Меню

Нужен ли проект для капитального ремонта линейного объекта

Проектирование капитального ремонта в 2021 году

Время чтения: 4 минут

Под капитальным ремонтом объекта понимается замена или восстановление ненесущих конструкций, инженерных сетей, а также замена или восстановление отдельных элементов несущих конструкций. Хотя на указанный комплекс работ не нужно получать разрешения на строительство или иных согласований, заказчик обязан заказать проект, соблюсти требования нормативных актов, СП, СНиП, иных руководящих документов. Заказать проектирование капитального ремонта можно в компании Смарт Вэй.

В этом материале читайте, какие виды работ подпадают под капитальный ремонт, что должен учесть проектировщик, как правильно выбрать проектную организацию.

Что такое капитальный ремонт

Понятие капитального ремонта содержится в Градостроительном кодексе РФ. Этим законом предусмотрены и условия осуществления капремонта. Важно, что в отличие от реконструкции или возведения нового здания, проект капитального ремонта не нужно согласовывать в муниципальных или государственных ведомствах. Для начала работ заказчику (собственнику) достаточно утвердить проектную документацию, заключить договор с подрядчиком. Согласование при капремонте может потребоваться, если предстоящие работы подпадают под определение перепланировки или переустройства.

Нормативные документы в 2021 году

Общие требования к проектированию и проведению капремонтов в зданиях содержатся в ГрК РФ, Постановлении Правительства РФ № 87. Для работы проектировщика будут использованы специальные своды правил (СП), нормы пожарной безопасности (НПБ), СНиП, ГОСТ, иные стандарты и акты. Отметим ряд основных нормативных сборников, которые применяются при проектировании:

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • СП 368.1325800.2017 Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта (скачать);
  • МДС 13-1.99 Инструкция о разработке, согласовании и утверждении документации на капремонт жилых объектов (скачать);
  • СП 118.13330.2012 на общественные здания (скачать);
  • СП 54.13330.2016 на многоквартирные дома (скачать);
  • СП 56.13330.2011 на производственные здания (скачать).

Специальные своды правил применяются для подготовки разделов на инженерные сети, системы связи, мероприятия в сфере пожарной безопасности, иные направления проектирования.

Комментарий эксперта. Заказав подготовку проекта на капремонт в компании Смарт Вэй, вам не придется самостоятельно изучать множество нормативных и подзаконных актов, строительных справочников и правил. Вы получите проектную и рабочую документацию в строгом соответствии с техническим заданием, с соблюдением обязательных требований закона.

Капитальный ремонт может затрагиваться не только внутренний объем здания, но и фасады

Простым языком

Капремонт проводится в здании по решению собственника. Причинами таких работ может быть ненадлежащее состояние объекта или его отдельных элементов, физический или моральный износ конструкций, оборудования сетей. Также заказчик может предусмотреть улучшение характеристик здания, внеплановые работы для устранения повреждений от аварий, по обязательным предписаниям уполномоченных органов. Выделим ряд особенностей, отличающих капремонт от реконструкции и иных видов строительных работ:

  • при капитальном ремонте не происходит изменение основных параметров здания (высоты, этажности, площади, объема);
  • при капремонте допускается только замена или восстановление отдельных частей (элементов), если не происходит ухудшение их характеристик;
  • для проведения ремонта не нужно оформлять разрешение на строительство или иные согласования (однако для проведения отдельных видов работ нужно оформлять ордера).

Капремонт может проводиться в плановом и внеочередном порядке. Типичным примером плановых работ является механизм капремонта многоквартирных зданий, включенных в региональные перечни. Внеплановые работы обычно вызваны заключениями межведомственных комиссий, экспертов о ненадлежащем состоянии здания, его отдельных помещений, сетей и коммуникаций.

Комментарий специалиста. Если вам сложно определить, под какие согласования и разрешения подпадают запланированные работы, обращайтесь в компанию Смарт Вэй. Мы изучим документацию, разъясним требования закона, обоснуем свои выводы ссылкой на нормативную базу. Вы сразу сможете заказать проект под капремонт, если предстоящие работы соответствуют этому определению.

Обследование перед проектированием капитального ремонта

Решение о необходимости проведения капремонта и перечне предстоящих работ принимается по итогам обследования здания, его конструкций и помещений, инженерных сетей. Провести обследование можно при достижении нормативных показателей износа, либо при выявлении объективных данных об ухудшении характеристик. Обследование может осуществляться собственными силами, либо с привлечением иных специалистов.

Кто выполняет обследование здания перед капитальным ремонтом

Для частных зданий обследование может осуществляться в плановом или внеочередном порядке. Для этого желательно привлечь сторонних специалистов:

  • представителей проектной и подрядной организации;
  • экспертов по отдельным направлениям деятельности (инженеров, энергетиков, техников и т.д.);
  • представителей компании, которая занимается управлением, эксплуатацией и обслуживанием объекта.

Комиссии нужно обеспечить доступ к документации, визуальному и инструментальному обследованию всех помещений, наружных и внутренних коммуникаций, системам жизнеобеспечения.

Что обследуется для проектирования капитального ремонта

Так как капремонт не предусматривает изменение параметров здания, существенное воздействие на несущие конструкции, может оказаться достаточным обследование только отдельных систем и элементов объекта. Например, если ремонт предусматривает восстановление кровельного покрытия, нет необходимости изучать состояние систем водопровода и канализации.

Однако желательно провести комплексное обследование, так как могут выявлять ранее не учтенные дефекты, повреждения и недостатки. Предусмотрев в проекте дополнительные работы по устранению повреждений, можно выполнить их сразу и сэкономить средства. Перечень направления для обследования будет соответствовать техническому заданию, предписаниям проектировщика.

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Специалисты обследуют состояние кровли здания перед проектированием

Основные инструменты для обследования перед капитальным ремонтом

Основной целью капремонта является устранение повреждений, либо улучшение характеристики объекта. Поэтому при обследовании будут проводиться следующие мероприятия:

  • изучение технической, инвентаризационной, эксплуатационной документации на здание, системы, сети, отдельные виды оборудования;
  • визуальный осмотр на предмет видимых повреждений, трещин, дефектов;
  • инструментальная диагностика конструкций, стен, отделочных материалов, трубопроводов, инженерного оборудования, систем оповещения, иных элементов и частей здания;
  • проведение замеров, поверок, испытаний нагрузок, расчеты.

Точный перечень способов и инструментов для обследования будет определяться по содержанию технического задания, по результатам текущей эксплуатации здания и систем.

Итоговый документ по результату

По факту проведения обследований составляются акты, заключения, отчеты, протоколы испытаний, дефектные ведомости, иные материалы. Также комиссия передаст проектировщику схемы, расчеты, рекомендации и требования к проведению работ, усилению конструкций, обеспечению безопасности ремонта.

Комментарий специалиста. Если в обследовании принимает участие представитель подрядчика, многие практические моменты можно уточнить еще на предпроектной стадии. Например, проектировщик сможет учесть характеристик техники и материалов, которые уже есть в распоряжении подрядной организации, предусмотреть их в составе проекта, смет и расчетов. Это позволит оптимизировать расходы и временные затраты на фактическое выполнение ремонта.

Этапы проектирования при капитальном ремонте

Перечень разделов проекта при капитальном ремонте отличается от документации на строительство и реконструкцию. Так как характеристик здания не меняются, новые архитектурные и объемно-планировочные решения могут отсутствовать в проекте, либо можно указать их по фактическому состоянию. Работа над проектной документацией проводится по следующим этапам:

  • обобщаются данные о характеристиках объекта и участка, перечнях запланированных работ, требованиях технического задания;
  • выбираются и обосновываются решения по каждому виду работ капитального ремонта;
  • составляются графические материалы (чертежи, схемы, планы, расчеты);
  • заполняет раздел об организации строительных работ, т.е. последовательности процессов;
  • предусматриваются меры безопасности и защиты здания, помещений, оборудования и систем, места размещения защитных устройств и ограждений;
  • оформляется раздел с колористическими решениями фасадов (при необходимости);
  • составляются спецификации на стройматериалы, оборудование и технику;
  • оформляются сметы и расчеты, в том числе по отдельным видам работ;
  • готовится рабочая документация, которой будет руководствоваться подрядчик наряду с проектом.

Специальные правила проектирования предусматриваются для отдельных типов объектов (например, МКД, социальные и детские учреждения). Эти моменты обязательно учтут наши специалисты. После подготовки проекта он направляется на утверждение заказчиком, передается подрядной организации для выполнения работ.

Специалисты компании Смарт Вэй на постоянной основе сотрудничают с государственными и частными организациями, оформляют проекты и сметы на капитальный ремонт любой сложности. Получить подробную информацию о сроках, стоимости и условиях проектирования вы можете по телефонам, указанным на сайте.

Обязательной частью проекта на капитальный ремонт являются схемы и чертежи инженерных систем

Квалификация проектировщиков – кто должен выполнять проект капитального ремонта и кого лучше искать

Проектную документацию нужно заказывать в организациях, состоящих в СРО. Также желательно сразу убедиться в квалификации, опыте работы и профессионализме проектировщиков, иных специалистов, привлекаемых к работе. Компания Смарт Вэй обладает штатом надежных и проверенных специалистов, готовых выполнить любой проект с безупречным качеством, строгим соблюдением законодательства. При оформлении заказа вы сможете ознакомиться с примерами предыдущих работ, отзывами и рекомендациями наших постоянных клиентов.

Читайте также:  Технико экономические показатели капитального ремонта

Стоимость и сроки проектирования капитального ремонта

Определить расценки и сроки подготовки проекта на капремонт можно после изучения технического задания, документов на здание и его отдельные системы. Также мы проведем предварительное обследование объекта, чтобы оценить объем работы проектировщика. Компания Смарт Вэй всегда предлагает доступные цены на проектные работы, в чем вы можете убедиться при заключении договора или на консультации. После заключения договора мы приступим к проектированию со строгим соблюдением оговоренных сроков и цен.

Как составить техническое задание на капитальный ремонт за 5 минут

Техническое задание может потребоваться для заключения прямого договора с проектной организацией, либо для подготовки конкурсной или аукционной документации на тендер. Наши специалисты имеют опыт разработки ТЗ для любых типов объектов и заказчиков. Мы учтем особенности здания и требования к проведению работ, выводы предварительных обследований и документов по их итогам. С примером ТЗ на проектирование капитального ремонта вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Сложности и ограничения при проектировании капитального ремонта

Ошибки при проектировании и выполнении работ могут повлечь дополнительные затраты для заказчика, штрафные санкции на нарушение норм безопасности. Основные сложности для указанного вида проектов могут быть связаны:

  • с неправильным определением вида работ, что может привести к выполнению несогласованной реконструкции;
  • с отступлением от требования СП, МДС, СНиП, иных нормативных актов;
  • с отсутствием документации на отдельные системы и элементы здания, что повлечет дополнительные затраты на ее восстановление;
  • отсутствие у подрядчика членства в СРО, если это требуется по закону.

Это далеко не полный перечень нюансов и сложностей, с которыми могут столкнуться проектировщики, заказчик, представители подрядной организации. Наши специалисты учтут все проблемные моменты еще на предпроектной стадии и при оформлении технического задания.

Наши специалисты разрабатывают проект капремонта с использованием современного программного обеспечения

Как заказать проектирование капремонта и не ошибиться

Чтобы заказать проект на капитальный ремонт в компании Смарт Вэй, вы можете связаться с нашими специалистами по телефону, по электронной почте, через форму обратной связи, иными способами, указанными на сайте. Мы изучим документы, согласуем с вами сроки и стоимость работы, заключим договор. На все виды проектных услуг мы даем гарантию качества. Звоните, по всем возникшим вопросам мы проконсультируем бесплатно!

Источник

3.2. Особенности получения разрешительной документации и проведения работ по созданию сетей и иных линейных объектов

3.2.1. Строительство линейных объектов

Какие объекты являются линейными?

Термин «линейный объект» неоднократно встречается в отдельных федеральных законах. При этом его определение в законодательстве отсутствует, поскольку в нормативных актах всегда перечисляются только отдельные виды линейных объектов, к примеру:

  1. в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
  2. в пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 Водного кодекса Российской Федерации к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  3. согласно п. 1 ст. 11 закона РФ от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к линейным объектам относятся подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  4. в силу пп. 10 п. 1 ст. 7 закона РФ от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации…» линейными объектами являются подводные и подземные технические сооружения, переходы, сооружения связи, линии связи и коммуникации;
  5. пп. 6 п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Общее определение для линейных объектов пока предлагается только в юридической литературе. Традиционно выделяют следующий перечень характеристик, общих для всех линейных объектов:

  • длина объекта намного превышает его ширину;
  • объект является сооружением;
  • объекту свойственна связь с земельными участками;
  • в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом [495] .

При таких обстоятельствах для определения того, является ли объект линейным, целесообразно обращаться к перечням из нормативно-правовых актов, указанных выше. С учётом этого к линейным объектам будут относиться, например, автомобильные дороги, мосты и линии электропередачи.

Инженерные сети прямо упомянуты в качестве линейных объектов в отдельных нормативно-правовых актах. Например, в Постановлении Правительства РФ от 07.03.2017 № 269 [496] в качестве линейных объектов прямо указаны электрические сети, сети инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения). При этом в акте к линейным объектам отнесены в том числе сети, расположенные внутри одного квартала, одного микрорайона.

Согласно позиции Минрегиона России, сформулированной в 2011 году, «инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)». При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведённого под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон) [497] .

В судебной практике также предлагается определять, является ли сеть инженерно-технического обеспечения линейным объектом, по следующим признакам:

  • прокладывается ли она вне здания (до внешней границы наружной конструкции здания);
  • проходит ли она через несколько земельных участков;
  • имеет ли она значительную протяжённость [498] .

Если сеть соответствует этим признакам, она является линейным объектом.

Таким образом, можно утверждать, что к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают.

Если такие сети выходят за границы земельного участка, но не выходят за пределы элемента планировочной структуры, то с учётом указанного выше Постановления Правительства РФ от 07.03.2017 № 269, позиции судебной практики такую сеть нужно квалифицировать как линейный объект, хотя это противоречит вышеуказанной позиции Минрегиона России.

В ситуации, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом.

Всегда ли линейный объект является объектом капитального строительства?

В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). В п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

Поскольку сооружения относятся к объектам капитального строительства, все упоминания о линейных объектах, имеющиеся в ГрК РФ, касаются объектов капитального строительства.

Иными словами, с точки зрения ГрК РФ, линейный объект – это подвид объекта капитального строительства [499] . Это обусловлено тем, что ГрК РФ регулирует только деятельность, связанную со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства.

Вместе с тем капитальность конкретного линейного объекта должна оцениваться с точки зрения наличия у него характеристик сооружения.

В пп. 23 п. 2 ст. 2 закона РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что сооружение – это результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Если линейный объект отвечает признакам сооружения, то на него распространяются положения ГрК РФ о линейных объектах. Если линейный объект не отвечает признакам сооружения, то на него не распространяются нормы ГрК РФ о линейных объектах, но в то же время могут распространяться положения иных законов, которые регулируют отношения, связанные с линейными объектами, не являющимися объектами капитального строительства (земельные, природоохранные и т. д.).

Читайте также:  Капитальный ремонт инженерных систем виды работ

Например, на проведение работ по устройству гравийной или щебёночной дороги не распространяются требования ГрК РФ, поскольку она не является сооружением [500] . Но при этом вопросы эксплуатации гравийной и щебёночной дороги регулируются дорожным законодательством [501] .

Специальные правила оформления прав на земельные участки для размещения линейных объектов

После вступления в силу 01.03.2015 большинства положений закона № 171-ФЗ [502] процедура предоставления земельного участка для строительства линейных объектов была существенно изменена.

В пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

По мнению Минэкономразвития России, по рассматриваемому основанию допускается предоставление земельных участков для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, в том числе не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения [503] . Такую позицию не разделяют многие региональные чиновники, так что правоприменительная практика отличается в разных регионах.

Для строительства иных, чем вышеуказанные, линейных объектов земельные участки предоставляются в общем порядке с учётом ст. 39.1 ЗК РФ, то есть, как правило, в аренду на торгах.

Есть, однако, и альтернативные способы оформления прав на необходимые земельные участки, земли.

Например, ст. 39.23 ЗК РФ предусматривает, что для размещения линейных объектов, не препятствующих разрешённому использованию земельного участка, может быть заключено соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Например, такое соглашение может быть заключено для строительства примыкания к автомобильной дороге [504] .

В соответствии со ст. 39.37 ЗК РФ возможно установление публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель, в частности, в следующих целях:

  1. размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;
  2. складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта.

Также согласно ст. 39.33 ЗК РФ допускается использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае капитального или текущего ремонта линейных объектов, строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» предусмотрено, что строительство следующих линейных объектов на публичных землях, земельных участках может осуществляться при отсутствии договора аренды (соглашения о сервитуте, публичного сервитута):

  1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  4. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  5. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  6. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
  7. Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство [505] .
  8. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.

Перечисленные в этом Постановлении Правительства РФ объекты строятся без получения разрешения на строительство в следующих случаях:

  • линейный объект не является объектом капитального строительства, т. е. не соответствует характеристикам сооружения, предусмотренным ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (пп. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ);
  • линейный объект является вспомогательным объектом капитального строительства (пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ). С учётом позиции Минрегиона России [506] вспомогательным является линейный объект, который функционально обеспечивает только один объект капитального строительства и при этом не выходит за границы элемента планировочной структуры;
  • в силу специального закона субъекта РФ строительство отдельных линейных объектов осуществляется без оформления разрешения на строительство. Например, такие исключения установлены в областном законе Ленинградской области от 18.05.2012 № 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

3.2.2. Документация, необходимая для строительства линейного объекта

В п. 11 ст. 48 ГрК РФ установлено, что подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании проекта планировки и проекта межевания территории, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ), а не на основании информации, указанной в ГПЗУ.

При этом п. 4 ст. 4 закона РФ от 29.12.2014 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – закон № 191-ФЗ) предусмотрено, что до 31.12.2015 строительство линейных объектов может осуществляться на основании ГПЗУ (информации, указанной в ГПЗУ).

На основании таких «старых» ГПЗУ могут быть выданы разрешения на строительство, даже если в отношении территории не будут разработаны ППТиПМ (об этом см. далее).

В соответствии с редакцией п. 4 ст. 4 закона № 191-ФЗ в городе Москве ГПЗУ мог использоваться вместо ППТиПМ для строительства линейных объектов в течение более длительного срока – до 31.12.2016.

Документация по планировке территории

Как отмечалось ранее, согласно п. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании ППТиПМ, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ).

На основании решения о подготовке документации по планировке территории может осуществляться подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, регионального значения или местного значения до утверждения документации по планировке территории. Однако в этом случае проектная документация линейного объекта направляется на экспертизу проектной документации только при наличии утверждённого проекта планировки территории, предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта. Это положение позволяет одновременно разрабатывать документацию по планировке территории и проектную документацию, тем самым сокращая сроки.

Кроме того, исходя из п. 4 ст. 4 закона № 191-ФЗ, до 31.12.2015 проектная документация линейного объекта могла выполняться как на основании ППТиПМ, так и на основании ГПЗУ.

С 01.01.2017 вступили в силу поправки, внесённые в ГрК РФ законом РФ от 03.07.2016 № 373-ФЗ (далее – закон № 373-ФЗ), которым изменены требования к ГПЗУ. Данный закон содержит также переходные положения, относящиеся к градостроительной документации.

Согласно п. 1 ст. 9 закона № 373-ФЗ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утверждённом до 1 июля 2017 года, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 1 июля 2017 года, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.

Читайте также:  Собственные средства это капитальный ремонт

Таким образом, если линейный объект проектировался на основании ГПЗУ, выданного до 31.12.2015, то разрешение на строительство может быть получено на основании такого «старого» ГПЗУ в течение срока, который должен быть установлен субъектом Федерации, без проверки на соответствие ограничениям, фактически установленным на момент выдачи разрешения на строительство.

Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории не является обязательным условием для строительства линейного объекта, если ГПЗУ был получен до 31.12.2015.

В ГрК РФ установлены случаи, когда разработка ППТиПМ не требуется. Согласно пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ разработка указанного документа не требуется, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов. Такие случаи определены выше в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ. Также обратим внимание, что с учётом формулировок пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ под исключение из правила об обязательности ППТиПМ подпадают также случаи установления публичного сервитута согласно ст. 39.37 ЗК РФ. Правительством РФ могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.2017 № 269 [507] , которое принято в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ и вступило в силу с 1 июля 2017 года, установлен такой перечень дополнительных случаев, а именно:

1) строительство, реконструкция линейных объектов, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к существующим электрическим сетям, сетям инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водо­снабжения, водоотведения), при условии, что такое подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства не требует строительства и (или) реконструкции существующих электрических сетей, сетей инженерно-технического обеспечения и что такими линейными объектами являются:
a) линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, когда расстояние от существующих электрических сетей до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и посёлках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
b) тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 1,6 МПа включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
c) газопроводы с проектным рабочим давлением не более 0,6 МПа, когда протяжённость от существующих сетей газоснабжения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений;
d) водопроводы и водоводы всех видов диаметром до 500 мм;
e) линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм.

2) строительство, реконструкция объекта, входящего в состав существующего линейного объекта, при условии, что такое строительство, реконструкция осуществляются в полосе отвода существующего линейного объекта (в охранной зоне существующего линейного объекта в случае, если установление полосы отвода не предусмотрено законодательством РФ) и не изменяют границы зон с особыми условиями использования территорий, установленные в связи с размещением существующего линейного объекта, и что общая площадь указанного объекта не превышает 500 кв. метров, высота не превышает 12 мет­ров, количество этажей не превышает двух.

3) строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.

Состав и содержание проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 41.1 ГрК РФ). Эти положения Правительство РФ утвердило в Постановлении Правительства РФ от 12.05.2017 № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов».

Дополнительно отметим, что согласно п. 5 ст. 41 ГрК РФ в отношении линейных объектов не предусмотрена отдельная разработка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории. При этом с 1 сентября 2018 г. в соответствии с законом РФ от 03.08.2018 № 341-ФЗ [508] для выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, достаточно подготовки проекта планировки территории (без проекта межевания территории).

Градостроительное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, поэтому определённые особенности документации по планировке территории для размещения линейных объектов могут предусматриваться законодательством субъекта РФ (п. 1 ст. 3 ГрК РФ).

Например, в Санкт-Петербурге принят закон от 22.01.2015 № 4-5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга». Из п. 7 ст. 2 данного закона следует особенность проекта планировки территории, разрабатываемого для получения разрешения на строительство линейного объекта, – его разработка не препятствует утверждению общего проекта планировки на ту же территорию.

Как особый вид документации проекты планировки территории для размещения линейных объектов реализуются и в других субъектах РФ [509] .

Также стоит отметить, что из комплексного толкования п. п. 2-5 ст. 45 ГрК РФ следует, что один проект планировки и межевания территории может предусматривать размещение нескольких линейных объектов только в случае, если такие объекты являются объектами одного уровня – федерального, регионального или муниципального. Поэтому в случае, если в пределах одного элемента планировочной структуры необходимо разместить линейные объекты разного уровня, то требуется утвердить несколько проектов планировки в отношении одной и той же территории.

Специальные правила о содержании документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейного объекта, предусмотрены также в приказе Минтранса России от 06.07.2012 № 199 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения».

Проектная документация в отношении линейных объектов

В соответствии с п. 7 ст. 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство застройщику требуется предоставить материалы, содержащиеся в проектной документации.

Исключений для строительства линейного объекта ГрК РФ не предусмотрено, поэтому при их строительстве также требуется разработка проектной документации. Требования к содержанию проектной документации в отношении линейных объектов установлены в ст. 48 ГрК РФ и в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». При этом необходимо отметить, что «в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта сетей инженерно-технического обеспечения, являющихся функциональной частью отдельного объекта капитального строительства, выходящих за пределы границ земельного участка, отведённого под указанные цели, и при этом не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), сведения о таких сетях также включаются в раздел 5 проектной документации [510] .

В ГрК РФ также установлена особенность подготовки проектной документации, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или подготовка проектной документации осуществляется до утверждения документации по планировке территории (п. 1.1 ст. 48 ГрК РФ). В указанном случае архитектурно-строительное проектирование может осуществляться в том числе в границах не принадлежащего застройщику земельного участка, в то время как по общему правилу для проектирования требуются права на такой земельный участок. Кроме того, в силу п. 1.2 ст. 48 ГрК РФ, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения, не указанных в предыдущем предложении, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка осуществляется на основании утверждённой документации по планировке территории или принятого решения о подготовке документации по планировке территории.

Источник