Меню

Строительная экспертиза по выполнению капитального ремонта

Зачем нужна экспертиза строительных и ремонтных работ? Тонкости проведения

Когда ожидания от строительно-ремонтных работ не совпадают с реальностью, заказчик неизбежно задумывается о проведении экспертизы. Подобная проверка может быть проведена в отношении любого строительного объекта жилого либо промышленного назначения.

Что входит в понятие проверки строительных и ремонтных услуг?

Экспертиза строительных и ремонтных работ является одним из самых достоверных инструментов проверки качества предоставленных услуг. Она основана на глубоком анализе и сопоставлении данных с актуальной нормативно-правовой базой.

Проводится она по стандартной схеме:

  1. Анализ документов.
  2. Визуальное изучение спорного объекта.
  3. Лабораторное исследование использованных материалов.
  4. Формирование заключения эксперта.

Для грамотного проведения экспертизы специалисты опираются на следующие положения:

Что проверяется?

  • Соответствуют ли проведенные работы условиям договора, требованиям СНиП, проектно-сметной документации (в случае несоответствия, определение какие именно отступления имеются).
  • Являются ли нарушения следствием несоблюдения технологии выполнения строительных и ремонтных работ.
  • Фактический объем всех выполненных строительно-монтажных работ.
  • Определяется перечень и стоимость устранения выявленных дефектов.
  • Другие параметры.

При уклонении либо отказе заказчика от подписания договора сдачи-приемки, эксперты определяют:

  • соответствует ли объем выполненных работ заявленному;
  • соответствует ли качество предоставленной услуги условиям договора подряда и СНиП.

Если нарушения выявлены:

  1. исключают ли они возможность использования объекта по назначению;
  2. существует ли возможность устранения недочетов подрядчиком либо третьими лицами;
  3. определяется размер убытков, принесенных заказчику ненадлежащим выполнением работ.

Независимая строительно-техническая экспертная процедура

Особенностью независимой строительно-технической экспертизы является то, что производится она специалистами высокой квалификации, не заинтересованными в результатах самой процедуры.

Основания для проведения

Причины для обращения могут быть следующие:

  • заказчика в целом не устраивает качество выполненных работ;
  • заказчика не устраивает выполнение отдельных видов работ;
  • существенные дефекты выявлены после подписания акта приемки работ, в процессе эксплуатации;
  • были выявлены отклонения от согласованного проекта;
  • необоснованное завышение сметной стоимости выполненных строительных и ремонтных работ;
  • заказчик отказывается подписывать договор приема работ и оплачивать труд подрядчика;
  • подозрения в использовании некачественных материалов либо материалов иных, нежели были согласованы.

Таким образом, основанием для проведения экспертизы может стать любой спорный момент между заказчиком и исполнителем строительно-ремонтных работ.

Кто может быть инициатором?

Инициатором независимой экспертизы может стать:

Кто имеет право проводить?

Проводить независимую строительно-техническую экспертизу уполномочены:

  • государственные учреждения;
  • негосударственные экспертные организации;
  • частные эксперты.

Обязательным требованием к вышеперечисленным организациям является высокий уровень подготовки специалистов. А также могут привлекаться профессионалы из сфер физики, химии, эксперты строительного рынка.

Порядок проведения

  1. Стартует экспертиза с ознакомления с документацией. Специалисты проверяющей компании тщательно изучают проектные и сметные бумаги, договоры сторон, отчеты исполнителей о проведенной работе, сюда же относятся все чеки на приобретенные строительные материалы, если они имеются.
  2. Вторым этапом является визуальное исследование объекта. Эксперт внимательно изучает особенности спорных моментов. Производит осмотр и замер обнаруженных недочетов выполненного строительства или ремонта. Оценивает объемы выполненных строительных и ремонтных работ.

Затем с помощью фотокамеры фиксирует любые недостатки, допущенные исполнителем. На этом этапе специалист может использовать специальную аппаратуру и современные методы, например, ультразвуковую дефектоскопию, которая поможет выявить скрытые изъяны.

  • На третьем этапе экспертизы производится лабораторное исследование использованных в работе материалов. Проверяется их качество, безопасность, соответствие строительным нормам, техническому регламенту и пожеланиям заказчика.
  • Заключительный этап – это формирование экспертного заключения на основании проведенных мероприятий.
  • Кто оплачивает процедуру?

    В соответствии п.5 ст. 720 ГК РФ при назначении экспертизы с целью разрешения спора между заказчиком и исполнителем, расходы несет подрядчик, если не установлено отсутствия нарушений с его стороны, либо действия исполнителя не связаны с возникновением обнаруженных недостатков. В таком случае расходы оплачивает сторона, инициировавшая проведение экспертизы.

    Что выдается?

    Заключение эксперта включает в себя целый комплекс документов:

    • Протокол визуального исследования объекта.
    • Дефектная ведомость, в которой зафиксированы все обнаруженные недочеты. Каждый пункт должен быть подкреплен ссылкой на соответствующее положение СНиП, ГОСТ, ТУ.
    • Фото/видео материалы демонстрирующие недостатки и дефекты, обнаруженные на объекте.
    • Заключительные выводы эксперта либо группы специалистов с предписаниями по мерам устранения допущенных исполнителем нарушений.
    • Копии документов о квалификации экспертов, проводивших исследование, копии всех предоставленных документов, оплаченных чеков.

    Дополнительно к заключению могут быть приложены:

    • схемы, чертежи, расчеты, производившиеся в ходе исследования;
    • анализ лабораторных исследований;
    • перечень строительных материалов, применявшихся на объекте;
    • смета на устранение выявленных нарушений.

    Судебное исследование

    Судебная строительно–техническая экспертиза – это исследование строительных объектов в целях получения сведений о фактах, имеющих доказательственное значение при расследовании уголовных дел, административном расследовании, а также по делам, рассматриваемым арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

    При проведении судебной экспертизы строительных и ремонтных работ эксперт наделен процессуальным статусом, который определяет особый порядок её назначения, строгий перечень субъектов, которые могут её назначить и провести, а также четко установленные права, обязанности и ответственность.

    Основания для суда

    Назначена она может быть в ходе арбитражного процесса, гражданского процесса только судом. В случае возбуждения уголовного процесса – судом, следователем, дознавателем. Никакое иное лицо не может инициировать судебную экспертизу.

    Читайте также:  Капитальный ремонт с использованием материала заказчика

    Кто проводит?

    Право проводить судебную экспертизу имеют:

    • государственные учреждения;
    • негосударственные экспертные организации;
    • частные лица.

    Главным критерием является наличие специального образования, позволяющего проводить соответствующие исследования.

    Порядок

    Судебная экспертиза проводится по единому алгоритму:

    1. Анализ документов.
    2. Визуальное изучение спорного объекта.
    3. Лабораторное исследование использованных материалов.
    4. Формирование заключения эксперта.

    Кто оплачивает?

    Расходы за проведенные исследования несет проигравшая в ходе судебных разбирательств сторона. За исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96, когда иск удовлетворен частично. В таком случае расходы делятся пропорционально удовлетворенных судом претензий.

    Что выдается?

    Результатом экспертизы является пакет документов схожий с перечнем документов, полученным в ходе независимой экспертизы:

    • описание объекта;
    • примененные методы исследования;
    • техническая характеристика проделанной работы;
    • фото/видео материалы;
    • дефектная ведомость;
    • рекомендации по устранению недочетов;
    • выводы эксперта.

    Заключение, как правило, отвечает на вопрос кто прав, а кто виноват в разногласиях сторон-участников процесса.

    Проведение строительно-технической экспертизы позволяет досконально точно определить качество выполненных работ. А также сэкономить ваши нервы и деньги. Главное, внимательно отнестись к выбору организации, осуществляющей экспертные услуги.

    Источник

    Разъяснения Главгосэкспертизы по п. 27.4, 28, 35.1, 44, 44.2, 45.11 Постановления Правительства № 145

    27_4. Проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:

    а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

    б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;

    в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.

    Крайне необходимы разъяснения по пункту 27(4) Положения № 145, которым установлены основания для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости в отношении работ по капитальному ремонту, а именно:

    — замена и (или) восстановление всех видов строительных конструкций;

    — замена и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения .

    Речь идет о замене (восстановлении) всех видов одновременно или по отдельности? В случае, если такие работы планируются не в отношении всего объекта, а только в его отдельных помещениях — обязательна ли проверка? Может ли застройщик по собственной инициативе направить техническую часть проекта по капитальному ремонту на оценку соответствия если проверка сметной стоимости обязательна, а также если не обязательна?

    Согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ при проведении капитального ремонта ОКС сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Пунктом 27(4) Положения № 145 такие случаи установлены.

    Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта ОКС (часть 3 статьи 49 ГрК РФ). При этом проектная документация ОКС, указанная в части 3 статьи 49 ГрК РФ подлежит государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

    В силу пункта 2 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ по собственной инициативе застройщик может направить техническую часть проекта по капитальному ремонту на оценку соответствия только в случае, если проверка сметной стоимости не обязательна.

    28. Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или капитального ремонта которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств государственных компаний и корпораций, начинается после заключения договора и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы, включенного в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну).

    В отношении иных объектов капитального строительства проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы, включенного в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну).

    В отношении работ, финансирование которых происходит с привлечением бюджетов Положение № 145 предусматривает начало проведения экспертизы с момента заключения договора, т.е. до оплаты, что влечет увеличение дебиторской задолженности. Взыскание дебиторской задолженности в судебном порядке с коммерческих организаций не гарантирует исполнения судебного решения.

    Читайте также:  План выборочного капитального ремонта

    В связи с изложенным пункт 28 Положения № 145 предлагается изложить в следующей редакции: «Проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы, включенного в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства».

    Норма изложена корректно.

    Правительством Российской Федерации было принято решение изложить пункт 28 Положения № 145 в представленной редакции после согласительных процедур с Минтрансом России и Минстроем России.

    Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий ОКС работы в отношении которых финансируются с привлечением средств бюджетной системы начинаются после заключения договора и завершаются направлением заявителю заключения экспертизы.Отсутствие ранее присутствующего условия об оплате 100% аванса создает для Учреждения дополнительные финансовые риски и увеличивает нагрузку на юридическую службу.

    Норма изложена корректно.

    Правительством Российской Федерации было принято решение изложить пункт 28 Положения № 145 в представленной редакции после согласительных процедур с Минтрансом России и Минстроем России

    35_1. Вывод о недостоверности определения сметной стоимости должен содержать ссылки на конкретные положения сметных нормативов и перечисление несоответствий, связанных с неправильностью и (или) необоснованностью принятых в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией. Организация по проведению государственной экспертизы оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости, если:

    а) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии с утвержденными сметными нормативами, федеральными единичными расценками, в том числе их отдельными составляющими, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) укрупненными нормативами цены строительства, размещенными в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;

    б) в сметной документации выявлены ошибки, связанные с неправильностью и (или) необоснованностью использованных в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, принятых в проектной документации;

    в) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства, не подлежащими применению к объекту капитального строительства, проектная документация которого представлена на государственную экспертизу, и (или) на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах, не являющихся аналогичными по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, работы по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) без применения стоимости проектов-аналогов при их наличии;

    г) сметная стоимость превышает укрупненные нормативы цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или предполагаемую (предельную) стоимость, рассчитанную на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах.

    Согласно подпункту «в» пункта 35(1) Положения № 145 расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства, неподлежащими применению к ОКС, проектная документация которого представлена на государственную экспертизу, и (или) на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах, не являющихся аналогичными по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос ОКС, работы по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) без применения стоимости проектов-аналогов при их наличии. В НПА нет отражения обязательности предоставления расчета предельной стоимости (НЦС) при подаче документов на проведение государственной экспертизы.

    Вопрос: Является ли расчет предельной стоимости цены строительства (НЦС) предметом экспертизы (согласно абзацу 7 подпункта «а» пункта 13 Положения № 145).

    Проверка сметы на предмет непревышения предельной стоимости осуществляется для строительства и реконструкции (потому что это капитальные вложения, для которых расчёт этой предельной стоимости необходим). Пунктом 27(3) Положения № 145 предусмотрено: «27(3). Проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства.». При проверке сметы осуществляется проверка правильности расчёта предельной стоимости.

    44. Проектная документация (часть проектной документации в случае, предусмотренном подпунктом «г» пункта 13 настоящего Положения) и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу:

    а) после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы;

    б) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных частью 3_8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

    в) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, предусмотренных частью 3_8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, — по инициативе заявителя.

    В случае, если выдано заключение с двумя разными выводами: о соответствии техническим регламентам и на несоответствие сметным нормативам, данное заключение будет отрицательным? Соответственно потребуется проведение повторной экспертизы, в таком случае повторно будет сдаваться только смета? В повторном заключении делать ссылку на предыдущее заключение, где проектная документация соответствует требованиям технических регламентов? Какие данные загружать в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации ОКС?

    Читайте также:  Организация работ при капитальном ремонте жилого дома

    Да. Заключение будет отрицательным. Отрицательное заключение по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости строительства ОКС выдается в случае, если в заключении экспертизы сделан вывод о недостоверности определения сметной стоимости строительства такого объекта.

    Основания для принятия соответствующего решения содержатся в пункте 35(1) Положения № 145.

    Согласно подпункту «а» пункта 44 Положения № 145 проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы. При этом повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном Положением № 145 для проведения первичной государственной экспертизы. Выдача заключения государственной экспертизы производится в порядке, установленном разделом V Положения № 145. Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации ОКС утвержден приказом Минстроя России от 22.02.2018 № 115/пр.

    44_2. К заявлению о проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.

    В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, устранимы без возврата документов, представленных на бумажном и (или) электронном носителе, в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 18 настоящего Положения, и заявитель не настаивает на возврате таких документов, организация по проведению государственной экспертизы в порядке и сроки, которые определены договором, устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на государственную экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки в порядке, определенном договором, заявитель представляет в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.

    Пунктом 44(2) Положения № 145 указано, что при проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий. Вопрос 1: Подпись заказчика не нужна? Вопрос 2: Какие требования по оформлению предъявляются к справке, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, прилагаемой к заявлению о проведении повторной государственной экспертизы, в соответствии с пунктом 44(2) Положения № 145?

    Требования к оформлению справки законодателем не устанавливаются.

    Требование о наличии на справке подписи заказчика также отсутствует.

    45_11. В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проводится оценка таких изменений на предмет их соответствия требованиям, на соответствие которым оценивалась проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий при первоначальном проведении государственной экспертизы, по результатам которой было получено положительное заключение государственной экспертизы.

    В случае, когда в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика на проектирование внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлено в соответствии с требованиями, вступившими в силу после выдачи указанного положительного заключения государственной экспертизы, проводится оценка изменений, внесенных в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, на предмет соответствия требованиям, вступившим в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы.

    Повторная экспертиза проводится на соответствие требованиям, на соответствие которым проводилась первоначальная экспертиза (пункт 45(11) Положения № 145). Как быть с теми повторными экспертизами, когда заказчики за их проведением обращаются в настоящее время, а первоначальное заключение было получено 5, 10 лет назад? Проводить экспертизу на соответствие требованиям 5-ти, 10-ти летней давности?

    В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проводится оценка таких изменений на предмет их соответствия требованиям, на соответствие которым оценивалась проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий при первоначальном проведении государственной экспертизы, по результатам которой было получено положительное заключение государственной экспертизы.

    В случае, когда в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика на проектирование внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлено в соответствии с требованиями, вступившими в силу после выдачи указанного положительного заключения государственной экспертизы, проводится оценка изменений, внесенных в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, на предмет соответствия требованиям, вступившим в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы.

    Таким образом, для целей проведения в дальнейшем повторной экспертизы проектной документации, в которую внесены изменения, организациям по проведению экспертизы проектной документации и застройщикам следует исходить из указанных норм Положения № 145.

    Источник