Меню

Оборудование для капитального ремонта грузовых вагонов

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕМОНТА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

1 Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Вагоны» В. Ф. Кармацкий ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕМОНТА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ Екатеринбург 2010

2 Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Вагоны» В. Ф. Кармацкий ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕМОНТА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Оборудование (конструкция, проектирование, расчет) вагоноремонтного производства» для студентов специальности «Вагоны» всех форм обучения Екатеринбург

3 УДК К24 Кармацкий, В. Ф. К24 Оборудование для ремонта грузовых вагонов : метод. рекомендации по выполнению курсового проекта / В. Ф. Кармацкий. Екатеринбург : УрГУПС, с. Предназначено для использования студентами всех форм обучения специальности «Вагоны» при выполнении курсового проекта по дисциплине СД «Оборудование (конструкция, проектирование, расчет) вагоноремонтного производства». Приводится перечень тем курсового проекта. Даются варианты заданий студентам на курсовой проект, методические указания по его выполнению и необходимый объем теоретического материала. Текстовая часть методических рекомендаций выполнена в соответствии с ГОСТ ЕСКД «Общие требования к текстовым документам». УДК Рекомендовано к печати на заседании кафедры «Вагоны», протокол 7 от 16 марта 2010 г. Автор: В. Ф. Кармацкий, доцент кафедры «Вагоны», УрГУПС Рецензент: Ю. В. Зыков, канд. техн. наук, профессор кафедры «Вагоны», УрГУПС Ó Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС),

4 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Общие положения Расчет параметров главного производственного корпуса ремонтного вагонного депо Формирование технологических потоков (маршрутных линий движения объектов ремонта) Разработка перечней оборудования для основных производственных участков ремонтного вагонного депо Выбор оборудования вагоносборочного участка Выбор оборудования тележечного участка Выбор оборудования колесно-роликового участка Выбор оборудования контрольного пункта автосцепки Выбор оборудования ремонтно-комплектовочного (ремонтно-заготовительного участка) Проектирование нестандартного технологического оборудования Проектирование системы технологических коммуникаций Литература. 36 Приложение А Форма задания на курсовой проект. 38 Приложение Б Варианты заданий на курсовой проект. 39 Приложение В Формы ведомости зданий и сооружений на генеральном плане и экспликации помещений на плане здания. 41 Приложение Г Пример оформления плана главного производственного корпуса и экспликации помещений на плане в пояснительной записке. 42 Приложение Д Примеры оформления перечней оборудования производственных участков ремонтного вагонного депо. 44 Приложение Е Пример оформления списка использованных источников. 46 Приложение Ж Пример оформления плана главного производственного корпуса ремонтного вагонного депо. 47 Приложение И Пример оформления плана производственного участка ремонтного вагонного депо. 48 Приложение К Пример оформления спецификации оборудования производственного участка ремонтного вагонного депо. 49 Приложение Л Перечни оборудования производственных участков в ремонтном вагонном депо Магнитогорск

5 Приложение М Примерный перечень оборудования и технологической оснастки контрольного пункта автосцепки. 60 Приложение Н Пример оформления схемы технологических коммуникаций ремонтного вагонного депо

6 Введение Для осуществления хозяйственной деятельности вагоноремонтные предприятия оснащаются технологическим оборудованием. Использование современного надежного и высокопроизводительного оборудования для ремонта вагонов позволяет обеспечить безопасность движения поездов и высокую производительность труда работников вагонного хозяйства. При изучении дисциплины СД «Оборудование (конструкция, проектирование, расчет) вагоноремонтного производства» предусмотрена самостоятельная работа студентов с выполнением курсового проекта. Целью курсового проектирования является углубленное изучение студентом вопросов организации производства в одном из структурных подразделений вагонного депо по ремонту грузовых вагонов (далее по тексту ремонтное вагонное депо). Курсовое проектирование ставит своей задачей систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, позволяет студенту овладеть навыками самостоятельного обоснования принимаемых решений и приобрести умение защищать свои выводы и предложения на основе произведенных расчетов. Проект показывает умения студента применять на практике полученные знания по изучаемой дисциплине. Тема курсового проекта состоит из двух частей. Первая часть названия темы единая для всех студентов «Оборудование для ремонта грузовых вагонов». Во второй части названия темы указывается наименование участка ремонтного вагонного депо, для которого ведется выбор технологического оборудования в соответствии с заданием на курсовой проект: вагоносборочный участок; колесно-роликовый участок; контрольный пункт автосцепки; ремонтно-комплектовочный участок; тележечный участок. Задание на курсовой проект выдается преподавателем каждому студенту в индивидуальном порядке. В задании указываются исходные данные для проектирования: тип ремонтируемых в депо вагонов, годовая программа ремонта вагонов, наименование и основные параметры единицы нестандартизованного оборудования для самостоятельного проектирования. Форма бланка задания и варианты заданий приведены в приложениях А, Б. В процессе работы над курсовым проектом студент должен ознакомиться с нормативно-технической документацией, справочной и технической литературой по теме проекта. Перечень рекомендуемой литературы и нормативнотехнической документации приводится в настоящем издании. 5

7 1 Общие положения Курсовой проект должен содержать графическую часть (чертежи) и расчетно-пояснительную записку проекта [1]. Графическая часть выполняется по правилам ЕСКД и СПДС на листах форматов А1 или А2. В графическую часть проекта входят три листа чертежей: план главного производственного корпуса ремонтного вагонного депо; план объекта проектирования (производственный участок) (с указанием в плане выбранного оборудования); сборочный чертеж (общий вид), принципиальная схема технологического оборудования, спроектированного студентом в соответствии с заданием на проектирование. (Допускается выполнение сборочного чертежа отдельного узла или элемента спроектированного оборудования.) Спецификации и экспликации к чертежам выполняются на отдельных листах и прилагаются к расчетно-пояснительной записке проекта. Экспликация помещений к архитектурно-строительным чертежам зданий (поэтажных планов) выполняется по форме, установленной ГОСТ СПДС. Пример оформления экспликации помещений на плане главного производственного корпуса приводится в приложении Г. Спецификация оборудования, изделий и материалов текстовый проектный документ, определяющий состав оборудования, изделий и материалов, предназначенный для комплектования, подготовки и осуществления строительства. Спецификация оборудования, размещенного на плане проектируемого производственного участка, выполняется по форме, установленной ГОСТ СПДС. Примеры оформления плана производственного участка и спецификации оборудования приводятся в приложениях К, Л. Спецификацией к сборочным чертежам называется документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекта или комплекса. Спецификация составляется на каждую сборочную единицу, комплект или комплекс на отдельных листах в виде таблицы по правилам, определяемым ГОСТ min 15 5 Ôî ðì àò Çîíà Ï î ç. Î áî çí à åí èå Í àèì åí î âàí èå Êî ë. Ïðèìå- àí èå Рисунок 1 Стандартные размеры граф спецификации к сборочным чертежам (лист формата А4) 6

8 В спецификацию к сборочным чертежам вносят составные части, входящие в специфицируемое изделие, а также конструкторские документы, относящиеся к этому изделию. Порядок записи изделий (сборочных единиц и деталей) определяется их квалификационной характеристикой. Простановка номеров позиций на сборочных чертежах осуществляется после составления спецификации. Расчетно-пояснительная записка проекта выполняется в соответствии с ГОСТ и должна включать реферат, заключение, список использованных источников. Объем пояснительной записки листов текста формата А4 (на одной стороне листа). Расчетно-пояснительная записка должна содержать следующие разделы: 1. Расчет параметров главного производственного корпуса ремонтного вагонного депо. 2. Формирование технологических потоков (маршрутных линий движения ремонтируемых частей вагонов). 3. Выбор технологического оборудования производственных участков ремонтного вагонного депо. 4. Проектирование единицы технологического оборудования, включая расчет детали, узла, сборочной единицы на прочность 5. Проектирование схемы технологических коммуникаций в главном корпусе ремонтного вагонного депо. Термины и определения, относящиеся к оборудованию, должны соответствовать ГОСТ «Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий». Титульный лист выполняется на бланке установленной формы, является первым пояснительной листом записки и включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не ставится. Реферат должен включать в себя три составные части: 1) информацию о составе проекта пояснительной записки; 2) перечень ключевых слов и словосочетаний; 3) текст реферата. Текст реферата должен отражать объект проектирования, цель работы, технические решения. Оптимальный объем текста реферата от 500 до 2000 знаков (0,5 1 с.). В информационной части реферата приводятся сведения о количестве страниц, иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений к пояснительной записке, листов чертежей. Перечень ключевых слов и словосочетаний из текста должен характеризовать тематику реферируемой записки и обеспечивать возможность информационного поиска. Перечень должен включать от 5 до 15 ключевых слов и словосочетаний в именительном падеже, написанных строчными буквами в строку через запятые. Первое слово пишется с прописной буквы. Точка в конце ключевых слов не ставится. 7

9 В содержание пояснительной записки включают: введение; наименования всех разделов, подразделов (пунктов при наличии у них заголовков) с указанием присвоенной нумерации; заключение; список использованных источников; все приложения (при наличии) с указанием присвоенных им обозначений и заголовков. Заключение должно содержать конкретные выводы по результатам курсового проектирования, включая общую техническую характеристику основного объекта проектирования (производственный участок), основные положения принятого технологического процесса этого подразделения, краткую техническую характеристику разработанной студентом единицы нестандартизованного технологического оборудования и обоснование целесообразности его внедрения в производство. Список использованных источников оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». В список использованных источников включаются книги, брошюры, статьи, нормативные документы, на которые имеется ссылка в основном тексте пояснительной записки, в порядке появления на них ссылок. Список следует нумеровать арабскими цифрами без точки и писать с абзацного отступа по образцу, приведенному в приложении Ж. Ссылка на источник в основном тексте пояснительной записки производится по его порядковому номеру в списке источников, заключенному в квадратные скобки, например «согласно [15]», «по данным [15, табл. 2]». 2 Расчет параметров главного производственного корпуса ремонтного вагонного депо В первом разделе пояснительной записки следует привести краткие данные о назначении ремонтного вагонного депо, его основные параметры, производственную структуру (подразделения, размещаемые в главном корпусе депо), обосновать размещение подразделений на плане депо. В курсовом проекте план главного производственного корпуса должен быть разработан в соответствии с нормами технологического проектирования депо [2] для заданной программы ремонта вагонов. Расчет линейных параметров главного производственного корпуса депо для ремонта грузовых вагонов и помещений производственных участков ведется исходя из заданной годовой программы деповского ремонта вагонов, нормы простоя вагона в ремонте, выбранных студентом метода организации производства и режима работы депо (число смен в одни сутки) [3]. 8

10 Рекомендуемый для проектирования метод организации производства в вагоносборочном участке стационарный. Но студенты вправе выбрать для проектирования поточный метод организации производства как наиболее прогрессивный. При разработке проекта студентам предлагается использовать трехпролетную схему организации производства в главном корпусе ремонтного вагонного депо, сложившуюся в практике работы вагонного хозяйства 1. Трехпролетная схема организации производства предусматривает размещение вагоносборочного участка в среднем пролете производственного корпуса. В боковом пролете справа размещается группа производственных участков, связанных общей технологией: тележечный, колесно-роликовый. В процессе ремонта вагонов тележки транспортируют из сборочного участка и обратно. Колесные пары транспортируют из тележечного участка в колесный участок и обратно, а из колесного в монтажное отделение и обратно. Колесный участок связан рельсовыми путями с тележечным участком и с колесным парком. В боковом пролете слева размещаются контрольный пункт автосцепки и отделения, входящие в состав ремонтно-комплектовочного (ремонтно-заготовительного) участка, а также административно-бытовые и другие помещения вспомогательных и обслуживающих отделений (например, отделение по ремонту технологического оборудования или конструкторско-экспериментальный участок). На первом этапе проектирования главного производственного корпуса депо необходимо рассчитать параметры вагоносборочного участка. Общее количество ремонтных позиций в вагоносборочном участке (фронт работы участка) определяется из выражения n N Dm В п =, (1) где n п общее количество ремонтных позиций; N В годовая программа ремонта вагонов; D количество рабочих дней в году; m количество смен в сутках. Расчетное количество рабочих дней в году определяется студентом в зависимости от нормы простоя вагона в ремонте, принятого режима работы депо по сменности и продолжительности одной смены. 1 Схемы организации вагоноремонтного производства и методики их разработки изучались студентами ранее и приведены в учебных пособиях по дисциплинам «Технология производства и ремонта вагонов», «Вагонное хозяйство», «Основы технического обслуживания вагонов», «Вагоностроительные и вагоноремонтные предприятия». 9

Читайте также:  Печной трансформатор капитальный ремонт

11 При проектировании тележечного участка целесообразно применить поточный метод организации работы. Рекомендуемая норма простоя тележки в ремонте 4 часа. Количество ремонтных позиций принимается кратным количеству ремонтных путей. Количество ремонтных путей для программы ремонта вагонов до 6 8 тыс. в год принимают k = 2 3. Если принятое количество позиций больше расчетного, то корректируется годовая программа ремонта по формуле (2) и определяется резерв производственной мощности депо в процентном отношении: где N BK n = пп NB, (2) n N ВК откорректированная программа годового ремонта; n пп принятое количество ремонтных позиций; n п общее количество ремонтных позиций; N В годовая программа ремонта вагонов. п Увеличение программы ремонта вагонов составит резерв производственной мощности депо. Оптимальным при проектировании считается резерв производственной мощности депо в пределах %. Если при расчете получен более высокий процент, то нужно изменить принятые параметры главного производственного корпуса. Дальнейшие расчеты выполняются на откорректированную годовую программу ремонта вагонов. Длина вагоносборочного участка определяется из выражения 1 LB = nппlп + lвт + lт, (3) k где L В длина вагоносборочного участка; k количество ремонтных путей на вагоносборочном участке; n пп принятое количество ремонтных позиций; l п нормированная длина ремонтной позиции; l вт расстояние от торцевой стены помещения до крайней ремонтной позиции со стороны выкатки тележек, l вт = 6 м; l т то же с противоположной стороны, l т = 3 м. В соответствии с нормами технологического проектирования депо нормированная длина ремонтных позиций для цистерн 14,2 м, для крытых вагонов, полувагонов, хопперов и платформ 16,7 м. 10

12 Расчетную длину помещения вагоносборочного участка округляют из условия кратности шагу колонн каркаса здания. При проектировании рекомендуется принять расстояния между колоннами каркаса здания 6 м, ширину оконных проемов 4,8 м. Ворота, ведущие в вагоносборочный участок, предусмотреть подъемными. Ширина главного производственного корпуса депо определяется из выражения B = b 1 + b 2 + b 3, (4) где B ширина главного производственного корпуса депо; b 1 ширина помещения вагоносборочного участка (средний пролет производственного корпуса депо); b 2, b 3 ширина боковых пролетов производственного корпуса депо. Ширину вагоносборочного участка b 1 принимают в соответствии с нормами расстояния между осями ремонтных путей: при двухпутном фронте работы 6 8 м; при трехпутном фронте работы 6 7 м. Расстояние от оси крайних путей до внутренней грани продольных стен среднего пролета 4,5 м. Согласно строительным нормам ширина помещения вагоносборочного участка принимается: для двух ремонтных путей 18 м; для трех ремонтных путей 24 м. Ширина боковых пролетов производственного корпуса депо b 2, b 3 принимается равной 12 или 18 м. С учетом норм площади производственных участков, располагаемых в боковых пролетах [2], определяют длину каждого участка. Нормы площади производственных участков приведены в таблице 1. При разработке плана главного производственного корпуса рекомендуется исходить из условий, что длина боковых пролетов равна длине вагоносборочного участка, а площадь боковых пролетов должна быть не менее суммарной нормативной площади производственных участков, расположенных в этих пролетах. При этом должно соблюдаться следующее соотношение: n ( b + b ) L ³ å F, (5) 2 3 B где b 2, b 3 принятая ширина боковых пролетов; L В длина вагоносборочного участка; n расчетное количество участков; F i площадь i-го участка по нормам, приведенным в таблице 1. Если расчетная площадь меньше потребной, то следует увеличить b 2 или b 3 и рассчитать новый вариант линейных размеров участков. В этом случае можно также увеличить длину одного из боковых пролетов (более длины помещения вагоносборочного участка). i= 1 i 11

13 Таблица 1 Нормы площади производственных участков вагонного депо Норма площади, м 2, на годовую программу Участок (отделение) до 6 тыс тыс. вагонов вагонов Тележечный Колесный Роликовых подшипников Ремонта автосцепки Ремонтно-комплектовочный Обменная кладовая Специализированные отделения (входят в состав ремонтно-комплектовочного участка): по ремонту крышек люков полувагонов и хопперов; по ремонту бортов платформ; по ремонту дверей крытых вагонов; по ремонту сливных и предохранительно-выпускных приборов цистерн Если расчетная площадь больше потребной, то возникающий резерв площади может быть использован для организации дополнительных участков и отделений: инструментального хозяйства, мастерских отдела главного механика, электроремонтного участка и т. п. Возможен вариант размещения контрольного пункта автотормозов площадью 360 м 2 (без компрессорной станции). Компрессорную станцию размещают в отдельном здании вне главного корпуса. Возможна установка современного вихревого компрессора непосредственно в здании главного корпуса вместо отдельно стоящей компрессорной станции. Резервная площадь в пролете, где размещены участки: тележечный, колесный, роликовых подшипников, может использоваться для организации отделения по ремонту боковых рам и надрессорных балок в тележечном участке. Здесь могут размещаться специальные станки и сварочное оборудование для автоматической наплавки изношенных подпятников, а также специальные фрезерные станки для механической обработки литых деталей тележек после наплавки. Резерв площади можно уменьшить, изменив длину одного из боковых пролетов (принять длину боковых пролетов менее длины помещения вагоносборочного участка). Использование отличающихся от нормативных показателей производственной площади отдельных подразделений должно быть обосновано в первом разделе пояснительной записки. К пролету, где располагаются помещения колесно-роликового участка, должен непосредственно примыкать колесный парк. Он предназначен для от

14 стоя исправных колесных пар оборотного запаса, накопления неисправных колесных пар для последующего ремонта, в частности для ремонта со сменой элементов, для погрузки-выгрузки колесных пар на платформы. Из помещения колесно-роликового участка должен быть выход в колесный парк. Колесный парк оснащается мостовым или козловым краном грузоподъемностью 5 т (необходимо указать выбранный кран в перечне оборудования колесно-роликового участка). Вместимость колесного парка рассчитывают в соответствии с нормативными требованиями. Потребная вместимость парка определяется из выражения ìsnb ü Nкп = í ékp( 1+ 0,2 d — p) + pùýkт, î D ë û þ где N кп потребная вместимость колесного парка (количество колесных пар); s среднее количество осей (осность) ремонтируемых вагонов, s = 4; N В годовая программа ремонта вагонов; k p коэффициент, учитывающий долю колесных пар, требующих ремонта, k p = 0,4; d количество рабочих дней в месяце; p количество суток, принятое для определения запаса исправных колесных пар, p = 3 сут; k т коэффициент, учитывающий колесные пары, поступившие в парк изпод вагонов текущего ремонта, k т = 1,05. По результатам проведенных в этом разделе расчетов принимается окончательный вариант размещения производственных участков и вычерчивается план главного корпуса депо по правилам СПДС. Пример оформления плана главного корпуса депо приводится в приложении И. В разделе 1 пояснительной записки приводится безмасштабная схема главного корпуса ремонтного вагонного депо с сохранением соответствующих пропорций в площадях производственных участков. Пример оформления плана главного корпуса депо в пояснительной записке приводится в приложении Г. (6) 13

15 3 Формирование технологических потоков (маршрутных линий движения объектов ремонта) Разработка схемы технологических потоков (маршрутных линий движения ремонтируемых частей вагонов) в ремонтном вагонном депо ведется на основании действующих технологических процессов ремонта вагонов. Технологические потоки должны соответствовать маршрутным картам основных технологических процессов (ГОСТ ) в заданной технологической последовательности с учетом данных об используемом оборудовании. В процессе формирования технологических потоков решаются задачи организации производства: прямоточность, непрерывность, автоматичность и выбор кратчайших путей транспортировки ремонтируемых объектов на участках и между участками. В дальнейшем на основании схемы технологических потоков разрабатывают перечни подъемно-транспортных и транспортных средств, стандартного и нестандартного технологического оборудования, а также схему технологических коммуникаций. Схему технологических потоков выполняют на плане главного производственного корпуса депо, разработанном в разделе 1. На план наносят основные маршрутные линии движения ремонтируемых частей вагонов, а также показывают основное технологическое оборудование на путях технологических потоков. Технологические потоки наносятся в виде штриховых или сплошных линий со стрелками, указывающими направление движения. Примеры выполнения схем технологических потоков приводятся в литературе [3, 4, 5]. Потоки нумеруют последовательно с учетом технологических связей между производственными участками. Номера и названия технологических потоков должны быть приведены в подрисуночном тексте. Технологические потоки и обозначенное на них оборудование должны соответствовать расчетам, перечням выбранного оборудования и другим данным, приводимым в других разделах курсового проекта. В качестве примера на рисунке 2 приведена схема технологических потоков, выполненная на плане главного производственного корпуса депо по ремонту цистерн. Приведены перечни технологических потоков и оборудования, расположенного на маршрутных линиях движения объектов ремонта по участкам депо. Тележечный участок: 1 тележки из вагоносборочного участка в ремонт; 2 тележки после ремонта из тележечного участка в вагоносборочный; 3 ремонт каркасов тележек на поточной линии; 4 пружины рессорного комплекта на проверку, комплектование и обратно; 5 литые детали тележки в ремонт (наплавочные и сварочные работы с последующей механической обработкой и испытанием) и обратно; 6 триангели и детали рычажных передач на ремонт, испытание и обратно; 7 колесные пары в колесный участок для освидетельствования и ремонта. 14

16 Рисунок 2 Технологические потоки в главном корпусе вагонного депо Колесный участок: 8 исправные колесные пары на сборку тележек; 9 обыкновенное освидетельствование колесных пар на поточной линии; 10 колесные пары на обточку колес в процессе обыкновенного освидетельствования; 11 колесные пары, требующие полного освидетельствования, на демонтаж букс; 12 колесные пары после демонтажа букс и обмывки в ремонт; 13 колесные пары на монтаж букс; 14 колесные пары на подкатку в тележечный участок; 15 колесные пары в колесный парк; 16 колесные пары из колесного парка на участок. Роликовый участок: 17 корпуса букс на обмывку, проверку и монтаж букс; 18 подшипники на обмывку, комплектование, ремонт и монтаж букс. 15

Читайте также:  Капитальный ремонт двигателя man tga

17 Контрольный пункт автосцепки (КПА): 19 автосцепное устройство из вагоносборочного в КПА и обратно; 20 ремонт корпусов автосцепки на поточной линии; 21 ремонт тяговых хомутов на поточной линии; 22 ремонт поглощающих аппаратов на поточной линии. Потоки (маршруты) в специализированное отделение ремонтнокомплектовочного участка и внутри отделения определяются по типу ремонтируемых вагонов: 23 детали в ремонт и обратно; 24 ремонт деталей. Детали полувагонов крышки люков; детали платформ борта; детали крытых вагонов двери; детали цистерн сливные и предохранительно-выпускные приборы. В работе предполагается, что контрольный пункт автотормозов (АКП) размещается в отдельном здании. Поэтому замена неисправного автотормозного оборудования предусматривается через обменную кладовую в главном производственном корпусе депо. В связи с этим, введено обозначение маршрута: 25 детали автотормозного оборудования в обменную кладовую и обратно. На схеме потоков на их пути наносят изображение технологического оборудования (условно в форме прямоугольников без масштаба и привязки к габаритным размерам). Оборудование нумеруется порядковыми номерами, начиная с 01. Ниже приведен перечень основного оборудования по участкам. Тележечный участок: 01 поточно-конвейерная линия по ремонту тележек; 02 стенд для испытания и ремонта триангелей; 03 комплекс оборудования для ремонта литых деталей тележки. Колесный участок: 04 машина для очистки колесных пар с промежуточной ревизией букс; 05 поточная линия обыкновенного освидетельствования колесных пар; 06 колесно-токарные станки; 07 площадка дефектоскопии колесных пар, требующих полного освидетельствования. Роликовый участок: 08 стенд с гайковертами для демонтажа букс; 09 буксосъемник; 010 моечная машина для колесных пар; 011 моечная машина для корпусов букс; 012 моечная машина для подшипников; 013 стенд для монтажа букс. Контрольный пункт автосцепки (КПА): 014 поточная линия ремонта корпусов автосцепки; 015 поточная линия ремонта тяговых хомутов; 016 поточная линия ремонта поглощающих аппаратов. специализированное отделение ремонтно-комплектовочного участка: 017 поточная линия ремонта сливных и предохранительно-выпускных приборов. Грузоподъемные краны на схеме технологических потоков не показываются. Рельсовые и безрельсовые дороги наносят на схему технологических коммуникаций. 16

18 4 Разработка перечней оборудования для основных производственных участков ремонтного вагонного депо Требования к технической оснащенности основных производственных участков ремонтных вагонных депо содержатся в руководящих документах и типовых технологических процессах по ремонту вагонов, в приказах, указаниях и распоряжениях Министерства транспорта РФ (ранее МПС РФ) и ОАО «РЖД». Единые требования к составу и номенклатуре основного технологического оборудования, необходимого и достаточного для соблюдения требований нормативно-технической документации на ремонт грузовых вагонов и их узлов, установлены Регламентом технической оснащенности производственных подразделений вагонных депо по ремонту и эксплуатации грузовых вагонов (утвержден распоряжением ОАО «РЖД» ПКБ ЦВ от г.) [6]. Для технического оснащения депо необходимо использовать комплексное оборудование, поточно-конвейерные линии, современное высокопроизводительное технологическое оборудование. В разделе 3 пояснительной записки должен быть обоснован выбор и рассчитано количество основного оборудования соответствующих производственных участков 2. В курсовом проекте в состав основного оборудования включается технологическое и подъемно-транспортное оборудование. При выборе оборудования студентам следует использовать руководящие документы, регламентирующие требования к технической оснащенности подразделений вагонного хозяйства. При этом следует учесть, что в нормативных документах, приведенных в перечне рекомендуемой литературы, указывается только тип оборудования, которое должно обязательно применяться на проектируемом производственном участке. В пояснительной записке необходимо привести перечни выбранного оборудования с указанием названий, типов, моделей, основных технических характеристик, включая габаритные размеры, а также привести расчеты потребного количества оборудования по каждому типу, модели. Размещение выбранного оборудования на площади проектируемого объекта должно производиться с учетом габаритных размеров, условий эксплуатации оборудования, основных требований по организации производства и охраны труда. В перечень оборудования должно входить основное стандартное и нестандартное технологическое оборудование, а также подъемно-транспортные машины и механизмы. В перечни стандартного оборудования, подъемно-транспортных машин и механизмов включается все технологическое и подъемно-транспортное обору- 2 Термин «Основное оборудование» следует понимать в принятом в экономике смысле основные фонды (средства), т. е. это крупное и достаточно дорогостоящее оборудование. 17

19 дование, предусмотренное регламентом оснащенности и используемое на всех участках главного производственного корпуса ремонтного вагонного депо. Перечень нестандартного оборудования разрабатывается только для производственного участка, указанного в задании на курсовое проектирование. В перечень оборудования не следует включать технические средства связи, АСУ-В, а также линии общего освещения, подвижной состав и иные транспортно-маневровые средства, предусмотренные регламентом технической оснащенности. По согласованию с руководителем курсового проекта студенты вправе расширять перечень оборудования проектируемого объекта с учетом передовых технологий. Перечни составляются с учетом произведенных расчетов количества оборудования, необходимого и достаточного для выполнения годовой производственной программы ремонта вагонов и их узлов. Используются следующие методики расчета оборудования: по нормам станко- и агрегато-часов на один отремонтированный вагон [2]; в зависимости от производственной программы для некоторых видов оборудования принимается одна-две единицы оборудования. Для более точных расчетов количества оборудования следует использовать: циклограммы загрузки подъемно-транспортных средств; расчетную длину сварных швов или площадь наплавки для определения количества сварочного оборудования; паспортные данные производительности оборудования, например специальных металлорежущих станков для обточки колесных пар, обработки литых деталей тележек грузовых вагонов, букс, автосцепки. Оборудование, включенное в перечни, наносят на планы главного корпуса депо и проектируемого производственного участка, а также на схему технологических потоков (пути предполагаемых маршрутов движения ремонтируемых объектов). Предварительно на план среднего пролета главного корпуса наносятся ремонтные пути и ремонтируемые вагоны, по числу ремонтных стойл или позиций поточных линий. Каждой единице оборудования назначается и наносится на плане номер позиции. Затем выполняется спецификация оборудования, изделий и материалов по ГОСТ СПДС. В случаях использования комплексного оборудования, поточных линий следует привести на плане и в спецификации все единицы оборудования, входящие в комплекс. При размещении оборудования на плане депо габаритные размеры оборудования принимаются в соответствии с характеристиками, приведенными в нормативно-технической документации и в технической литературе [7, 8, 9, 10]. 18

20 При размещении оборудования в помещениях производственных участков следует учитывать основные требования пожарной безопасности, охраны труда и промышленной санитарии. Следует учитывать расстояния от оборудования до стен здания, ширину проходов для работников, проездов межцехового и внутрицехового транспорта, пожарные разрывы между вагонами, необходимость размещения площадок для складирования транспортных партий ремонтируемых узлов и деталей вагонов [2, 3, 4, 5]. При наличии кран-балок необходимо учесть проходы для управления кран-балкой в процессе транспортировки грузов. 4.1 Выбор оборудования вагоносборочного участка Технологическое оборудование вагоносборочных участков ремонтных вагонных депо выбирают в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих вопросы организации ремонта вагонов. Примерные перечни технологического оборудования для технического оснащения вагоносборочных участков ремонтных вагонных депо приводятся в регламенте технической оснащенности, в руководстве по деповскому ремонту вагонов, в типовых технологических процессах ремонта вагонов и в учебной литературе [3, 6, 11, 12]. Оборудование вагоносборочных участков делится на две группы: 1) универсальное, одинаковое для всех вагонных депо, не зависящее от специализации депо по типу вагонов; 2) специальное, используемое для ремонта вагонов определенных типов в соответствии со специализацией депо. Вагоносборочные участки, независимо от специализации депо по типу вагонов, должны оснащаться следующими видами универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования: 1) электрическими мостовыми кранами, грузоподъемностью 10; 12,5; 20 т. Основные данные и технические характеристики мостовых электрических кранов общего назначения приведены в ГОСТ Расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути называется пролетом, а расстояние между осями передних и задних колес тележек базой крана. Пролеты мостовых кранов должны быть увязаны с пролетами зданий, их значения приведены в ГОСТ «Краны мостовые. Пролеты». Пролет мостового крана в вагоносборочном участке выбирают на 1,5 м меньше пролета участка. В числе производителей мостовых кранов, применяемых в ремонтных вагонных депо, ОАО «Магнитогорский крановый завод» (г. Магнитогорск), ООО «Уфимский краностроительный завод» (г. Уфа), ЗАО «Объединённые заводы подъемнотранспортного оборудования» (п. Пышма Свердловской области); 2) комплектами стационарных качающихся ставлюг (в комплекте 4 шт.) или электрических винтовых домкратов ТЭД-30, ТЭД-40; 19

21 3) электросварочным оборудованием сварочными трансформаторами и выпрямителями однопостовыми и многопостовыми различных конструкций и типов (ТД-300, ТД-500-У2, ТДМ-503-У2, ВДУ-505, ВДУ-506, ВДУ-601, ВДМ 1601 и др.), полуавтоматами сварочными типа ПДГ-516, А-1197 и др.; 4) газосварочным оборудованием; 5) установками для испытания тормоза вагона типовыми [11] или типа «СИТОВ» НПП «ТОРМО»; 6) передвижными установками для съема и постановки упряжного устройства автосцепки; 7) установками для отрыва и приклепывания пятника, например типа УДМП ТО с установкой нагрева заклепок ПНЗ-1 производства НПЦ «Энергосервис» (г. Омск). В зависимости от специализации депо (типа ремонтируемых вагонов) регламентом технической оснащенности предусмотрено иметь на вагоносборочных участках следующее дополнительное специальное оборудование: 1) полувагоны: передвижной пресс для правки крышек люков без снятия с вагона, передвижной пресс для правки верхней обвязки кузова. Например, в ряде вагонных депо применяется установка для демонтажа и правки люков без снятия с вагона УПЛ 10 МЭ производства НПП «Промтехнология» (г. Омск). В депо Люблино используется установка типа УПЛ-Э для правки люков без их снятия с полувагонов, а также для выправки угольников и уголка нижней обвязочной рамы. Производители и разработчики ЗАО «Энергопром-Инжиниринг», РГОТУПС, Московская дирекция по ремонту грузовых вагонов; 2) крытые вагоны: механизированные подъемные площадки для ремонта кузова и крыши вагона, переносное или стационарное устройство с гидропрессом для правки деформированных элементов торцевых стен, полуавтомат для сварки в среде углекислого газа для ремонта крыши; 3) цистерны: стенд для правки вмятин котла, стенды для пневматического и гидравлического испытания котла, газосигнализатор, диагностический комплекс для выявления трещин котла, ультразвуковой толщиномер, стенд для испытания сливных приборов; 4) вагоны-хопперы: оснастка для ремонта и проверки деталей и узлов погрузочно-выгрузочных устройств. Кроме указанного выше оборудования на вагоносборочных участках используются различные приспособления и оснастка. В их числе трубогибы гидравлические различных конструкций, например типа ТГ1Р1350 производства ОАО «Энергопред» (г. Екатеринбург) и гайковерт пневматический прямой редукторный типа ИП 3126 производитель ООО «Иртранс» (г. Москва). 20

22 4.2 Выбор оборудования тележечного участка Технологическое оборудование тележечного участка выбирают, руководствуясь требованиями нормативно-технической документации, регламентирующей ремонт вагонных тележек [6, 11, 14, 15]. При выборе оборудования необходимо учитывать принятую в курсовом проекте схему технологических потоков на тележечном участке и расчетную площадь участка. Практика эксплуатации грузовых вагонов в последнее десятилетие показывает, что при поступлении вагонов в плановые виды ремонта большое количество несущих деталей тележек (боковых рам и надрессорных балок) требуют ремонта с применением сварки, наплавки с последующей механической обработкой. Поэтому в курсовом проекте целесообразно разработать технологическую схему тележечного участка с отделением ремонта боковых рам и надрессорных балок. В этом случае площадь тележечного участка должна быть увеличена для размещения технологического оборудования, предназначенного для проведения сварочно-наплавочных работ, механической обработки и испытания деталей. При разработке технологической схемы участка необходимо исключить встречные технологические потоки и транспортировку тяжелых деталей тележек в помещения других производственных участков. В процессе выбора технологического оборудования тележечного участка следует учитывать, что запрещается обмывка тележек с колесными парами, буксовые узлы которых в дальнейшем не подлежат демонтажу. Необходимо предусмотреть рабочие места, укомплектованные соответствующим технологическим оборудованием для проверки пружин и комплектования пружинных комплектов, а также для ремонта триангелей, тормозных башмаков и деталей тормозной рычажной передачи. Следует предусмотреть производственную площадку для хранения отремонтированных каркасов тележек, так как ремонт каркасов должен производиться с начала рабочей смены, а постановка их на отремонтированные колесные пары начинается во второй половине рабочей смены. Для ремонта тележек целесообразно применить поточно-конвейерный метод организации производства. На тележечных участках в состав поточно-конвейерных линий могут входить следующие устройства: моечная машина, конвейер, стенд для разборки тележки (снимаются детали рессорного комплекта и тормозной рычажной передачи), стенд для раздвижки и осмотра корпусных деталей тележек грузовых вагонов с двумя гидравлическими скобами для клепки фрикционных планок, кантователь надрессорной балки (для поворота вокруг продольной оси и осмотра), поворотный круг для тележек с гидравлическим приводом и др. При стационарном методе организации ремонта тележек каждое из указанных устройств может использоваться автономно. 21

Читайте также:  Региональный оператор по капитальному ремонту с какого года

23 В ремонтных вагонных депо широкое распространение получила поточно-конвейерная линия ремонта тележек модели , разработанная в 1978 году в ПКБ ЦВ МПС (проект Т 446, ТУ 32 ЦВ ). Производительность поточной линии достаточна для выполнения производственной программы в объеме 5 6 тыс. вагонов в год. В последние годы в тележечных участках внедряются поточно-конвейерные линии других разработчиков, например OОО «Научно-производственное предприятие» (г. Рязань), ОАО «Иртранс» (г. Москва), ООО «Промтехнология» (г. Новомосковск), ООО НПЦ «Технад» (г. Томск). В соответствии с нормативной технической документацией [11, 14] на поточно-конвейерной линии тележечного участка должно устанавливаться следующее технологическое оборудование: конвейер перемещения тележек на поточной линии; моечная машина для обмывки каркасов тележек; подъемно-поворотное устройство для выкатки колесных пар и подачи каркасов тележек в моечную машину; стенд разборки тележки или подъемник с устройством для раздвижки боковых рам тележки и кантователем надрессорной балки; установка для запрессовки втулок в отверстия в боковых рамах; установка для нагрева заклепок; гидроскоба для клепки фрикционных планок, подвешенная на консольно-поворотном кране, или другое аналогичное устройство для клепальных работ. Позиции поточно-конвейерной линии должны быть оснащены магнитноферрозондовым дефектоскопом ДФ-205, вихретоковым дефектоскопом ВД -12НФМ и электромагнитным намагничивающим устройством МСН-10 с блоком питания производства ООО «Микроакустика» г. Екатеринбург. Следует напомнить, что в производственных процессах, в частности в вагоноремонтном производстве, могут использоваться поточные линии без конвейеров, в том числе и на тележечном участке. В этом случае объекты ремонта (тележки) перемещаются с заданным тактом между специализированными ремонтными позициями с помощью грузоподъемного крана. На тележечном участке целесообразно использовать мостовой электрический кран или кран-балку грузоподъемностью 5 т. В последние годы некоторые депо перешли на стационарный метод ремонта тележек. Это вызвано необходимостью внедрения технологии ремонта узла «пятник подпятник» в связи с модернизацией тележек, а также по причине нехватки запасных частей: надрессорных балок и боковых рам тележек. При отсутствии в депо оборотного запаса литых деталей тележек общее время простоя тележки в ремонте существенно увеличивается, так как требуется дополнительное время для ремонта этих деталей. При стационарном методе организации ремонта каркас тележки устанавливается на подставку (ставлюги) и все технологические операции производят на этой стационарной ремонтной позиции. 22

24 По особенностям организации производства ремонта тележек в тележечном участке его производственная площадь должна быть разделена на части: 1) для размещения рабочих мест (позиций) ремонта тележек, включая очистку, диагностирование, разборку и сборку, комплектование пружинных комплектов, ремонт и комплектование рычажной передачи; 2) для размещения рабочих мест (позиций) ремонта надрессорных балок и боковых рам тележек, включая наплавочно-сварочные работы, механическую обработку, измерения и неразрушающий контроль; 3) производственные площадки для хранения каркасов тележек (в два яруса), надрессорных балок и боковых рам тележек; 4) для размещения рельсовых путей для межцеховой и внутрицеховой транспортировки тележек и колесных пар. Кроме этого в состав оборудования тележечного участка входят: стенд для ремонта и испытания триангелей; автоматизированный комплекс акустико-эмиссионной диагностики технического состояния боковых рам и надрессорных балок тележек грузовых вагонов. Комплекс состоит из двух нагрузочных стендов и аппаратной части. Нагрузочные стенды предназначены для создания рабочей (испытательной) нагрузки в контролируемом объекте (боковых рамах и надрессорных балках). Аппаратная часть, созданная на основе адаптированного акустико-эмиссионного дефектоскопа A-Line32D, предназначена для обнаружения и регистрации дефектов литых деталей тележек; стенд для измерения и сортировки пружин типа «Лазер-М»; автоматизированная установка контроля геометрических параметров фрикционных клиньев типа «Клин-М»; стенд для выходного контроля параметров тележки в сборе после ремонта. В качестве такого стенда может использоваться автоматизированная установка измерения геометрических параметров тележки «Спрут-М» производитель ООО «Агроэл» г. Рязань. Перечисленное оборудование нужно разместить в виде поточной линии с соблюдением следующих условий: прямоточность; очередность выполнения технологических операций разборки и сборки каркаса тележки. Технологическое оборудование для ремонта литых деталей тележки размещается отдельной группой, образуя отдельные поточные линии ремонта надрессорных балок и боковых рам в соответствии с последовательностью выполнения технологических операций. В соответствии с нормативно-технической документацией [10, 16] на участке предусматривается оборудование для сварочно-наплавочных работ: источники питания сварочные трансформаторы и выпрямители различных конструкций и типов (ТД-300, ТД-500-У2, ТДМ-503-У2, ВДУ-505, ВДУ-506, ВДУ-601 и др.); полуавтоматы сварочные типа ПДГ-516, А-1197; газосварочное оборудование; 23

25 установка для наплавки платиков в буксовых проемах боковых рам, заварки трещин в приливах для валика подвески тормозного башмака и в ушках приливов для приклепывания фрикционной планки; кантователь боковых рам; устройство для местного нагрева боковой рамы; установка для наплавки надрессорных балок; кантователь надрессорных балок; устройство для нагрева наклонных поверхностей надрессорной балки; устройство для нагрева подпятника; установка для наплавки подпятника. Для механической обработки деталей тележки после наплавки должны быть установлены металлорежущие станки: для обработки наклонных поверхностей надрессорной балки; для обработки подпятника; для обработки буксового проема боковой рамы. В вагоноремонтных депо ОАО «РЖД» наибольшее применение находят специализированные фрезерные станки моделей Ф , Ф , Ф0005М- 05, Ф0005М-06, Ф производства ЗАО «Фрест» (г. Ульяновск). Они используются для обработки надрессорных балок (центрирующие наклонные пазы, подпятник, центровое отверстие и скользуны, наклонные поверхности) и боковых рам тележек (опорная часть и направляющие в буксовых проемах). Например, станок специальный фрезерный модели Ф0005М-05 предназначен для обработки центрирующих наклонных пазов надрессорной балки после наплавки одной фрезерной головкой последовательно за счёт перемещения фрезерной бабки по направляющим основания. А станок специальный фрезерный модели Ф0005М-06 предназначен для одновременной обработки двух скользунов на надрессорной балке двумя фрезерными агрегатами, установленными на одном фундаменте. Для механической обработки литых деталей тележек после наплавки применяются также универсальные и специализированные металлообрабатывающие станки других производителей, например специализированный фрезерный станок РТ производства ОАО «Рязанский станкостроительный завод» или станок агрегатный фрезерный АФС-103 производства ООО «Станконовации» (г. Воронеж). Вблизи всех рабочих позиций необходимо предусмотреть площадки для складирования деталей (надрессорных балок и боковых рам тележек, триангелей и др.) с учетом естественных процессов остывания после наплавки. Подъемно-транспортные средства тележечного участка в соответствии с НТД включают мостовой кран с управлением из кабины или кран-балку грузоподъемностью не менее 5 т, подъемно-повортные устройства или поворотные круги, толкатели, трансбордерную тележку, электрокар или электропогрузчик. При размещении на площади тележечного участка отделений по ремонту литых деталей тележки одного мостового крана может быть недостаточно. Для проверки загруженности крана следует построить циклограмму с расчетом 24

26 времени подъемно-транспортных операций. В случае несоответствия фонда рабочего времени крана суммарному времени подъемно-транспортных операций возможны два варианта решения: 1) предусмотреть два мостовых крана на одном крановом пути; 2) разместить в зоне ремонта боковых рам и надрессорных балок на специальном крановом пути кран-балку грузоподъемностью не менее 1 т. Производственные площадки для складирования каркасов тележек в два яруса должны быть достаточными для размещения каркасов, отремонтированных в течение половины смены. В тележечном участке должны быть предусмотрены рельсовые пути для межцеховой и внутрицеховой транспортировки тележек и колесных пар туда и обратно. Рельсовые пути должны быть оборудованы устройствами для транспортировки тележек и колесных пар, поворотными устройствами, подъемниками, толкателями и иными устройствами для фиксации и скатывания колесных пар с эстакад. В тележечном участке должны быть предусмотрены камеры для окраски деталей тележки. В целях информационного обеспечения процесса управления ремонтом тележек на участке устанавливается АРМ оператора тележечного участка в составе АСУ ВЧДР. 4.3 Выбор оборудования колесно-роликового участка На колесно-роликовом участке выполняют обыкновенное и полное освидетельствование колесных пар, полную и промежуточную ревизию букс, ремонт колесных пар обточку колес, ремонт подшипников (шлифовка торцов роликов и бортов наружных колец) [17, 18, 19, 20]. Колесно-роликовый участок включает отделения: демонтажное, колесное, роликовых подшипников (комплектовочное), монтажное, промежуточной ревизии букс. Допускается производить демонтаж букс и промывку деталей буксового узла не в отдельном помещении, а на рабочих позициях, размещенных на площадях колесного или тележечного участков. Отделения роликовых подшипников (комплектовочное) и монтажное должны размещаться в изолированных помещениях. В этих отделениях регламентирована температура воздуха, а также требования к полу и облицовке стен помещений. В случае поступления в ремонт колесных пар, требующих промежуточной ревизии букс, очистка осей и колес должна производиться сухим способом. Регламентом технической оснащенности предусмотрено следующее технологическое оборудование для освидетельствования и ремонта колесных пар: подъемно-транспортное: кран-балка с тельфером расчетной грузоподъемности, поворотное устройство, толкатель колесной пары, транспортер 25

Источник