Меню

Порядок проведения капитального ремонта образовательного учреждения

Текущий и капитальный ремонт в образовательных учреждениях

«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 6

Лето — это пора ремонтных работ в образовательных учреждениях. На этот период, как правило, планируются текущие и капитальные ремонтные работы. От того, какой вид работ будет выполняться, зависит форма их финансирования. В статье рассмотрим, чем отличается проведение текущего ремонта от капитального и как следует отражать в учете проведение ремонтных работ.

Принятие решения о ремонте

Одним из основных документов, которым следует руководствоваться при подготовке к проведению ремонтных работ зданий и сооружений, является Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с ВСН 58-88 (р) ), утвержденное Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее — ВСН 58-88 (р)).

ВСН — ведомственные строительные нормы.

Согласно нормам данного документа (п. 3.2 ВСН 58-88 (р)) учреждение должно осуществлять контроль за техническим состоянием зданий и объектов путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики, который, в свою очередь, поможет принять решение о необходимости проведения того или иного вида ремонтных работ.

Плановые осмотры делятся на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах — техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства (п. 3.3 ВСН 58-88 (р)).

Неплановые осмотры проводятся после стихийных бедствий (землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений), которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований (п. 3.4 ВСН 58-88 (р)).

Согласно п. 3.5 ВСН 58-88 (р) общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью.

При весеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра.

При осеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.

При общих осмотрах следует также осуществлять контроль за выполнением нанимателями и арендаторами условий договоров найма и аренды, если таковые имеют место.

Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться:

  • оценка технического состояния здания или объекта и его элементов;
  • выявленные неисправности;
  • места их нахождения;
  • причины, вызвавшие эти неисправности;
  • сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.

Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте (п. 3.9 ВСН 58-88 (р)).

Согласно определению, приведенному в Приложении 1 к ВСН 58-88 (р), ремонт здания — это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.

Разберемся с определениями текущего и капитального ремонта, которые также даны в Приложении 1 к ВСН 58-88 (р):

Ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей

Ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей

Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта (п. 4.1 ВСН 58-88 (р)).

Работы, которые следует относить к текущему ремонту, перечислены в Приложении 7 к ВСН 58-88 (р). Этот список достаточно большой, и в нем поименовано большинство ремонтных работ, которые охватывают все здание от фундамента до крыши, включая наружную и внутреннюю отделку, а также все инженерные коммуникации.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории (п. 5.1 ВСН 58-88 (р)).

Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в Приложении 9 к ВСН 58-88 (р). Он не такой большой, как перечень текущих ремонтных работ. Согласно ему к работам по капитальному ремонту относятся:

  • обследование зданий и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ);
  • оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 мм;
  • перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение;
  • устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
  • изменение конструкции крыш;
  • оборудование чердачных помещений жилых и нежилых зданий под эксплуатируемые;
  • утепление и шумозащита зданий;
  • замена изношенных элементов внутриквартальных инженерных сетей;
  • ремонт встроенных помещений в зданиях;
  • экспертиза проектно-сметной документации;
  • авторский надзор проектных организаций;
  • технический надзор.
Читайте также:  Министерство культуры капитальный ремонт

Согласно п. 5.2 ВСН 58-88 (р) на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Определение стоимости работ

Для проведения ремонтных работ по результатам проведенных осмотров необходимо составить дефектную ведомость. Форма данного документа законодательно не утверждена, поэтому ее может разработать само учреждение с учетом требований, предъявляемых к первичным учетным документам, указанных в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и закрепить в приложении к учетной политике.

На основании дефектной ведомости принимается решение о проведении текущего или капитального ремонта. В случае если будут проводиться незначительные ремонтные работы силами самого учреждения, то в дальнейшем закупаются необходимые материалы и выполняются работы.

Если принимается решение о проведении текущего ремонта силами подрядной организации, то согласно п. 4.4 ВСН 58-88 (р) для этого следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные для капитального ремонта.

В свою очередь, в соответствии с п. 5.7 ВСН 58-88 (р) определение стоимости капитального ремонта объектов должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным для капитального ремонта ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.

В сметной документации должен предусматриваться резерв средств на непредвиденные работы и агрегаты, распределяемый на две части:

  • предназначенную для оплаты дополнительных работ, вызванных уточнением проектных решений в ходе производства ремонта или реконструкции (резерв заказчика);
  • предназначенную для возмещения дополнительных затрат, возникающих в ходе ремонта или реконструкции при изменении способов производства работ против принятых в сметных нормах и расценках (резерв подрядчика).

За итогом смет должны указываться возвратные суммы — стоимость материалов от разборки конструкций и демонтажа инженерного и технологического оборудования, определяемая исходя из нормативного выхода пригодных для повторного использования материалов и изделий на объектах ремонта.

Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать (п. 5.8 ВСН 58-88 (р)):

  • проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования;
  • составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам;
  • технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции;
  • разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией.

Финансирование работ

Финансирование текущего и капитального ремонта казенных учреждений образования будет осуществляться в соответствии с бюджетной сметой, а бюджетных и автономных учреждений — за счет субсидий на иные цели или субсидии на выполнение государственного задания.

Целевое финансирование текущего и капитального ремонта осуществляется в рамках различных федеральных программ. Так, например, в рамках федеральной программы по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.01.2014 N 22 определен порядок предоставления и распределения федеральных субсидий региональным бюджетам, в том числе на проведение текущего и капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений.

При размещении заказов на проведение текущего и капитального ремонта автономные учреждения должны соблюдать требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и разработанного Положения о закупках, а казенные и бюджетные образовательные учреждения — все процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вне зависимости от того, привлекается к этим работам подрядчик или производится закупка материалов для выполнения ремонтных работ силами учреждения.

Напомним, что образовательные учреждения имеют право на упрощенную процедуру заключения контрактов с единственным поставщиком, если цена такого контракта не превышает 400 000 руб. (пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ). При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более 20 млн руб. в год.

Читайте также:  Про капитальный ремонт что можно не платить

Отражение в бухгалтерском учете проведения ремонтных работ

Незначительные различия отражения в бухгалтерском учете проведения ремонтных работ будут зависеть от того, привлекаются ли для этого сторонние подрядчики. Рассмотрим два варианта:

  1. Ремонт проводится силами самого учреждения.
  2. Ремонт проводится подрядной организацией.

При 1-м варианте, как правило, только производится закупка необходимых материалов. При 2-м — в стоимость проводимых работ закладывается стоимость материалов.

Обратите внимание! Стоимость работ по текущему и капитальному ремонту не увеличивает стоимость самих ремонтируемых зданий и сооружений.

Согласно Указаниям N 65н приобретение расходных (строительных и отделочных) материалов осуществляется учреждением по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Расчеты с подрядчиками по оплате услуг по ремонту зданий и сооружений будут осуществляться за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Организация и проведение ремонтных работ в бухгалтерском учете будет отражаться на основании первичных учетных документов (акта на списание материальных запасов (ф. 0504230), акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) и др.) у казенного учреждения — в соответствии с Инструкцией N 162н , бюджетного учреждения — Инструкцией N 174н , а автономного учреждения — Инструкцией N 183н .

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Приобретение материалов у поставщиков и списание их на нужды учреждения будут отражаться в учете следующим образом:

Источник

Порядок проведения капитального ремонта образовательного учреждения

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра науки
и высшего образования
Российской Федерации
С.В.Кузьмин
25 марта 2019 года N 17.2/1756-вн

Методика распределения бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям высшего образования, в отношении которых Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в виде субсидий на осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации, субсидий в целях выполнения подготовки проектной документации для ремонта объектов недвижимого имущества, а также проведение государственной экспертизы указанной проектной документации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

I. Общие положения

1. Настоящая Методика разработана в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 1 августа 2018 г. N 16н «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» и устанавливает подходы к определению Министерством науки и высшего образования Российской Федерации как главным распорядителем средств федерального бюджета объемов средств федерального бюджета на осуществление федеральными бюджетными и автономными учреждениями, являющимися федеральными государственными образовательными организациями высшего образования мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации и субсидий в целях выполнения подготовки проектной документации для ремонта объектов недвижимого имущества, а также проведение государственной экспертизы указанной проектной документации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее соответственно — средства федерального бюджета, субсидия, образовательная организация) для приведения зданий образовательных организаций в соответствие с требованиями к их эксплуатации и исполнения предписаний надзорных органов.

II. Общие подходы к установлению объемов субсидии в целях осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации образовательным организациям и субсидии в целях выполнения подготовки проектной документации для ремонта объектов недвижимого имущества, а также проведение государственной экспертизы указанной проектной документации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

2. Распределение средств федерального бюджета осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящей Методики.

3. Объем субсидии определяется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации исходя из необходимости предоставления средств федерального бюджета каждой образовательной организации и составляет не более 75,0 млн. рублей и не менее 15,0 млн. рублей одной организации на один финансовый год, (не более трехкратного расчетного объема потребности), скорректированного на комбинированный коэффициент эффективности.

Читайте также:  Перечень работ по капитальному ремонту школы

4. При определении объема субсидии образовательной организации учитываются следующие показатели:

потребность образовательной организации в финансировании мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества в год, рассчитанная по среднему нормативному значению;

площадь помещений учебно-лабораторных зданий, требующих капитального ремонта, в соответствии с формой «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования» (Форма N ВПО-2 (годовая)) за 2017 год;

объемы выделенной образовательной организации субсидии на осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации (код 02-01) за период с 2016 по 2018 годы;

индекс качества финансового менеджмента образовательной организации в рейтинге качества финансового менеджмента образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, сформированном в 2017 году на основании порядка, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 1052;

достижение образовательной организацией показателей эффективности за 2017 год в соответствии с формой N 1-Мониторинг «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования».

III. Порядок расчета объемов субсидии в целях осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации образовательным организациям и субсидии в целях выполнения подготовки проектной документации для ремонта объектов недвижимого имущества, а также проведение государственной экспертизы указанной проектной документации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

5. Объем субсидии образовательной организации рассчитывается по следующему алгоритму.

5.1 Базовое распределение объема субсидии между образовательными организациями осуществляется пропорционально величине потребности в финансировании мероприятий по капитальному ремонту с учетом условий, установленных пунктом 3 настоящей Методики, по формуле:

V_3года — объемы бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по капитальному ремонту на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов;

— расчетный объем нормативных затрат на осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества i-ой образовательной организации в год;

n — количество подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций.

Расчёт нормативных затрат на осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества образовательной организации в год производится по формуле:

— бюджетный приведенный контингент по j-ой стоимостной группе по образовательной организации, находящейся в i-м субъекте;

— норматив обеспеченности объектами недвижимого имущества в расчете на одного обучающегося по программам высшего образования, учтенного в составе базового норматива затрат по стоимостным группам;

— стоимость капитального ремонта 1 кв.м, по i-му региону, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 184, скорректированная с учётом ставки НДС и индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, сметной стоимости проектных и изыскательских работ и иных индексах, установленных Министерством регионального развития Российской Федерации на 2012-2013 годы и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2014-2018 годы, а также с учётом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (Приложение 1 Таблица 3);

П — средняя продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов до постановки на капитальный ремонт, утверждённая приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312.

5.2 Рассчитанный базовый объем субсидии корректируется в следующем порядке:

5.3 По результатам произведенных корректировок осуществляется перераспределение средств федерального бюджета между образовательными организациями, для которых рассчитанный объем субсидии ( ) выше нижней границы. Перераспределение реализуется в пределах общей суммы финансирования за 3 года, скорректированной на комбинированный коэффициент эффективности по системе ( )*:

а) Если 15,0 млн. рублей, то (значение не корректируется).

б) Если 15,0 млн. рублей, то определяется дельта между верхней границей и расчетным значением ( ):

— комбинированный коэффициент эффективности по системе*;

5.4 Итоговый объем субсидии i-ой образовательной организации рассчитывается с учетом комбинированного коэффициента эффективности:

— комбинированный коэффициент эффективности i-ой образовательной организации.*

* Примечание: определение комбинированного коэффициента эффективности и расчет комбинированного коэффициента эффективности по системе производится в соответствии с п. 7.

6. С целью обеспечения дифференциации объема субсидий образовательных организаций с учетом эффективности (п.5.4) производится оценка показателей эффективности на основе весовых показателей и критериев в соответствии с Приложением 1 Таблицы 1 и 2. По каждой образовательной организации определяется количество баллов исходя из показателей формы N 1-Мониторинг «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования» за 2017 год и указанных оценочных значений, а также процент от максимально возможного количества баллов по указанным показателям по группам образовательных организаций.

Группа вузов по эффективности

% достижения максимального значения по установленной группе показателей

Источник