Меню

Средства капитального ремонта магистральных трубопроводов

Некоторые особенности проектирования производства работ капитального ремонта магистральных трубопроводов поточным методом

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 25.04.2016 2016-04-25

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Мухаммедова, Д. Ч. Некоторые особенности проектирования производства работ капитального ремонта магистральных трубопроводов поточным методом / Д. Ч. Мухаммедова, Р. Э. Эседулаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/113/25197/ (дата обращения: 19.02.2021).

С увеличением протяжённости магистральных трубопроводов одновременно возрастает роль планового ремонта линейной части магистральных трубопроводов для их нормальной эксплуатации. Поэтому производство капитального ремонта на действующих магистральных трубопроводах направлено на обеспечение безаварийной и бесперебойной эксплуатации трубопроводов.

Для своевременной и чёткой организации производства капитального ремонта трубопроводов большой протяжённости с минимальной затратой времени важно при проектировании и составлении необходимой документации учитывать конкретные особенности каждого трубопровода. При этом основным принципом проектирования производства капитального ремонта трубопроводов является выполнение всех работ поточным методом.

Опыт поточного производства ремонтных работ линейной части магистральных нефтепроводов выявил целесообразность и необходимость этого метода. Организация потоков позволила значительно сократить сроки ремонта, повысить производительность труда, улучшить использование механизмов, а также добиться равномерности и непрерывности производства работ.

В настоящее время наиболее распространённым способом ремонта трубопроводов является ремонт их с подъёмом и выкладкой на лёжки в траншее.

Технологическая схема, включающая применение специальных ремонтных машин (специальный вскрышной экскаватор, очистная и изоляционная машина), позволяет максимально механизировать ремонтные работы с малой затратой времён на остановку действующего трубопровода. Применение данной схемы нефтепроводными управлениями при рациональном использовании ремонтных машин позволило увеличить производительность труда ремонтной колонны с 200 до 600 м трубопровода в смену без разрезки последнего.

Проектирование капитального ремонта магистрального трубопровода с подъёмом и выкладкой его на лёжки в траншее и поточным ведением всех работ производится в такой последовательности.

По протяжённости участка ремонтируемого трубопровода с учётом производительности ремонтной полоны в различных условиях определяется необходимое количество колонн:

,

где — приведённая продолжительность капитального ремонта участка ремонтируемого трубопровода, смены; — плановый срок ремонта участка трубопровода, смены; — суммарная продолжительность сближений между отдельными видами работ, смены.

Определяются границы существования комплексных линейных потоков ремонта трубопроводов, в качестве которых обычно выбираются КС, ГРС, НПС, линейные краны, задвижки, переходы трубопровода через естественные и искусственные преграды и т. п. Это позволяет избежать дополнительных затрат на перебазировку специализированных колонн в пределах отдельных участков трубопровода.

В каждом комплексном потоке выделяются основные взаимоувязанные специализированные и частные потоки, осуществление которых открывает фронт работ последующему.

Разделение комплексного потока ремонта трубопровода на специализированные и частные производят с таким расчётом, чтобы каждый из них мог быть выполнен бригадой постоянного состава при относительно равномерном потреблении ресурсов. При капитальном ремонте магистральных трубопроводов, как и при строительстве, ведущим видом работ являются изоляционные работы, относительно которых синхронизируется производство остальных видов работ: подготовительных, вскрышных, подъёмно-выкладочных, очистных, сварочных, укладочных и работ по засыпке трубопровода.

Определяется сменный темп выполнения различных видов работ и продолжительность выполнения каждого процесса.

Продолжительность выполнения отдельных видов работ определяется в соответствии с производительностью труда ремонтных бригад, выполняющих данный вид работ, и равна:

,

где , — плановое задание по повышению производительности труда соответственно изоляционно-укладочных работ и любого другого вида работ; , — коэффициенты, учитывающие увеличение трудоёмкости соответственно изоляционно-укладочных и любого другого вида работ в зависимости от условий ремонта; — протяжённость участка ремонтируемого трубопровода, км; , — нормативная сменная производительность соответственно изоляционно-укладочной бригады и любой другой, км в смену; — объём конкретного вида работ на участке ремонтируемого трубопровода, км, м3, м2 и т. д.

Далее расчётом определяется количество бульдозеров для планировки трассы и засыпки траншеи, специальных и одноковшовых экскаваторов для вскрытия трубопровода, перечень и число очистных и изоляционных машин для нанесения новой изоляции. Одним из наиболее трудоёмких видов работ при механизированном производстве ремонта является очистка трубопровода от старой изоляции и ржавчины. Очистку трубопровода производят специальной очистной машиной и вручную. Численность рабочих для очистки трубопровода определяется темпом выполнения работ, равным темпу изоляционно-укладочных работ.

Читайте также:  Мсфо капитальный или текущий ремонт

Производительность труда бригады (звена) рабочих по очистке трубопровода вручную:

,

где — численность рабочих по очистке трубопровода, чел.; — протяжённость участка трубопровода, очищаемого одним рабочим в смену, км на человека.

Для определения общей производительности труда звена рабочих по очистке трубопровода необходимо учесть их квалификацию:

где — сменная производительность труда бригады (звена) при очистке трубопровода от нормальной изоляции вручную, км в смену; — сменная производительность труда одного рабочего V разряда при очистке трубопровода от нормальной изоляции диаметром 529 мм, км в смену; , ,…, — численность рабочих III, IV, V разрядов, участвующих в очистке трубопровода ( в индексе равен V разряду); , , …, — коэффициенты, учитывающие производительность труда рабочих соответственно III, IV и V разрядов, определяются из расчёта необходимого времени для очистки трубопровода от нормальной изоляции диаметром 529 мм и протяжённостью участка 1 км.

График составляется на основании перспективного плана капитального ремонта линейной части магистрального трубопровода, изучения материалов о техническом состоянии трубопровода, рабочих чертежей, грунтов на ремонтируемом участке, документов по согласованию сроков проведения капитального ремонта с планом транспортировки продукта.

В рабочем графике должны указываться:

  1. Сроки начала и окончания производства работ, а также сроки начала и окончания ремонта переходов специализированными колоннами.
  2. Километры, пикеты, опоры связи трассы трубопровода.
  3. Перечень (наименование) работ и показатели — плановые и фактические (таблица).

Такая форма графика наглядно показывает положение ремонтных работ на трассе.

График предусматривает поточное выполнение всех работ на трассе. После его разработки составляются остальные документы: ведомость поступления изоляционных и других материалов (бензин, лёжки); ведомость имеющегося запаса труб; план расположения по трассе полевых станов ремонтной колонны; график ремонта электрозащитных средств; рабочие чертежи временных сооружений, устройств, дорог и приспособлений; технологические карты на отдельные виды работ.

Составление проекта завершается разработкой его технико-экономических показателей.

Данная методика производства ремонта трубопроводов поточным методом предназначена для ремонтно-строительных организаций, занимающихся капитальным ремонтом линейной части магистрального трубопровода.

  1. Халлыев Н. Х., Будзуляк Б. В., Лежнев М. А. Ремонт линейной части магистральных газонефтепроводов. ‒ М.: ООО “Мега-Стиль”, 2005.
  2. Вайншток С. М., Новоселов В. В., Прохоров А. Д., Шаммазов А. М. и др. Трубопроводный транспорт. М.: ООО „Недра-Бизнесцентр“, 2004.
  3. Березин В. Л., Ращепкин К. Е., Телегин Л. Г. и др. Капитальный ремонт магистральных трубопроводов. ‒М.: Недра, 1978.

Источник

Совершенствование технологии и технических средств капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов Текст научной статьи по специальности « Технологии материалов»

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Тютьнев А. М.

Современная сеть магистральных трубопроводов (более 150 тыс. км газопроводов и 50 тыс. км нефтепроводов) обусловлена значительной протяженностью, большими диаметрами, значительным сроком службы и высоким эксплуатационным давлением. В связи с тем, что трубопроводные магистрали проложены в густонаселенных районах, пересекают многочисленные железные и шоссейные дороги, реки, каналы и т.д. к линейной части магистральных нефтегазопроводов предъявляются высокие требования с точки зрения эксплуатационной надежности и промышленной безопасности.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Тютьнев А. М.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технологии и технических средств капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов»

ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ

А.м. тютьнев, к.т.н., генеральный директор ООО «Промтех-НН»

совершенствование технологии и технических средств капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов

Современная сеть магистральных трубопроводов (более 150 тыс. км газопроводов и 50 тыс. км нефтепроводов) обусловлена значительной протяженностью, большими диаметрами, значительным сроком службы и высоким эксплуатационным давлением. В связи с тем, что трубопроводные магистрали проложены в густонаселенных районах, пересекают многочисленные железные и шоссейные дороги, реки, каналы и т.д. к линейной части магистральных нефтегазопроводов предъявляются высокие требования с точки зрения эксплуатационной надежности и промышленной безопасности.

Читайте также:  Плата за капитальный ремонт обязательна или нет 2016

Самой важной причиной, влияющей на эксплуатационную надежность трубопровода, является процесс старения магистральных газопроводов. А на процесс старения магистральных газопроводов влияет множество факторов, в том числе уровень проектных работ, внешняя и внутренняя коррозия металла труб, нарушение правил технической эксплуатации, возраст-

ной состав и другие. В результате влияния этих факторов на газопроводах возникают аварийные ситуации, приводящие к большим материальным и финансовым затратам. Надежная и безотказная работа магистральных газопроводов обеспечивается за счет правильной технической эксплуатации, своевременного проведения диагностики, профилактического и капитального ремонта, а также реконструкции. Высокая эффективность своевременного и качественного проведения

ремонтно-восстановительных работ на трубопроводах может быть достигнута только за счет комплексного решения взаимосвязанных и взаимозависимых оптимизационных задач по технике, технологии, организации и управлению ремонтным производством. Поэтому исследование и разработка современной технологии и комплекса технических средств, позволяющих сократить сроки ремонта линейной части магистральных газопроводов при высоком качестве работ, важная и актуальная задача.

Анализ показывает, что отказы на магистральных газопроводах с большим возрастом эксплуатации в основном связаны с коррозией металла труб по причине выхода из строя изоляционных покрытий. На рис. 1 приведены усредненные данные причин отказов на газопроводах.

Существует несколько технологических схем капитального ремонта газопроводов: ремонт трубопровода в траншее с подкопкой под трубу, ремонт трубопровода с подъемом и укладкой

Строительно-монтажные работы 21,9

Рис. 1. Причины отказов на газопроводах, %

№ 11 \\ ноябрь \ 2007

его на берме траншеи, ремонт трубопровода на берме траншеи с разрезкой трубы, ремонт трубопровода с подъемом и укладкой на лежки в траншее, ремонт трубопровода с прокладкой новой нитки параллельно действующему трубопроводу.

Сравнение технологических схем ремонта трубопроводов показало, что ни одна из пяти схем на современном этапе не отвечает полностью критериям эффективного ремонта линейной части магистральных газопроводов. В этой связи задача создания новой технологической схемы капитального ремонта магистральных газопроводов, которая отвечала бы всем критериям, чтобы при минимальных затратах и за короткие сроки качественно отремонтировать участок газопровода и обеспечить гарантированные сроки эксплуатации была крайне актуальной. При этом в качестве основных тре-

Рис. 2. Расчетная схема упруго-изогнутой оси трубопровода на пролете L1 от подкапывающей машины до опорной лежки.

бований к технологии и организации

капитального ремонта газопроводов для обеспечения эксплуатационной надежности с гарантийным сроком службы в современных условиях определены:

• индустриализация технических решений;

• применение поточного метода производства организации работ;

• синхронизация основных и специальных видов работ;

• производительность и высокое качество работ;

• минимизация дополнительных напряжений, возникающих в процессе производства работ.

С учетом этих особенностей и требований к ремонту газопроводов в современных условиях была предложена технология ремонта газопроводов в траншее с сохранением его пространственного положения. Для данной технологии фирма «Промтех-НН» разработала специальные технические

Разработка и серийное производство оборудования для комплексной механизации капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов

603158, г. Н. Новгород, ул. Зайцева, д. 30 тел.: (831) 223-93-00, факс: (831) 223-94-00 e-mail: ooo@promteh.ru | www.promteh.ru

ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ

и / \ 1р * »0 L 1 \ Ц, X

Рис. 3. Расчетная схема упруго-изогнутой оси трубопровода на пролете L1 от подкапывающей машины до опорной лежки.

средства, которые позволяют при производстве капитального ремонта газопровода сохранять его пространственное положение (в траншее), применять комплексную механизацию и поточный метод организации производства работ, а также минимизировать появление дополнительных напряжений и объемы работ по ремонту стыков на ремонтируемом газопроводе. Исследования и опыт капитального ремонта газопроводов показали, что в современных условиях особое место при выборе технологической схемы ремонта должна занимать минимизация дополнительных напряжений в трубопроводе, возникающих в процессе производства работ. В связи с этим в технологической схеме при совмещенном методе ведения ремонтно-восстановительных работ магистральных газопроводов в траншее должно быть правильно расставлено технологическое оборудование. Расстановка выполняется из расчета, чтобы:

Читайте также:  Работы выполняемые при капитальном ремонте тепловых сетей

• механические напряжения в оболочке трубопровода при действии изгиба и растяжения от машин, кранов и собственного веса трубы были в упругой области;

• не происходило перегрузки поддерживающих механизмов;

• были выдержаны технологические расстояния между очистной и изоляционной машинами, а также между изоляционной машиной и точкой со-

прикосновения трубы с грунтом. Работа в области расчета напряжений в трубопроводе показала, что определение технологических параметров ремонтно-восстановительных работ (число трубоукладчиков и расстояния между ними, высота подъема трубопровода, оптимальная расстановка очистной и изоляционной машин по критерию качества работ и др.) выполнялось из расчета трубопровода как стержня на изгиб, без учета воздействия продольных усилий, которые, как будет видно ниже, существенно влияют на напряженно-деформированное состояние трубопровода и, следовательно, на правильную расстановку машин и механизмов вдоль ремонтного участка трассы.

Особенно это явно проявляется в случае, когда трубопровод не разрезается на части и поддерживается грузоподъемными машинами в траншее на заданную технологическую высоту, обеспечивающую нормальную работу очистных и изоляционных машин, как показано на рис. 2.

Таким образом, жесткое защемление в опорных сечениях вызывает значительные напряжения. Следовательно, необходимо предусмотреть такую конструкцию опор, при которой трубопровод мог бы компенсировать возникающие в процессе ремонтных работ и движения ремонтных машин дополнительные напряжения. На рис. 3 представлена расчетная схе-

ма для участка трубопровода, приподнятого над дном траншеи с длиной пролета L1.

Как видно из этой схемы, при подъеме трубопровода грузоподъёмными машинами на некоторую высоту у упругая ось трубопровода испытывает не только изгиб, но и растяжение. Были подробно исследованы конструктивные особенности и технические характеристики подкапывающей машины, машины для предварительной очистки поверхности ремонтируемого газопровода от старого изоляционного покрытия, опорных устройств для поддержания ремонтируемой трубы в траншее, машины для окончательной очистки поверхности труб, машины для нанесения грунтовки, машины для нанесения нового изоляционного покрытия на поверхность газопровода методом экструзии.

В итоге ООО «Промтех-НН» разработаны и внедрены специальные технические средства, которые в конечном счете позволили создать единый технологический комплекс. На каждую машину получены патенты и разрешение на серийное производство.

Исследования, разработка и серийное производство вышеуказанных машин позволили комплексно механизировать производство капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов в траншее с сохранением его пространственного положения.

603158, г. Н. Новгород, ул. Зайцева, д. 30 тел.: (831) 223-93-00 факс: (831) 223-94-00 e-mail: ooo@promteh.ru www.promteh.ru

Предприятие ЗАО «ТЕРМА»

является производителем термоусаживающихся материалов «ТЕРМА» для антикоррозионной защиты тепло-, водо-, газо-, нефтепроводов с 1997 г.

Основными областями применения нашей продукции являются:

Изоляция стальной трубы, не имеющей базовой заводской изоляции, методом спиральной намотки в заводских либо трассовых условиях. Нанесение защитной обертки на трубы, покрытые битумным слоем. Изоляция стальной трубы методом спиральной намотки при проведении переизоляционных работ в трассовых условиях. Изоляция сварных стыков труб диаметром до 1420 мм с заводским полиэтиленовым покрытием и покрытием на основе термоусаживающихся лент с возможностью получения двух- и трехслойной изоляции.

Ремонт мест повреждения заводского полиэтиленового покрытия или покрытия на основе термоусаживающихся лент путем заполнения места повреждения полимерным заполнителем с последующей установкой армированной заплатки для увеличения прочностных свойств покрытия. Гидроизоляция теплопроводов различного назначения с температурой носителя до 150°С.

Изоляция тройников, отводов и фасонных изделий в базовых и трассовых условиях.

Россия, 19Е029, г. Санкт-Петербург, ул. Дудко, 3 Тел. 8 (ВТ2) 600-18-21, 600-18-20 Факс 8 (812) 740-37-38

Источник