Меню

Способ накопления средств по капитальному ремонту

Способ накопления средств по капитальному ремонту

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании должны принять решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. В ст. 170 ЖК РФ предусмотрено два способа формирования фонда капитального ремонта.  Первый предполагает накопление взносов на капитальный ремонт на специальном счете одного многоквартирного дома (далее — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете).

 Второй предусматривает перечисление собственниками помещений взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора капитального ремонта (централизованная система капитального ремонта, так называемый общий котел) (далее — формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора). Региональный оператор создается в каждом регионе России (их количество может быть больше одного) в организационно-правовой форме некоммерческой организации — фонда. Региональный оператор принимает на себя обязанность по обеспечению реализации капитального ремонта в соответствии с региональной программой и его финансирование за счет средств собираемых на счете регионального фонда капитального ремонта. При таком способе формирования средств на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов могут использоваться средства взносов собственников помещений одних домов на проводимый ремонт в других домах. В этом и заключается суть котлового способа накопления средств на капитальный ремонт.

Региональный оператор выставляет собственникам платежные документы на оплату взносов или поручает это право на основании договора иным организациям, выполняет функции технического заказчика (разрабатывает проектно-сметную документацию, отбирает в установленном нормативным правовым актом субъекта РФ порядке подрядную организацию для проведения капитального ремонта, обеспечивает контроль за проведением работ и приемку выполненных работ, их финансирование).

Субъект РФ несет субсидиарную ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на регионального оператора обязанностей по капитальному ремонту перед собственниками помещений многоквартирного дома. Контроль за формированием и расходованием фонда капитального ремонта, деятельностью регионального оператора возложен на органы государственной жилищной инспекции. Максимальный срок, в течение которого собственники обязаны принять решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, составляет шесть месяцев с даты опубликования региональной программы капитального ремонта. Максимальный срок наступления обязанности собственников уплачивать взнос на капитальный ремонт составляет восемь месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем опубликования указанной программы. При этом субъект РФ может сократить эти сроки своим нормативным правовым актом.

За один месяц до окончания установленного срока для выбора способа формирования фонда капитального ремонта (если жильцы многоквартирного дома к этому времени не выбрали его самостоятельно) орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений для принятия такого решения.

Если способ управления не выбран или не реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора. В повестку общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта обязательно должны быть включены следующие вопросы: 1) выбор одного из способов формирования фонда капитального ремонта:  формирование фонда капитального ремонта на специальном счете;  формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.  Обратите внимание: вопросы 2–4 обязательно включаются в повестку собрания с указанием, что они рассматриваются только в случае выбора способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. 2) определение размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ; 3) определение владельца специального счета (владельцами специального счета в соответствии со ст. 175 ЖК РФ могут быть ТСЖ, ТСН, ЖСК, региональный оператор, управляющая организация); 4) выбор кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет. Специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем 20 млрд руб. В случае если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует вышеуказанным требованиям, вопрос о выборе кредитной организации, в которой

Читайте также:  Жилищный кодекс капитальный ремонт новостройки

будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора. Специальный счет для формирования фонда капитального ремонта может быть открыт в российских кредитных организациях, величина капитала которых составляет не менее чем 20 млрд руб. А если владелец специального счета — региональный оператор, то к этому требованию добавляется еще одно требование к кредитной организации: осуществление ею деятельности на территории данного региона. Кредитные организации, в которых региональный оператор открывает счет, выбираются на конкурсной основе, и к ним предъявляются такие же требования по величине капитала. Кроме этого, предусмотрена возможность открытия региональным оператором счетов в финансовых органах субъектов РФ. Банк России ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным ч. 2 ст. 176 ЖК РФ, на своем официальном сайте в Интернете.

Перечень таких банков можно найти и на сайте государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных п. 1–4 вышеуказанной повестки, и справки банка об открытии специального счета.

Выбранный способ формирования фонда капитального ремонта должен быть реализован в срок, установленный органом государственной власти субъекта РФ, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта РФ порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. При выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцами которого являются ТСЖ, ЖСК или иной специализированный кооператив, управляющая организация — данные организации в указанный срок должны открыть специальный счет в выбранном собственниками банке.

Специальный счет открывается банком при предъявлении документов, предусмотренных банковскими правилами, в том числе оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Специальный счет открывается на имя лица, указанного в решении общего собрания. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений многоквартирного дома, который признан в установленном порядке аварийным, подлежащим сносу или реконструкции (см. постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»), а также собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, в отношении которого принято решение о его изъятии для государственных или муниципальных нужд.

После вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, появилась возможность отсрочить начало уплаты взносов на капитальный ремонт до пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного дома выполняется на основании решения общего собрания собственников помещений по предложению ТСЖ, ЖСК, управляющей организации или регионального оператора. Если таких решений не принято в соответствующие сроки — на основании решения органа местного самоуправления, который тем самым берет инициативу на себя. Решение во всех случаях принимается по перечню работ, срокам их проведения, источникам финансирования, смете расходов на капитальный ремонт.

В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым ими решением в определенные ими сроки, собственники могут на общем собрании принять решение о дополнительном взносе на капитальный ремонт общего имущества. Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу проведения капитального ремонта общего имущества в этом доме должно быть определено лицо, которое от имени всех собственников будет участвовать в приемке выполненных работ и подписывать соответствующие акты.

Читайте также:  Структура сметной стоимости капитального ремонта

Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома может принять решение о привлечении кредита (займа) на выполнение капитального ремонта, порядке его погашения, уплате процентов. В соответствии с ч. 1 ст. 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если меньший срок не установлен законом субъекта РФ (ч. 5 ст. 173 ЖК РФ). Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора вступает в силу через один месяц после направления владельцу специального счета решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 173 ЖК РФ).

Источник

Способы формирования фонда капитального ремонта

Как можно накапливать денежные средства на капитальный ремонт?

Жилищным Кодексом РФ предусмотрено два способа формирования фонда капитального ремонта:

  • 1)На счете регионального оператора (в «общем котле»
  • 2)На специальном счете

В чем суть этих способов формирования фонда капитального ремонта?

Эти способы накопления денежных средств принципиально отличаются друг от друга.

Специальный счет – это счет в банке, открываемый для аккумулирования взносов собственников жилья в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта этого дома. главная особенность формировании фонда на специальном счете в том, что все бремя ответственности за организацию капитального ремонта целиком ложится на собственников.

Жители самостоятельно должны:

•Организовать начисление и учет взносов за капремонт (то есть выбрать компанию, которая будет заниматься этим. Как правило, это либо расчетный центр, либо управляющая компания, либо ТСЖ);

•Вести претензионно-исковую работу с соседями-неплательщиками

•Выбирать подрядную организацию, которая займется ремонтом, заключать с ней договор;

•Контролировать соблюдение сроков и качества выполняемых ремонтных работ, а также целевое использование собранных денежных средств.

Владельцем специального счета может быть:

1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом

2) жилищный кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом

3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления

4) региональный оператор

(п. 2 и п. 3 ст. 175 Жилищного Кодекса РФ)

Принцип «общего котла» заключается в следующем: средства, полученные от собственников в одних домах, региональный оператор может использовать на возвратной основе для финансирования капитального ремонта в других домах при условии, что многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования. Если дом находится в «общем котле», региональный оператор (Фонд) аккумулирует денежные средства собственников, обеспечивает начисление взносов, печать и доставку квитанций, привлекает подрядчиков, финансирует и контролирует выполнение работ.

Отметим, что в Свердловской области большинство собственников делают выбор в пользу «общего котла». Но есть в регионе дома, в которых открыт специальный счет. Их на сегодняшний день насчитывается около 4 тысяч, что составляет порядка 14% от общего количество домов, включенных в Региональную программу.

Есть ли разница в отплате взносов на капитальный ремонт на спецсчете и в «общем котле»?

Оплату взносов собственники жилья в домах «общего котла» производят по квитанциям платежных агентов Фонда, а жители домов, где отрыт специальный счет, оплачивают взносы по квитанциям организации, которую они выбрали на общем собрании.

Читайте также:  Кому можно не платить за капитальный ремонт многоквартирного дома

Можно ли изменить способ накопления средств?

Собственники в любой момент могут изменить способ накопления средств на капитальный ремонт на основании решения общего собрания. Необходимое количество голосов для принятия решения по этому вопросу составляет 50%+1 от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Перевод средств со специального счета в фонд регионального оператора осуществляется в течение месяца. Возможен и обратный переход – но это решение вступает в силу по истечении одного года с момента направления его региональному оператору. Если, в то время, когда средства копились на счете регионального оператора, в доме были сделаны те или иные работы по капитальному ремонту, то собственники не смогут перейти на спецсчет, пока не рассчитаются за уже выполненные региональным оператором работы. Это вполне логично. Ремонт сделан, значит, он должен быть оплачен. При этом собственники могут на общем собрании принять решение об увеличении размер взноса на капремонт и выплатить долг более оперативно.

Общее собрание можно провести как в очной, так и в очно-заочной, а также в заочной формах. Все образцы протоколов общих собраний собственников вы можете найти на нашем сайте www.fkr66.ru в разделе «Собственникам» – «Образцы документов и заявлений.

Если с домами, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, то есть в «общем котле», все более-менее понятно, то по специальным счетам у собственников возникает много вопросов.

Давайте разберем топ-5 неблагоприятных ситуаций, с которыми могут столкнуться жители домов, где открыт специальный счет:

1) Маленький дом – большие проблемы. Жители маленького двухэтажного, двухподъездного дома приняли решение копить на капитальный ремонт на специальном счете, но не задумались над тем, что сбор по дому за год – не превышает 200 тысяч рублей при условии, что все собственники вовремя, без просрочек вносят денежные средства. Приближается срок проведения капитального ремонта, а денег на доме не хватает. Конечно, есть вариант привлечения заемных кредитных средств, но, как показывает практика, собственники не охотно на него соглашаются, так как не готовы нести дополнительные расходы. Капремонт в плановые сроки не проводится и, согласно жилищному законодательству, дом переходит в «общий котел».

2) Жители запамятовали. Бывают случаи, когда собственники по каким-то причинам забывают о том, что приближаются сроки капитального ремонта дома – не собирают общее собрание, не определяют объемы работ, не выбирают подрядчика и т.п. В итоге ремонт не проводится и дом переходит в «общий котел». Например, в 2020, согласно утвержденному Краткосрочному плану, в 26 дома, где открыт спецсчет, должен был быть выполнен капитальный ремонт. Статистика по домам, в которых Фонд является владельцем специального счета, показывает, что только в 1 из 10 домов собственники смогли организовать ремонтные работы. По остальным 9 домам капитальный ремонт не выполнен.

3) Спецсчет есть – квитанций нет. Жители приняли решение об открытии специального счета, но не выбрали организацию, которая займется учетом и начислением взносов, печатью и доставкой квитанций. Соответственно квитанции собственники не получают, со временем образуется задолженность. Когда собираемость по дому составляет менее 50% и собственники не принимают никаких действий для ее повышения, согласно закону, дом переходит со спецсчета в «общий котел». После этого, платежные агенты Фонда начинают формировать жителям квитанции, в которых учитываются долги за предыдущие периоды. И в итоге собственникам приходят платежки с большим долгом, который они обязаны погасить.

4) Выполнение работ, не предусмотренных Жилищным Кодексом и областным законом о капитальном ремонте. Если случаи, когда в домах, где открыт специальный счет, собственники проводили работы, не относящиеся к капитальному ремонту – устанавливали в своих квартирах новые унитазы, пластиковые окна, ставили счетчики потребления энергоресурсов и т.п. Данные действия противозаконны.

5) Отсутствие качественного контроля за капремонтом многоквартирного дома. Собственники жилья в большинстве своем не являются экспертами в строительно-монтажных работах, не разбираются в технологии производства работ. Без привлечения экспертов достаточно тяжело контролировать качество ремонта.

Источник