты, так и отдельная квитанция на капремонт. Это может зависеть от региона проживания или способа накопления средств. Следует иметь в виду, что размер платы в разных регионах, у разных собственников в одном регионе может различаться. Чтобы понять, почему так происходит, нужно разобраться, как рассчитывается плата за капремонт .

Расчет делается исходя из площади помещений и установленных в регионе тарифов.

Оба этих показателя могут различаться для каждого из собственников.

Обязательно ли платить за капитальный ремонт по квитанции

Обычно каждому проживающему в МКД собственнику ежемесячно приходят квитанции для уплаты сбора за капремонт. Именно на их основании он осуществляет платеж. Но что делать, если квитанция не пришла? Во-первых, можно выяснить самому, почему этого не произошло. Может это ошибка или просто задержка, поэтому стоит подождать их устранения.

Можно и самостоятельно сходить и получить квиток на руки. Однако сегодня даже и ходить куда-то необязательно. Совершить оплату возможно через онлайн системы или терминалы банка.

При этом наличие квитанции за капремонт совсем необязательно . Также следует помнить, что при выборе способом уплаты взносов специального счета, порядок, срок оплаты определяется собственниками.

Задолженность за капремонт

Установленная ЖК РФ обязанность уплаты взносов за капремонт исполнятся далеко не всеми. Многие до сих пор считают их незаконными, ненужными, воспринимают их как поборы и попросту ничего не платят. В связи с постоянным игнорированием этой обязанности у них постепенно образуется долг. Платить или нет, это, конечно, каждый выбирает сам. Однако стоит помнить о том, что за неисполнение требований законов предусматривается определенная ответственность.

Так, за просрочку оплаты начисляются пени. Их размер рассчитывается исходя их действующей ставки рефинансирования банка.

Как отказаться от оплаты за капитальный ремонт

Несмотря на существующую обязанность, многих все равно волнует вопрос, как отказаться от капремонта. Законные основания для такого отказа были перечислены выше. Если же кто-то не хочет платить и при их отсутствии, то это его выбор. Он может просто не платить и ждать, когда встанет вопрос об их взыскании. А может написать официально заявление с отказом от их внесения.

Если сбор средств осуществляет региональный оператор, то можно написать заявление в фонд капитального ремонта. Это также следует сделать, если у вас обнаружилась или появилась законная причина не вносить платежи . Пишется оно в свободной форме, примерный образец можно посмотреть по ссылке ниже.

Собственно каждый желающий может составить заявление по представленному образцу .

Однако, комментируя данную возможность, юристы предупреждают, что при отсутствии легальных причин для неуплаты, это будет признаваться нарушением. К таким плательщикам будут применяться меры ответственности.

Что будет если не платить капитальный ремонт

Как было установлено выше, платеж за капремонт обязательный.

Если у жильцов МКД нет оснований для освобождения, то они должны исправно и своевременно вносить указанные сборы. Соответственно у многих плательщиков встает вопрос, а что будет, если не платить. Надеяться, что это останется незамеченным не стоит.

Если факт неуплаты будет выявлен, то на нарушителя может быть возложена ответственность. За просрочку внесения платежей предусматриваются пени. А задолженность будет взыскана с неплательщика в судебном порядке. При этом помимо суммы долга на него возложат и пени и еще и судебные расходы. Поэтому фактически отказаться платить можно, но нежелательно для самого собственника жилья в МКД.

Источник

Законно ли взимание платы за капитальный ремонт? Отвечает юрист.

Эксперт Мария Богданова

Стаж более 10 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология.

Все любят порядок и чистоту, но не все согласны за это платить. Поэтому количество должников по оплате за коммунальные услуги не становится меньше. С 2014 года ко всем привычным для каждого гражданина платежкам добавилась ещё одна – плата за капитальный ремонт. С тех пор споры вокруг законности взимания этой платы не утихают. Но такое обязательство появилось не случайно. В Жилищном кодексе РФ содержится рад норм, по которым жильцы многоквартирных домов обязаны накапливать деньги на счету управляющей компании. Затем они потратятся на ремонт их дома в очередном порядке. Размер оплаты зависит от региональных норм.

Стоит отметить, что сам фонд капитального ремонта только лишь аккумулирует средства жильцов и действует в их интересах. По факту проведения каких-либо работ, жильцам обязательно предоставляется отчёт с отражением потраченной суммы и остатками на счету.

Читайте также:  Капитальный ремонт двигателя лексус rx350

Требования государства к гражданам по оплате капитального ремонта вполне законны. Если житель многоквартирного дома ежемесячно вносит полагающуюся плату, то конечной целью является обеспечение безопасности и комфорта его же жизни. Устранение форс-мажорных обстоятельств, таких как прорыв водопровода и разрушение стен управляющая компания устраняет, в том числе на имеющиеся в фонде средства. Государство решение этих вопросов никак не регулирует.

Жилищный кодекс РФ также содержит нормы, по которым оплачивать взносы на капитальный ремонт дома должны не только его жители, но и владельцы коммерческой недвижимости, которая расположена в этом доме.

Кому полагается льгота для оплаты капитального ремонта?

По закону на государственную компенсацию оплаты капремонта в размере 50% суммы имеют право граждане, достигшие 70 лет. Гражданам старше 80 лет компенсируют эти платежи в 100% размере, то есть они фактически освобождаются от уплаты такого взноса. Если инвалид 1 или 2 группы является собственником квартиры, то он также имеет право на льготу в 50% при оплате капремонта. Но стоит учесть ряд важных моментов. Во-первых, льгота не освобождает от оплаты. Граждане сначала платят взнос, а потом государство возвращает им 50% или 100% этой суммы. Во-вторых, чтобы воспользоваться таким правом, человеку необходимо самостоятельно и письменно заявить о своих намерениях получить компенсацию. Сделать это можно написав заявление в органы социальной защиты граждан.

Источник

Может ли УО взыскать с регоператора стоимость неотложного капремонта

Организации, управляющие многоквартирными домами, часто сталкиваются с проблемой, когда какой-то элемент в МКД требует капремонта и создаёт опасность для проживания, а по региональной программе такой ремонт запланирован через десятилетия. Рассказываем, как управляющая организация из Екатеринбурга решила эту ситуацию.

Капремонт дома с аварийным лифтом был в плане только в 2036 году

Одна из управляющих организаций в Екатеринбурге была вынуждена отключить лифт в 16-этажном доме: вышел из строя канат ограничителя скорости. Эксплуатация неисправного оборудования могла повлечь причинение вреда и здоровью людей. Поскольку замена каната относится к работам капитального характера, УО обратилась в региональный фонд капремонта.

Регоператор отказался оплачивать работы, поскольку, согласно областной программе, капремонт дома запланирован только в 2036–2038 гг. Сам Фонд не имеет права вносить изменения в программу и раньше установленного срока ремонтировать лифт, к тому же для подобной процедуры необходимо решение ОСС в доме.

УО попыталась провести общее собрание собственников, чтобы довести до них информацию по ситуации с лифтом и предложить им выбрать источник финансирования ремонта, но собрание не состоялось. Это не помешало жителям дома направлять в управляющую организацию многочисленные жалобы: без лифта добираться до верхних этажей 16-этажного дома им было трудно.

Управляющая организация в итоге заменила неисправный элемент лифтового оборудования. Стоимость работ составила почти 10 тысяч рублей. Поскольку УО не имела права использовать средства, поступающие от жителей за содержание жилья, на работы капитального характера, компания оплатила ремонт из собственных средств, а затем подала иск в суд с требованием взыскать эти деньги с регионального Фонда капремонта и областного Министерства энергетики и ЖКХ (дело № А60-63605/2017).

УО провела ремонт лифта за свой счёт и в суде первой инстанции взыскала его стоимость с регоператора

Суд первой инстанции, заслушав стороны дела, встал на сторону управляющей домом организации. Он отметил, что в силу ст. 180 ЖК РФ с 2014 года компании, которые управляют многоквартирными домами, не имеют права собирать денежные средства на капремонт. Это компетенция регионального фонда содействия капремонту общего имущества в МКД.

Следовательно, УО не может проводить капитальный ремонт из средств, которые жители дома перечисляют за содержание жилого помещения. Собственники в доме не выбирали управляющую организацию владельцем спецсчёта. При этом в целях надлежащего содержания ОИ дома и учитывая неотложный характер поломки лифта, компании пришлось провести замену части оборудования. Эти работы являются капитальными.

Ссылку регоператора на возможность зачесть стоимость ремонта лифта в счёт исполнения собственниками обязательств по оплате взносов на капремонт в будущие периоды судья отклонил:

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт лежит на собственниках. Фактически договорные отношения по внесению названных взносов возникают только между владельцами помещений и регоператором.
  2. Работы были выполнены управляющей организацией за свой счёт. Между УО и Фондом капремонта отсутствуют какие-либо договорные отношения и невозможен зачёт взаимных требований, связанных с содержанием общего имущества собственников в доме, регоператор необоснованно отказался оплатить работы по капремонту лифта.

При этом суд признал, что областное Министерство энергетики и ЖКХ не является надлежащим ответчиком по делу, и всю сумму, затраченную на починку лифта, обязан возместить УО региональный Фонд капремонта.

Апелляционный суд рекомендовал УО взыскивать стоимость ремонта с собственников

Ответчики подали апелляционную жалобу на решение суда, указывая, что содержащиеся в нём выводы отрицают систему организации капремонта, указанную в разд. IX ЖК РФ, противоречат порядку финансирования таких ремонтных работ. Фонд капремонта и представители областного министерства нашли неверной позицию суда о том, что, если в доме возникла необходимость провести какие-либо капитальные работы ранее установленных очередью сроков, УК может может это сделать за свой счёт и тут же получить компенсацию от регоператора.

Читайте также:  Когда за счет фонд капитального ремонта

Апелляционный суд согласился с жалобой, отметив, что обязательства регоператора перед собственниками помещений закреплены в ст. 182 ЖК РФ и направлены на обеспечение капремонта общего имущества в многоквартирном доме в объёме и в сроки, которые утверждены региональной программой капитального ремонта.

Законодательство допускает изменение сроков проведения работ по капремонту несколькими способами, например, путём внесения изменений в действующую редакцию региональной программы или перехода собственников на специальный счёт. Актуализация программы проводится согласно ст. ст. 7–10 Закона Свердловской области от 12.12.2013 № 127-03.

Управляющая организация не предоставила суду доказательств, что обращалась в орган местного самоуправления о переносе сроков проведения капремонта лифтового оборудования в доме. Также УО была вправе провести ОСС и предложить собственникам утвердить финансирование работ за счёт дополнительных взносов, а также вправе получить компенсацию своих затрат на ремонт.

Если собственники на ОСС утвердили бы сбор средств на ремонт лифта, то они могли бы рассчитывать на зачёт стоимости проведённого ремонта – освобождение от уплаты взносов в будущих периодах в пределах потраченной суммы (ч. 5 ст. 181 ЖК РФ).

Резюмируя все доводы, апелляционный суд отменил решение коллег, посчитав, что регоператор не обязан возмещать УО средства, потраченные на внеочередной капитальный ремонт общего имущества в доме.

ВС РФ обязал регоператора выполнить обязательства по оплате капремонта, возместив расходы УО

Дело перешло в кассационную инстанцию, куда управляющая организация подала жалобу на выводы апелляционного суда. Компания настаивала, что судья, отменяя первое решение, не учёл, что выполнение истцом работ по замене каната ограничителя скорости, относящихся к работам капитального характера, были необходимы для предотвращения причинения вреда жизни и здоровью собственников, а также обеспечения надлежащего содержания общего имущества дома. Отремонтировать лифт нужно было срочно, а ОСС не состоялось.

Суд кассационной инстанции основывал своё решение на следующем:

  1. В деле имеется акт технического обследования, который доказывает необходимость замены каната ограничителя скорости лифтового оборудования из-за обрыва.
  2. УО довела до собственников помещений в доме информацию о необходимости провести ОСС и решить вопрос капитального ремонта оборудования, но собрание не состоялось.
  3. Испытательная лаборатория составила акт технического освидетельствования лифта, зафиксировав износ каната, и работа лифта была остановлена до устранения дефекта.
  4. Неисправность лифтового оборудования создаёт опасность для жизни и здоровья жителей многоквартирного жилого дома. Работы по его ремонту относились на момент их проведения к неотложным работам.
  5. В настоящее время ремонт такого оборудования законом отнесён к видам капитального ремонта (п. 2 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ).
  6. УО выполнила свои обязательства по организации надлежащего содержания лифтового оборудования, оплатив капремонт из собственных средств.
  7. Собственники помещений в доме выполняют свою обязанность по внесению средств на капремонт, перечисляя средства на счёт регоператора.
  8. Управляющая организация не имеет права собирать с собственников взносы на такой вид ремонтных работ, это компетенция областного Фонда капремонта, если собственники на ОСС не решили иное (ст. 180 ЖК РФ).

Суд кассационной инстанции пришёл к выводу, что регоператор не выполнил своих обязательств и поэтому должен возместить УО расходы, понесённые при выполнении работ по капремонту общего имущества в доме. Судья указал, что апелляционная инстанция сделала выводы, основываясь на общих положениях, без учёта сложившихся обстоятельств спора.

Определение апелляционного суда было отменено, а решение первой инстанции оставлено в силе. ВС РФ, куда обратились ответчики, не стал рассматривать жалобу согласившись с тем, что регоператор по капремонту должен возместить управляющей организации стоимость работ по замене каната лифта.

Выводы

Управляющие организации, отвечающие за надлежащее содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме, могут оказаться в ловушке, когда какой-то элемент требует капремонта, регоператор отказывает в этом, а собственники не согласны дополнительно собирать средства, которые они и так ежемесячно перечисляют.

Согласно выводам судов в деле № А60-63605/2017, у УО в таком случае есть несколько выходов:

  1. Провести ОСС и утвердить капремонт за счёт дополнительных средств с последующим зачётом – освобождением собственников от уплаты взносов на капремонт в будущих периодах в пределах потраченной суммы.
  2. Провести ОСС, на котором собственники утвердят способ формирования фонда капремонта на спецсчёте. В таком случае сами собственники, а не регоператор, будут определять сроки проведения работ капитального характера.
  3. Обратиться в орган местного самоуправления с просьбой внести изменения в региональную программу капремонта из-за неотложности необходимых работ по капремонту ОИ в доме.

Если собственники откажутся от дополнительных взносов, а быстро внести изменения в программу капремонта невозможно, можно попробовать поступить так, как это сделала УО из Екатеринбурга: выполнить работы за собственный счёт, а потом попытаться отсудить средства у регионального оператора. Однако нужно иметь ввиду, что разные суды могут решить ситуацию по-разному, и итог разбирательства не всегда предсказуем.

А вы попадали в подобные ситуации? Если да, то как решали их?

Источник