Меню

Методы капитального ремонта автомобильных дорог

Капитальный ремонт дороги

В процессе эксплуатации дорожное полотно даже при условии регулярного обслуживания постепенно подвергается износу и со временем требует капитального восстановления. Рассмотрим, что такое капитальный ремонт дороги и как его выполняют.

Что это такое и зачем делается?

В процессе капремонта восстановлению подвергаются все элементы дороги на заданном участке (не меньше 200 кв. метров). Это значит, что осуществляется не только ремонт верхнего покрытия, но и выполняется весь комплекс работ по укреплению грунта, восстановлению системы водоотведения, ликвидации дефектов основания. Этот процесс отличается трудоемкостью, но при этом позволяет в полной мере восстановить технические характеристики дорожного полотна.

Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог

Специальное руководство-классификация, разработанное Минтранспорта РФ, позволяет установить состав и разновидности работ, реализуемых в ходе капремонта автотрасс, и применяется в процессе планирования дорожно-строительных работ и подсчета их объемов.

По земляному полотну и системе водоотвода

  • Ликвидация всех дефектов земляного основания. Восстановительные работы применяются как по отношению дорожного покрытия, так и в примыкающих зонах (тротуары, стоянки, остановки, съезды и прочее).
  • Комплексная замена всех изношенных элементов водоотводной системы.

По дорожным одеждам

Комплекс работ включает:

  • Устранение колей, имеющих глубину свыше 50 мм. При этом способом фрезерования или регенерации выполняется замена верхних уровней дорожных одежд с последующей прокладкой одного или более слоев асфальтобетонной смеси.
  • Воссоздание покрытия во всех зонах, где выполнялся ремонт водоотводной системы и ликвидация дефектов земляного основания.
  • Восстановление всех зон мостовых, нуждающихся в ремонте, сопровождающееся полной заменой подушки песчаной.

По искусственным и защитным дорожным сооружениям

  • Смена балочных элементов в конструкции пролетных сооружений (не менее 25 %).
  • Реконструкция или полноценная замена пролетных стен, систем защиты от образования наледи, антилавинных галерей, прочих элементов.
  • Реконструкция антиэрозионных и берегозащитных конструкций, тоннелей с частичной заменой имеющейся обделки (не более 50%).
  • Замена отдельных составных частей несущих сооружений и пролетных строений. Для замены используются как аналогичные, так и другие элементы, которые могут улучшить параметры сооружения.
  • Обустройство водопропускных труб, выполнение их удлинения, смена отдельных звеньев, а также оголовков.
  • Смена опор без вмешательства в имеющуюся продольную конфигурацию мостовой конструкции.
  • Обустройство новых тротуаров, перильных и ограждающих конструкций.

По элементам обустройства автомобильных дорог

Предполагается выполнение ряда работ:

  • Смена шумозащитных сооружений, сигнальных столбцов, знаков и заграждений барьерного типа.
  • Замена конструкций и знаков, регулирующих автодвижение на пересечениях одной автодороги с другой или с ж/д колеями.
  • Создание временной разметки, которая удаляется по окончанию капремонта, заменяясь постоянной.
  • Оценка зон контроля габаритов и массы транспортных средств со сменой различных элементов при необходимости.
  • Другие мероприятия по капремонту.

Этапы проведения

Капитальный ремонт состоит из многих этапов, а качество его выполнения напрямую зависит от строгого соблюдения последовательности действий.

Диагностика повреждений

Перед началом работ в обязательном порядке осуществляется диагностика, целью которой является поиск причин повреждения определенных участков дороги. Исследования выполняются преимущественно до начала работ, но в некоторых ситуациях может потребоваться дополнительная диагностика после удаления старой дорожной одежды.

Планирование работ

На основании данных, полученных в ходе диагностики:

  • Разрабатывают карту ремонта.
  • Определяют, сколько техники и работников нужно привлечь к реализации проекта.
  • Рассчитывают требуемое количество стройматериалов и подсчитывают их стоимость.

Обеспечение безопасности

Сам капремонт, а также маршруты объезда на время его выполнения, обязательно согласовываются в компетентных органах (ГИБДД, ОАТИ). При отсутствии подходящего варианта для объезда может потребоваться обустройство новой дороги. После утверждения объездных маршрутов зону, где будут проводиться работы, ограждают и обозначают специальными знаками, обустраивают бытовку и продумывают маршрут подъезда техники, поставляющей материалы и принимающей участие в процессе ремонта.

Снятие покрытия дорожной одежды

Процесс устранения покрытия с дороги и обочин максимально механизируется с целью минимизации затрат и оптимизации сроков реализации поставленной задачи. Материал предпочтительно удалять небольшими частями, разрезая покрытие грунторезами.

Снятие верхнего слоя и загрузка его в самосвалы осуществляется при помощи бульдозеров, после чего материал транспортируется на свалку или отправляется на специализированный завод для выполнения переработки (актуально для асфальтобетонных дорог).

Снятие основы

Бетонная часть основания удаляется по такой же схеме, как и верхнее покрытие, а слой щебня убирают погрузчиками. Полученный в результате щебень допустимо использовать повторно, но только при условии рассортировки по фракциям, а также качественной очистки и промывки материала посредством специального оборудования (грохота). Если такие возможности отсутствуют для обустройства основания нужно использовать новый щебень, а старый материал применить при выполнении менее ответственных процессов.

Читайте также:  Фонд капитального ремонта многоквартирных домов московской области князев

Демонтаж и ремонт системы водоотведения

При необходимости укрепления грунта конструкция водоотвода, обустроенная на пролегающем под дорогой коллекторе, демонтируется. При этом выполнение демонтажа не требуется, если коллектор располагается в стороне и не препятствует укреплению почвы.

Работы с грунтом

Когда все элементы дорожной одежды устранены, нужно выполнить дополнительное обследование грунта на предмет выявления возможных проблем и разработки плана действий по его укреплению. Среди наиболее часто встречающихся проблем можно выделить:

  • Подтопление в результате разрыва канализационных или водопроводных труб. Первоначально ликвидируется течь, а грунт просушивают, утрамбовывают и выравнивают при помощи подушки из песка.
  • Наводнение. Чтобы восстановить грунт после наводнения, достаточно его хорошо просушить и выполнить уплотнение.
  • Проседание или обвал грунта, спровоцированное наличием подземной реки или пустот. Такая проблема может возникнуть, если на этапе проектирования геологоразведочные исследования не выявили наличие пустот или подземных течений. В этом случае процесс отличается достаточной трудоемкостью, поскольку нужно выполнить заполнение всех пустот и предпринять комплекс мер по укреплению грунта. В некоторых случаях выполнять эти манипуляции экономически невыгодно и тогда принимается решение о разработке и прокладке объездной дороги.

Восстановление дорожной одежды

По завершению грунтоукрепляющих мероприятий выполняется укладка новой дорожной одежды, при этом необходимо, чтобы ее уровни максимально совпадали с предыдущим покрытием.

Используемая техника и оборудование

В ходе капремонта предполагается масштабное восстановление дорожного полотна и всех его элементов, поэтому для выполнения работ в обязательном порядке привлекается мощная специализированная дорожно-строительная техника и профессиональное оборудование.

Машины для доставки и укладки асфальта

Процесс транспортировки и укладки асфальтобетонных смесей является одним из наиболее важных этапов. Для этих целей используется следующая техника:

  • Самосвалы. Транспортируют асфальт при помощи самосвалов, при этом тип машины подбирают в зависимости от того, по каким дорогам осуществляется подвоз материала (например, при перемещении по городу используют самосвалы с грузоподъемностью менее 10 тонн).
  • Асфальтоукладчики (преимущественно гусеничные или колесные). Смесь, доставленную самосвалом, загружают в асфальтоукладчик, при помощи которого материал ровным слоем укладывается на дорогу.

Катки

Процесс закатывания асфальта выполняется в механизированном режиме при помощи катков. Такая техника представлена легкими, средними и тяжелыми катками, а подходящий тип оборудования подбирается в зависимости от того, в сколько слоев выполняется укладка асфальта.

Оборудование для ручной укладки асфальта

Определенные процессы намного удобнее и выгоднее выполнять при помощи ручного оборудования, а не использовать громоздкую технику. К такому оборудованию в первую очередь можно отнести:

  • Заливщики швов. Оборудование такого типа не только плавит битум и поддерживает требуемые параметры материала, но и позволяет выполнить заливку швов с точным дозированием, что позволяет предупредить перерасход смеси.
  • Гудронаторы. Удобное и компактное оборудование используется для распыления битумных эмульсий на различные поверхности. Особенно удобно применять гудронаторы для обработки вертикальных и небольших по площади участков.

Дополнительное оборудование

Помимо представленного спектра оборудования нередко дополнительно используются следующие типы ручных установок:

  • Швонарезчики. Позволяют демонтировать покрытие с небольших участков (тротуаров, остановок и прочих объектов).
  • Виброплитыили вибротрамбовки. Установки используются для уплотнения грунта в тех местах, где использование больших машин невозможно.

Материалы и оборудование для ремонта дорог в обширном ассортименте предлагает к покупке компания «РР-СИСТЕМС».

В нашем каталоге предложены как товары от ведущих брендов, так и продукция собственного производства, обладающая безупречным качеством и отличными эксплуатационными характеристиками. Оформить заказ на доставку оборудования и материалов в любой регион России можно по телефону нашей компании или через форму в интернет-магазине.

Источник

Анализ основополагающих технологий капитального ремонта автомобильных дорог

Рубрика: 5. Архитектура и строительство

Дата публикации: 26.03.2020

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Боровской, А. В. Анализ основополагающих технологий капитального ремонта автомобильных дорог / А. В. Боровской. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/368/15734/ (дата обращения: 18.02.2021).

Читайте также:  Форма журнала производства работ по капитальному ремонту

Публикация посвящена исследованию технологий капитального ремонта автомобильных дорог, в частности анализу их плюсов и недостатков. Эта проблема актуальна по причине того, что большинство дорог в нашем государстве нуждается в капитальном ремонте по разным на то причинам: снижение прочности дорожной одежды до максимально возможного значения; характеристики других элементов дороги и дорожных сооружений не удовлетворяют возросшим требованиям движения; потребность повышения категории дороги; глубокое проседание грунта; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и так далее. Задача капитального ремонта состоит в полном восстановлении и повышении транспортно-эксплуатационного состояния дороги до уровня, который позволяет обеспечить нормативные требования к потребительским свойствам в период до очередного капитального ремонта при интенсивности движения, которая соответствует расчётной для данной категории дороги, при превышении которой необходима реконструкция дороги с переводом в более высокую категорию.

Ключевые слова: капитальный ремонт, категория дороги, дорожная одежда, фрезерование.

The article is devoted to the study of the overhaul of highways, in particular, the analysis of their advantages and disadvantages. This topic is certainly relevant due to the fact that most of the roads in our country need major repairs for various reasons: reducing the strength of the pavement to the maximum permissible value; the characteristics of other road elements and road structures do not satisfy the increased traffic requirements; the need to upgrade the road category; deep subsidence of the soil; emergency situations of natural and man-made and so on. The overhaul task is to fully restore and improve the transport and operational condition of the road to a level that allows you to provide regulatory requirements for consumer properties in the period before the next overhaul at a traffic intensity that corresponds to the estimated road for this category, above which a reconstruction of the road with transfer to a higher category.

Keywords: technical regulation, the construction industry, the quality of goods and services, legislation, safety, milling.

Как известно, в летний сезон стремительно выполняется ремонт дорог, сопровождаясь пробками, неудобством парковки для автолюбителей, не говоря о пыли и увеличенном времени в дороге от дома до работы/учёбы. Такое положение дел мало кого устраивает, но к этому необходимо относиться с пониманием и уважением, ведь только в теплое время года возможен капитальный ремонт автомобильной дороги. В зависимости от материалов дорожной одежды, категорийности дороги и, как следствие, — интенсивности потока, количества полос и их ширины строительными организациями применяются различные технологии. Вот некоторые из них:

  1. Метод холодного ресайклинга.
  2. Усиление дорожных одежд с исправлением продольных и поперечных неровностей.
  3. Устройство более совершенных типов покрытия с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания.
  4. Перекрытие и выравнивание изношенных цементобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона.
  5. Уширение дорожной одежды до норм, соответствующих категории ремонтируемой дороги.

По каждому методу стоит сказать несколько слов, чтоб увидеть преимущества той или иной технологии, которая подходит для конкретных условий.

  1. Для начала — метод холодного ресайклинга. Это новая для российской дорожной отрасли технология состоит в том, что для вторичного или последующего использования материала, который находится в дорожной одежде, изрядно состарившегося и разрушенного, необходимо укрепление комплексными добавками органических и минеральных вяжущих. С такой целью создан холодный ресайклер, который с помощью мощного фрезерного барабана измельчает материал дорожной одежды на глубину до 30 см, при этом имеет возможность одновременно его обрабатывать указанными вяжущими и распределять ровным слоем. Дальнейшее окончательное уплотнение выполняется дорожными катками. Стоит отметить, что метод холодного ресайклинга заметно дешевле иных вариантов, по крайней мере, не менее чем в 1,5 раза. Экономия финансов на 1 м 2 составляет около 180 руб. или примерно 1,3 млн руб. на 1 км покрытия шириной 7 м. Означает это лишь то, что при помощи технологии мелкого холодного ресайклинга можно отремонтировать дороги с подобными дефектами в 1,5 раза большей протяженности. Также одним из основных показателей новой технологии — производительность или скорость ремонта дорожной одежды. Обычно рабочая скорость ресайклера задается ППР и может значительно варьироваться в соответствии с конкретными условиями выполнения ремонта. Но при этом реальная скорость, допустим, холодного ресайклера RM-350B фирмы Caterpillar изменяется от 5 м/мин (фрезерное измельчение жестких и прочных материалов на максимальную глубину 38 см) до 24 м/мин. Технология холодного рисайклинга позволяет добиться повторного максимального использования материалов существующего покрытия при восстановлении автомобильных дорог. Применение технологии холодного рисайклинга исключает необходимость перемещения сфрезерованного материала в отвалы, исправляются дополнительные помехи дорожному движению со стороны большегрузных автомобилей, которые могли быть задействованы при транспортировке срезанного покрытия. Однако, использование данного метода уменьшает количество применяемых новых материалов в сравнении с традиционными способами ремонта. Помимо экономических достоинств, холодный рисайклин минимально влияет на окружающую среду. При ремонте дорожной одежды допускается использование двух вариантов технологии. Выбор одного из возможных вариантов применения холодного рисайклинга осуществляется на основе расчета конструкции дорожной одежды под предполагаемую нагрузку.
  2. Усиление дорожной одежды происходит при помощи исправления продольных и поперечных неровностей и поперечных уклонов дороги. При этом исправление поперечных уклонов производят фрезерованием покрытия, устройства выравнивающего слоя или всего вместе. Продольный профиль исправляют выравнивающим слоем. Новые слои (включая выравнивающий) устраивают, руководствуясь действующими требованиями на строительство асфальтобетонных покрытий.
  3. Зачастую верхний слой покрытия разрушается в последствии неправильного отношения со стороны автолюбителей: использование шин вне зимнего сезона, высокая интенсивность проезда грузовых машин, в следствие чего образуется колейность. Это применимо не только к данному методу, но и для остальных технологий. Однако, для данной технологии суть заключается в том, что существующее покрытие располагается на твердом основании. Из чего следует, что в дальнейшем не возникнет трещин после просадки грунтов, поэтому нет нужды разбирать основание.
  4. В целях осуществления основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и обеспечения дорожно — строительных организаций рекомендациями по ремонту и содержанию асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах. Цементобетонные покрытия автомобильных дорог при эксплуатации под воздействием транспортных нагрузок и природно-климатических факторов медленно изнашиваются. Разрушение дорожной одежды чаще всего имеет место быть, когда напряжения и деформации, возникающие в плитах, превышают допустимые значения. К характерным деформациям и разрушениям цементобетонных покрытий относят: образование трещин, отколы углов и краев плит, шероховатости поверхностного слоя бетона, появление выбоин и раковин, вертикальные смещения плит и их коробление, разрушение стыковых соединений и заполнителей швов.
Читайте также:  Будут ли платить за капитальный ремонт новостройки многоквартирного дома

Чтобы обеспечить необходимое транспортно-эксплуатационное состояние цементобетонных покрытий организовывают дорожную службу, оснащенную специальными машинами, механизмами и инструментами. Ремонт дорожной одежды включает в себя подготовительные и основные работы. Первый этап подразумевает подвоз и складирование материалов, обеспечение комплектом инструментов, машин и механизмов, подготовка участка покрытия к ремонту. К основным работам относятся подготовление, распределение материалов и окончательную обработку, отделку и уход за отремонтированными участками покрытия, контроль качества работ.

  1. При капитальном ремонте автодорог на некоторых участках выполняют новое земляное полотно, процесс возведения которого по большому счету не сильно отличается от строительства новой дороги. Подобные работы выполняются на участках спрямления трассы, значительного увеличения радиусов кривых в плане, на участках обходов населенных пунктов, обходов оползней, осыпей и т. д. Чаще всего при капитальном ремонте выполняют работы по уширению земляного полотна, для строительства дополнительных полос проезжей части, переходно — скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей или просто для уширения земляного полотна до норм категории, установленной для данной дороги. Как показывает практика, добиться надёжной совместной работы старого и нового (реконструированного) земляного полотна очень сложно. В большинстве случаев можно наблюдать деформации нового земляного полотна в местах стыков со старым. Поэтому где только возможно, стоит избегать уширения земляного полотна. При реконструкции дорог часто стараются использовать «здоровое» земляное полотно. Под «здоровым» земполотном понимается отсутствие в нем висячих горизонтов воды (верховодка) вследствие неудачного взаимного расположения фильтрующих и малопроницаемых грунтов, которые склонны к морозному пучению.
  1. СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная версия СНиП 12–01–2004».
  2. СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги»
  3. ОДМ 218.3.041–2014 «Методические рекомендации по армированию асфальтобетонных слоев дорожных одежд стальными сетками».
  4. ГОСТ 31015–2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебёночно — мастичный».
  5. «Методические рекомендации по устройству защитного слоя износа из литых эмульсионно-минеральных смесей типа «Сларри Сил», Росавтодор, 2001

Источник