Меню

Отвод земельного участка для капитального ремонта

Отвод земельного участка: особенности процедуры

Отвод земельного участка осуществляется в соответствии с нормами российского законодательства. В зависимости от того, как был образован надел, он может происходить с предварительным согласованием места расположения объектов и без него. Рассмотрим более подробно особенности данной процедуры.

Что такое отвод земельного участка

Для начала разберемся, что собой представляет рассматриваемый процесс. Отвод земельного участка – это комплекс землоустроительных мероприятий по определению участка земли в натуре, предоставлению его в собственность, пользование или аренду.

Все действия производятся согласно Земельному кодексу РФ , Градостроительному кодексу РФ , нормам регионального законодательства и решениям муниципальных органов власти. К этим мероприятиям относится выбор, согласование, изъятие и предоставление имеющихся участков для тех или иных нужд.

Таким образом, земельный отвод рассматривают в узком и широком значении. В первом случае – это территория, предоставленная в пользование. В более широком понимании – это участок земли, на который возникло право на основании установленных в законодательстве норм.

Какие существуют принципы передачи наделов

В основе отвода участков лежат следующие принципы земельного законодательства:

  • учет роли земли как основы для жизни и деятельности человека;
  • приоритет охраны земель;
  • участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, которые касаются их прав на землю;
  • единство земельных участков и расположенных на них объектов;
  • приоритет сохранности особо ценных земель;
  • платность использования земли;
  • деление земель по целевому назначению;
  • разграничение государственной, муниципальной и собственности субъектов федерации;
  • дифференцированный подход при установлении правового режима земель;
  • сочетание интересов общества и граждан.

Нормы отвода земельных участков можно поделить на два вида: заранее определенные в законе и нормы для конкретных видов деятельности.

По каким правилам отводятся территории

Процесс выбора, согласования, изъятия и предоставления земли делится на два этапа:

  • предварительное согласование места локализации участка;
  • изъятие и предоставление выбранной территории, оформление соответствующей документации.

Для того чтобы согласовать отводимый участок, заказчик (физическое или юридическое лицо) должен подать ходатайство в местную администрацию. В случае получения предварительного согласования проектная организация или иная фирма на договорной основе собирает исходную информацию. На этом этапе определяются:

  • условия и требования заинтересованной стороны;
  • технические условия и возможности подключения объекта к инженерным сетям и общественным коммуникациям.

После этого оценивается объем инвестиций, подготавливаются необходимые материалы. Все это направляется в уполномоченный орган, где создается специальная межотраслевая комиссия. В ее состав входят представители всех сторон:

  • заказчика;
  • собственника (арендатора или пользователя);
  • государственных органов.

В результате составляется акт выбора земельного участка.

Выкуп и отвод производят органы местной администрации на основании ходатайства, а также предоставленной документации инвестора. При этом нормы передачи земли для разных целей отличаются. Например, норма отвода земельного участка под трансформаторную будку зависит от типа опоры линий электропередач, а также от площади объекта.

Вещественные права на землю

В соответствии с земельным законодательством, принято выделять следующие виды прав на землю:

  • постоянное пользование (без установления определенного срока);
  • пожизненное наследуемое владение;
  • аренда;
  • сервитут (пользование чужой территорией с определенными ограничениями);
  • срочное пользование на безвозмездной основе;
  • собственность.

Ознакомьтесь более подробно, что собой представляют вещные права на землю.

Землеустроительные действия для целей строительства

В некоторых случаях порядок отвода земельного участка под строительство не требует предварительного согласования. Это касается:

  • размещения объекта в муниципальном или сельском районе в соответствии с градостроительными документами;
  • выделения надела для удовлетворения сельскохозяйственных нужд или поддержания лесничества;
  • ведения личного жилищного строительства или подсобного хозяйства.

При всех остальных обстоятельствах нужно предварительное согласование.

Согласование места размещения объекта

В данной процедуре можно выделить следующие этапы:

Выводы

Отвод земельного участка – это процедура перераспределения земельных угодий путем передачи муниципальных территорий в личную собственность или в пользование. Процесс состоит из нескольких этапов, а его особенности зависят от цели выделения земли физическому или юридическому лицу.

4 thoughts on “Отвод земельного участка: особенности процедуры”

Вся процедура слишком забюрократизирована, очень большое количество возможных терминов, дающих возможность неоднозначного толкования.

Сейчас актуальная тема, на фоне обещанного государством бесплатного земельного участка.

А покупка садового участка – это тоже отвод земли? Я купила плодоносящий сад у частного лица. Эта земля что, переходит теперь по наследству моим потомкам? Строения на ней нет, просто деревья и кусты.

Если участок оформлен в собственность, то его можно передать по наследству.

Источник

Что такое отвод земли (землеотвод)? И с какой целью он проводится? на сайте Недвио

Разработка проекта отвода земельного участка является важной стадией при приватизации и оформлении земли. Землеотвод оформляется в обязательном порядке, при выполнении кадастровых и землеустроительных работ, а также регистрации местонахождения земельного участка.

Что такое землеотвод?

Землеотвод — это совокупность процедур по установлению участка на местности, определении его границ, с целью его передачи в безвозмездное пользование, либо аренду.

Специалисты анализируют землеотвод в узком и широком смысле. В узком – это местность, переданная в пользование. В наиболее широком представлении – часть земли, на которую появилось право на основе определенных норм закона.

Оформление отвода земли заключается в поэтапном выполнении всех процедур по определению, восстановлению или установлению границ земельного участка, а кроме того его месторасположения и площади.

Затем все собранные материалы и данные оформляются в так называемое землеустроительное дело (или как его еще называют по-другому — межевое дело).

Отвод земель: цели и задачи

Законом регулируются все этапы распределения и передачи земельных участков:

  1. подбор;
  2. регулирование;
  3. изъятие;
  4. и обеспечение заказчика участком для существующих потребностей.

Эти и любые другие операции с участками, землевладельцы могут выполнить лишь только после выполнения обмера ЗУ и формирования пакета бумаг, достаточных для формирования межевого дела, и его подачи в Росреестр.

Землеотвод является также обязательной процедурой для формирования и развития общей базы сведений кадастровой службы. При его отсутствии, невозможна легализация возведенной постройки, установление павильонов и осуществление иных операций строительства на выделенной земле.

Кто проводит землеотвод?

Выполнять процедуры по отводу земли могут только специалисты и юридические лица, обладающие соответствующими лицензиями. Эксперты по землеотводу квалифицированно, в короткий срок и по доступной цене осуществят полный комплекс мероприятий.

Наличие у компаний соответствующего разрешения и квалификации будет залогом того, что заказчику не придется иметь проблемы юридического характера, возникших из-за разных погрешностей в обмере ЗУ. При появлении спорных моментов, специалисты проведут вынесение границ на местности и урегулируют таким образом все разногласия с соседями.

Как происходит передача земель?

При выполнении земельного отвода действуют последующие правила:

  • учет роли земли как основного принципа для существования и деятельности человека;
  • приоритет защиты земель;
  • заинтересованность людей и организаций в постановлении задач, какие затрагивают их права на землю;
  • целостность участков и находящихся на них построек;
  • приоритетная сохранность наиболее значимых ЗУ;
  • учет ценности применения участков;
  • деление земель согласно целевому назначению;
  • разделение общегосударственной и местной собственности.

Также землеотводные операции регулируются законодательными нормами и общественными мерами для определения характера возможной деятельности на выделяемом участке.

По каким законам отводятся земли?

Процедура по отводу земель, согласно законодательству, подразделяется на две фазы:

  1. заранее оговаривается размер ЗУ и локализация его расположения;
  2. производится изъятие и оформление участка, формирование надлежащей документации.

Чтобы утвердить нужный земельный участок, гражданин обязан передать заявление в администрацию того района, где расположен участок. При заблаговременном согласовании проектная организация (либо другая уполномоченная компания, действующая на условиях договора) собирает начальную информацию.

На данной стадии формируются:

  • условия, по каким передается земельный участок;
  • существующие технические требования и возможности подведения технических сетей.

Затем рассчитывается объем предполагаемых инвестиций, готовятся необходимые бумаги. Все полученные данные отправляются в соответствующее учреждение, где формируется особая рабочая группа.

В структуру рабочей группы входят представители всех сторон:

  • заявителя (покупателя);
  • нынешнего собственника;
  • представителя местной администрации.

Вопросы о приобретении и отведении земель решают органы местной власти, на основе ходатайства и подготовленной документации. По завершению всех этапов, оформляется документ по соответствующей форме.

Следует учитывать, что способы передачи земельных территорий для различных целей могут быть разными. К примеру, мера отвода территории под трансформаторную подстанцию зависит от типа опор и направлений расположения электропроводов, а кроме того — от площади здания.

Мероприятия и принципы передачи земли

1. Вещественные права

В соответствии с законодательством, принято разделять следующие виды прав на земельные участки:

  • постоянное использование (при отсутствии конкретного срока в договоре);
  • пожизненное наследуемое владение;
  • аренда;
  • сервитут (использование «чужой» земли с некоторыми ограничениями);
  • безвозмездное срочное пользование;
  • частная собственность.

2. Мероприятия в интересах строительства

В некоторых ситуациях для отвода земли под строительство не требуется получения согласования:

  • при расположении участка в городском или сельском районе, на которые утвержден Градостроительный план;
  • предоставление земельной территории в интересах аграрных потребностей или укрепления лесничества;
  • проведение индивидуального жилищного строительства.

При других условиях необходимо заблаговременное координирование с местной администрацией.

3. Координирование территории

В этом мероприятии следует отметить такие процедуры, как:

  • оформление ноебходимых бумаг, с установлением границ и пределов выделяемого ЗУ на соответствующей территории;
  • определение разновидности допустимого применения территории;
  • установление технических критериев, с целью подсоединения строящегося объекта к техническим сетям;
  • подписание решения о проведении торгов, либо о предоставлении территории, если аукцион не проводится;
  • информирование общественности и СМИ о проведении земельного аукциона;
  • постановка земли на кадастровый учет;
  • проведение торгов либо предоставление ЗУ без аукционных мероприятий.

Заключение

Отвод земельного участка всегда проводится в соответствии с законодательными нормативами и существующими правилами. В зависимости от того, к каким землям относится территория, она может будет передана, с предварительным согласованием месторасположения всех объектов, либо без проведения такого согласования.

Ввиду того, что в населенных пунктах и их окрестностях постоянно появляются новые дороги, здания, участки под частное строительство, коттеджные поселки и другие объекты недвижимости, данная процедура необходима для выделения земли под эти и другие необходимые объекты.

Для проведения процедуры землеотвода необходимо обращаться в компанию, которая имеет соответствующую лицензию и штат квалифицированных специалистов. Все мероприятия по землеотводу должны проводиться тщательным образом, так как неправильное указание координат участка, или оформление данных с ошибками, могут привести впоследствии к проблемам для заказчика и его соседей.

Земельный кодекс РФ

Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.

Источник

Порядок отвода земельного участка под капитальное строительство

Отвод земельного участка: особенности процедуры

Отвод земельного участка осуществляется в соответствии с нормами российского законодательства. В зависимости от того, как был образован надел, он может происходить с предварительным согласованием места расположения объектов и без него. Рассмотрим более подробно особенности данной процедуры.

Что такое отвод земельного участка

Для начала разберемся, что собой представляет рассматриваемый процесс. Отвод земельного участка – это комплекс землоустроительных мероприятий по определению участка земли в натуре, предоставлению его в собственность, пользование или аренду.

Все действия производятся согласно Земельному кодексу РФ , Градостроительному кодексу РФ , нормам регионального законодательства и решениям муниципальных органов власти. К этим мероприятиям относится выбор, согласование, изъятие и предоставление имеющихся участков для тех или иных нужд.

Таким образом, земельный отвод рассматривают в узком и широком значении. В первом случае – это территория, предоставленная в пользование. В более широком понимании – это участок земли, на который возникло право на основании установленных в законодательстве норм.

Какие существуют принципы передачи наделов

В основе отвода участков лежат следующие принципы земельного законодательства:

  • учет роли земли как основы для жизни и деятельности человека;
  • приоритет охраны земель;
  • участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, которые касаются их прав на землю;
  • единство земельных участков и расположенных на них объектов;
  • приоритет сохранности особо ценных земель;
  • платность использования земли;
  • деление земель по целевому назначению;
  • разграничение государственной, муниципальной и собственности субъектов федерации;
  • дифференцированный подход при установлении правового режима земель;
  • сочетание интересов общества и граждан.
Читайте также:  Образец протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по капитальному ремонту

Нормы отвода земельных участков можно поделить на два вида: заранее определенные в законе и нормы для конкретных видов деятельности.

По каким правилам отводятся территории

Процесс выбора, согласования, изъятия и предоставления земли делится на два этапа:

  • предварительное согласование места локализации участка;
  • изъятие и предоставление выбранной территории, оформление соответствующей документации.

Для того чтобы согласовать отводимый участок, заказчик (физическое или юридическое лицо) должен подать ходатайство в местную администрацию. В случае получения предварительного согласования проектная организация или иная фирма на договорной основе собирает исходную информацию. На этом этапе определяются:

  • условия и требования заинтересованной стороны;
  • технические условия и возможности подключения объекта к инженерным сетям и общественным коммуникациям.

После этого оценивается объем инвестиций, подготавливаются необходимые материалы. Все это направляется в уполномоченный орган, где создается специальная межотраслевая комиссия. В ее состав входят представители всех сторон:

  • заказчика;
  • собственника (арендатора или пользователя);
  • государственных органов.

В результате составляется акт выбора земельного участка.

Выкуп и отвод производят органы местной администрации на основании ходатайства, а также предоставленной документации инвестора. При этом нормы передачи земли для разных целей отличаются. Например, норма отвода земельного участка под трансформаторную будку зависит от типа опоры линий электропередач, а также от площади объекта.

Вещественные права на землю

В соответствии с земельным законодательством, принято выделять следующие виды прав на землю:

  • постоянное пользование (без установления определенного срока);
  • пожизненное наследуемое владение;
  • аренда;
  • сервитут (пользование чужой территорией с определенными ограничениями);
  • срочное пользование на безвозмездной основе;
  • собственность.

Ознакомьтесь более подробно, что собой представляют вещные права на землю.

Землеустроительные действия для целей строительства

В некоторых случаях порядок отвода земельного участка под строительство не требует предварительного согласования. Это касается:

  • размещения объекта в муниципальном или сельском районе в соответствии с градостроительными документами;
  • выделения надела для удовлетворения сельскохозяйственных нужд или поддержания лесничества;
  • ведения личного жилищного строительства или подсобного хозяйства.

При всех остальных обстоятельствах нужно предварительное согласование.

Согласование места размещения объекта

В данной процедуре можно выделить следующие этапы:

Выводы

Отвод земельного участка – это процедура перераспределения земельных угодий путем передачи муниципальных территорий в личную собственность или в пользование. Процесс состоит из нескольких этапов, а его особенности зависят от цели выделения земли физическому или юридическому лицу.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Регламент отвода участков под проведение строительных работ

Передача в постоянное владение земельных участков, находящихся в собственности государства или муниципалитета частным лицам осуществляется в полном соответствии нормам законодательства по землепользованию в РФ. Порядок предоставления такого рода участков напрямую зависит от того, каким образом был он образован.

Предусматривается два способа отвода земель:

  • Отвод без необходимости предварительного согласования места расположения возводимых объектов;
  • Отвод участка, предусматривающий процесс предварительного согласования.

Предоставление земли без предварительного согласования места расположения объекта

Данный процесс заключается в проведении следующих мероприятий:

  • Проведение предварительных работ по формированию самого земельного участка. Эта операция подразумевает прохождение следующих этапов:
    • Разработка проектной документации по установлению границ участка на местности. Изучаются все сведения на отводимый участок для осуществления строительства, в которых есть его графическая схема. В случае её отсутствия специализированные органы местного самоуправления проводят все нужные замеры и устанавливают необходимые межевые обозначения.
    • Установление вида разрешенного использования участка. Разрешенное использование участка земли устанавливается согласно постановлению администрации об отводе данного земельного участка под частное строительство и вместе с установленной категорией землепользования прописывается в кадастровых документах при постановке участка на государственный учет.
    • Установление наличия необходимых технических условий к подключению строительных объектов к коммуникационным сетям жизнеобеспечения. Такая операция производится самим претендентом на получение участка земли под частное строительство. Для этого нужно обратиться в государственный орган архитектуры и градостроительства, где находятся все необходимые сведения о наличии или же отсутствии инфраструктурных объектов, необходимых для нормального функционирования будущего строения.
    • Принятие заключения о проведении аукциона, или же о предоставлении земли без осуществления аукционных мероприятий. В данном случае государственные органы исполнительной власти, прежде всего, должны вынести заключение о реальной возможности передачи участка под проведение строительных работ. Выписка из решения о выделении участка, или же отказ в выделении передаётся на руки заявителю не позднее семи суток, со дня вынесения решения. В случае получения отрицательного ответа, заявитель может обратиться в органы судебной власти и обжаловать вынесенное решение.
    • Размещение на страницах газетных изданий информации о месте и времени проведении торгов по реализации участка или об осуществлении приема заявлений, с целью передачи земельного участка минуя проведение аукционных мероприятий.
  • Осуществление постановки участка земли на государственный кадастровый учет на основании действующего земельного законодательства. По результатам проведения кадастровых мероприятий участку присваивается индивидуальный номер, он получает описание в Едином земельном реестре, благодаря которому данный участок можно выделить из массы других подобных. После проведения кадастровых мероприятий становится возможным произвести качественную экономическую оценку данного участка.
  • Осуществление аукционных мероприятий. Итогом проведения торгов или аукциона становится либо подписание протокола по результатам торгов либо оформление договора аренды земельного участка, предоставленного без проведения аукциона. Если следовать постулатам гражданского законодательства, то участок земли после его непосредственного формирования как отдельно расположенного на местности объекта приобретает статус индивидуально-определенной вещи. До его окончательного определения в натуре, даже при фактическом наличии решения об отводе под участок определенного количества земли, право собственности возникнуть не может.

Порядок предоставления земли под строительство с предварительным согласованием места расположения объекта

В этом случае предусмотрен следующий регламент:

  • Выбирается непосредственно сам земельный участок и принимается заключение о возможности предварительного согласования места расположения объекта;
  • Проводятся уже описанные мероприятия по формированию самого земельного участка;
  • Выбранный земельный участок проходит процедуру постановки на государственный кадастровый учет;
  • Местными органами самоуправления выносится заключение о выделении участка земли под индивидуальное жилищное строительство.

Необходимо отметить, что в соответствии с новым Земельным кодексом Российской Федерации процесс предварительного согласования места размещения объекта не осуществляется при выполнении следующих условий:

  1. В случаях размещения строительного объекта в муниципальном округе или же сельском районном поселении в полном соответствии с имеющимися градостроительными документами о будущей застройке;
  2. При предоставлении земельного участка в целях удовлетворения нужд сельхоз производителей или поддержания лесничеств;
  3. При выделении участка гражданину в целях осуществления им личного жилищного строительства, а так же ведения личного подсобного хозяйства.

Подводя итог можно сказать, что отвод земель не что иное, как перераспределение земельных угодий посредством передачи муниципальных участков в личную собственность и предоставление их в использование согласно решению органов местного самоуправления. Эта процедура включает в себя: рассмотрение заявления об отводе, принятия заключения об изъятии и предоставлении участка, отвод земельных угодий в натуре, юридическое оформление процесса отвода.

Видео — Как получить земельный участок от государства бесплатно?

Раздел 7. Порядок отвода земельного участка для реализации инвестиционного проекта, в том числе процедура перевода земельного участка из категории в категорию.

7. Порядок отвода земельного участка для реализации инвестиционного проекта, в том числе процедура перевода земельного участка из категории в категорию.

7.1. Порядок отвода земельного участка для реализации инвестиционного проекта.

7.1.1. Общие положения.

Выбор, согласование, изъятие и предоставление (отвод) земельных участков (площадок, трасс) для строительства объектов производится в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, градостроительного кодекса РФ, земельного законодательства субъектов РФ, муниципальных органов и на основании решений о предоставлении земельных участков для строительства, принимаемых местной администрацией.

Процедуру выбора, согласования, изъятия и предоставления (отвода) земельных участков для строительства можно разбить на два этапа.

Первый этап — производится предварительное согласование места размещения объекта на основе решений, принятых в градостроительной документации или предпроектных обоснованиях (расчетах) инвестиций в строительство (объектов, не учтенных в градостроительной документации).

Второй этап — осуществляется изъятие и предоставление (отвод) предварительно согласованного земельного участка в соответствии с земельным законодательством РФ.

Обязательными условиями при выборе и предварительном согласовании (закреплении) земельного участка и последующего предоставления его для целей строительства являются:

-соблюдение законов и законодательных актов РФ и субъектов РФ, регулирующих земле-природопользование, утвержденных градостроительных решений и требований нормативных документов, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также соблюдение охраняемых законами прав и интересов граждан, юридических лиц и государства;

-обоснование комплекса намечаемых мероприятий по предупреждению отрицательных экологических, санитарно-эпидемиологических, социально-культурных и других негативных последствий в результате реализации намечаемой хозяйственной деятельности;

-выполнение прогнозной оценки долговременных последствий от воздействия на окружающую среду намечаемого строительства;

-разработка альтернативных проработок и выполнение расчетов технико-экономических показателей намечаемого к строительству объекта для нескольких выделяемых земельных участков и определение оптимальной площадки (трассы) путем сравнения социальных, экологических, санитарно-эпидемиологических и других условий и воздействий на окружающую среду, обеспечения нормальных условий эксплуатации объекта;

-для уникальных объектов площадка (трасса) должна выбираться с учетом материалов инженерных изысканий геолого-структурных и тектонических особенностей района строительства;

-обоснование мероприятий по предупреждению возможного возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на намечаемом к размещению объекте и создание условий по ликвидации их последствий.

7.1.2. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен ст. 30 Земельного кодекса РФ.

7.1.2.1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов РФ земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1. ст. 30 Земельного кодекса РФ.

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством РФ за соответствующий земельный участок.

Читайте также:  Капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры это

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов РФ в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее — кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка для строительства,, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.

В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ, если иной порядок не установлен Земельным кодексом РФ.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 ст. 5, пунктом 3 ст. 15, пунктом 1 ст. 22 и пунктами 4 и 5 ст. 28 Земельного кодекса РФ.

Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит РФ, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством РФ об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

7.1.3. Блок-схема действий при предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

7.2. Выбор земельных участков для строительства.

Порядок выбора земельных участков для строительства установлен ст. 31 Земельного кодекса РФ.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.

Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.

Читайте также:  Сроки капитального ремонта санузла

В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса РФ и принявших такое решение, понесенных убытков.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.

7.3. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства

Порядок принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства установлен ст. 32 Земельного кодекса РФ.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды. Условия могут также предусматривать права других лиц, обременяющие предоставляемые земельные участки, или предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничения использования земельных участков.

7.4. Перевод земельного участка из категории в категорию.

В соответствии со ст. 8 «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

— земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

— земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

— земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Областным законом от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» в Ростовской области принято постановление Администрации Ростовской области от 31.03.2008 № 162 «Об уполномоченном органе и утверждении Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принят на основании статей 2, 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и устанавливает содержание ходатайства заинтересованного лица о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением находящихся в собственности Российской Федерации, а также регламентирует вопросы рассмотрения направленных ходатайств и порядка принятия решений о переводе из одной категории в другую земель или земельных участков:

-находящихся в государственной собственности Ростовской области;

-находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, за исключением установленных федеральным законодательством случаев перевода земель или земельных участков в составе таких земель по решению Правительства Российской Федерации;

-земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной и частной собственности.

В Ростовской области согласно указанного постановления Администрации Ростовской области уполномоченным органом по осуществлению рассмотрения ходатайств о переводе находящихся в государственной собственности Ростовской области земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, находящихся до разграничения в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, за исключением случаев, когда перевод осуществляется Правительством Российской Федерации, а также находящихся в муниципальной или частной собственности земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель из одной категории; разрабатывать и вносить на согласование проекты постановлений Администрации Ростовской области о переводе указанных земель или земельных участков из одной категории в другую на территории области в другую является министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций области.

7.4.1. Включение земельных участков в границы населенных пунктов

Включение земельных участков в границы населенных пунктов, независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также в соответствии со ст.24 Областного Закона Ростовской области от 14.01.2008 № 853-ЗС «О градостроительной деятельности в Ростовской области».

7.4.2. Перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую.

Для обеспечения рассмотрения вопроса о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую, необходимо:

1. Получить согласие администрации муниципального района.

Для получения согласия администрации муниципального района заинтересованное лицо в переводе земель из одной категории в другую земель сельскохозяйственного назначения должно обратиться с соответствующим ходатайством к главе администрации муниципального района.

В ходатайстве должна быть приведена причина (обоснование) необходимости в переводе земель из одной категории в другую земель сельскохозяйственного назначения с приложением следующих документов:

-ситуационный план размещения объекта;

-схема генерального плана земельного участка;

-пояснительная записка с технико-экономическими показателями проекта, планируемого к реализации на земельном участке;

-проект рекультивации переводимого земельного участка (в случае предоставления земельного участка для добычи полезных ископаемых, строительства линейных объектов);

-согласие правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения на перевод их в другую категорию, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, когда такое согласие правообладателей не требуется.

В случае если по результатам рассмотрения ходатайства заинтересованного лица в переводе земель из одной категории в другую земель сельскохозяйственного назначения у администрации муниципального района нет оснований для отказа, необходимо сформировать пакет документов, необходимых для подготовки заключения министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области о возможности перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения в другие категории.

2. Получить согласие министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.

В соответствии с приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 26.07.2010 № 110 «О подготовке заключений о возможности перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения в другие категории» заинтересованное лицо, должно предоставить в министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, следующие документы:

1. Ходатайство о подготовке заключения о возможности перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения в другие категории с указанием кадастровых номеров, площади земельных участков, цели перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

2. Согласие правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения на перевод их в другую категорию, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, когда такое согласие правообладателей не требуется.

3. Копия документов, удостоверяющих личность заявителя – физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

4. Доверенность, если с ходатайством обращается доверенное лицо заинтересованного лица или правообладателя земельного участка.

5. Кадастровая выписка или кадастровый паспорт (выписка из государственного кадастра недвижимости) относительно сведений о земельных участках сельскохозяйственного назначения, перевод которых в другую категорию предполагается осуществить.

6. Кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), на которой расположен каждый из земельных участков сельскохозяйственного назначения, перевод которых в другую категорию предполагается осуществить.

7. Ситуационный план размещения земельного участка с описанием смежных участков, указанием категории земель, к которой они относятся, и их целевого назначения, а также подъездных путей к переводимому земельному участку.

8. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельные участки, входящие в состав земель, перевод которых из одной категории в другую предполагается осуществить

9. Пояснительная записка об объекте, предполагаемом к размещению на переводимом земельном участке, с технико-экономическими показателями.

10. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка по отношению к среднерайонному уровню кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы разрешенного использования, выданные территориальными отделами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

11. Копия договора аренды земельного участка (в случае, если земельный участок используется на праве аренды).

12. Копия лицензии на право пользования недрами (в случае предоставления земель для добычи полезных ископаемых).

13. Утвержденный проект рекультивации переводимого земельного участка (в случае предоставления земель для добычи полезных ископаемых, строительства линейных объектов).

14. Письмо администрации муниципального района об отсутствии иных вариантов размещения объекта (в случае размещения промышленного объекта, объекта социального, коммунально-бытового назначения, объекта здравоохранения, образования).

15. Акт на списание мелиоративных систем их собственником, балансодержателем (для мелиоративных сельскохозяйственных угодий).

16. Заключение о непригодности для осуществления сельскохозяйственного производства переводимых земельных участков (в случае включения его в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса).

17. Сведения о виде сельскохозяйственных угодий в составе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предполагаемого к переводу в другие категории.

В рассмотрении ходатайств может быть отказано в случае, если:

с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям федерального и областного законодательства и вышеприведенному перечню документов, утвержденному приказом минсельхозпрода области от 26.07.2010 № 110.

В указанных случаях в десятидневный срок со дня поступления ходатайства лицу, обратившемуся с ходатайством, направляется уведомление с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

По результатам рассмотрения ходатайства разрабатывается и вносится на согласование членам рабочей группы по рассмотрению ходатайств о подготовке заключений о возможности перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения в другие категории соответствующий проект заключения.

Проект заключения подлежит рассмотрению на заседании рабочей группы в течение двадцати календарных дней со дня поступления полного пакета документов. Лицо, обратившееся с ходатайством, вправе принимать участие в заседании рабочей группы и давать пояснения по вопросам обоснования перевода земельного участка в другую категорию.

Источник