Меню

Региональный оператор для проведения капитального ремонта

Права и обязанности регионального оператора капремонта

К нам поступил вопрос от читателя о том, должен ли региональный оператор капремонта работать с должниками и начислять пени за неоплату взносов на капитальный ремонт.

Мы часто рассказываем об особенностях проведения капитального ремонта в МКД. Но о правах и обязанностях регионального оператора капремонта ещё не писали. Исправляемся.

Функции регионального оператора

Региональный оператор капремонта – юридическое лицо, созданное в форме фонда, для организации и проведения капитального ремонта общего имущества в МКД. Он формируется субъектом РФ и работает на его территории.

Функции регионального оператора капремонта описаны в ст. 180 ЖК РФ, это:

  • сбор взносов на капремонт,
  • открытие спецсчетов и совершение операций по ним,
  • роль технического заказчика работ по капремонту,
  • финансирование расходов,
  • работа с местными властями.

Раздел IX, а касается он организации проведения капитального ремонта, с завидной регулярностью координируется законодательством. Последние изменения были внесены в конце прошлого года Федеральными законами N 176 и N 355.

Относятся они и к деятельности регионального оператора по капремонту. Система должна работать без перерывов, чтобы:

  • операторы выполняли обязательства перед собственниками МКД,
  • в случае утраты средств собственникам выплачивалась компенсация,
  • при прекращении работы регионального оператора собственникам возвращали их деньги.

Начиная сотрудничество с фондом капитального ремонта, собственники тщательно изучают обязанности регионального оператора. И их немало.

Обязанности регионального оператора

Первая обязанность регионального оператора, согласно ч. 2 ст. 172 ЖК РФ, – передавать в ГЖИ сведения о МКД, в которых планируется провести капремонт, и о поступлении взносов.

При изменении способа формирования фонда капремонта он передаёт владельцу спецсчёта все имеющиеся данные о формировании фонда (ч. 7 ст. 173 ЖК РФ). Счета региональный оператор может открывать только в российских кредитных организациях (ч. 3 ст. 180 ЖК РФ).

Полный перечень обязанностей представлен в ст. 182 ЖК РФ. Региональный оператор:

  • готовит и направляет собственникам предложения о сроке начала капремонта, перечне и объёме услуг и работ, указывает, сколько они будут стоить и откуда будут привлекаться деньги,
  • готовит задания на оказание услуг и выполнение работ и проектную документацию,
  • привлекает подрядные организации, заключает с ними от своего имени договоры,
  • проверяет качество и сроки оказания услуг и выполнения работ,
  • принимает услуги и выполненные работы,
  • перечисляет деньги в размере фонда капитального ремонта на спецсчёт или выплачивает собственникам денежные средства, соответствующие их долям в фонде капитального ремонта,
  • собирает взносы на капремонт,
  • ведёт учёт поступивших на счёт средств,
  • выставляет платёжные документы для уплаты взносов,
  • размещает на официальном сайте информацию о правах и обязанностях собственников помещений в МКД,
  • несёт ответственность за качество оказанных услуг и выполненных работ не менее пяти лет с момента подписания акта приёмки.

Права регионального оператора капремонта

Перейдём к правам регионального оператора капремонта и ответим на вопросы нашего читателя: должен ли региональный оператор капремонта работать с должниками и начислять пени за неоплату взносов на капитальный ремонт?

Это не входит в его обязанности, но работа с должниками и начисление пеней – право регионального оператора.

Согласно ст. 173 ЖК РФ, владелец спецсчёта должен перечислить деньги со специального счёта на счёт регионального оператора в течение одного месяца после получения решения ОМС.

Если этого не происходит, региональный оператор, любой собственник помещения в МКД или ОМС имеют право через суд взыскать средства со спецсчёта и перечислить их на счёт регионального оператора.

Это не распространяется на случаи, когда деньгами со спецсчёта погашается займ или кредит за проведённый капитальный ремонт, которые не смогли оплатить в сроки по договору.

Ещё одно право региональных операторов описано в ч. 4.2 ст. 178 ЖК РФ: в целях защиты своих общих интересов, объединения усилий для повышения эффективности деятельности они могут создавать ассоциации и союзы и быть их членами. Региональный оператор может быть членом СРО.

Региональные операторы обязаны расходовать поступившие деньги только на работы и услуги по проведению капитального ремонта. Однако временно свободные средства они могут размещать в российских банках. Полученный же доход всё равно будет идти на оплату работ и услуг по ремонту (ч. 3 ст. 179 ЖК РФ).

Право начислять пени собственникам, которые несвоевременно или не в полном размере уплатили взносы на капитальный ремонт, установлено п. 4 ст. 181 ЖК РФ.

Обратите внимание, если фонд капремонта сформирован на счёте регионального оператора, взысканием задолженности занимается региональный оператор. Если же владелец спецсчёта (ч. 2 ст. 175 ЖК РФ) – ТСЖ, ЖК или ЖСК, долги будет взыскивать соответствующая организация.

В заключение приведём пример из свежей судебной практики, доказывающий, что региональные операторы капремонта могут работать с должниками, и весьма успешно. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 N 10АП-10149/2016 по делу N А41-15613/16: региональный оператор подал иск в суд о взыскании задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт.

Читайте также:  Платежка жкх капитальный ремонт

Иск был удовлетворен частично, так как суд обосновал вывод о том, что расчёт капитальных взносов за 2014 г. должен быть произведен с 01.09.2014 по 31.12.2014, а не с 30.05.2014, как это сделал региональный оператор.

Однако задолженность по уплате взносов в сумме 211 253 рубля 24 копейки и расходы на государственную пошлину в размере 5 863 рубля вернуть удалось.

Не стесняйтесь, присылайте нам вопросы и предложения, по самым интересным мы обязательно напишем статью.

Источник

Обязанности регионального оператора по организации проведения капремонта

Государство берет на себя обязанность не только создавать условия для проведения ремонта, но и контролировать весь процесс.

Об организации проведения капремонта общего имущества сейчас говорят очень много. Есть у этих нововведений как сторонники, так и противники. Тем не менее, закон нужно выполнять, поэтому хозяевам жилых помещений в многоквартирных домах лучше поторопиться и принять решение о выборе регионального оператора. Именно эта организация собирает деньги и обеспечивает порядок осуществления текущего ремонта домов.

Обеспечение проведения капитального ремонта региональным оператором

Капитальный ремонт теперь становится обязанностью собственников жилья. Со своей стороны государство берет на себя обязанность не только создавать условия для проведения ремонта, но и контролировать весь процесс. Для этого создаются так называемые региональные операторы – некоммерческие организации, которые становятся посредниками между владельцами помещений в МКД и подрядными организациями.

Это юридическое лицо контролирует все поступления финансовых средств и их трату на проведение капремонта.

К примеру, оператор обеспечивает полное финансирование необходимого ремонта дома, даже если средств, собранных жильцами не хватает. Эти деньги поступают не только из бюджета, но и из взносов собственников других домов. Закон разрешает это, если эти дома находятся поблизости. Кроме этого, региональный оператор решает вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества.

Основные обязанности регионального оператора

Перед тем, как утвердить проект создания региональных операторов, законодатель обозначил их прямые обязанности. Естественно, что все они касаются проведения текущего ремонта в многоквартирных домах. В обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта входят:

  • сообщать владельцам сроки и порядок осуществления капремонта;
  • предоставлять жильцам платежные документы, на основании которых происходит перечисление взносов;
  • заботиться об организации проведения капитального ремонта общего имущества;
  • готовить здание к проведению ремонтных работ;
  • найти подрядные организации и заключить с ними соглашения;
  • обеспечивать контроль за деятельностью подрядчиков;
  • принимать оказанные ими услуги;
  • копить средства собственников на специальном счете;
  • вести подробный учет денежных средств;
  • оплачивать работу подрядных организаций;
  • возвращать средства владельцам в случаях, предусмотренных законом;
  • отвечать перед владельцами за качество выполненных ремонтных работ;
  • выполнять другие важные обязанности, если они были предусмотрены законом.

Органы местного самоуправления и капитальный ремонт

Местные власти всегда контролируют процесс текущего капремонта в многоквартирных домах. При этом неважно, каким именно способом жильцы формировали фонд. К примеру, нередко бывает, что жильцы не могут принять решение и определить порядок проведения ремонтных услуг. Тогда эту обязанность на себя берут местные органы.

Для этого они самостоятельно обращаются к региональному оператору и открывают счет. Собранные жильцами средства переводятся туда. Далее местные органы власти в соответствии с региональной программой ставят жильцов в известность о проведении текущего ремонта. Кроме этого, они могут выступать заказчиками работ по ремонту, если собственники не хотят или не могут решить эти вопросы. Это возможно, если владельцы сотрудничают с региональным оператором. Порядок и условия, согласно которым органы самоуправления становятся заказчиками, предусмотрены нормативными актами субъекта РФ.

Привлечение подрядных организаций

Порядок привлечения подрядных организаций устанавливают нормативные документы субъектов РФ. Но существуют и общие положения, которых придерживаются все региональные операторы. Для того чтобы решить все важные вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества, оператору в первую очередь нужно найти подрядчика. Сначала проводится предварительный отбор, во время которого подрядные организации могут подавать свои заявки на проведение текущего ремонта в многоквартирных домах.

Далее комиссией происходит их рассмотрение и формирование специального реестра. Квалификация подрядных организаций определяется согласно выполненным работам. После того, как предварительный отбор закончен, заказчик проводит электронный аукцион для осуществления закупок товаров и услуг.

Комиссия строго проверяет всех участников аукциона. Если кто-то из участников подходит заказчику, между ними заключается соглашение на проведение текущего ремонта в многоквартирных домах.

Порядок заключения договора должен соответствовать гражданскому законодательству. Именно так региональный оператор и решает вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества.

Договор о предоставлении подрядчиком услуг может быть заключен не позднее трех недель после того, как будет опубликован протокол проведения аукциона. При этом исполнение соглашения должно быть гарантировано обеспечительным платежом или банковской гарантией. Что касается расторжения соглашения, то этот порядок также содержит ГК РФ. Расторгнуть договор можно по взаимному согласию или в одностороннем порядке. Кроме того, заказчик, то есть региональный оператор, имеет право на возмещение убытков. Причинами для этого являются:

  • нарушение установленных сроков проведения текущего ремонта;
  • задержка начала выполнения ремонтных услуг более чем на 5 дней;
  • использование для текущего ремонта некачественных или опасных материалов;
  • недействительность банковской гарантии, которую предоставил подрядчик;
  • лишение подрядной организации права на проведение ремонтных работ в многоквартирных домах;
  • нарушение других требований заказчика.
Читайте также:  Капитальный ремонт квартир по договору социального найма

Кроме этого, существует также реестр недобросовестных подрядчиков, содержащий перечень организаций, с которыми лучше не сотрудничать во время текущего ремонта в многоквартирных домах. Порядок его ведения установлен законодательством.

Его ведением занимается орган власти, который был на это уполномочен. Реестр содержит все данные об этих организация, в том числе и ее наименование, адрес, информацию о расторгнутых с оператором договорах, если такие имели место быть. Эти данные содержатся в реестре в течение 3 лет со дня размещения, а затем исключаются оттуда.

Ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств

Ремонт в многоквартирных домах находится в компетенции региональных операторов. А они осуществляют свою профессиональную деятельность согласно методическим рекомендациям, которые были приняты Министерством регионального развития. Естественно, что эта организация несет ответственность за качество ремонтных работ. Все информация о проведении текущего ремонта, в том числе сроки и объем работ, содержится в региональной программе.

А так как оператор выбирает подрядчиков, он и обязан контролировать их деятельность и качество предоставляемых ими услуг. Ответственность, которую несет региональный оператор перед владельцами квартир в многоквартирных домах, где был проведен капремонт, содержит Жилищный кодекс РФ.

Возмещение региональному оператору израсходованных на капремонт средств в сумме, превышающей размер фонда

Иногда случаются ситуации, когда собственники не могут собрать необходимую для текущего капитального ремонта сумму. Чаще всего это происходит из-за должников, проживающих в этих многоквартирных домах. Важно знать, что у регионального оператора есть собственные рычаги воздействия на таких жильцов. Ведь платить взносы за ремонт должны все жильцы. Поэтому средства могут взыскать в судебном порядке.

Тем не менее, если ремонт нужно проводить срочно, региональный оператор может взять недостающую сумму из вносов жильцов других домов. При этом, возвращать этот долг должны будут уже жильцы того дома, на ремонт которого они были потрачены. Первоочередность проведения ремонта определяется мониторингом технического состояния зданий, который также является обязанностью регионального оператора.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Индивидуальный счет на МЖД по ул. Окружная, 119 открыт. В качестве управляющей организации выбран Региональный оператор.

Не приходят квитанции по оплате капитального ремонта, по старому счету оплата не проходит. Подскажите, нужно заключить договор на обслуживание индивидуального счета с региональным оператором? Куда обратиться?

Вам необходимо обратиться в фонд капитального ремонта в вашем городе.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП — Москва
№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (495) 032-71-09

Обязанность при организации кап.ремонта

На основании части 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. А кто непосредственно проводит организационные мероприятия с собственниками помещений (уведомляет, информирует, согласовывает сроки выполнения работ, проводит опросы собственников на предмет согласия или нет, решает возникающие вопросы и т.д)?

Эти обязанности выполняет Фонд капитального ремонта, учрежденный в Вашем регионе.

Согласно информации, размещенной на сайте Мин-ва тэк и жкх Краснодарского края в Вашем регионе эти функции возложены на «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Отсутствие подрядчика.

Региональный оператор не может найти подрядчика. Конкурс объявлялся трижды. Как реагировать собственникам квартир на эту ситуацию?

Обязанность по поиску подрядчиков лежит на региональном операторе, при этом при поиске подрядчиков проводится тщательный отбор. Именно региональный оператор заключает с ними договор и контролирует проведение ремонта. При чем, этот контроль осуществляют также собственники и местные органы власти. Стоит отметить, что собственникам дают возможность в любое время запрашивать отчет о расходовании денег. Ответственность регионального оператора за невыполнение своих обязательств указывается в соглашении, которое заключают между собой жильцы и региональный оператор. При этом возмещать убытки, причиненные собственникам квартир, обязан именно региональный оператор, как юридическое лицо. Их размер обязательно должен соответствовать полученной от жильцов сумме. Причем оператор возмещает не только плохое качество ремонта, но и пропуск сроков его проведения. Порядок возмещения содержит гражданское законодательство, в соответствии с которым и был заключенный данный договор. Для того чтобы не допустить проведения некачественной работы, региональный оператор должен контролировать подрядные организации. И даже прием выполненных работ организация осуществляет вместе со специальной комиссией. В составе этой комиссии обязательно должны быть уполномоченные представители органов местной власти. Кроме того, определенная ответственность по возмещению убытков есть и у субъектов РФ. И если региональный оператор не выполнил перед жильцами своих обязанностей по проведению капремонта, то субъекты РФ несут субсидиарную ответственность. Другими словами, при недостатке средств на осуществление капремонта, местные органы должны возместить недостающую сумму из бюджета. В случае банкротства регионального оператора субъекты РФ гарантирует возврат средств владельцам помещений.

Читайте также:  Капитальный ремонт осуществляется за счет собственников жилья

Отсутствие подрядчика.

Региональный оператор не может найти подрядчика. Конкурс объявлялся трижды. Как реагировать собственникам квартир на эту ситуацию?

Обязанность по поиску подрядчиков лежит на региональном операторе, при этом при поиске подрядчиков проводится тщательный отбор. Именно региональный оператор заключает с ними договор и контролирует проведение ремонта. При чем, этот контроль осуществляют также собственники и местные органы власти. Стоит отметить, что собственникам дают возможность в любое время запрашивать отчет о расходовании денег. Ответственность регионального оператора за невыполнение своих обязательств указывается в соглашении, которое заключают между собой жильцы и региональный оператор. При этом возмещать убытки, причиненные собственникам квартир, обязан именно региональный оператор, как юридическое лицо. Их размер обязательно должен соответствовать полученной от жильцов сумме. Причем оператор возмещает не только плохое качество ремонта, но и пропуск сроков его проведения. Порядок возмещения содержит гражданское законодательство, в соответствии с которым и был заключенный данный договор. Для того чтобы не допустить проведения некачественной работы, региональный оператор должен контролировать подрядные организации. И даже прием выполненных работ организация осуществляет вместе со специальной комиссией. В составе этой комиссии обязательно должны быть уполномоченные представители органов местной власти. Кроме того, определенная ответственность по возмещению убытков есть и у субъектов РФ. И если региональный оператор не выполнил перед жильцами своих обязанностей по проведению капремонта, то субъекты РФ несут субсидиарную ответственность. Другими словами, при недостатке средств на осуществление капремонта, местные органы должны возместить недостающую сумму из бюджета. В случае банкротства регионального оператора субъекты РФ гарантирует возврат средств владельцам помещений.

Как и когда заключается соглашение между собственниками и ФКР ? При обращении нам ответили, что никакие встречи с собственниками у представителей фонда не запланированы. Вся информация находится на сайте. От фонда получено письмо, в котором нас информируют о том, что было объявлено три аукциона на разработку проектно сметной документации, но ни один из них не состоялся из-за отсутствия подрядных организаций. Что нам делать, если организация так и не будет найдена? ФКР не выполняет свои обязательства и как нам его заставить?

На основании части 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 182 ЖК РФ в обязанности регионального оператора входит привлечение для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключение с ними от своего имени соответствующих договоров, предусматривающих, в том числе, установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательств подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в случаях, предусмотренных ЖК РФ, перечислять денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта.
В силу части 8 ст. 189 ЖК РФ в течение десяти дней с даты подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан передать лицу, осуществляющему управление этим многоквартирным домом, копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иные документы, связанные с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов.
Имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Источник