Меню

Спецсчета капитальный ремонт отчетность

Как контролировать накопления средств на капремонт в случае спецсчета?

При выборе специального счета в качестве способа формирования фонда капитального ремонта деньги собственников жилья должны копиться на специальном счете в банке, который определяется на общем собрании собственников дома. Владельцами же специального счета согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации могут выступать — товарищество собственников жилья, которое осуществляет управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах — жилищный кооператив который осуществляет управление многоквартирным домом — управляющая организация, которая осуществляет управление многоквартирным домом на основании договора управления. Так же собственники помещений в многоквартирном доме имеют право принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
При этом не стоит забывать о том, что Жилищный Кодекс Российской Федерации предусматривает обязанность владельца специального счета представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в обозначенные сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации сведения о размере средств,которые были начислены в качестве взносов на капитальный ремонт, а так же сведения о размере средств, которые поступили в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете и сведения о заключении договора займа или кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
При этом жилищным законодательством также установлено, что владелец специального счета дома, а также банк в котором он открыт, обязаны по требованию любого собственника помещения в данном доме предоставить информацию о состоянии счета и об остатке средств на счете, а так же о поступивших взносах на капитальный ремонт и обо всех операциях по счету.

И ответ на совсем не маловажный вопрос — в связи с чем может повышаться плата за капремонт, а так же в каких случаях и законно ли это?

Согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации размер взноса на капремонт, так называемый минимальный размер, устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации и изменяется на основании их нормативно-правовых актов. Как таковой единой ставки для всех регионов нет, а это значит, что собственники жилья в каждом регионе платят разные суммы.
При этом существует определенный перечень работ по капремонту, который выполняется за счет средств, которые были накоплены исходя из этого минимального размера взноса.Если же собственники хотят выполнить работы сверх данного перечня или же ранее установленных региональной программой сроков, то законом предусмотрено, что они могут принять такое решение на общем собрании об увеличении взноса на капремонт.

И ответим на последний вопрос в сегодняшней статье — обязаны ли платить за капремонт жильцы (наниматели) муниципальных квартир?

Нет, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт лежит только на собственнике помещения, которое в данном случае относится к государственной собственности (ведомственной или других категорий). Сам наниматель в конкретной ситуации ничего не платит. Но наниматель при этом обязан платить за содержание и ремонт дома (речь идет о текущем ремонте).

Ставьте палец вверх если понравилась статья!

Источник

Способы аккумулирования взносов на капремонт: общий счет регионального оператора и спецсчёт

Действующим законодательством определено два способа накопления средств при уплате взносов на капитальный ремонт: на общем счете регионального оператора и на специальном счете , владельцем которого могут выступать либо региональный оператор, либо ТСЖ (жилищный кооператив), либо управляющая организация (п. 3 ст. 170 и п. 2, 3 ст. 175 ЖК РФ).

Региональный оператор – это юридическое лицо, созданное в виде фонда в каждом субъекте РФ. Имущество регионального оператора финансируется в том числе за счет денег собственников помещений МКД (п. 2 ст. 179 ЖК РФ).

Официально счет регионального оператора в ЖК РФ не называется «общим», однако фактически он является таковым. Деньги попадают в «общий котел» и распределяются государством по своему усмотрению на текущее «латание дыр» в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. В этой программе определяются предельные сроки проведения капитального ремонта собственниками помещений и (или) региональным оператором (п. 1 ст. 168 ЖК РФ).

На большей части сайтов региональных операторов можно проверить сроки того, когда планируется капитальный ремонт конкретного дома.

Рассмотрим пример дома, расположенного по адресу: Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 23, корп. 1. Это дом 1968 г. постройки, общей площадью 7148 м2. По данным Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015–2044 гг. ( http://repair.mos.ru/ ), верхний порог капитального ремонта этого дома – 2042 г. (в частности, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения или инженерных систем), нижний порог – 2021 г. (при необходимости ремонта или замены лифтового оборудования).

Читайте также:  Как оплатить за капитальный ремонт по терминалу

Пример описания сроков проведения работ по капитальному ремонту в МКД по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тухачевского д. 23, корп. 1

Не хочу показаться пессимистом, но планировать ремонт внутридомовых систем теплоснабжения в 2042 г. (то есть больше чем через четверть века), храня накопленные собственниками средства на государственном счете, как минимум неосмотрительно.

Как перейти с общего счета на специальный

Формально способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений (п. 1 ст. 173 ЖК РФ). За решение о переходе с общего счета на специальный должны проголосовать 2/3 собственников (не менее 67 % голосов от общей площади).

О решении собрания необходимо уведомить фонд капитального ремонта в течение 5 рабочих дней после его принятия (п. 4 ст. 173 ЖК РФ). Если решение будет отправлено на шестой день, оно автоматически станет недействительным и общее собрание придется проводить повторно.

При этом само решение вступает в силу через один год после его принятия и направления региональному оператору (п. 5 ст. 173 ЖК РФ), а уплаченные деньги переводятся с общего счета на специальный счет в течение 5 дней по прошествии двух лет (если иной срок не установлен законом субъекта РФ).

Таким образом, собственники, принявшие решение платить на специальный счет регионального оператора, будут продолжать платить на общий счет еще в течение года, пока решение не вступит в силу. (А оно может и не вступить в силу, если региональный оператор найдет к чему придраться.) С нашей точки зрения, такая правоприменительная практика является откровенно постыдной, делая собственников помещений фактически бесправными в этом вопросе перед государством.

К примеру, региональный оператор не отпустит МКД на специальный счет, если у дома задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества (п. 2 ст. 173 ЖК РФ). Но если у МКД нет задолженности, по какому праву государство на протяжении года насильно удерживает деньги жителей на общем счете?

Особо интересно то, что если уход с общего счета на специальный – дело трудное и затягивающееся на один год, то решение о переходе со специального счета на общий принимается государством за один месяц, а потом деньги переводятся в течение 5 дней (п. 6 ст. 173 ЖК РФ). То есть деньги собственников государство принимает за один месяц, а отдает с задержкой в один год. Хотя стоит отметить, что законами ряда субъектов РФ установлены меньшие сроки перехода с общего счета на специальный.

При принятии решения о переходе с общего счета на специальный решением общего собрания собственников помещений в МКД должны быть определены:

• размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт (не меньше установленного по региону минимума);

• владелец специального счета (ТСЖ ил УК);

• кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (региональный оператор обычно предлагает Сбербанк России или ВТБ).

Обычно на сайтах региональных операторов в разделе «Документы» приводятся формы протоколов с вопросами, которые можно использовать при голосовании и принятии решения о переходе с общего счета на специальный. Можно использовать уже готовые и предлагаемые государством шаблоны документов, а можно составить их самостоятельно. (Их перечень приводился в разделе о втором общем собрании.)

В любом случае региональному оператору в течение 5 дней после проведения общего собрания предоставляется следующий набор документов, необходимых для перевода на специальный счет ТСЖ (УК):

• уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта;

• копия протокола общего собрания собственников помещений;

• справка банка об открытии специального счета.

Однако факт перехода на специальный счет не означает, что собственники МКД останутся на нем пожизненно. Пунктами 8, 9 и 10 ст. 173 ЖК РФ предусмотрено, что если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее 50 % от размера представленных к оплате счетов, то государство вернет дом‑неплательщик в свое лоно и переведет его обратно, со специального счета на общий.

Если для МКД был открыт специальный счет у регионального оператора, а созданное впоследствии ТСЖ решило сменить владельца специального счета, региональный оператор в течение 10 дней принимает решение о переводе денежных средств на специальный счет ТСЖ (в течение этих 10 дней региональный оператор проверяет протокол общего собрания – п. 5 ст. 176 ЖК РФ).

Читайте также:  Смена собственника при капитальном ремонте

Предусмотрены два варианта распоряжения ТСЖ средствами, ранее собранными на специальном счете:

1. Закрытие прежнего специального счета, где владельцем выступает региональный оператор, и открытие ТСЖ нового счета в банке для целей аккумулирования сборов на капитальный ремонт. Этот способ наиболее распространен, а региональный оператор как прежний владелец специального счета обязан подать заявление в банк о расторжении договора специального счета и перечислении остатка денежных средств в течение 10 дней после получения соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД (п. 5 ст. 176 ЖК РФ).

2. Смена владельца специального счета (с регионального оператора на ТСЖ) без открытия нового счета. Согласно пояснениям, которые мне дали сотрудники одного регионального оператора по капитальному ремонту, возможен следующий порядок. В системе внутреннего пользования регионального оператора руководствуются разъяснениями Банка России (со ссылкой на нормы ГК РФ) о возможной смене владельца специального счета (с регионального оператора на ТСЖ) без открытия нового счета. Таким образом, ТСЖ не нужно заниматься волокитой с новым открытием в банке расчетного счета, сами документы на прежний специальный счет передаются по двухстороннему акту приема‑передачи от регионального оператора к ТСЖ (п. 3 ст. 176 ЖК РФ). Однако об этой практике мало кто знает, а потому она почти не востребована. Можно рекомендовать будущим ТСЖ (у которых ранее был открыт специальный счет) использовать вариант со сменой владельца специального счета с регионального оператора на ТСЖ, не открывая заново сам специальный счет. Это относительно просто и удобно.

Источник

Когда и как владельцу спецсчёта на капремонт направлять отчёт в ГЖИ

Управляющая организация как владелец спецсчёта для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома обязана отчитываться о состоянии такого счёта в орган Госжилнадзора. Поговорим о типичных ошибках, которые совершают владельцы спецсчетов, предоставляя сведения в контрольное ведомство.

Какие сведения владелец спецсчёта направляет в орган ГЖН

Способ формирования фонда капитального ремонта МКД выбирают собственники помещений в доме на общем собрании. Они могут перечислять взносы региональному оператору или открыть для этого специальный счёт (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ). Количество голосов, необходимое для принятия такого решение – более 50% от общего числа голосов собственников помещений МКД (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

При решении открыть спецсчёт для сбора средств на капремонт собственники, согласно ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, обязаны определить размер минимального взноса, кредитную организацию для открытия счёта и его владельца.

Владельцем специального счёта для формирования фонда капремонта выступает управляющая домом организация, ТСН или ЖК (ч. 2 ст. 175 ЖК РФ). Владелец выставляет счета на оплату взносов, работает с должниками и отчитывается перед органом государственного контроля.

Контроль за формированием фондов капремонта как на счёте регоператора, так и на спецсчёте проводит орган госжилнадзора (ст. 172 ЖК РФ). Владелец специального счёта обязан представлять в орган ГЖН сведения о размере средств,

  • начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт,
  • поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт,
  • израсходованных на капитальный ремонт со специального счёта,
  • оставшихся на специальном счёте на дату отчёта,

а также сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров (ч. 3 ст. 172 ЖК РФ).

Какой порядок и какие сроки установлены для предоставления сведений о спецсчёте

Порядок и сроки предоставления сведений владельцами спецсчетов на капремонт определяют нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов РФ.

Так, в ст. 9 закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 зафиксирован следующий порядок:

  • ежемесячно в срок до 25-го числа месяца, следующего за истёкшим, направляются данные о поступлении взносов от собственников;
  • ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным, направляются сведения о сумме остатка средств на спецсчёте.

Законом Иркутской области от 27.12.2013 № 167-ОЗ установлено, что сведения от владельцев спецсчетов должны поступать ежеквартально, не позднее восьмого числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Сведения представляются по форме, увтерждённой приказом службы ГЖН Иркутской области от 11.02.2016 № 008-спр.

Какие ошибки допускают владельцы спецсчетов при направлении сведений о счёте в орган ГЖН

К формам представления сведений, утверждённым органами власти субъекта РФ, обычно прилагаются методические рекомендации по заполнению документов. Это позволяет владельцам счетов избежать ошибок и предоставлять сведения в срок и в корректном виде.

Рекомендации могут касаться как формы заполнения для интеграции её с информационными системами, куда вносятся сведения по многоквартирном дому, так и содержания.

Управляющие организации, направляя сведения в орган ГЖН, должны внимательно относиться к заполнению форм и избегать типичных ошибок:

Читайте также:  Смоленский фонд капитального ремонта смоленской области

1. Форма не соответствует утверждённому в регионе шаблону.

Самая частая ошибка владельцев счетов – предоставление сведений в свободной форме, без использования шаблонов и рекомендаций, которые утверждены на уровне субъекта РФ.

Владельцу счёта прежде, чем заполнять данные, следует убедиться в актуальности используемой формы и прочесть методические указания. Органы ГЖН в регионах или региональные администрации на сайтах дают подробные разъяснения о том, как правильно предоставить сведения и дают возможность скачать шаблон для заполнения. Например, такие сведения есть на сайте ГЖИ Курганской области, службы ГЖН Иркутской области, Администрации Санкт-Петербурга.

2. Неактуальность информации на дату предоставления отчёта.

Регламенты регионов требуют от владельцев счетов предоставлять сведения ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. При заполнении отчёта УО и ТСЖ, предоставляя новые данные, часто указывают дату прошедшего периода. Или наоборот: под актуальной датой пытаются направить сведения предыдущего отчётного периода.

При ежемесячной отчётности за сентябрь предоставляются сведения, актуальные на 1 октября. Отчётной датой за I квартал будет 1 апреля, за II квартал – 1 июля и т.д.

3. Неверное указание владельца счёта.

Данные о лице, которое является владельцем специального счёта для формирования фонда капремонта, указываются в реестре спецсчетов. Реестр ведёт региональный орган ГЖН (ч. 4 ст. 172 ЖК РФ). Сведения вносятся туда согласно уведомлению, которое владелец был обязан направить вместе с копией протокола ОСС в течение пяти рабочих дней с момента открытия спецсчёта (ч. 1 ст. 172 ЖК РФ).

Отчётные данные орган ГЖН принимает только от владельцев счетов. Сведения от иных лиц, даже если они являются собственниками помещений в многоквартирном доме, не обрабатываются.

4. Несовпадение направляемых сведений о площади многоквартирного дома, о кредитной организации или номере спецсчёта с данными реестра спецсчетов.

Заполнив форму предоставления сведений, УО следует убедиться, что постоянные данные (о доме, о банке и счёте) совпадают с теми, что указаны в реестре спецсчетов субъекта РФ. Обычно реестр можно найти на сайте органа ГЖН, например, реестр спецсчетов Калужской области.

Если в сведениях о доме или спецсчёте произошли изменения: увеличилась или уменьшилась площадь жилых и нежилых помещений дома, сменилась кредитная организация и номер счёта – владелец обязан отправить в орган ГЖН подтверждающую эти факты документацию. Это может быть копия технического паспорта, копия протокола ОСС, выписка из банка.

5. Неполнота данных, предоставленных новым владельцем спецсчёта без учёта предыдущих периодов.

Собственники помещений в доме имеют право в любой момент изменить способ формирования фонда капремонта или сменить владельца спецсчёта (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

При этом новый владелец счёта обязан в своих отчётах указывать информацию о средствах, накопленных собственниками за все предыдущие периоды. Данные должны предоставляться нарастающим итогом с даты начала формирования фонда капремонта по состоянию на отчётную дату.

6. Отсутствие взаимосвязи между предоставленными данными.

Согласно ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, владелец спецсчёта направляет в орган ГЖН информацию о начислениях взносов на капремонт, о сумме уплаченных взносов, суммах потраченных на капремонт средств и остатках на счёте.

Эти данные не должны противоречить друг другу. Например, сумма задолженности за отчётный период должна быть равна разнице между суммой начислений за период и суммой поступивших за это время взносов. Если итог вычислений не совпадает с указанными данными, то в расчётах допущена ошибка.

Как УО избежать ошибок при направлении сведений о спецсчёте в орган ГЖН

Управляющие организации, являясь владельцами специальных счетов, открытых для формирования фонда капремонта, обязаны предоставлять в орган ГЖН сведения о спецсчёте с учётом того, что:

  • периодичность отправки данных установлена в каждом регионе своя: ежемесячная, ежеквартальная, ежегодная;
  • форма и порядок предоставления данных утверждается нормативными актами субъекта РФ.

При подготовке отчёта УО следует проверить:

  • актуальность используемого шаблона и данных, своевременность предоставления сведений в соответствии с НПА субъекта РФ;
  • совпадение данных по владельцу, дому и по спецсчёту в отчёте со сведениями в реестре спецсчетов субъекта РФ;
  • правильность указания периода отчётности;
  • полноту данных в соответствии с отчётами за предыдущие периоды;
  • отсутствие противоречий между разными данными.

За непредоставление в орган ГЖН сведений, указанных в ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, в установленный срок, предоставление в неполном объёме или в искажённом виде владелец специального счёта может быть привлечён к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

За такое нарушение предусмотрено наказание в виде штрафа в 3 000 – 5 000 рублей для юридических лиц, от 300 до 500 рублей – для должностных лиц.

Источник