Меню

Продольный профиль при капитальном ремонте

Продольный профиль при капитальном ремонте

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Правила проектирования автомобильных дорог

Automobile roads of general use. Rules of roads projecting

Дата введения — 2016-02-01
с правом досрочного применения

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС» (ЗАО «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС»), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 14 ноября 2014 г. N 72-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное название национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1205-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33100-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила проектирования автомобильных дорог при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования.

Правила проектирования распространяются также на платные дороги.

По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне могут быть установлены дополнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на правила проектирования автомобильных дорог общего пользования, изменений к ним, а также правила применения и прекращения применения этих документов в отдельных странах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 32836-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32847-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий

ГОСТ 32868-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий

ГОСТ 32869-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий

ГОСТ 32959-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Габариты приближения

ГОСТ 32960-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения

ГОСТ 33149-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

ГОСТ 33177-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению гидрологических изысканий

ГОСТ 33179-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования

ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения

ГОСТ 33382-2015* Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 33383-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Методы определения параметров

ГОСТ 33384-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования

ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автомагистраль: Автомобильная дорога, предназначенная только для скоростного автомобильного движения, имеющая раздельные проезжие части в обоих направлениях, пересекающая другие транспортные пути исключительно в разных уровнях; съезд-въезд на прилегающие участки запрещен.

3.2 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.

3.3 автомобиль легковой, приведенный: Равная легковому автомобилю расчетная единица, с помощью которой учитываются все другие виды транспортных средств на автомобильной дороге, с учетом их динамических свойств и размеров, с целью их усреднения для расчета характеристик движения (интенсивность, расчетная скорость и т.п.).

3.4 безопасность дорожного движения: Состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

3.5 водоотвод дорожный: Совокупность всех устройств, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих переувлажнение земляного полотна.

3.6 выемка: Земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю, причем вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли.

3.7 дорожная сеть: Совокупность всех дорог общего пользования на определенной территории.

3.8 дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.

3.9 дорожная одежда жесткая: Дорожная одежда с цементобетонным монолитным покрытием, со сборным покрытием из железобетонных плит, с асфальтобетонным покрытием на основании из цементобетона.

3.10 дорожная одежда нежесткая: Дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона.

3.11 земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.

3.12 интенсивность движения: Количество транспортных средств, проходящих через поперечное сечение автомобильной дороги в единицу времени (за сутки или один час).

3.13 капитальный ремонт: Комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и долговечные, в необходимых случаях повышаются геометрические параметры дороги с учетом роста интенсивности движения и осевых нагрузок автомобилей в пределах норм, соответствующих категории, установленной для ремонтируемой дороги, без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении дороги.

3.14 категория дороги: Характеристика, определяющая технические параметры автомобильной дороги.

3.15 клотоида: Кривая, кривизна которой возрастает обратно пропорционально длине кривой.

3.16 коэффициент аварийности: Показатель, применяемый для выявления опасных участков дорог, имеющих различные комбинации условий движения, представляет собой отношение числа дорожно-транспортных происшествий на 1 млн. км суммарного пробега автомобилей на каком-либо участке дороги к числу дорожно-транспортных происшествий на горизонтальном прямом участке с ровным шероховатым покрытием шириной 7,5 м и укрепленными обочинами.

3.17 коэффициент безопасности: Показатель, характеризующий опасность отдельных участков дорог на основе изменения скоростного режима на дороге, представляет собой отношение скорости, обеспечиваемой тем или другим участком дороги, к наибольшей возможной скорости въезда на него с предшествующего участка дороги.

3.18 коэффициент загрузки движения: Отношение фактической приведенной к легковому автомобилю интенсивности движения к пропускной способности данного участка (или элемента) дороги.

Читайте также:  Список домов цао для капитального ремонта

3.19 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая случайные заезды на нее транспортных средств.

3.20 насыпь: Земляное сооружение из насыпного грунта, верхняя часть которого на всей ширине расположена выше уровня земли.

3.21 нормы проектирования геометрических параметров: Основные минимальные и максимальные показатели, принимаемые при проектировании автомобильных дорог: расчетные скорости и нагрузки, минимальные радиусы кривых в плане и продольном профиле, продольные и поперечные уклоны, минимальные расстояния видимости и т.п.

3.22 обочина: Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения велосипедистов и пешеходов, а также для использования при чрезвычайных ситуациях.

3.23 основание дорожной одежды: Часть конструкции дорожной одежды автомобильной дороги, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции.

3.24 остановочная полоса: Полоса, расположенная рядом с проезжей частью, включающая в себя краевую укрепительную полосу и предназначенная для размещения автомобилей в случае вынужденного прекращения или перерыва движения.

3.25 пересечение в одном уровне: Вид пересечения автомобильных дорог, в котором встречающиеся дороги и все специальные устройства для перевода с одной дороги на другую расположены в одном уровне.

3.26 пересечение в разных уровнях: Вид узла автомобильных дорог, при котором пересекающиеся дороги расположены в двух или нескольких уровнях.

3.27 переходно-скоростная полоса: Полоса движения автомобильной дороги, устраиваемая для обеспечения разгона или торможения автомобилей при выезде из транспортного потока или въезде в общий транспортный поток.

3.28 покрытие дорожной одежды: Верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких слоев, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных факторов.

3.29 покрытие дорожное сборное: Покрытие на автомобильной дороге, состоящее из отдельных плит различной формы и размера, изготовленных из бетона, железобетона или композиционного материала, укладываемых на подготовленное основание и соединенных между собой каким-либо способом.

3.30 полоса движения: Продольная полоса проезжей части автомобильной дороги, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд.

3.31 поперечный профиль: Сечение автомобильной дороги в границах полосы отвода, перпендикулярное к ее оси, включающее проезжую часть, разделительные полосы, обочины, краевые полосы безопасности, дополнительные полосы движения и местные проезды, велосипедные дорожки, пешеходные дорожки и тротуары, удерживающие устройства, кюветы и водоотводные канавы и др.

3.32 предпроектная документация: Стадия проектирования, в которой решаются задачи по обоснованию инвестиций в строительство или реконструкцию автомобильной дороги, оценивается техническая, экономическая целесообразность вложения инвестиций, определяется экономическая эффективность, выполняется вариантная проработка объемно-планировочных решений.

3.33 примыкание дорог: Узел автомобильных дорог, где к одной дороге примыкает в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в этом узле.

3.34 продольный профиль: Проекция оси дороги или линии, параллельной ей, на вертикальную плоскость, развернутая в плоскости чертежа.

3.35 пропускная способность: Максимальное число автомобилей, которое может пропустить участок дороги в единицу времени в одном или двух направлениях.

3.36 рабочая документация: Совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений.

3.37 разделительная полоса: Конструктивный элемент автомобильной дороги, разделяющий транспортные потоки по направлению или составу движения.

3.38 расстояние видимости: Расстояние от передней части легкового транспортного средства, на котором с места водителя различаются конструктивные элементы дороги и другие предметы в направлении движения, ориентирование на которые позволяет вести транспортные средства по соответствующей полосе.

3.39 расчетная скорость: Наибольшая возможная (по условиям устойчивости и безопасности) скорость движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцеплении шин автомобилей с поверхностью проезжей части, которой на наиболее неблагоприятных участках трассы соответствуют предельно допустимые значения элементов дороги.

3.40 реконструкция автомобильной дороги: Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущий к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущий за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

3.41 система автоматизированного проектирования: Организационно-техническая система, состоящая из комплекса средств автоматизированного проектирования, взаимно связанного с проектными подразделениями.

3.42 состав движения: Количество различных типов автотранспортных средств в общем транспортном потоке.

3.43 сложные объекты: Автомобильные дороги I и III категорий (многополосные), а также дороги общего пользования I-III категорий в сложных грунтово-гидрологических и природных условиях и платные дороги.

3.44 трассирование: Местоположение трассы автомобильной дороги между заданными пунктами в соответствии с оптимальными эксплуатационными, строительно-технологическими, экономическими, топографическими и эстетическими требованиями.

3.45 транспортная развязка: Инженерное сооружение, устраиваемое на пересечениях и примыканиях дорог, включающее один или несколько путепроводов и систему соединительных ответвлений, обеспечивающих движение пересекающихся транспортных потоков в разных уровнях.

3.46 транспортная сеть: Совокупность всех транспортных путей на определенной территории.

3.47 трудные участки пересеченной местности: Рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не свыше 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами.

3.48 трудные участки горной местности: Участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильно изрезанными или неустойчивыми склонами.

3.49 уровень обслуживания: Комплексный показатель экономичности, удобства и безопасности движения, характеризующий состояние транспортного потока.

3.50 элементы обустройства: Комплекс зданий и сооружений для обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения.

4 Общие положения

4.1 Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых дорог, а также на капитальный ремонт дорог общего пользования. Действие стандарта не распространяется на временные автомобильные дороги, срок службы которых не превышает 5 лет, а также на проектирование улиц в городах и иных населенных пунктах.

4.2 При проектировании для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог следует руководствоваться законодательными актами Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и другими документами.

4.3 Проектирование должно осуществляться на конкурсной основе, в том числе через подрядные торги.

4.4 Проектирование в странах Таможенного союза следует осуществлять:

а) в одну стадию разрабатывается:

1) рабочая документация.

б) в две стадии разрабатываются:

1) проектная документация;

2) рабочая документация.

в) в три стадии разрабатываются:

1) предпроектная документация;

2) проектная документация;

3) рабочая документация.

Примечания

1 В Республике Беларусь при двухстадийном проектировании на первой стадии разрабатывается архитектурный проект, на второй стадии — строительный проект, при одностадийном проектировании — строительный проект.

2 В Республике Казахстан при двухстадийном проектировании на первой стадии разрабатывается проект, на второй стадии — рабочая документация. Для технически несложных объектов разрабатывается в одну стадию рабочая документация.

4.5 Стадийность проектирования определяется заказчиком и устанавливается в договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и конкретизируется в задании на проектирование, приведенном в приложении А.

4.6 Разработку проектов на новое строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и платных, а также искусственных сооружений на них рекомендуется осуществлять для сложных объектов в три стадии.

Для объектов, строящихся по проектной документации массового применения, а также технически несложных объектов и объектов капитального ремонта следует предусматривать проектирование с разработкой рабочей документации в одну стадию.

Читайте также:  Скольким домам сделан капитальный ремонт

4.7 При двухстадийном проектировании на основании прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке на первой стадии разработки проектной документации осуществляется отвод земельного участка под строительство объекта с выдачей правоустанавливающего документа на землю, открывается финансирование строительства в соответствии с законодательством стран Таможенного союза и разрабатывается рабочая документация.

4.8 Состав разделов предпроектной документации для строительства автомобильной дороги приведен в рекомендуемом приложении Б.

4.9 Состав проектной документации для строительства автомобильной дороги в Российской Федерации приведен в рекомендуемом приложении В, в Республике Беларусь — в рекомендуемом приложении Г.

4.10 На основании утвержденной предпроектной документации должна разрабатываться проектная документация, утверждаемая в установленном порядке, по результатам которой необходимо осуществлять отвод земельного участка под строительство объекта с выдачей правоустанавливающих документов на землю и открывать финансирование строительства в соответствии с законодательством стран Таможенного союза. Далее следует разрабатывать рабочую документацию.

4.11 Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения при проектировании, должен быть договор подряда, заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для проектирования проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами.

4.12 Неотъемлемая часть договора — задание на проектирование, составляемое и утверждаемое заказчиком в соответствии с рекомендуемым приложением А.

4.13 Наряду с заданием на проектирование автомобильной дороги заказчику необходимо предоставить разработчику проекта исходные данные для решения проектных задач:

— решение местного исполнительного и распорядительного органа о согласовании места размещения объекта строительства и разрешение на проведение проектно-изыскательских работ;

— архитектурно-планировочное задание (АПЗ) на объекты, находящиеся в границах населенного пункта (при необходимости)*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— заключения согласующих организаций (при необходимости)*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— характеристики занимаемых земель в объеме, достаточном для расчета затрат на освоение, входящих в сметную стоимость строительства*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— экологические условия*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— технические условия субъектов хозяйствования, чьи интересы затрагивает проектируемая дорога*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— предпроектная документация на строительство (при наличии);

— сведения о существующей застройке, подземных и наземных сооружениях, сетях и коммуникациях и т. д. и технические условия на присоединение к ним, переустройство, снос или перенос, в том числе с долевым участием владельцев коммуникаций*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— материалы инвентаризации, оценочные акты и решения местных органов исполнительной власти о сносе, характере и размерах компенсации за сносимые здания и сооружения;

— материалы из генеральных планов городов и других населенных пунктов, проекты планировки (при проложении трассы автомобильной дороги по территории населенных пунктов или их обхода)*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— условия размещения временных зданий и сооружений, подъемно-транспортных машин и механизмов, мест складирования строительных материалов и изделий;

— сведения о законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, новых материалах и технологиях, патентах, передовом опыте, которые рекомендуется использовать при проектировании;

— имеющиеся материалы инженерных изысканий, обследований, ведомости дефектов, последние данные диагностики, паспорт дороги*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— сведения о дорожно-транспортных происшествиях за последние 5 лет с указанием их видов, адресов и мест концентрации*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— сведения об источниках получения, способах транспортировки, дальности доставки местных строительных материалов, другие исходные данные для разработки решений по организации строительства и составлению сметной документации*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— сведения о месте переработки и утилизации строительных отходов;

— сведения о памятниках истории, археологии культуры, территорий с особым статусом (заповедники, заказники, национальные парки и т.п.) при наличии их в зоне дороги, технические условия мероприятий по защите*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— лесорубочный билет (при необходимости производства изысканий в лесных массивах)*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— размеры надбавок и других расходов, которые должны быть утверждены в расчете объемов инвестиций*;
________________
* Материалы, представляемые на стадиях предпроектной и проектной документации.

— задание на разработку тендерной документации.

При отсутствии указанных исходных данных их получение может быть поручено проектной организации по отдельному договору.

Проектировщик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании на проектирование и в исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

5 Порядок проектирования

5.1 Проектирование автомобильных дорог на стадии предпроектной документации и проектной документации должно осуществляться на основе прогнозов социально-экономического развития стран Таможенного союза, соответствующим целевым программам, градостроительной документации и другим материалам.

Разработка предпроектной документации может проводиться на основе картографических, фондовых (геология, гидрология) материалов. Полевые изыскания, по согласованию с заказчиком (при необходимости) могут проводиться на сложных и эталонных участках.

Разработка проектной документации должна осуществляться на основании материалов топографо-геодезических, инженерно-гидрологических, инженерно-геологических, геотехнических, экономических и экологических изысканий в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов ГОСТ 32836-2014, ГОСТ 32869, ГОСТ 32868, ГОСТ 32847, ГОСТ 33177.

При необходимости по согласованию с заказчиком дополнительные изыскания могут выполняться на стадии разработки рабочей документации.

5.2 Проектирование объекта необходимо осуществлять при наличии: задания на проектирование, приведенного в рекомендуемом приложении А, разрешительной документации, исходных данных (перечисленных в пункте 4.13 настоящего стандарта) в соответствии с договором подряда и материалов инженерных изысканий. Разработка проектной документации на отдельные этапы строительства устанавливается заказчиком в задании на проектирование. Эта документация должна разрабатываться в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства.

5.3 Проектные решения на строительство объектов, разработанные в соответствии с межгосударственными и национальными нормативами, удостоверенные соответствующей записью ответственного лица за разработку (главного инженера проекта), не подлежат согласованию с органами государственного управления и надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством стран Таможенного союза.

5.4 В случае, если для проектирования недостаточно требований по надежности сооружений и безопасности движения, установленных нормативными документами, или такие требования не установлены, необходимо разрабатывать научно-исследовательским и проектным организациям специальные технические условия. Порядок их разработки и согласования устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами стран Таможенного союза.

5.5 При проектировании объектов строительства использование изобретений и правовая защита изобретений, созданных в процессе проектирования, должны осуществляться в соответствии с законодательством стран Таможенного союза.

5.6 При проектировании объектов выбор применяемых конструкций, изделий и материалов следует производить с учетом прогрессивных технических достижений по согласованию с заказчиком проекта.

Применение конструкций, изделий и материалов производства зарубежных фирм (при наличии отечественных аналогов) необходимо осуществлять разработчикам при наличии такого требования в задании на проектирование и должно обосновываться в проекте.

5.7 Проекты, представляемые на экспертизу и утверждение, должны разрабатываться в объеме, достаточном для обоснования принимаемых проектных решений, определения объемов основных работ, стоимости строительства и потребности в основных дорожно-строительных материалах, конструкциях, оборудовании, изделиях.

6 Требования к проектированию

6.1 Для повышения качества проектных решений на объектах проектирования необходимо применять систему автоматизированного проектирования, содержащую в своем составе компоненты методического, программного, информационного, технического и организационного обеспечения.

Читайте также:  Когда будут начислять выплаты за капитальный ремонт

6.2 Оценку эффективности проектных решений следует производить на основе технико-экономического сравнения вариантов, а также:

— выбором очередности развития параметров поперечного профиля, уровня обслуживания и загрузки дороги на перспективный (планируемый) и последующие периоды;

— выделением в планируемый период очередей (пусковых комплексов, этапов) строительства;

— рациональными решениями плана и продольного профиля проектируемой автомобильной дороги, обеспечивающими оптимальные технико-эксплуатационные характеристики и минимальную стоимость строительства;

— рациональным размещением пересечений и примыканий;

— ускорением ввода в эксплуатацию автомобильных дорог, очередей и пусковых комплексов;

— внедрением прогрессивных конструктивных решений и использованием современных прогрессивных материалов, технологий и механизмов.

6.3 При сравнении вариантов необходимо руководствоваться следующими положениями:

— полоса варьирования всех вариантов трассы должна иметь общие границы и включать участки автомобильных дорог и местной сети, на которых происходит перераспределение движения;

— при сравнении вариантов с различными эксплуатационными показателями, сроком службы следует учитывать затраты на содержание, ремонты и реконструкцию автомобильной дороги, транспортно-эксплуатационные расходы, расходы на природоохранные мероприятия и компенсационные затраты по отводу земель в течение всего периода сравнения с учетом дисконтирования затрат;

— выбор принципиального местоположения автомобильной дороги, обеспечивающего соблюдение природоохранных, земельных, водных, лесных и других законодательных актов стран Таможенного союза, а также условий планировки городов, поселений, региональных схем развития сетей инженерных коммуникаций;

— принимать параметры автомобильной дороги при новом строительстве неизменными на весь период сравнения;

— период сравнения вариантов принимается, как правило, равным 20 годам. Оптимальным является вариант, имеющий наивысшие показатели эффективности с учетом экологической безопасности и социальных интересов населения.

6.4 При определении транспортно-экономической характеристики проектируемой дороги (реконструкции) необходимо учитывать следующее:

— показатели экономики района проектируемой автомобильной дороги, оптимистические и пессимистические прогнозы ее развития (население, промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.);

— существующее состояние транспортной сети и ее развитие, уровень автомобилизации населения, место и роль рассматриваемой автомобильной дороги в транспортной сети;

— основные грузообразующие и грузопоглощающие пункты, анализ перевозок всеми видами транспорта и перераспределение их по видам транспорта, распределение автомобильных потоков по существующей сети, в том числе на проектируемой автомобильной дороге, что позволит определить расчетную перспективную интенсивность движения на новой или реконструируемой дороге.

6.5 Сравнение вариантов развития, выбор направления автомобильной дороги должны включать:

— характеристики вариантов: реконструкция существующей автомобильной дороги, строительство по новому направлению и их сочетания, очередность изменения параметров плана и профиля (при необходимости), обход населенных пунктов, распределение транспортных потоков между существующей сетью автомобильных дорог и новым направлением, развитие существующей сети автомобильных дорог (при необходимости);

— оценку вариантов по влиянию на транспортное обслуживание, социальное и экономическое развитие и экологическую обстановку территорий, необходимость сооружения транспортных развязок, пересечений, подъездов и другие;

— необходимые согласования и требования заинтересованных организаций по намеченным решениям и местоположению трассы автомобильной дороги и площадок для строительства других сооружений.

Перечень показателей стоимости при сравнении вариантов проектных решений приведен в рекомендуемом приложении Д.

7 Основные технические решения

7.1 Основные технические решения, принимаемые при проектировании автомобильных дорог, зависят от категории автомобильной дороги, расчетной скорости, уровня обслуживания и загрузки движения, расчетных нагрузок и должны включать:

— геометрические параметры плана трассы автомобильной дороги;

— основные показатели продольного и поперечных профилей;

— конструкции земляного полотна и дорожных одежд;

— виды транспортных развязок, примыканий и пересечений с существующими автомобильными и железными дорогами;

— конструкции искусственных сооружений (водопропускных труб, мостов, эстакад, путепроводов, подпорных и удерживающих сооружений);

— водоотводные сооружения (кюветы, нагорные канавы, быстротоки);

— инженерные коммуникации переустраиваемые и вновь проектируемые;

— энергоснабжение и освещение;

— генпланы зданий и сооружений службы эксплуатации;

— схему организации дорожного движения по постоянной дислокации;

— схему организации движения в местах производства работ или в местах событий, вызвавших необходимость временного изменения организации дорожного движения;

— элементы обустройства автомобильной дороги (в том числе: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, автобусные остановки, площадки отдыха, пешеходные и велосипедные дорожки);

— воздействие автомобильной дороги на окружающую среду;

— продолжительность и очередность строительства (реконструкции);

— мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций;

— стоимость строительства (реконструкции).

Геометрические параметры плана, поперечного и продольного профилей автомобильной дороги назначаются в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов ГОСТ 33383, ГОСТ 33475.

7.2 Оценку воздействия проектируемой автомобильной дороги на окружающую среду необходимо выполнять в соответствии с законодательными актами стран Таможенного союза.

7.3 Материалы, обосновывающие технические решения, должны иметь пояснительную записку, графические материалы и документы согласований.

7.4 В пояснительную записку следует включать:

— исходные данные для проектирования и документы согласований;

— данные по технико-экономической характеристике района проектирования автомобильной дороги, интенсивность движения и ее перспективный рост;

— обоснование основных проектных решений, в том числе индивидуальных, на основе сравнения вариантов и соответствующих качеств;

— обоснование мероприятий по безопасности и организации движения, в том числе для маломобильных групп населения (МГН);

— природоохранные мероприятия;

— мероприятия по пожарной безопасности;

— организацию строительства с выделением, при необходимости, этапов, пусковых комплексов и назначением сроков строительства;

— обоснование изъятия земель (акт выбора) компенсационных затрат;

— сведения и обоснование использованных изобретений и внедрения современных материалов и технологий;

— перечень мероприятий по чрезвычайным ситуациям;

— данные по стоимости объекта и его отдельных сооружений.

7.5 В состав чертежей при проектировании автомобильных дорог необходимо включать:

— схему вариантов трассы;

— план дороги;

— продольный профиль (с учетом вариантов);

— поперечные профили земляного полотна;

— варианты конструкций дорожных одежд;

— поперечный профиль выбранной конструкции дорожной одежды;

— схему вариантов искусственных сооружений;

— основные решения по искусственным сооружениям;

— решения по укреплению откосов земляного полотна и водоотводных сооружений, ливневой канализации;

— решения по очистным сооружениям, шумозащитным экранам;

— решения по пешеходным и велосипедным дорожкам;

— решения по расположению площадок отдыха и площадок для стоянки автомобилей;

— сводный план инженерных сетей (переустраиваемых и проектируемых);

— чертежи по переустраиваемым и проектируемым инженерным сетям (освещению, энергоснабжению, связи и пр.) и другим вспомогательным сооружениям;

— принципиальные схемы и чертежи по автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД);

— основные решения по обустройству дороги и организации дорожного движения (в том числе на период нового строительства и реконструкции);

— решения по индивидуальным конструкциям земляного полотна и искусственных сооружений.

Категория автомобильной дороги

7.6 Основным правилом проектирования является обоснование категории автомобильной дороги как при новом строительстве, так и при реконструкции.

Категорию автомобильных дорог необходимо назначать в зависимости от функционального назначения дороги и наибольшей расчетной приведенной к легковому автомобилю интенсивности движения (часовой или суточной).

Коэффициенты приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю рекомендуется принимать для стран Таможенного союза по таблице 7.1.

Таблица 7.1 — Коэффициенты приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю (рекомендуемые)

Типы транспортных средств

Легковые автомобили и мотоциклы, микроавтобусы

Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:

Источник