Меню

Полевая дорога кто ремонт

Грунтовая дорога: содержание и ремонт. Проселочная дорога. Дороги России

Грунтовые дороги проходят по естественной почве и характеризуются отсутствием твердого покрытия. От продолжительных осадков или бурного таяния снега они расплываются и становятся непригодными к использованию. По таким дорогам безопасно передвигаться в сухую погоду или с наступлением заморозков, когда грунт основательно промерзнет.

Описание и особенности

Ширина грунтовой дороги должна составлять 4–5 метра. Этого достаточно, чтобы на ней свободно могли разъехаться две машины. Если дорога ведет на дачный участок и пользоваться ею будет только один хозяин и его редкие гости, достаточно ширины 2 метра. Грунтовые дороги бывают нескольких разновидностей:

  1. Улучшенная. Используются между районными населенными пунктами. Эти дороги укрепляются песчано-гравийной смесью или щебнем. На карте указываются как две желтые параллельные линии.
  2. Грунтовая проселочная дорога. Обычно ничем не укрепляется, в лучшем случае накатывается грейдером. Сельская дорога на карте указана сплошной полосой.
  3. Полевая или лесная. Внешне выглядит как две параллельные узкие тропинки. Такая дорога часто наполовину зарастает травой. На карте отмечается прерывистой линией.

Тяжесть от движения грузоподъемных машин грунтовые дороги не выдерживают. Утюжку (профилирование) нужно проводить систематически после ливневых или затяжных дождей.

Водостойкость грунта можно повысить при помощи минеральных добавок. В качестве вяжущего материала применяют цемент, битум, деготь. Больше всего профилирование требуется супесчаному грунту. Часто при ремонте грунтовых дорог их полностью покрывают щебенкой или гравием.

Содержание и ремонт

Для улучшения качества такого вида дорог и более комфортного передвижения по ним их укрепляют различными материалами. Отремонтированная дорога с добавлением к грунту гравия или щебня меньше размокает от дождя и даже мокрая не теряет своей несущей способности.

Оптимальным считается соотношение 50–75 % добавок к грунту, в большей степени состоящему из глины. При внесении различных примесей грунт необходимо тщательно перемешивать, профилировать и затем уплотнять. Грунтовые дороги ремонтируют на всю ширину, толщина нового слоя должна быть не менее 40 сантиметров.

Преимущества нового покрытия

Отремонтированные дороги обеспечивают наибольшую проходимость и при этом сохраняют свой первоначальный профиль. Хорошая проходимость грунтовых дорог – до 100 автомобилей в сутки. Если движение более интенсивное, поверхность дороги может деформироваться, ей потребуются более усиленные работы по профилированию. С дополнительными добавками грунты становятся более устойчивыми и могут выдерживать насыщенность движения до 500 автомобилей в сутки.

Гравийное покрытие

Это покрытие оборудуют там, где нет большого движения. Хорошее состояние дороги обеспечивает скорость движения машин до 80 км/ч. Для обустройства гравийной дороги выбирают наиболее плотный материал. Он содержит в своем составе мелкозем (глинистые частицы), которые при смачивании состава цементируют и уплотняют его.

Гравий накладывают на слой из песка. Толщина гравийного покрытия составляет до 30 сантиметров. Во время эксплуатации таких дорог им требуется хороший уход. Если появляются впадины или неровности, их профилируют грейдерами во влажном состоянии.

Щебеночное покрытие

Этот ремонт осуществляют на дорогах с небольшой интенсивностью движения (до 200 автомобилей в сутки). Применяется дробленый камень, чаще всего известняковый.

Щебеночное покрытие укладывают на песчаный слой, также для основания используют ракушку, шлак или гравий. Принцип ремонта заключается в следующем.

Щебень размером до 50 мм необходимо рассыпать на заранее подготовленном основании. Затем его выравнивают согласно заданной ширине дороги и утрамбовывают катками до состояния неподвижности камней.

Далее укладывают мелкий щебень для ровной укатки дороги. Во время укатывания щебенку поливают водой для того, чтобы материал лучше зацементировался, а покрытие было более качественным.

Недостатки щебеночного покрытия

При интенсивном автомобильном движении этот материал быстро разрушается, а покрытие изнашивается. Для повышения прочности и водонепроницаемости щебенки к ней добавляют битум или деготь.

Асфальтобетонное покрытие

Такие дороги относятся к капитальным с большим сроком эксплуатации. Для укладки используются горячая, теплая и холодная асфальтобетонная смесь, которую изготавливают в специальных установках.

В зависимости от состава смеси бывают щебеночные, гравийные, битумные. К основному материалу добавляют песок, минеральный порошок. Во все составы добавляют битум в разных пропорциях.

Асфальтовое покрытие бывает однослойным и двухслойным. Укладывают его на бетонную подложку, а для лучшего сцепления основание предварительно обрабатывают битумом или дегтем. По количеству и толщине слоев покрытие бывает разным, все зависит от конструктивных особенностей дороги и экономической ситуации в конкретном регионе.

Асфальтобетонной смесью покрывают дороги самоходные асфальтоукладчики, проводятся точные расчеты на прочность. Покрытие окончательно формируется через три недели после интенсивного движения автомобилей, которые движутся со скоростью 50 км/час. Асфальтобетонному покрытию придают шероховатую поверхность, обрабатывая их смесью с высоким содержанием щебня.

Недостатки асфальтобетонного покрытия

Несмотря на то что это качественное и долговечное покрытие, все-таки у него есть некоторые недостатки. Темный цвет асфальта может создавать аварийные ситуации при поездках в вечернее и ночное время, так как он сильно поглощает свет. Во время строительства асфальтобетонной дороги может применяться специальный осветлитель, который увеличивает яркость покрытия в вечернее время. Для этого в асфальтобетонную смесь добавляют естественный щебень, искусственные или синтетические материалы: термолит, дорсил, которые получают путем обжига и кристаллизации шлака и других минеральных материалов, имеющих белый цвет.

Строительство дорог в России всегда начинается с геологической разведки на местности. Учитывается состав грунта, перепады высот, экономические особенности региона и другие важные показатели. В зависимости от этого выбирается наиболее подходящий тип покрытия и подготавливается проектно-сметная документация.

Строительные работы начинаются с уплотнения грунта, подготовки и возведения наиболее подходящего основания. Затем укладывается смесь, уплотняется и обрабатывается верхнее полотно. Дорожная разметка на грунтовом полотне не проводится. Ремонт дорог в России или их отдельных участков должен осуществляться каждый год.

Источник

Проблемы строительства загородных дорог, или война за накатанный путь к любимому дому

Раз уж тему строительства дорог относят к одной из двух злополучных российских проблем, то и внимания она заслуживает более чем пристального. Особенно с этим будут согласны жители российской глубинки и обитатели многочисленных дачных поселков. Порою самым животрепещущим вопросом для них бывает следующий: кто должен строить дороги в их родном населенном пункте?

Развернутый ответ на него можно получить, обратившись к пункту 5 главе 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В нем ясно изложено, что строительство дорог общего пользования (также это касается остановок и других инженерных сооружений) в пределах населенного пункта – это прерогатива местной администрации. Причем выполняться она должна за счет средств местного бюджета. Совсем другое дело, если органы местного самоуправления всеми силами стараются отсрочить незабываемый момент, олицетворяющий завершение строительства. В таких случаях вполне можно получить судебное решение, превращающее рассказы о нехватке бюджетных средств в наивное оправдание. Но иногда для этого приходится хорошо постараться.

Читайте также:  Как сделать ремонт самим пошаговая инструкция

И вопрос о том, кто должен строить дороги в сельском поселении (не в СНТ или ДНП) — не вопрос: конечно же, администрация. Тут другой вопрос — сроки. В какие сроки и какие дороги должны быть построены администрацией сельского поселения.

Что делать для того, чтобы администрация вас услышала

Для того чтобы главы местных поселений не остались в стороне от вашей проблемы, связанной со строительством дороги общего пользования, помните: никогда не тратьте время на переписку с такими людьми. Получив первое уведомление о невозможности решить вопрос «по-хорошему», обращайтесь к служителям фемиды. Вот, что думает о решении этой проблемы наша форумчанка, обладающая приличным опытом в решении подобных вопросов.

Я бы вообще послала их отписку в прокуратуру с жалобой. С ними переписываться – это терять время. Если будете все же писать им, то, конечно, на имя главы. Посылать обязательно заказным письмом с уведомлением. Чтобы быстрее получить новую отписку, можно продублировать мылом.

Итак, вот что мы имеем. Если на плане населенного пункта нанесены дороги, съезды и им подобные сооружения (например, мосты), то все они должны строиться, а также обслуживаться средствами и стараниями местной администрации. Конечно, никто не спорит с тем, что старания эти всегда очень сильно растянуты во времени.

Все вышесказанное в полной мере относится к дорогам, обеспечивающим непосредственный подъезд к участку. Их еще называют съездами с дорог общего пользования.

Если нет, то вот мнение, заслуживающее внимания.

Когда администрация выделяла вам участки, она должна была заложить в проекте, где должны быть дороги. Надо с администрации «трясти», где должны быть дороги.

На данном этапе, в принципе, проблем возникнуть не должно. Тем более, что земельный участок с капитальными постройками или правом на их возведение должен быть обеспечен проездом к нему. Это сказано в статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

И это как раз тот случай, когда администрация с большой долей вероятности пойдет жителям навстречу. Если нет, то возможность обращения в прокуратуру еще никто не отменял.

Для тех, кто желает построить дорогу своими силами

Некоторые жители небольших поселков, которым надоело обивать пороги администрации, решаются на строительство дороги общего пользования своими силами. Практически всегда подобный шаг является экономически неоправданным.

Построить дорогу с соблюдением всех норм и правил – очень дорогое удовольствие. А за самострой могут и к ответственности привлечь.

И впрямь, ну подумайте сами, ведь с чего начинается строительство? С разработки проекта, с создания проектно-сметной документации – с дальнейшим согласованием всех документов в государственных инстанциях различного уровня. И это всего лишь перечень «бумажных» работ, предшествующих трудоемкому строительству. А что вас может ожидать после окончания всех этих хлопот? Не всегда это может оказаться чем-то хорошим. Например, ответственность за любой несчастный случай, произошедший на этой дороге, может запросто лечь на плечи самих строителей. Даже одного этого факта многим читателям будет достаточно для того, чтобы всерьез задуматься о целесообразности подобной затеи.

Делаем вывод: каким бы трудолюбием не располагали вы и ваши единомышленники, правильнее всего будет заставить органы местного самоуправления выполнять свои прямые обязанности по обеспечению поселения качественными и надежными дорогами.

Для того чтобы собственный успех в борьбе с бюрократическими препонами не вызывал у вас сомнений, почитайте статью 15 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ. В ней говорится о том, что бездействие должностных лиц, ответственных за деятельность в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, в наши дни может сурово караться законом.

Для тех, кто, несмотря ни на что, решился строить дорогу к дому своими руками, на нашем сайте найдется подходящая статья. Если кто-то желает «померяться силами» с представителями местной администрации, то ему будет полезно посетить раздел, посвященный нормативным актам и показательным судебным решениям, которые касаются дорожного строительства. А принять участие в рассуждениях на тему «Кто должен прокладывать дороги?» вы можете в соответствующем разделе. Для всех желающих принять участие в не менее интересных обсуждениях, посвященных представленной тематике, у нас открыт раздел «Практика борьбы с бездорожьем».

Источник

Добиться организации подъездных путей к участку КФХ

В Ленинградской области на участке для ведения КФХ ведем деятельность и круглый год проживаем более 8 лет.

Благоустроенного подъезда к участку нет — есть только тракторная колея пробитая через поле местными трактористами для вспашки огородов. Колея идет абы как без всякой привязки к границам участков, поэтому местами пересекает чужие купленные, но еще не обрабатываемые участки КФХ и сельхозземли — потенциально возможен конфликт с хозяевами этих участков, если продолжать пользоваться этой колеей для проезда.

В осенне-зимне-весеннее время проезд в принципе не возможен — колея или превращается в непролазную грязь или засыпана метровым слоем снега.

По сути — дороги нет.

От ближайшей улицы ближайшей деревни — около 300 метров поля.

Врачей и ветеринаров уже возил на снегоходе и заставлял триста метров по грязи ходить.

При обращении в местную администрацию с просьбой обозначить границы подъездной дороги и обустроить эту дорогу — были посланы в район, т.к. мы находимся вне границ населенных пунктов.

Администрация района ответила, что денег на строительство дорог в бюджете 2015-2017 нет в связи с плохой наполняемостью бюджета, хотя отказа как бы и не прозвучало.

На какие законы можно опираться, чтобы добиться:

1. Обозначения границ подъездных путей к нашему участку КФХ;

2. Организации строительства подъездных путей;

3. Обеспечения круглогодичного содержания подъездных путей в рабочем состоянии?

Ответы юристов ( 5 )

Все эти вопросы находятся в ведении мунициплитета. нужно получить оф. отказ письменный и обжаловать его в суде.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ

«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

Статья 14. Планирование дорожной деятельности
Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Статья 15. Осуществление дорожной деятельности
3. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Статья 17. Содержание автомобильных дорог
1. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
2. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Содержание дорог ведётся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.11.2009 N 928 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения»

Читайте также:  Фазенда кто платит за ремонт

Александр, спасибо за ссылки. Изучаю эти ФЗ.

У нас на планах есть подходящая к участку «полевая дорога», которой по факту нет. Да и проходит она сквозь гряду гранитных камней.

В ФЗ и ГОСТах не нахожу определения «полевой» дороги, поэтому считаю, что дорог к нам вообще нет.

Отсюда и вопрос как правильно сформулировать требование обеспечить подъезд и его содержание, учитывая, что мы не входим в границы населенных пунктов?

Отсюда и вопрос как правильно сформулировать требование обеспечить подъезд и его содержание, учитывая, что мы не входим в границы населенных пунктов?
Глеб

Вот в этом вопросе согласен с Владимиром Мурашко, нужно сначала уточнить, что за дороги, это просто съезд какой то с основной дороги и подъезд к ЕФХ или дорога внутри КФХ?

Возможно, Вы не внимательно прочитали.

«От ближайшей улицы ближайшей деревни — около 300 метров поля.»

Это пространство между улицей деревни откуда может быть организован съезд до границы моего участка КФХ.

«От ближайшей улицы ближайшей деревни — около 300 метров поля.»
Глеб

Это понятно, я имею ввиду, только подъезд до дороги?

И это поле КФХ принадлежит или району?

Подъезд может быть организован по землям муниципального района не задевая чужие участки. Т.е. по свободной.

Это ныне существующая «тракторная» колея идет поперек всех участков. Меня это положение не устраивает. Дорога должна быть проведена как положено в соответствии с планами и ГОСТами.

Есть у меня право требовать эту дорогу, подъезд, проезд или что-то еще от власти?

Если да, то в соответствии с какими законами и положениями?

Сам пока не разобрался, попросил помощи у юристов.

А если не имею такого права, то как проезд организовать? Я им тогда закатаю асфальт зиг-загами по всему полю, и что? Хоть обозначить-то границы проезда они должны?

Есть еще одна норма в ФЗ указанном выше

«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»Статья 20. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге

7. Расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований, несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий.

Администрация района ответила, что денег на строительство дорог в бюджете 2015-2017 нет в связи с плохой наполняемостью бюджета, хотя отказа как бы и не прозвучало…
Глеб

А письменно что то было от адм-ии района?

«По сути обращения сообщаем, что в связи с незначительной наполняемостью муниципального дорожного фонда МО Ломоносовского муниципального района, работ связанных с проектированием и строительством новых автомобильных дорог общего пользования местного значения в муниципальной программе МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области «Развитие автомобильных дорог в Ломоносовском муниципальном районе» в 2015 -2017 г.г. не предусмотрено.

Финансовые средства проходящие по вышеуказанной программе, запланированы для использования по статьям «ремонт» и «содержание» автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области включенных в «Перечень» таких дорог.»

И кому теперь принадлежит полевая дорога? На плане она проходит по муниципальной земле.
Глеб

Если по муниципальной земле, то и в ведении муниципалитета находится в силу указаний ФЗ Об автомобильных дорогах

Уважаемый Глеб. Для начала следует сказать, что дело это многотрудное и неблагодарное. Во-вторых, хотелось бы знать имеется ли на участке какой-либо зарегистрированный объект недвижимости.

Кстати, для того, чтобы не возникали проблемы с владельцами других участков, этот вопрос следует решать совместно. Возможно, потребуется установление сервитута. Также совместное заявление о выделении средств на обустройство дороги будет иметь побольше шансов на его успешное разрешение.

Юрий, у нас получено разрешение на строительство жилого дома для проживания семьи фермера, дом построен, ведем работу по регистрации дома, но регистрация пока еще не получена. Рассчитываем осуществить регистрацию в ближайшие пару месяцев.

По поводу дороги, на планах обозначена некая «полевая дорога», проходящая по границам участков, т.е. никаких сервитутов не нужно. Существующая тракторная колея не совпадает с «полевой дорогой».

Нужно, чтобы власти нашли средства для обозначения «полевой дороги», сделали ее с твердым покрытием и чистили зимой от снега. Это всё что нужно.

Вопрос в том как правильно написать заявление с какими ссылками на какие законы, ГОСТы, СНиПы? И с какими предупреждениями в случае неисполнения.

Проблема в том, что мы не в границах земель поселений — это очень усложняет, т.к. в законах и пр. документах об этом очень мало сказано. Иначе бы я и вопрос не задавал.

Вот довольно интересное решение Верховного суда, правда, ко сожалению не в пользу заявителя:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. N 308-ЭС14-8618

Судья Верховного Суда Российской Федерации Козлова О.А. рассмотрела кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ловкиса Владимира Григорьевича от 15.12.2014 б/н на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.05.2014 по делу N А32-41189/2013, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.10.2014 по тому же делу
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ловкиса Владимира Григорьевича (далее — глава крестьянского хозяйства) к Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» (далее — учреждение) об устранении препятствий в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами 23:06:12:11:053:2, 23:06:12:01:008:0003 путем строительства подъездной дороги от полевой дороги, пересекающей автомагистраль М-29 «Кавказ» на 127 км со стороны х. Мирный Пахарь до искусственного сооружения — путепровода на 125+414 км автомагистрали М-29 «Кавказ» (согласно уточнениям принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация муниципального образования Гулькевичский район.

Читайте также:  Где отремонтировать подольскую швейную машинку

решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.05.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.10.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене принятых судебных актов со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из содержания оспариваемых судебный актов и материалов дела, основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями явился довод главы крестьянского (фермерского) хозяйства о том, что при осуществлении реконструкции автомобильной дороги М-29 «Кавказ» и обустройстве бокового удерживающего дорожного ограждения ограничен доступ к принадлежащим ему (используемым) земельным участкам.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пунктах 45, 47 постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суды, установив, что земельные участки истца не предназначены для размещения объектов дорожного сервиса, предусмотренных пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», зданий и сооружений, располагаемых в придорожной полосе, на участке не имеется, пришли к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ответчиком противоправных действий, препятствующих истцу владеть и пользоваться соответствующими земельными участками, в связи с чем отказали в удовлетворении требований.
При этом суды исходил из того, что при реконструкции автодороги были соблюдены все необходимые нормы и правила, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы от 02.09.2008 N 0457-08/РГЭ-0198/01, утвержденным руководителем ФГУ «Главгосэкспертиза России».
Судами установлено, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 N 767 «Классификация автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог» указанная автомобильная дорога является скоростной (категория 1-Б) и должна соответствовать требованиям СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
В соответствии с п. 5.2 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» развязки следует проектировать с таким расчетом, чтобы на дорогах 1 и 2 категории не было левых поворотов, а также въездов и съездов с левыми поворотами, при которых могли бы пересечься основные потоки движения. Доступ транспортных средств на дороги категории 1-Б (скоростные дороги) возможен через пересечения и примыкания не чаще чем через 5 км (п. 5.4 строительных норм).
Согласно представленному в материалы дела проекту организации дорожного движения автомобильной дороги, чтобы проехать с правой стороны в левую, необходимо доехать до разворота на участке, расположенном на км 131+664, чтобы проехать с левой стороны в правую необходимо проехать до путепровода на км 125+709.
Таким образом, доступ к земельным участкам крестьянского хозяйства возможен с использованием существующих съездов.
Кроме того, судами принято во внимание, что организация и (или) строительство, согласование съездов (примыканий) к автомобильной дороге федерального значения в целях организации подъезда к отдельным земельным участкам и (или) объектам, не являющимся объектами дорожного сервиса и расположенным в границах придорожной полосы автомобильной дороги не относится к компетенции ответчика. Возможность организации съездов с федеральной автомобильной дороги к каждому земельному участку и (или) объекту, не являющемуся объектом дорожного сервиса и расположенным в границах придорожной полосы автомобильной дороги, не предусмотрена законодательством Российской Федерации, поскольку реализация каких-либо исключений из данного правила фактически сделала бы нормальное движение по автомобильной дороге невозможным (из-за слишком большого количества примыканий), а также повлекла возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Доказательств того, что до проведения реконструкции дороги сквозной переезд был возможен в соответствии с установленными правилами и не требовался объезд до ближайшего разворота, что данный переезд был возведен в соответствии с обязательными нормами и правилами, в материалы дела не представлено.
Так же не представлено доказательств невозможности пересечения дороги на отрезке организованного поворота.
Довод главы крестьянского хозяйства о том, что обязанность по строительству подъездной дороги возложена на ответчика, судами отклонен в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Иные доводы, приведенные в жалобе, были предметом исследования и оценки судов и отклонены, как не соответствующие нормам законодательства.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Несогласие заявителя с произведенной судами оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в кассационном порядке оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

отказать главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ловкису Владимиру Григорьевичу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья
Верховного Суда Российской Федерации
О.А.КОЗЛОВА

Источник