Меню

Кто платит за ремонт счетчика тепла

23.01.2017 | Расчеты при выходе ИПУ из строя

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утвержденных органами госвласти субъектов РФ (часть 1 статьи 157 ЖК РФ). И если порядок расчета объема потребленной в жилом помещении коммунальной услуги в случае наличия прибора учета (исходя из его показаний) и в случае отсутствия прибора учета (исходя из норматива потребления и количества постоянно и временно проживающих потребителей), в общем-то, понятен, то расчет объема потребления коммунальной услуги в случаях, если прибор учета вышел из строя или истек срок поверки такого прибора, часто вызывает вопросы. Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья с разъяснениями указанных вопросов, однако в связи с принятием ПП РФ от 26.12.2016 N1498 представленные ранее разъяснения с 01.01.2017 утратили актуальность. В настоящей статье разъяснен вопрос расчета стоимости коммунальных услуг, потребленных на индивидуальные нужды в случае выхода из строя ИПУ, с учетом поправок, вступивших в силу с 01.01.2017.

Что считается неисправностью прибора учета?

Согласно пункту 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила 354):
«81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета».

Объем коммунальных услуг на индивидуальные нужды

Порядок расчета платы за коммунальную услугу в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета (далее — ИПУ) соответствующего коммунального ресурса регламентируется подпунктом «а» пункта 59 и пунктом 59(2) Правил 354 (в редакции ПП РФ от 26.12.2016 N1498):

«59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

59(2). В случае если период работы индивидуального или общего (квартирного) прибора учета составил меньше 3 месяцев (для отопления — менее 3 месяцев отопительного периода), то в случаях, указанных в пункте 59 настоящих Правил, плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг».

Из приведенной нормы следует:

1. Среднемесячные показания индивидуального прибора учета в расчетах стоимости коммунальных услуг применяются в случае, если прибор учета коммунального ресурса до момента выхода из строя эксплуатировался не менее 3 месяцев (для отопления: не менее 3 месяцев в течение отопительного периода и исключительно в случае, предусмотренном пунктом 42(1) Правил 354 — то есть, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета и все 100% помещения дома оборудованы ИПУ, в других случаях показания ИПУ отопления к учету не принимаются и в расчетах не используются).

2. Среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах с момента выхода прибора из строя (если такой момент определить невозможно, то с начала расчетного периода, в котором неисправность обнаружена) и до момента введения прибора учета в эксплуатацию, либо до момента истечения 3 расчетных периодов для жилых помещений (2 расчетных периодов для нежилых помещений), в течение которых среднемесячные показания ИПУ применялись в расчетах.

Читайте также:  Ремонт снегоходов как бизнес

3. Если прибор учета до момента его выхода из строя работал менее 3 месяцев (для отопления — менее 3 месяцев отопительного периода), то среднемесячный объем потребления услуги по указанному прибору не определяется, расчет ведется по нормативу потребления коммунальной услуги. Важно отметить, что в указанном случае расчет по нормативу ведется не с даты выхода прибора учета из строя, а с начала расчетного периода, в котором прибор учета вышел из строя — пункт 59(2) Правил 354 устанавливает: «плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям … за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления…».

Необходимо обратить внимание, что из буквального прочтения пункта 59 Правил 354 следует, что количество расчетных периодов, в течение которых в расчетах применяется среднемесячный объем потребления услуги, не зависит от момента начала применения такого объема в первый расчетный период.

Пример: ИПУ, эксплуатируемый в жилом помещении, вышел из строя 21 сентября. В этом случае среднемесячный объем потребления применяется в расчетах платы за коммунальную услугу в течение трех расчетных периодов — сентябрь, октябрь и ноябрь. Расчеты за октябрь и за ноябрь, разумеется, будут идентичны — среднемесячный объем потребления, определенный по ИПУ, умноженный на тариф. Расчет за сентябрь зависит от конкретной даты возникновения неисправности ИПУ. В нашем примере в расчете с 1 по 20 сентября (период исправной работы ИПУ) используется объем, определенный по показаниям ИПУ, с 21 по 30 сентября (период выхода ИПУ из строя) используется среднемесячный объем с учетом доли количества дней, в течение которых прибор был неисправен, от общего количества дней месяца. Всего в сентябре 30 дней, прибор был неисправен в течение 10 дней (с 21 по 30), следовательно, подлежащий оплате объем потребления услуги с 21 по 30 сентября рассчитывается как среднемесячный объем, определенный по показаниям ИПУ, умноженный на 10/30 (1/3 среднемесячного объема). Важно понимать, что при выходе ИПУ из строя 21 сентября использование среднемесячного объема потребления до 21 декабря не предусмотрено, поскольку декабрь будет уже четвертым расчетным периодом, в течение которого используются этот объем, а Правила 354 не предусматривают применение среднемесячного объема более 3 расчетных периодов подряд, при этом не указывается, что такое применение должно быть именно в течение полных расчетных периодов.

Окончание применения среднемесячных показаний

В случае, если прибор учета не был введен в эксплуатацию и предельное количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания прибора учета, истекло, то в последующие расчетные периоды расчет в соответствии с пунктом 60 Правил 354 ведется исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Исходя из ранее данных пояснений, такой расчет должен вестись исключительно с начала расчетного периода, следующего за последним из предельного количества расчетных периодов, в течение которых применялись среднемесячные показания прибора.

Дополнительно стоит отметить, что ряд исполнителей коммунальных услуг в вопросе определения даты начала расчета по нормативу в случаях выхода из строя приборов учета ссылаются на пункт 81.13 Правил 354:

«81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении».

Исходя из приведенной нормы такие исполнители делают ничем не обоснованный вывод, что если потребитель не обеспечил устранение неисправности прибора учета в течение 30 дней, то после окончания такого 30‐дневного срока расчет должен вестись по нормативу потребления коммунальной услуги. Приверженцы такого мнения поясняют, что пункт 59 Правил 354, определяя количество расчетных периодов, в течение которых расчет ведется по среднемесячным показаниям прибора учета, содержат формулировку «не более», следовательно, количество таких периодов может быть менее установленного. И если потребитель нарушает возложенную на него пунктом 81.13 Правил 354 обязанность по ликвидации неисправности в 30‐дневный срок, в качестве некоторого «наказания» такие исполнители, руководствуясь выводами о допустимости снижения срока расчета по среднемесячным показаниям, переходят на расчет по нормативу.

На самом деле логика таких исполнителей коммунальных услуг ошибочна, их действия не основаны на законе. Действующее законодательство РФ не предусматривает никаких санкций, никаких наказаний в отношении потребителя, не исполнившего пункт 81.13 Правил 354. Формулировка «не более», примененная в пункте 59 Правил 354 свидетельствует лишь о том, что количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания приборов учета, может быть уменьшено только в случае ввода прибора учета в эксплуатацию (при устранении неисправности, замене прибора и т.п.) — в этом случае применение пункта 59 будет уже неправомерно (так как прибор учета эксплуатируется), и период их применения, разумеется, прекращается.

Читайте также:  Кто хочет зделать ремонт

Иных случаев уменьшения количества расчетных периодов, в течение которых используются среднемесячные показания приборов учета, законодательство РФ не предусматривает. При этом пункт 60 Правил 354 однозначно устанавливают, что расчет исходя из нормативов потребления коммунальной услуги производится «по истечении . предельного количества расчетных периодов» — то есть, до истечения предельного количества расчетных периодов, в которых применяются среднемесячные показания приборов учета, применение в расчетах норматива потребления не предусмотрено.

Источник

За чей счет меняются индивидуальные приборы учета ресурсов?

Краткое содержание:

С ростом платы за коммунальные ресурсы, а также подписанием закона о добровольно-принудительной установке приборов учета на все виды ресурсов, на правовых (и не только форумах) не стихают баталии на тему за чей счет должны устанавливаться приборы учета в квартирах и, как следствие, за чей счет они должны поверяться? Люди читают в интернете советы доморощенных «юристов», которые в свою очередь, своим незнанием законодательства вводят окружающих в заблуждение. В данной публикации я постараюсь подробно описать все аспекты замены и установки индивидуальных приборов учета.

Глава 1. Основные понятия и отличия категорий жильцов.

Итак, в РФ, все граждане, проживающие в жилых помещениях делятся на собственников и нанимателей.

Согласно ст. 30 Жилищного Кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом, несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Наниматель жилого помещения немного урезан в правах на жилье, но в тоже время, имеет ряд преимуществ по сравнению с собственником. Он занимает жилье на основании договора социального найма (собственником в данном случае будет являться муниципалитет), либо имеет договор аренды жилого помещения, заключенный с физическим лицом. Срок действия договора может быть фиксированным, либо бессрочным (т.е. до наступления смерти нанимателя). Наниматель оплачивает за потребленные коммунальные услуги, арендную плату (если она предусмотрена договором), но не платит взносы на капремонт, налог на имущество, не обязан оплачивать за ремонт имущества собственника, за исключением случаев, когда наниматель нанес ущерб имуществу собственника. При этом, члены семьи нанимателя, к примеру, муниципального жилья имеют право проживать в данном жилье и после смерти нанимателя, если на момент смерти были прописаны в данном жилье.

Глава 2. Порядок установки приборов учета, их обслуживания и поверки.

Согласно п 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), все собственники помещений в обязательном порядке должны оснастить свои помещения приборами учета коммунальных ресурсов. В целях стимулирования к этому, закон устанавливает штрафные повышающие коэффициенты для собственников, имеющих техническую возможность установки приборов учета, но не сделавших это по какой-то причине. Это подтверждается ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ: при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, могут быть применены повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, но это применимо только к собственникам. Наниматель для установки прибора учета должен обратиться письменно к наймодателю, как собственнику жилого помещения.

Рассмотрим основные вопросы по установке приборов учета и их периодической поверки:

1. Если прибор учета электроэнергии стоит на лестничной площадке, почему я должен (на) его менять за свой счет?

В пункте 5.6.10 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 170 сказано, что отвечает за сохранность приборов учета, расположенных на лестничной площадке, организация, эксплуатирующая жилищный фонд. Обратите внимание, речь идет о «сохранности», а не обслуживании, замене или ремонте.

Таким образом, согласно норм действующего законодательства, можно сформировать следующую точку зрения:

-счетчик, если даже он расположен на лестничной площадке, является собственностью лица, чье помещение он обслуживает;

Читайте также:  Как правильно отремонтировать стулья

-такой счетчик не является общедомовым имуществом;

-управляющая организация его содержать не обязана;

-замена, ремонт, обслуживание такого счетчика – обязанность собственника той квартиры, которую счетчик обслуживает.

При этом стоит учитывать ряд норм законодательства. Так, в статье 36 Жилищного кодекса РФ можно найти признаки общего имущества дома: объект должен обслуживать две и более квартиры в доме (лестничный счетчик сюда явно не подходит). В статье 162 Жилищного кодекса РФ можно узнать, что управляющая организация обязана содержать только общее имущество. Из статьи 210 Гражданского кодекса РФ можно узнать, что бремя содержания имущества возлагается на собственника.

2. Если я наниматель жилого помещения, должен ли я менять (поверять) прибор учета за свой счет?

Как было сказано выше в п. 1, согласно ст. 210 ГК собственник несет бремя ответственности за состояние своего имущества. Вместе с тем, хочу заметить тот факт, что если договор найма предполагает тот факт, что бремя содержания имущества собственника будет перекладываться на вас, при учете соразмерного уменьшения платы за найм жилья на сумму расходов по содержанию имущества наймодателя, то осуществлять замену и установку приборов учета вам придется за свой счет, при учете того, что вы уведомите об этом наймодателя и согласуете с ним порядок возмещения ваших расходов в письменном порядке.

3. Как узнать есть ли у меня в помещении техническая возможность для установки приборов учета, при условии, что они раньше отсутствовали и начисление оплаты производилось по нормативу?

Согласно п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.12.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), ресурсоснабжающая организация обязана установить факт наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета с выдачей мне соответствующего акта, форма которого утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627, который не составлен по настоящее время, в виду того, что техническая возможность по установке приборов учета без реконструкции невозможна, о чем сотрудники управляющей компании и ресурсоснабжающей организации осведомлены, но по сей день не предприняли попыток произвести обследование на предмет возможности установки приборов учета горячего и холодного водоснабжения.

Согласно абз. «а» п. 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: «…установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования)…»

Если при строительстве Вашего многоквартирного дома, в проектной документации не было заложено использование индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения при потреблении соответствующих коммунальных ресурсов, а значит, при их установке, согласно действующих правовых норм потребуется выдача технических условий от ресурсоснабжающих организаций на установку индивидуальных приборов учета, разработка на основании выданных технических условий проекта установки, реконструкция соответствующих инженерных сетей, что повлечет за собой дополнительные расходы.

4. Я не стал устанавливать приборы учета, плачу по нормативу. Почему мне стали приписывать к нормативу коэффициент 1.5?

Действительно, принятый еще в 2009 году Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении» не включал в себя каких-либо санкций по отношению к тем гражданам, которые не установили счетчики на воду. Такая ситуация складывалась и с последующими актами, касающиеся вопроса переноса оснащения коммунальных систем приборами учета потребления воды. В связи с последними изменениями в законодательстве, статьей 157 ЖК РФ предусматривается уплата повышающих коэффициентов. Они обязательны к применению в расчетах платежей за коммуналку для тех потребителей, которые не поставили счетчики на воду и электрическую энергию.

Размер этого коэффициента, как для отопления так и для простого потребления воды, утвержден Постановлением Правительства от 16.04.2013 за № 344. Согласно положениям указанного документа с июля 2016 он составил 1,5, а с 2017 году уже 1,6. Однако позднее этот показатель был оставлен в размере 1,5 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603), и даже в 2019-м году он остается тем же самым.

Для тех, кто не установил счетчики на воду и электроэнергию платежи рассчитываются с учетом данного коэффициента. При этом его величина в разных регионах не меняется, как нормы потребления или тарифы. Эта мера призвана подтолкнуть потребителей к установке в своих квартирах (частных домах) приборов учета.

А что вы думаете по поводу того: есть ли реальная экономия от установки приборов учета в условиях постоянно дорожающих коммунальных ресурсов?

Источник