Меню

Региональный оператора по капитальному ремонту это

Региональный оператор капремонта

Обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД

Региональный оператор капремонта

Региональный оператор по капитальному ремонту (далее — региональный оператор) — это специализированная некоммерческая организация, созданная субъектом РФ, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ч. 16.5 ст. 12, ч. 2 ст. 178 ЖК РФ).

Создание регионального оператора

Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Он может быть одним для всего субъекта РФ, или может быть создано несколько операторов с соответствующей зоной охвата территории субъекта (ч.ч. 1, 2 ст. 178 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 179 ЖК РФ имущество регионального оператора формируется за счет:

  • взносов учредителя;
  • платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
  • других не запрещенных законом источников.

Как разъяснено в Письме Минстроя России от 05.08.2015 N 24470-ОД/04 «По вопросу уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме», собственники помещений в многоквартирных домах обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором.

Ранее действовавшие Методические рекомендации по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности (утв. Приказом Минстроя России от 28.01.2016 N 41/пр) (далее — Методические рекомендации) предусматривали, в частности, рекомендации о создании одного регионального оператора, функционирующего на всей территории субъекта РФ (за исключением случаев, когда необходимость создания на территории субъекта РФ нескольких региональных операторов обусловлена рядом определенных факторов) (ч. 2.2 Методических рекомендаций), содержании устава регионального оператора (ч. 2.5 Методических рекомендаций), а также перечень дополнительных источников формирования имущества регионального оператора (ч. 4.2 Методических рекомендаций).

В настоящий момент указанные Методические рекомендации отменены Приказом Минстроя России от 10.10.2017 N 1418/пр.

Основные функции и полномочия регионального оператора

Согласно ч. 1 ст. 182 ЖК РФ обязанностью регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

В соответствии со ст. 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора в т.ч. относятся:

  1. аккумулирование взносов на капитальный ремонт, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
  2. открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета;
  3. осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
  4. финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;
  5. взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  6. иные предусмотренные ЖК РФ, законом субъекта РФ и учредительными документами регионального оператора функции.

На основании ч. 1.1 ст. 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», на основе конкурсных процедур.

Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 180 ЖК РФ).

Формирование фондов капитального ремонта
на счете регионального оператора

Согласно ч. 3 ст. 180 ЖК РФ региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством РФ в Постановлении от 23.05.2016 N 454 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором», и отобраны им по результатам конкурса.

На основании ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст. 191 ЖК РФ, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В соответствии с п. 1 ст. 182 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, ежемесячно вносят на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт.

Согласно ч. 1 ст. 183 ЖК РФ региональный оператор ведет учет средств, поступивших на его счет. Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме.

Читайте также:  Как оплатить капитальный ремонт югорский фонд

Как следует из п. 3 ст. 179 ЖК РФ, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.

На основании ч. ч. 5, 6 указанной статьи на денежные средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, не может (за отдельными исключениями) быть обращено взыскание по обязательствам регионального оператора. В случае признания регионального оператора банкротом денежные средства, которые получены региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, не включаются в конкурсную массу.

Региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта РФ, предусмотренные законом субъекта РФ сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах (ч. 2 ст. 172 ЖК РФ).

Подготовлено на основе материала
П.С. Долгополова,
ООО «СевИнтелИнвест»

Вы смотрели статью «Региональный оператор капремонта»

Еще статьи в рубрике «Начисления и оплата ЖКУ»

Источник

Обязанности регионального оператора по организации проведения капремонта

Государство берет на себя обязанность не только создавать условия для проведения ремонта, но и контролировать весь процесс.

Об организации проведения капремонта общего имущества сейчас говорят очень много. Есть у этих нововведений как сторонники, так и противники. Тем не менее, закон нужно выполнять, поэтому хозяевам жилых помещений в многоквартирных домах лучше поторопиться и принять решение о выборе регионального оператора. Именно эта организация собирает деньги и обеспечивает порядок осуществления текущего ремонта домов.

Обеспечение проведения капитального ремонта региональным оператором

Капитальный ремонт теперь становится обязанностью собственников жилья. Со своей стороны государство берет на себя обязанность не только создавать условия для проведения ремонта, но и контролировать весь процесс. Для этого создаются так называемые региональные операторы – некоммерческие организации, которые становятся посредниками между владельцами помещений в МКД и подрядными организациями.

Это юридическое лицо контролирует все поступления финансовых средств и их трату на проведение капремонта.

К примеру, оператор обеспечивает полное финансирование необходимого ремонта дома, даже если средств, собранных жильцами не хватает. Эти деньги поступают не только из бюджета, но и из взносов собственников других домов. Закон разрешает это, если эти дома находятся поблизости. Кроме этого, региональный оператор решает вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества.

Основные обязанности регионального оператора

Перед тем, как утвердить проект создания региональных операторов, законодатель обозначил их прямые обязанности. Естественно, что все они касаются проведения текущего ремонта в многоквартирных домах. В обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта входят:

  • сообщать владельцам сроки и порядок осуществления капремонта;
  • предоставлять жильцам платежные документы, на основании которых происходит перечисление взносов;
  • заботиться об организации проведения капитального ремонта общего имущества;
  • готовить здание к проведению ремонтных работ;
  • найти подрядные организации и заключить с ними соглашения;
  • обеспечивать контроль за деятельностью подрядчиков;
  • принимать оказанные ими услуги;
  • копить средства собственников на специальном счете;
  • вести подробный учет денежных средств;
  • оплачивать работу подрядных организаций;
  • возвращать средства владельцам в случаях, предусмотренных законом;
  • отвечать перед владельцами за качество выполненных ремонтных работ;
  • выполнять другие важные обязанности, если они были предусмотрены законом.

Органы местного самоуправления и капитальный ремонт

Местные власти всегда контролируют процесс текущего капремонта в многоквартирных домах. При этом неважно, каким именно способом жильцы формировали фонд. К примеру, нередко бывает, что жильцы не могут принять решение и определить порядок проведения ремонтных услуг. Тогда эту обязанность на себя берут местные органы.

Для этого они самостоятельно обращаются к региональному оператору и открывают счет. Собранные жильцами средства переводятся туда. Далее местные органы власти в соответствии с региональной программой ставят жильцов в известность о проведении текущего ремонта. Кроме этого, они могут выступать заказчиками работ по ремонту, если собственники не хотят или не могут решить эти вопросы. Это возможно, если владельцы сотрудничают с региональным оператором. Порядок и условия, согласно которым органы самоуправления становятся заказчиками, предусмотрены нормативными актами субъекта РФ.

Привлечение подрядных организаций

Порядок привлечения подрядных организаций устанавливают нормативные документы субъектов РФ. Но существуют и общие положения, которых придерживаются все региональные операторы. Для того чтобы решить все важные вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества, оператору в первую очередь нужно найти подрядчика. Сначала проводится предварительный отбор, во время которого подрядные организации могут подавать свои заявки на проведение текущего ремонта в многоквартирных домах.

Далее комиссией происходит их рассмотрение и формирование специального реестра. Квалификация подрядных организаций определяется согласно выполненным работам. После того, как предварительный отбор закончен, заказчик проводит электронный аукцион для осуществления закупок товаров и услуг.

Комиссия строго проверяет всех участников аукциона. Если кто-то из участников подходит заказчику, между ними заключается соглашение на проведение текущего ремонта в многоквартирных домах.

Порядок заключения договора должен соответствовать гражданскому законодательству. Именно так региональный оператор и решает вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества.

Читайте также:  Межремонтный срок проведения капитального ремонта элементов многоквартирных домов

Договор о предоставлении подрядчиком услуг может быть заключен не позднее трех недель после того, как будет опубликован протокол проведения аукциона. При этом исполнение соглашения должно быть гарантировано обеспечительным платежом или банковской гарантией. Что касается расторжения соглашения, то этот порядок также содержит ГК РФ. Расторгнуть договор можно по взаимному согласию или в одностороннем порядке. Кроме того, заказчик, то есть региональный оператор, имеет право на возмещение убытков. Причинами для этого являются:

  • нарушение установленных сроков проведения текущего ремонта;
  • задержка начала выполнения ремонтных услуг более чем на 5 дней;
  • использование для текущего ремонта некачественных или опасных материалов;
  • недействительность банковской гарантии, которую предоставил подрядчик;
  • лишение подрядной организации права на проведение ремонтных работ в многоквартирных домах;
  • нарушение других требований заказчика.

Кроме этого, существует также реестр недобросовестных подрядчиков, содержащий перечень организаций, с которыми лучше не сотрудничать во время текущего ремонта в многоквартирных домах. Порядок его ведения установлен законодательством.

Его ведением занимается орган власти, который был на это уполномочен. Реестр содержит все данные об этих организация, в том числе и ее наименование, адрес, информацию о расторгнутых с оператором договорах, если такие имели место быть. Эти данные содержатся в реестре в течение 3 лет со дня размещения, а затем исключаются оттуда.

Ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств

Ремонт в многоквартирных домах находится в компетенции региональных операторов. А они осуществляют свою профессиональную деятельность согласно методическим рекомендациям, которые были приняты Министерством регионального развития. Естественно, что эта организация несет ответственность за качество ремонтных работ. Все информация о проведении текущего ремонта, в том числе сроки и объем работ, содержится в региональной программе.

А так как оператор выбирает подрядчиков, он и обязан контролировать их деятельность и качество предоставляемых ими услуг. Ответственность, которую несет региональный оператор перед владельцами квартир в многоквартирных домах, где был проведен капремонт, содержит Жилищный кодекс РФ.

Возмещение региональному оператору израсходованных на капремонт средств в сумме, превышающей размер фонда

Иногда случаются ситуации, когда собственники не могут собрать необходимую для текущего капитального ремонта сумму. Чаще всего это происходит из-за должников, проживающих в этих многоквартирных домах. Важно знать, что у регионального оператора есть собственные рычаги воздействия на таких жильцов. Ведь платить взносы за ремонт должны все жильцы. Поэтому средства могут взыскать в судебном порядке.

Тем не менее, если ремонт нужно проводить срочно, региональный оператор может взять недостающую сумму из вносов жильцов других домов. При этом, возвращать этот долг должны будут уже жильцы того дома, на ремонт которого они были потрачены. Первоочередность проведения ремонта определяется мониторингом технического состояния зданий, который также является обязанностью регионального оператора.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Индивидуальный счет на МЖД по ул. Окружная, 119 открыт. В качестве управляющей организации выбран Региональный оператор.

Не приходят квитанции по оплате капитального ремонта, по старому счету оплата не проходит. Подскажите, нужно заключить договор на обслуживание индивидуального счета с региональным оператором? Куда обратиться?

Вам необходимо обратиться в фонд капитального ремонта в вашем городе.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП — Москва
№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (495) 032-71-09

Обязанность при организации кап.ремонта

На основании части 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. А кто непосредственно проводит организационные мероприятия с собственниками помещений (уведомляет, информирует, согласовывает сроки выполнения работ, проводит опросы собственников на предмет согласия или нет, решает возникающие вопросы и т.д)?

Эти обязанности выполняет Фонд капитального ремонта, учрежденный в Вашем регионе.

Согласно информации, размещенной на сайте Мин-ва тэк и жкх Краснодарского края в Вашем регионе эти функции возложены на «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Отсутствие подрядчика.

Региональный оператор не может найти подрядчика. Конкурс объявлялся трижды. Как реагировать собственникам квартир на эту ситуацию?

Обязанность по поиску подрядчиков лежит на региональном операторе, при этом при поиске подрядчиков проводится тщательный отбор. Именно региональный оператор заключает с ними договор и контролирует проведение ремонта. При чем, этот контроль осуществляют также собственники и местные органы власти. Стоит отметить, что собственникам дают возможность в любое время запрашивать отчет о расходовании денег. Ответственность регионального оператора за невыполнение своих обязательств указывается в соглашении, которое заключают между собой жильцы и региональный оператор. При этом возмещать убытки, причиненные собственникам квартир, обязан именно региональный оператор, как юридическое лицо. Их размер обязательно должен соответствовать полученной от жильцов сумме. Причем оператор возмещает не только плохое качество ремонта, но и пропуск сроков его проведения. Порядок возмещения содержит гражданское законодательство, в соответствии с которым и был заключенный данный договор. Для того чтобы не допустить проведения некачественной работы, региональный оператор должен контролировать подрядные организации. И даже прием выполненных работ организация осуществляет вместе со специальной комиссией. В составе этой комиссии обязательно должны быть уполномоченные представители органов местной власти. Кроме того, определенная ответственность по возмещению убытков есть и у субъектов РФ. И если региональный оператор не выполнил перед жильцами своих обязанностей по проведению капремонта, то субъекты РФ несут субсидиарную ответственность. Другими словами, при недостатке средств на осуществление капремонта, местные органы должны возместить недостающую сумму из бюджета. В случае банкротства регионального оператора субъекты РФ гарантирует возврат средств владельцам помещений.

Читайте также:  Капитальный ремонт здания требует

Отсутствие подрядчика.

Региональный оператор не может найти подрядчика. Конкурс объявлялся трижды. Как реагировать собственникам квартир на эту ситуацию?

Обязанность по поиску подрядчиков лежит на региональном операторе, при этом при поиске подрядчиков проводится тщательный отбор. Именно региональный оператор заключает с ними договор и контролирует проведение ремонта. При чем, этот контроль осуществляют также собственники и местные органы власти. Стоит отметить, что собственникам дают возможность в любое время запрашивать отчет о расходовании денег. Ответственность регионального оператора за невыполнение своих обязательств указывается в соглашении, которое заключают между собой жильцы и региональный оператор. При этом возмещать убытки, причиненные собственникам квартир, обязан именно региональный оператор, как юридическое лицо. Их размер обязательно должен соответствовать полученной от жильцов сумме. Причем оператор возмещает не только плохое качество ремонта, но и пропуск сроков его проведения. Порядок возмещения содержит гражданское законодательство, в соответствии с которым и был заключенный данный договор. Для того чтобы не допустить проведения некачественной работы, региональный оператор должен контролировать подрядные организации. И даже прием выполненных работ организация осуществляет вместе со специальной комиссией. В составе этой комиссии обязательно должны быть уполномоченные представители органов местной власти. Кроме того, определенная ответственность по возмещению убытков есть и у субъектов РФ. И если региональный оператор не выполнил перед жильцами своих обязанностей по проведению капремонта, то субъекты РФ несут субсидиарную ответственность. Другими словами, при недостатке средств на осуществление капремонта, местные органы должны возместить недостающую сумму из бюджета. В случае банкротства регионального оператора субъекты РФ гарантирует возврат средств владельцам помещений.

Как и когда заключается соглашение между собственниками и ФКР ? При обращении нам ответили, что никакие встречи с собственниками у представителей фонда не запланированы. Вся информация находится на сайте. От фонда получено письмо, в котором нас информируют о том, что было объявлено три аукциона на разработку проектно сметной документации, но ни один из них не состоялся из-за отсутствия подрядных организаций. Что нам делать, если организация так и не будет найдена? ФКР не выполняет свои обязательства и как нам его заставить?

На основании части 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 182 ЖК РФ в обязанности регионального оператора входит привлечение для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключение с ними от своего имени соответствующих договоров, предусматривающих, в том числе, установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательств подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в случаях, предусмотренных ЖК РФ, перечислять денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта.
В силу части 8 ст. 189 ЖК РФ в течение десяти дней с даты подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан передать лицу, осуществляющему управление этим многоквартирным домом, копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иные документы, связанные с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов.
Имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Источник