Меню

Прокуратура против капитального ремонта

Взносы на капремонт многоквартирных домов: признали ли их сбор Генпрокуратура РФ и КС незаконными и неконституционными?

Тема капитального ремонта неоднократно становилась центральной в общественных и политических диспутах.

В числе системных проблем назывался сбор средств на счет регионального оператора, непрозачность их дальнейшей судьбы, непонятная очередность ремонта.

Генпрокуратура сочла сбор взносов на капремонт неконституционным.

Сам факт взимания денег называли новым видом налогообложения, не закрепленного законодательно.

Защитники капремонта считали его эффективным инструментов в управлении МКД.

В числе первых были чиновники правительства; ряды вторых возглавили оппозиционные депутаты, которых поддержала Генеральная прокуратура.

В данной статье мы ответим на вопрос: признала ли Генпрокуратура сборы на капремонт неконституционными? А также, отменят ли взносы на капремонт после решения Генпрокуратуры?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Генпрокуратура о капремонте

В конце 2015 года ряд членов Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» и КПРФ обратились в Конституционный суд с жалобой на законность взносов на капитальный ремонт.

Основные замечания законодателей к системе сбора денег сводились к следующему:

  1. Собственники, перечисляющие средства на капремонт региональному оператору и жители, чьи деньги аккумулируются на банковских спецсчетах, находятся в неравном положении. В первом случае нет конкретики по объемам собранных финансовых средств, по срокам распоряжения ими, не определен порядок возврата денег.
  2. Собранные в одном доме взносы региональные операторы могут перебрасывать на ремонт другого дома. То есть, распоряжаются финансами собственников без их ведома. Тогда как обязанность ремонтировать дома изначально вообще принадлежала государству.
  3. Сами сборы можно приравнять к новому виду налогов, незадекларированному в законе.
  4. Вопросы вызывает и очередность ремонта домов и сроки его проведения. Работы по ряду объектов программы запланированы лишь на 2030-2040 гг., тогда как многие нуждаются в срочном ремонте уже сегодня.

Что говорит Генпрокуратура о взносах на капремонт? Признала Генпрокуратура взносы за капремонт незаконными или нет?
Парламентариев поддержала Генеральная прокуратура РФ: процедура сбора средств нуждается в большей прозрачности. В настоящий момент частично взносы на капремонт Генпрокуратура признала неконституционными.

Свои отзывы на жалобу в судебную инстанцию направили и министерства: юстиции, финансов и строительства и ЖКХ. В отличие от Генпрокуратуры, которая назвала взносы на капремонт неконституционными, чиновники подчеркивали, что оплата капремонта является обязанностью всех жильцов дома, взносы взимаются в интересах собственников и не могут нарушать их права.

В Министерстве юстиции указали на то обстоятельство, что способ формирования фонда средств капремонта можно изменить в любое время по решению собрания жителей. А убытки в случае некачественно выполненных работ легко возмещаются по нормам гражданского законодательства.

Конституционный суд разрешил споры

Генпрокуратура представила в КС две позиции по делу о капремонте и в середине апреля 2016 г. точки в споре были расставлены.

Было вынесено решение о признании системы уплаты взносов на капремонт в целом законной.

И это точно не налоги. Но отдельные моменты КС потребовал все же уточнить, сделать платежи более прозрачными.

К примеру, собственники могут обжаловать сбор средств «в общий котел» в случае, если решение об этом было принято без их волеизъявления, по умолчанию, местными властями. Подробнее о том, в каких еще случаях и как по решению суда возможно не платить взносы на капремонт, мы рассказываем тут.

Читайте также:  Что такое капитальный ремонт электроустановок

Если способ формирования денежной массы был принят жильцами самостоятельно и добровольно, вопросов возникать не должно.

Также судьи посчитали, что определение очередности проведения ремонтных работ нуждается в пояснении. И здесь потребуются изменения в федеральное законодательство.

Особое внимание обратить на непрерывность выполнения работ в случае, если какой-либо региональный оператор прекратит свою деятельность.

Проработать и внести изменения в законодательные акты по решению Конституционного суда депутаты Госдумы намерены в текущем году. Какие новшества в законодательную базу относительно взносов на капремонт уже были внесены в последнее время узнаете здесь.

Больше примеров судебной практики по капитальному ремонту вы можете посмотреть здесь.

Нужно ли платить?

Нужно. А вот каким образом лучше это делать, — решать самим собственникам.

В большинстве случаев в настоящее время программы капремонта реализуются за счет средств, собираемых на счетах региональных операторов.

Причиной тому стала традиционная апатичность в вопросах управления домом.

Сегодня ситуация несколько меняется, что подтверждает, в том числе, и история процесса по делу в Конституционном суде.

Не нравится система «общего котла», она не соответствует волеизъявлению гражданина? Можно через суд добиться возможности досрочно его покинуть.

Дом слишком далеко в очереди на ремонт? С этим также можно бороться, оспорив очередность в судебном порядке.

И сторона заявителей по делу о взносах на капремонт (депутаты оппозиционных фракций и поддержавшая их Генпрокуратура), и сторона защиты системы с одинаковым нетерпением ожидали выводов Конституционного суда. Заседания проходили на протяжении нескольких месяцев. После вынесенного решения Генпрокуратура отказалась считать плату за капремонт неконституционной.

И хотя слово теперь за законодателями, обязанными внести прозрачность в программу, отныне и исполнительная власть, и суды обязаны отталкиваться от позиции КС. Это означает большую защищенность прав собственников помещений в многоквартирных домах. Исходя из этого, Генпрокуратура отозвала письмо в Конституционный суд по сбору на капремонт.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Источник

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Нарушение сроков капитального ремонта дома в с. Становое стало основанием для принятия мер прокурорского реагирования

Прокуратура области (Липецкая область). 17 сентября 2019

В рамках надзора за обеспечением законности на подведомственной территории прокуратура Становлянского района провела проверку соблюдения федерального законодательства в сфере капитального ремонта многоквартирных домов.

В целях планирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории области постановлением администрации области № 528 от 28.11.2013 утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014 — 2043 годы.

Согласно краткосрочного плана реализации областной программы в 2019 г. должен быть проведен капитальный ремонт дома №43 по ул.Советская в с.Становое.

В связи с тем, что собственниками МКД решение о формировании специального счета по капитальному ремонту не принималось, аккумулирование взносов на капитальный ремонт дома должно было производится на счете регионального оператора.

Читайте также:  С чего начинать капитальный ремонт с перепланировкой

По итогам организованных ФКР конкурсных процедур 28.02.2019 с ООО «Жилищно-коммунальный сервис -Тербуны» был заключен договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Договором предусматривался ремонт крыши дома, а также ремонт системы холодного водоснабжения.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ региональный оператор контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями, а также соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

На заказчиков возложена ответственность за своевременную подготовку и сдачу в эксплуатацию в установленные сроки законченных капитальным ремонтом жилых зданий, обеспечение пусконаладочных работ до начала работы комиссий по приемке в эксплуатацию.

Однако как показала проверка, сроки еженедельного календарного плана производства работ значительно нарушены, работы по ремонту крыши, холодного водоснабжения не окончены, хотя предусмотренный срок окончания работ- 08.09.2019 года.

Сложившаяся ситуация свидетельствуют о ненадлежащем исполнении полномочий по контролю за деятельностью подрядных организаций при осуществлении капитального ремонта многоквартирных домов уполномоченными сотрудниками ФКР.

По результатам проверки в адрес генерального директора Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области прокурор внес представление, исполнение требований которого взято на контроль.

Источник

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

О практике прокурорского надзора в сфере формирования программ капитального ремонта в многоквартирных домах

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 16 октября 2018, 17:08

Генеральная прокуратура Российской Федерации подвела итоги работы по обеспечению законности при формировании программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе имеющих высокую степень физического износа и являющихся объектами культурного наследия.

Всего в 2018 году органами прокуратуры с целью устранения нарушений в названной сфере внесено более 6 тыс. представлений, принесено 350 протестов, объявлено 320 предостережений, в суды направлено свыше 600 исков и заявлений. По инициативе прокуроров к различным видам ответственности привлечено 2,5 тыс. должностных и юридических лиц, возбуждено 105 уголовных дел.

Указанные вопросы рассмотрены на организованных Генеральной прокуратурой Российской Федерации межведомственных совещаниях. В них приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы, федеральных и региональных органов власти. Обсуждены результаты масштабной работы в данной сфере, выработаны дополнительные меры, направленные на устранение нарушений, внесены коррективы в деятельность уполномоченных государственных органов и прокуроров.

Несмотря на значительные организационные мероприятия, осуществляемые государством, положение дел в рассматриваемой сфере остается сложным. Отмечается систематическое невыполнение запланированных показателей и снижение финансовой устойчивости региональных систем капитального ремонта. Так, реализация программ в 2016 году составила 88 %, в 2017 году — 79 %, а в истекшем периоде 2018 года — 30 % (республики Алтай, Тыва, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская республики, Тамбовская область и др.).

Прокурорами в ходе проверок в 2018 году выявлено 12,7 тыс. нарушений закона в указанной области правоотношений, принят исчерпывающий комплекс мер по их устранению. Распространены факты недолжной подготовки и организации капитального ремонта, упущения при учете жилищного фонда, несоблюдение сроков и требований к качеству ремонтных работ.

Читайте также:  Фонд капитального ремонта свердловской области караваев

В Амурской, Смоленской, Ульяновской, Челябинской областях и иных регионах выявлены криминальные посягательства на средства, предназначенные для финансирования программ по капитальному ремонту (использование подложных протоколов общих собраний собственников, завышение сметной стоимости и др.).

Так, в Республике Саха (Якутия) в виду невыполнения оплаченных работ по ремонту подвального помещения дома в г. Нерюнгри на сумму 7,2 млн рублей по инициативе прокурора возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество).

По материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждены уголовные дела в Волгоградской области в связи с неправомерной оплатой невыполненных работ по капитальному ремонту 2 многоквартирных домов, а в Ростовской области — по факту завышения стоимости использованных в ходе капитального ремонта материалов.

Повсеместно зафиксированы случаи несоблюдения сроков и требований к качеству работ по капитальному ремонту. В частности, в Новосибирской области в связи несвоевременным началом капитального ремонта многоквартирных домов, некачественным выполнением работ прокуроры внесли 42 представления руководителям подрядных организаций, а также 8 представлений главам органов местного самоуправления, не обеспечившим контроль за ходом ремонта.

Установлены многочисленные факты ненадлежащей разработки и актуализации программ капитального ремонта (Краснодарский, Красноярский, Хабаровский края, Амурская, Вологодская, Магаданская области). К примеру, в Астраханской области при формировании региональной программы не применены критерии определения очередности проведения капитального ремонта и неправомерно исключен из региональной программы ряд подлежащих ремонту домов. Кроме того, неверно определен объем финансирования капитального ремонта в 2018 году на сумму 4 млрд рублей, в то время как ожидаемый объем поступления взносов за весь период действия программы не превышает 1,5 млрд рублей. По результатам рассмотрения представления прокуратуры области показатели исполнения региональной программы скорректированы.

Во всех субъектах Российской Федерации имеют место факты несоблюдения органами местного самоуправления и управляющими компаниями порядка мониторинга технического состояния многоквартирных домов. Так, в Карачаево-Черкесской Республике основанием для внесения актов прокурорского реагирования в адрес глав 4 муниципальных образований послужили непроведение ими мероприятий по оценке эксплуатационных характеристик жилищного фонда и невыполнение финансовых расчетов, необходимых для его капитального ремонта.

Прокурорами республик Алтай, Крым, Забайкальского края, Новосибирской, Пензенской, Ростовской областей приняты меры реагирования в связи с ненадлежащим осуществлением органами власти контрольно-надзорных полномочий, в том числе в отношении региональных операторов и владельцев специальных счетов.

В результате бездействия должностных лиц министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, а также регионального фонда капитального ремонта не обеспечена своевременная реализация областной программы капитального ремонта. По материалам прокуратуры области следственными органами в августе 2018 года возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность).

Внимание прокуроров также было направлено на обеспечение законности при выполнении работ по капитальному ремонту домов, признанных объектами культурного наследия. Фактов несоблюдения порядка планирования их ремонта и финансового обеспечения не установлено. Вместе с тем в Чувашской Республике, Курской, Московской, Омской, Ростовской и Ярославской областях, г. Москве и иных регионах пресечены нарушения законодательства в связи с проведением ремонтных работ без соответствующего разрешения органов охраны объектов культурного наследия.

В г. Кемерово и г. Санкт-Петербурге вскрыты случаи непроведения капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия и включенных в краткосрочный план реализации региональной программы в 2017 году. Требования прокуратур о понуждении региональных фондов капитального ремонта выполнить запланированные работы удовлетворены.

Источник