Меню

Порядок проведения капитального ремонта объекта культурного наследия

Минкультуры России от 19.07.2017 N 212-01.1-39-ВА «Разъяснение о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 июля 2017 г. N 212-01.1-39-ВА

О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ФАСАДАМ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В связи с участившимися обращениями собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия по вопросу проведения работ по фасадам объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объектов культурного наследия) Минкультуры России дает разъяснения.

Работы по сохранению объектов культурного наследия в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) проводятся на основании статьи 45 Федерального закона.

Требованиями пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона запрещено проводить работы на объекте культурного наследия в случае, если предмет охраны объекта не определен. Также запрещено проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Таким образом, до начала любых работ на объекте культурного наследия особенности, составляющие предмет охраны объекта, должны быть утверждены.

На фасаде и его декоративных элементах, являющихся предметом охраны, в силу статьи 43 Федерального закона проводится реставрация в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности таких элементов объекта.

К реставрационным работам по фасаду, являющемуся предметом охраны, относятся в том числе вычинка, докомпоновка фасадной стены, элементов декора, лепного декора, воссоздание отдельных элементов, реставрация оконных и дверных приборов, являющихся историческими, реставрация исторического штукатурного слоя, заделка трещин в стене.

Для проведения реставрационных работ необходимо согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению на основании акта государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с приказом Минкультуры России от 05.06.2015 N 1749 «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» и получить разрешение на проведение указанных работ в соответствии с пунктом 5.2 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21.10.2015 N 2625 (далее — Порядок).

В отличие от реставрационных работ, ремонт фасада объекта культурного наследия в соответствии со статьей 42 Федерального закона может быть проведен в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

К ремонтным работам по фасаду и его элементам относят работы, не подразумевающие восполнение утрат, докомпоновку, восстановление крупных элементов и деталей. В случае отнесения к предмету охраны фасада и его декоративных элементов такими работами являются в том числе заделка трещин в штукатурном слое, расчистка от штукатурного слоя и старой окраски, штукатурка и окраска фасада и элементов декора в существующий цвет, окраска цоколя, обработка огне- и биозащитными составами, замена или ремонт оконных и дверных приборов, ремонт оконных отливов и водосточных труб, козырьков, сходов, крылец.

Для проведения ремонта необходимо получить разрешение на проведение ремонтных работ в соответствии с пунктом 5.4 Порядка без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации.

Промывка и очистка фасадов проводится в рамках хозяйственной деятельности собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия, руководствуясь Методическими рекомендациями по эксплуатации объектов культурного наследия, рекомендованные письмом Минкультуры России от 22.02.2017 N 45-01.1-39-НМ, и не требует получения разрешительных документов.

Источник

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

В силу федерального законодательства объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения изменения их облика и интерьера, предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от любых негативных воздействий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ) на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.
Соответствующие требования распространяются в том числе и на случаи установки (размещения) на объектах культурного наследия, а также на их территориях устройств для передачи (приема) сигналов электросвязи, носителей информации, электроосветительного оборудования, кондиционеров, устройства балконов, лоджий, навесов, устройства и(или) изменения дверных и оконных проемов, установки новых типов оконных и дверных блоков, остекления лоджий и балконов, размещения автостоянок, объектов общественного питания и мелкорозничной торговли, размещения причалов для водного транспорта, совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Основанием для принятия КГИОП решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является заключение государственной историко-культурной экспертизы (статья 32 Федерального закона №73-ФЗ) и производится до начала таких работ (пункт 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ).
Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения указанной экспертизы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».
Кроме того, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами.

Работы по сохранению проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. В настоящее время приняты ряд государственных стандартов, подлежащих применению при проведении работ, например, «ГОСТ Р 55528-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 593-ст).
Лица, разрабатывающие проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство работами и авторский надзор до дня выполнения указанных работ.

В случае, если работы по своей сущности являются реконструктивными, помимо всех перечисленных документов, потребуется соблюдение порядка проведения работ, установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Итак, в случае проведения работ по сохранению объекта культурного наследия требуется совершить следующие действия:

Правообладателю объекта получить задание КГИОП (30 рабочих дней);

Провести государственную экспертизу проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (Главгосэкспертиза России, проведение экспертизы инициируется заказчиком проектной документации);

Получить в КГИОП согласование проектной документации на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы (45 рабочих дней);

Подрядчику, лицензированному Минкультуры России, получить разрешение КГИОП на проведение работ по сохранению (30 рабочих дней) (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия);

Правообладателю земельного участка (застройщику) получить в КГИОП разрешение на строительство (7 дней);

Авторскому надзору и научному руководству работ сдать в КГИОП научный отчет о выполнении работ (90 рабочих дней со дня выполнения работ);

Получить утверждение научного отчета (30 рабочих дней);

Заказчику работ, после утверждения отчета, организовать процедуру приемки работ по сохранению и получить акт приёмки работ (15 рабочих дней со дня утверждения научного отчета).

Получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (10 дней).

Следует отметить, что данная последовательность может отличаться в каждом конкретном случае в зависимости от специфики объекта культурного наследия.

В целях получения исчерпывающей информации относительно требуемой документации необходимо ознакомиться со следующими нормативными правовыми актами:

Порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278;

Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 30.07.2012 № 811;

Порядком подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденный приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749;

Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 22.11.2013 № 1942.

Порядком выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625;

Порядком утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840.

Источник

Порядок проведения капитального ремонта объекта культурного наследия

ГОСТ Р 58169-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читайте также:  Эксплуатация зданий сроки капитального ремонта

Сохранение объектов культурного наследия

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Culture heritage preservation. Regulations on the order of production and acceptance of works on preservation of objects of cultural heritage

Дата введения 2019-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», Федеральным государственным казенным учреждением «Центрреставрация», Государственным казенным учреждением «Мосреставрация», Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «МОСК», Федеральным государственным бюджетным научно-исследовательским учреждением «Государственный научно-исследовательский институт реставрации», Региональной общественной организацией содействия развитию реставрационной отрасли «Союз реставраторов Санкт-Петербурга», Акционерным обществом «Отделстрой»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 «Культурное наследие»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации «. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к порядку подготовки, производства и приемки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Настоящий стандарт предназначен для применения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, их подведомственными организациями, собственниками и пользователями объектов культурного наследия, государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения и охраны объектов культурного наследия, юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55528 Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования

ГОСТ Р 55627 Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 объекты культурного наследия: Объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и другими предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпохи цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

сохранение объекта культурного наследия: Меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

[Федеральный закон [1], статья 40.1*]

________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

консервация объекта культурного наследия: Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

[Федеральный закон [1], статья 41]

ремонт памятника: Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

[Федеральный закон [1], статья 42]

реставрация памятника или ансамбля: Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

[Федеральный закон [1], статья 43]

приспособление объекта культурного наследия для современного использования: Научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

[Федеральный закон [1], статья 44]

предмет охраны объекта культурного наследия: Описание особенностей объекта, являющихся основанием для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению.

[Федеральный закон [1], статья 18, пункт 2]

технический надзор: Комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью проверок соответствия выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям проектно-сметной документации в части видов и объемов работ, результатам инженерно-геологических изысканий и исследований, а также нормативных требований к данным видам работ.

(ГОСТ Р 56254-2014, пункт 3.1)

журнал технического надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (журнал технического надзора): Документ, заполняемый по установленной форме и фиксирующий результаты контрольных наблюдений, требования и указания лиц, осуществляющих технический надзор на объекте.

(ГОСТ Р 56254-2014, пункт 3.2)

исполнительная документация: Комплект рабочих чертежей на выполнение производственных работ по сохранению предъявляемого к приемке объекта культурного наследия с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за выполнение работ, и в соответствии с рекомендациями по составлению исполнительной документации при проведении производственных работ на объектах культурного наследия.

[ГОСТ Р 55528-2013, пункт 3.1.28]

научно-проектная документация: Единый комплекс научно-исследовательской, научно-изыскательской, проектной, сметной и отчетной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (консервации, ремонта, реставрации, приспособления объекта для современного использования), а также воссозданию.

[ГОСТ Р 55528-2013, пункт 3.1.21]

3.12 проект организации реставрации; ПОР: Подраздел проектной документации в составе проекта реставрации и приспособления к современному использованию, в котором укрупненно решаются вопросы рациональной организации, технологии и сроков производства реставрационных работ с учетом требований действующих документов по стандартизации в области сохранения культурного наследия и методик реставрации на конкретном объекте.

3.13 проект производства работ; ППР: Основной документ, разрабатываемый организацией, выполняющей эти работы, либо по ее заказу специализированными организациями, имеющими лицензии на эти работы, согласно которому организуется производство работ в соответствии с технологическими правилами, требованиями к охране труда, экологической безопасности и качеству работ, а также обеспечиваются моделирование процесса, прогнозирование возможных рисков, определение оптимальных сроков производства работ по сохранению объектов культурного наследия, необходимых ресурсов и оборудование строительной площадки.

3.14 производитель работ (прораб): Руководитель среднего звена подрядной организации, основная деятельность которого заключается в непосредственном руководстве работами по сохранению объекта культурного наследия.

научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия: Контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ в целях обеспечения сохранности всех элементов подлинного облика объекта культурного наследия, выявленных в результате этих исследований, а также научно-методическая оценка проводимых ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия.

[ГОСТ Р 55528-2013, пункт 3.1.26]

авторский надзор: Один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, осуществляемый в целях обеспечения соответствия проектных решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым работам на объекте.

[ГОСТ Р 55528-2013, пункт 3.1.27]

3.17 научный отчет о выполненных работах: Заключительный раздел научно-проектной документации, включающий текстовые, графические и фотографические материалы, содержащие данные о проведенных комплексных научных исследованиях в процессе производства работ, принятых на их основе проектных решениях и их реализации при осуществлении производственных работ, а также характеризующие объект культурного наследия до начала, в процессе и после завершения работ.

журнал научного руководства и авторского надзора: Документ, отражающий ведение автором проекта или членами авторского коллектива контроля за производством работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляемого в целях обеспечения соответствия выполняемых работ на объекте разработанным проектным решениям, и являющийся обязательным приложением к научному отчету о выполненных работах.

[ГОСТ Р 56200-2014, пункт 3.4]

акт освидетельствования скрытых работ по сохранению объекта культурного наследия: Документ, составляемый при проведении работ отдельных видов по сохранению объекта культурного наследия, контроль за выполнением которых не может быть проведен после их завершения.

[ГОСТ Р 56200-2014, пункт 3.5]

3.20 реставрационная площадка: Часть территории объекта культурного наследия или прилегающей территории, используемая для организации и производства работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектом организации реставрации (ПОР).

4 Общие положения

4.1 Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия (далее — объект культурного наследия) осуществляют в соответствии с научно-проектной документацией на проведение этих работ, согласованной соответствующим органом государственной охраны объектов культурного наследия, на основании разрешения на проведение указанных работ, выданного органом государственной охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления научного руководства, технического и авторского надзора за производством работ.

4.2 Требования к составу и содержанию, а также к последовательности разработки научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения и формы собственности, установлены в ГОСТ Р 55528.

Порядок подготовки и согласования научно-проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности, определен в [2].

4.3 К производственным работам по сохранению объектов культурного наследия относят:

— консервацию объекта культурного наследия;

— ремонт памятника (в целом либо по его отдельным частям или элементам);

— реставрацию памятника или ансамбля;

— приспособление объекта культурного наследия для современного использования;

— воссоздание утраченного объекта культурного наследия.

4.4 Состав видов работ по сохранению объекта культурного наследия, сроки проведения таких работ определяет орган охраны объектов культурного наследия с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, в зависимости вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и планируемого использования объекта культурного наследия.

Читайте также:  Кто оплачивает фонд капитального ремонта

4.5 Производственные работы по сохранению объектов культурного наследия должны быть проведены физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

4.6 Выдачу разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляют:

— федеральный орган охраны объектов культурного наследия — в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

— региональный орган охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

— муниципальный орган охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

4.7 При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, в случае их финансирования за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, исполнитель работ определяется на конкурсной основе в соответствии с применением норм федеральных законов, регулирующих возможность закупок за счет средств государственного бюджета.

4.8 Производство земляных работ по сохранению объекта культурного наследия в границах территории памятника или на специально определенном земельном участке в границах территории ансамбля, утвержденных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, осуществляют при наличии в проектной документации проекта организации археологических работ (ПОАР).

4.9 Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определены Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ. При выполнении работ рекомендуется руководствоваться ГОСТ Р 55627.

4.10 Производство работ по сохранению объекта культурного наследия является частью непрерывного технологического процесса его изучения, реставрации и поддержания.

4.11 Сохранение подлинных фрагментов и элементов памятника в процессе производства работ по сохранению объектов культурного наследия является безусловным приоритетом. С этой целью при производстве работ, при необходимости, могут быть дополнительно установлены временные крепления и защитные конструкции.

4.12 В целях физического сохранения объекта культурного наследия работы по консервации и инженерному укреплению конструкций могут проводить на этапе противоаварийных и консервационных работ на основании разрешения уполномоченного органа государственной охраны культурного наследия до момента согласования проекта реставрации и приспособления к современному использованию.

4.13 На объекте культурного наследия, имеющего в своем составе ценное внутреннее декоративно-художественное убранство, в том числе монументальную живопись, лепной декор, декоративную обивку стен и другое, при любых видах и степени реставрационного вмешательства, связанных со снятием или нарушением кровельного покрытия, следует предусматривать устройство временных кровель в соответствии с технологическими и иными требованиями при производстве работ по сохранению объектов культурного наследия.

4.14 При производстве работ по сохранению объекта культурного наследия в неблагоприятных погодных условиях в районе его расположения рекомендуется устраивать защитные сооружения для создания по условиям работ подходящего температурного режима. Установка защитных сооружений определяется ПОР, и является частью ППР, разрабатываемого подрядной организацией.

4.15 Применение современных технологических методов, используемых в капитальном строительстве, при производстве работ по сохранению объектов культурного наследия должно быть ограничено и допускается только в случаях, исключающих их влияние на сохранность облика объекта культурного наследия и утвержденного предмета охраны и требующих отдельного обоснования в рамках разработки научно-проектной документации.

5 Подготовка к производству работ

5.1 После заключения государственного (муниципального) контракта (контракта, договора) на производство работ по сохранению объекта культурного наследия руководитель подрядной организации в соответствии с установленным регламентом организует получение в органе государственной охраны объектов культурного наследия разрешения на производство работ на объекте культурного наследия.

5.2 Приказом руководителя подрядной организации назначается аттестованный федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке производитель работ (прораб) на данном объекте культурного наследия на все время производства работ в рамках реализации контракта.

5.3 Прораб, бригадиры и мастера организуют изучение проектной и сметной документации и технологий выполнения основных работ.

5.4 На основании ПОР из состава проекта реставрации и приспособления производственно-техническим отделом подрядной организации в тесном взаимодействии с прорабом осуществляется разработка ППР на объекте культурного наследия.

5.5 ППР утверждается руководителем или главным инженером подрядной организации и постоянно находится у прораба на месте производства работ. Вносимые в него изменения регистрируют в журнале производства работ.

5.6 В подготовительный период, до момента начала основных работ, реставрационную площадку обустраивают в соответствии с ПОР и ППР на подготовительный период, с этой целью:

— устанавливают ограждение.

Примечание — В случае установки ограждения с использованием тротуаров, объектов озеленения, дорог следует в обязательном порядке согласовывать эти действия с органами местного самоуправления и ГИБДД;

— оборудуют и обозначают указателями и знаками пути объезда транспорта и прохода пешеходов (пешеходные галереи, настилы, перила, мостки, оборудованные объезды, дорожные знаки и т.д.);

— устанавливают информационные щиты, освещаемые в темное время суток, при въезде на реставрационную площадку и выезде с нее;

— монтируют аварийное освещение и освещение опасных мест;

— выполняют из дорожных плит или асфальтового покрытия подъездные пути к реставрационным площадкам.

Примечание — Выезды с них оборудуют пунктами мойки колес автомобильного транспорта с утилизацией стоков; запрещается вынос грунта или грязи колесами автомобильного транспорта с реставрационных площадок;

— закрывают навесным декоративно-сетчатым ограждением фасады объектов, выходящих на улицы, магистрали и площади;

— размещают, при необходимости, на территории реставрируемых объектов бытовые и подсобные помещения для рабочих и служащих в соответствии с нормативными требованиями, временные здания и сооружения производственного и складского назначения, оборудуют места для складирования материалов, конструкций, изделий и инвентаря, а также места для размещения техники.

Примечание — Запрещается проживание рабочих на реставрационных площадках в бытовых помещениях, реставрируемых зданиях, устройство на площадках выгребных туалетов;

— устанавливают бункер-накопитель для сбора строительного мусора или оборудуют для этих целей специальную площадку, не допуская закапывание мусора и отходов в грунт либо сжигание мусора;

— выполняют работы по водоотводу, устройству временных внутриплощадочных дорог и инженерных сетей, предусмотренных ПОР и ППР.

5.7 После завершения работ по обустройству реставрационной площадки прораб организует подвоз необходимых материалов и оборудования. Материалы, применяемые при производстве работ по сохранению объектов культурного наследия, должны отвечать общим требованиям по внешнему виду, по совместимости физико-механических и химических свойств со свойствами подлинных материалов объекта культурного наследия.

5.8 Перед началом работ с целью исключения возможности утрат собственник (пользователь) составляет акт передачи объекта культурного наследия подрядной организации с учетом требований, предусмотренных охранным обязательством, порядком и условиями их выполнения, а также опись сохраняемых декоративно-художественных предметов и деталей внешнего и внутреннего декоративного убранства памятника истории и культуры. По акту объект принимает прораб на время производства работ. Один экземпляр акта остается у прораба, другой — хранится у собственника (пользователя объектом).

Если объект культурного наследия не выведен из эксплуатации и не передан под охрану подрядной организации на период производства работ, оформляют акт осмотра объекта на начало производства работ с указанием степени сохранности элементов и деталей памятника, составляющих предмет охраны и определяющих его подлинный облик.

6 Производство работ

6.1 При производстве работ по сохранению объектов культурного наследия на все время ведения работ осуществляется научное руководство, в рамках которого, в случае необходимости, могут быть продолжены комплексные научные исследования памятника истории и культуры. Прораб организует тесное взаимодействие с научным руководителем работ.

6.2 Проведение производственных работ осуществляют под контролем организаций, отвечающих за авторский и технический надзор на объекте, уполномоченного органа государственной охраны памятников и пользователя объектом в сроки, установленные государственным (муниципальным) контрактом (контрактом, договором). Прораб принимает от представителей вышеуказанных организаций по актам приема-передачи журнал научного руководства и авторского надзора и журнал технического надзора и постоянно хранит их на реставрационной площадке до полного завершения работ. В них регистрируют посещение объекта надзорными лицами, а также их замечания и отчеты о проведенном надзоре. Все записи в журналах обязательно должны быть заверены подписями ответственных лиц со стороны заказчика, а прилагаемые указания и замечания по отступлениям или нарушениям иметь четкие ссылки на нормы, правила и стандарты. Специалистам, осуществляющим авторский и технический надзор, журналы выдают по первому требованию.

6.3 Во время проведения работ по сохранению объекта культурного наследия прораб обязан постоянно присутствовать на реставрационной площадке.

В случае обнаружения при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, следует незамедлительно приостановить работы и направить в течение трех рабочих дней со дня их обнаружения заявление в письменной форме об указанных объектах в региональный орган охраны объектов культурного наследия.

6.4 На рабочем месте у прораба должны находиться:

— приказ руководителя подрядной организации о назначении лица, ответственного за производство работ, охрану труда и пожарную безопасность на данном объекте культурного наследия;

— оригинал или копия разрешения на производство работ на объекте;

— комплект рабочих чертежей, ППР на выполняемые виды работ, схема организации реставрационной площадки, утвержденный график производства работ;

— акт передачи объекта культурного наследия от собственника (пользователя) подрядной организации;

— журнал производства работ, журнал научного руководства и авторского надзора, журнал технического надзора, журнал по технике безопасности или журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, журнал учета инструктажей по пожарной безопасности, журнал входного контроля и приемки продукции, изделий, материалов, журнал бетонных работ и др.

6.5 Прораб обязан вести ежедневные записи в журнале производства работ, проводить инструктажи по технике безопасности, исполнять предписания и замечания, выданные представителями заказчика, органа государственной охраны объектов культурного наследия, авторского и технического надзора, научным руководителем работ.

6.6 В процессе выполнения производственных работ на объекте культурного наследия прораб на основе рабочей документации составляет исполнительную документацию в соответствии с действующим законодательством и рекомендациями по составлению исполнительной документации при проведении производственных работ на объектах культурного наследия, с учетом непредусмотренных рабочими чертежами и сметами работ, выявленных в процессе проведения ремонтных и реставрационных работ. К выполнению исполнительной документации может быть привлечена проектная организация, разработавшая проект реставрации. Исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и положение объекта культурного наследия и его элементов в процессе реставрации по мере завершения определенных в проектной документации этапов. Исполнительная документация является составной частью отчетной документации.

Читайте также:  При капитальном ремонте жилищного фонда производятся работы

6.7 В ходе производства работ по сохранению объекта культурного наследия возникает необходимость освидетельствования работ, оценить качество выполнения которых при окончательном приеме объекта после завершения всего комплекса работ не представляется возможным.

Прораб не позднее чем за три дня до начала производства таких работ обязан известить представителей авторского и технического надзора о необходимости составления акта освидетельствования скрытых работ. Организуется комиссия, которая контролирует правильность выполнения технологического процесса и оформляет акт в соответствии с требованиями Ростехнадзора. В случае возникновения спорных вопросов место предполагаемого дефекта не вскрывается, а подтверждается вышеупомянутым документом.

Акты подписывают, как минимум, в двух экземплярах: один остается у исполнителя, другой передается заказчику. Акт освидетельствования скрытых работ входит в состав исполнительной документации.

7 Отчетная документация

7.1 Отчетная документация о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия состоит из следующих разделов:

— научный отчет о выполненных работах, на которые выдавалось разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Примечание — Научный отчет является разделом научно-проектной документации, разрабатываемой после завершения производства работ по сохранению объекта культурного наследия и представления подрядной организацией исполнительной документации;

— опись рабочей документации, предназначенной для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, разработанной на основании согласованной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (не требуется при приемке работ по сохранению монументальной живописи на объекте культурного наследия);

— опись актов освидетельствования скрытых работ с указанием их реквизитов;

— опись исполнительной документации, отражающей фактическое исполнение проектных решений и состояние объекта культурного наследия, в процессе производства работ по мере завершения определенных в проектной документации этапов работ;

— альбом фотографических материалов, фиксирующих состояние объекта культурного наследия до проведения работ по сохранению, в процессе научно-исследовательских, изыскательских и производственных работ, а также по итогам завершения работ по сохранению;

— копия журнала научного руководства и авторского надзора за производством работ на объекте культурного наследия с отметкой о завершении работ по сохранению объекта культурного наследия и их соответствии положениям [1 (статья 45)].

7.2 Отчетная документация, за исключением научного отчета о выполненных работах, передается собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия, государственному заказчику (заказчику) в сроки, указанные в государственном (муниципальном) контракте (контракте, договоре).

7.3 Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия (пользователь), либо лицо, выступающее заказчиком работ по сохранению объекта культурного наследия, предоставляет отчетную документацию в прошитом и пронумерованном виде в двух экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе с сопроводительным письмом на утверждение в соответствующий орган государственной охраны объектов культурного наследия (далее — орган охраны).

7.4 Если отчетная документация представлена не в полном объеме, оформлена ненадлежащим образом, орган охраны возвращает ее заявителю с мотивированным обоснованием причин возврата.

7.5 Заявитель вправе повторно представить на утверждение в орган охраны доработанную отчетную документацию.

7.6 При наличии полного комплекта отчетной документации, оформленной надлежащим образом, орган охраны проводит анализ отчетной документации на соответствие выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия требованиям Федерального закона.

7.7 Орган охраны отказывает в утверждении отчетной документации в случае обнаружения несоответствия выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия положениям [1].

7.8 Орган охраны утверждает отчетную документацию в случае установления соответствия выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия положениям [1] и направляет один экземпляр на бумажном носителе утвержденной отчетной документации заявителю.

7.9 Орган охраны информирует почтовым отправлением (заказным письмом), по электронной почте или факсограммой собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия либо лицо, выступающее заказчиком работ по сохранению объекта культурного наследия, об утверждении отчетной документации для последующей приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

7.10 После завершения работ по сохранению объекта культурного наследия и подписания акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, научный руководитель в течение 90 рабочих дней представляет в соответствующий орган государственной охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, научный отчет о выполненных работах. Научный отчет утверждается руководителем (уполномоченным лицом) проектной организации.

7.11 Состав документации, входящей в научный отчет о выполненных работах, определен в документе по стандартизации в области сохранения культурного наследия.

7.12 Если контракт на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия заключен на срок более одного года, научный руководитель составляет промежуточные научные отчеты о выполненных работах, включающие в себя документацию за отчетный год. Ссылки на промежуточные отчеты приводят в сводном заключительном отчете. Срок представления в соответствующий орган государственной охраны объектов культурного наследия ежегодных промежуточных отчетов — в течение 3 мес с момента окончания отчетного года.

7.13 Орган государственной охраны объектов культурного наследия утверждает представленный ему научный отчет о выполненных работах в течение срока, определенного действующим нормативно-правовым документом федерального органа охраны объектов культурного наследия, с момента его представления в том случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с положениями [1].

7.14 При необходимости утвержденный научный отчет о выполненных работах направляют собственнику, или иному законному владельцу объекта культурного наследия, или лицу, выступающему заказчиком работ по сохранению объекта культурного наследия, в качестве приложения к договору на осуществление научного руководства и авторского надзора. Один экземпляр отчета остается в научно-техническом архиве проектной организации.

8 Приемка выполненных работ

8.1 Приемку выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляет собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, или лицо, выступающее заказчиком работ по сохранению объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа государственной охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

8.2 До приемки работ по сохранению объекта культурного наследия соответствующим органом государственной охраны культурного наследия лицо, выступающее заказчиком работ по сохранению объекта культурного наследия, совместно с собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия вправе организовать проведение рабочей комиссии в целях определения готовности объекта культурного наследия к приемке и вводу в эксплуатацию, в том числе проверки работоспособности инженерных сетей и оборудования и наличия актов на выполненные пуско-наладочные работы.

8.3 Основной целью приемки работ является подтверждение соответствия выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия.

8.4 Собственник, или иной законный владелец объекта культурного наследия либо лицо, выступающее заказчиком работ по сохранению объекта культурного наследия, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления уведомления от соответствующего органа государственной охраны объектов культурного наследия организует приемку работ путем выезда на объект культурного наследия и его визуального осмотра. При этом информацию о дате и времени приемки работ посредством почтового отправления (заказным письмом), по электронной почте, факсограммой или по телефонной связи направляют лицам, которым выдавалось разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в соответствующий орган государственной охраны объектов культурного наследия, а также лицам, осуществлявшим авторский, технический надзор и научное руководство.

8.5 Для участия в приемке работ могут привлекать (по согласованию) представителей общественных организаций в сфере сохранения объектов культурного наследия, членов секций Научно-методического совета по культурному наследию при соответствующем органе государственной охраны объектов культурного наследия, экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы и аттестованных специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей.

8.6 При приемке работ на объекте культурного наследия подрядчик представляет следующие документы:

— проектную документацию в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап проведения работ — в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа проведения работ;

— копию (и) разрешения(й);

— рабочую документацию, разработанную на основании согласованной проектной документации (не требуется при приемке работ по сохранению монументальной живописи на объекте культурного наследия);

— исполнительную документацию, подготовленную в соответствии с требованиями Ростехнадзора;

— акты освидетельствования скрытых работ (при их наличии);

— журнал производства работ;

— журнал научного руководства и авторского надзора за производством работ на объекте культурного наследия с отметкой о завершении работ по сохранению объекта культурного наследия.

8.7 При приемке выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия представителям приемочной комиссии также предъявляют журнал технического надзора.

После приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия оригинал журнала технического надзора хранится в архиве организации или у физического лица, осуществлявших технический надзор. Заверенная копия журнала с приложенными результатами фотофиксации по окончании срока действия договора на осуществление технического надзора передается собственнику, или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо лицу, выступающему заказчиком работ по сохранению объекта культурного наследия.

8.8 При приемке работ члены приемочной комиссии рассматривают представленные документы и проводят визуальный осмотр объекта культурного наследия для установления соответствия выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия отчетной документации и положения [1].

8.9 Если выявлено несоответствие выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия отчетной документации и положениям [1], орган охраны составляет заключение об отказе в приемке работ по сохранению объекта культурного наследия с мотивированным обоснованием причин принятого решения, которое подписывает представитель органа охраны.

Копия заключения направляется собственнику, или иному законному владельцу объекта культурного наследия, или лицу, выступающему заказчиком работ по сохранению объекта культурного наследия.

8.10 По результатам приемки работ оформляют акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия по форме, установленной органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия. Одновременно оформляют акты о завершении авторского и технического надзора за производством работ на объекте культурного наследия по форме, установленной действующим нормативно-правовым документом федерального органа охраны объектов культурного наследия, которые служат основанием для закрытия контрактов на их ведение. Акты подписывают в день проведения приемки работ, не допуская помарок, подчисток и иных исправлений, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных лицами, подписывающими их.

8.11 После подписания акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия регистрируется акт в соответствующем органе государственной охраны объектов культурного наследия и в течение 15 рабочих дней после дня утверждения отчетной документации направляется собственнику, или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо лицу, выступающему заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия.

Источник