Меню

Технический надзор при капитальном ремонте зданий

Технический надзор

Технический надзор в строительстве — комплекс мер, направленных на контроль мероприятий по возведению или ремонту объекта. Привлечение специалистов позволяет избежать недобросовестного выполнения работ, применения материалов низкого качества и повышения финансовых расходов. Ниже рассмотрим цели, функции, особенности и плюсы.

Назначение

Главное назначение технического надзора в капитальном строительстве — предотвратить отклонений от норм, установленных государственными структурами, касательно проекта и сметной документации.

Привлечение экспертов позволяет решить следующие задачи:

  1. Соблюдение графика и заявленного инвестиционно-строительного плана.
  2. Выполнение требований в отношении материалов, применяемых при реализации проекта.
  3. Снижение расходов на строительные мероприятия. Служба технадзора выполняет финансовую оценку запланированных этапов в течение всего процесса.
  4. Защита от ошибок при оформлении техдокументации, быстрое выявление и устранение недостатков, снижение риска появления проблем при дальнейшем обслуживании.
  5. Сохранение параметров надежности здания, а именно стойкости к деформации, появлению трещин, просадке, коррозии и т. д.

Кроме того, технический надзор за объектами строительства минимизирует риск неправильного оформления документации, нарушения сроков, неправильного составления сметной документации и т. д.

Привлечение специалистов актуально, когда у строительной компании нет времени на организацию внутреннего контроля. Кроме того, технадзор обязателен при отсутствии профессиональных знаний для правильного возведения определенного здания. Помощь экспертов также необходима, когда важно соблюсти сроки и технологии строительных мероприятий с применением материалов высокого качества.

Разновидности надзора в строительной сфере

На территории России разрешено проводить такие его разновидности:

  1. Государственный.
  2. Технический.
  3. Строительный.
  4. Авторский

Распространённое понятие надзора среди строителей включает в себя спектр прав и обязанностей, относящихся к различным видам деятельности. Из-за чего нередко образуется путаница, и не определяется чёткая разница между ними. Чтобы её избежать, рекомендую изучить каждый вид со стороны актуальных нормативов.

Государственный надзор

Его реализуют уполномоченные органы, представляющие исполнительную власть.

  1. То, насколько выполняемые строительными фирмами работы соответствуют утверждённым техническим критериям и проектным документам.
  2. Соответствие нормам энергетической эффективности и наличие на объекте устройств учёта данных ресурсов.
  3. Наличие разрешения на строительные работы. Оно должно быть оформлено в установленном алгоритме.
  4. Есть ли строителей допуск СРО, если он необходим по ст. 52 ГК

Проверка реализуется при осуществлении таких процессов, как:

  • строительные работы,
  • реконструкция,
  • капитальный ремонт.

Проектные документы проходят государственную экспертизу (необходимое условие по ст. 49 в Градостроительном кодексе).

Если этого нет, то они признаются проектами на стадии разработки или их модификациями.

Технадзор данного типа в строительстве не проводится в работах над созданием:

  • жилого строения, в котором меньше трёх этажей.
  • сооружений, чья высота не достигает двух этажей, а площадь – 1500 кв.м.

По итогам проверок формируется акт, где указываются обнаруженные нарушения, а строители получают предписание об их оперативном устранении.

Технический надзор

Сегодня в актуальных нормативах РФ такого понятия нет. Ранее деятельность такой службы отражало Постановление Госстроя СССР №16 с корректировкой от 8 июня 2001 г.

В 2004 году в России начал действовать Градостроительный Кодекс. И указанное положение потеряло силу. И вместо понятия технического надзора стало применяться определение строительного контроля.

Хотя сегодня в некоторых источниках разграничивают эти термины. Но по факту разницы между строительным контролем и техническим надзором нет.

Строительный контроль

Его определение и главные критерии его реализации отражены в ст. 53 ГК РФ.

Осуществление технического надзора в строительстве – это компетенция следующих персон:

  1. Строителей.
  2. Застройщиков.
  3. Технических заказчиков.

Пункты 2 и 3 могут приглашать в работу и специалиста по созданию проектных документов.

Технический надзор заказчика проводится весь строительный период. Он призван обеспечить соблюдение проектных планов, рабочих сроков, нормативов, и соответствие ценам по сметам.

Сотрудник, реализующий технический надзор заказчика, подчиняется лишь руководителю, который поручил ему данную работу. Например, это может быть начальник подразделения по капительному строительству или главный инспектор технадзора.

Работник технадзора может указывать подрядной компании, как действовать в решении вопросов по используемым материалам, конструкциям, оборудованию и качеству СМР. И для неё эти требования обязательны.

Выполняя свои обязанности, сотрудники технадзора, не имеют права вносить коррективы в оперативно-хозяйственные работы подрядчика.

Также у них должен быть допуск СРО 1 и 2 уровня.

И строительный контроль, и технический надзор (как синонимы) сочетают в себе функционал:

  • производственного регулирования со стороны подрядчика,
  • технического персонала заказчика,
  • личного надзора от автора проекта.

Кто может осуществлять технадзор? Спектр юридических персон для этой деятельности довольно широк. Основные представители организаций данного контроля – это государственные органы. Они могут иметь муниципальный статус или относиться к прочим субъектам РФ.

Читайте также:  Капитальный ремонт объекта резервуар

В полномочиях местных органов власти организация строительной деятельности и эксплуатация созданной недвижимости. Их привлекают к надзору на стадии приёмки готовой постройки.

К государственным органам, имеющим право строительного контроля и проведения необходимых проверок, относятся:

  1. Роспотребнадзор.
  2. Ростехнадзор.
  3. Инспекция по экологическому регулированию.

Прочие компании с подобным правом, это:

  1. Специализированные фирмы с допуском СРО. Обычно они работают на сложных и масштабных объектах. Их работа основывается на договоре с заказчиком.
  2. Сам клиент, либо его законный представитель.
  3. Уполномоченный персонал компании подрядчика, ответственный за реализацию строительства.

Виды технадзора

Технадзор — комплексное мероприятие, которое включает в себя, в частности, следующие виды работ:

  • Проверка наличия необходимых документов на применяемые исполнителем материалы, изделия и оборудование, а также задокументированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний.
  • Контроль складирования и хранения строительных материалов, изделий и оборудования. Неправильно складированные и хранящиеся материалы представитель технадзора может запретить к применению.
  • Контроль соблюдения технологий строительства.
  • Контроль проектной и исполнительной технической документации.
  • Контроль точности расположения конструктивных элементов (выборочно).
  • Контроль исполнения предписаний контролирующих органов, их извещение об аварийных состояниях на объекте.
  • Контроль соответствия строительных работ календарному плану и договору. Подписание совместно с исполнителем двухсторонних актов, подтверждающих соответствие. Без подписания этих актов переход к следующему этапу строительства осуществляться не должен.
  • Совместно с исполнителем — заключительная оценка соответствия готового объекта строительному законодательству, проектной и нормативной документации.

Организация технического надзора

В настоящее время технический надзор над строительством не является обязательным. Его осуществление и выбор организации полностью зависят от решения заказчика. Заказчик или подрядчик могут заниматься техническим надзором и самостоятельно, однако эффективнее всего будет привлечь третью сторону. Договор на осуществление функций технического надзора может быть подписан с заказчиком только при наличии у него разрешения на строительство.

Процедура проведения технического надзора

  1. Формирование рабочей группы. В составе рабочей группы обязательно должны быть следующие специалисты с опытом работы не менее пяти лет: инженер по общестроительным работам; инженер по электрическим коммуникациям; инженер по системам вентиляции и кондиционирования; инженер по водоснабжению и канализации; проектировщик; специалист по анализу сметной документации.
  2. Проведение контрольных мероприятий. Частота проведения контрольных мероприятий прописывается в договоре и зависит от сложности объекта — как правило, их осуществляют не реже одного раза в месяц.
  3. Составление отчетности. По каждому контрольному мероприятию формируются отчеты, в которых должны содержаться следующие данные: установленные нарушения; ссылки на правовые нормы и проектно-технические документы; фото произведенных работ; актуальные графики реализации строительных процессов; таблицы расхода финансовых ресурсов.
  4. Сдача объекта. Специалисты технадзора присутствуют при сдаче объекта Госкомиссии. Переход к каждому последующему этапу строительства возможен только при устранении недочетов предыдущего этапа. Соответствующая ответственность технадзорных организаций прописывается в договоре.

Основные функции технического надзора

В рамках надзора за ведением строительных работ выполняются мероприятия, исполнение которых позволяет:

  • Выполнить контроль наличия требуемых документов на используемые подрядчиком в процессе строительства материалы и оформленных соответствующим образом результатов проведённых лабораторных испытаний (осуществляемого входного контроля);
  • Проконтролировать организацию складирования материалов и различных изделий, вопросы их хранения.

Если при этом будут выявлены нарушения, представитель технадзора имеет право считать их непригодными к дальнейшему строительству и наложить запрет на их дальнейшее использование.

  • Наладить действенный контроль за выполнением на каждом из этапов технологии осуществления строительных работ;
  • Жёстко отслеживать исполнение предписаний, выданных органом, выполнявшим контроль;
  • Отслеживать соблюдение календарного плана организации строительства.

Продолжение строительства запрещено до подписание актов (проверяющим и исполнителем), подтверждающих выполнение конкретного этапа работ согласно рабочей документации и положений действующих нормативов.

Лицо, занимающееся техническим надзором, после завершения строительства объекта, подписывает (вместе с подрядчиком) соответствующий Акт.

Наличие этого документа подтверждает, что построенный объект отвечает требованиям проекта, ГОСТ, СП и существующего законодательства.

«ИНТЕХ» — инжиниринговая компания. На нашем ресурсе air-ventilation.ru Вы можете узнать необходимую информацию и получить коммерческое предложение.

Отзывы о компании ООО «ИНТЕХ»:

Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

© 2003-2021 ИНТЕХ — Вентиляция и кондиционирование. Контакты

Источник

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»

В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Читайте также:  Начисление льгот за капитальный ремонт

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:

а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;

б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;

в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468)

ГАРАНТ:

См. также Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-03-2009), утвержденное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

Читайте также:  Закон периодичность капитального ремонта

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.

В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.

8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:

соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.

11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее, чем за 3 рабочих дня.

В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.

12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.

13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.

14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».

Приложение
к Положению о проведении
строительного контроля при
осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства

Нормативы расходов
заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль

Источник