Меню

Капитальный ремонт железнодорожных вагонов

Капитальный ремонт железнодорожных вагонов

Комиссией Совета полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций,

протокол № 50 от 09.12.2010г.

Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол № 54

от «18-19» мая 2011г.

«Руководство по капитальному ремонту грузовых вагонов»
1 Введение

1.1 Настоящее руководство устанавливает единые требования к проведению капитального ремонта грузовых вагонов колеи 1520мм ремонтными предприятиями Государств-участников Содружества, Грузии, республики Латвии, республики Литвы, республики Эстонии и распространяется на все типы грузовых вагонов имеющих право выхода на пути общего пользования, независимо от формы собственности.

1.2 Настоящее руководство содержит общие обязательные технические требования, требования безопасности и производственной санитарии, показатели и нормы, которым должны удовлетворять вагоны грузовые, прошедшие капитальный ремонт на вагоноремонтных предприятиях независимо от формы собственности и имеющих разрешение на данный вид деятельности.

1.3 Сроки капитального ремонта грузовых вагонов установлены положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, утвержденном на 47 заседании Совета по железнодорожному транспорту Государств – участников Содружества. Введенной в действие телеграммой от 25.12.2007г. 32941ЦЦРВ-3429Т.

2 Требования на ремонт

2.1 Капитальный ремонт (КР) грузовых вагонов выполняется на специализированных вагоноремонтных предприятиях имеющих право на данный вид деятельности. Капитальный ремонт производится с целью восстановления эксплуатационного ресурса вагона с проведением ремонта узлов и деталей вагона по ремонтной документации, разработанной в соответствии с требованиями руководящих документов утвержденных Советом по железнодорожному транспорту Государств – участников Содружества, и согласованной Комиссией совета полномочных специалистов вагонного хозяйства.

2.2 Работы по капитальному ремонту грузовых вагонов должны производиться в соответствии с технологическими процессами на капитальный ремонт каждого типа ремонтируемого вагона и технологическими процессами работы производственных участков, разработанных вагоноремонтными предприятиями и утвержденными руководителем данного предприятия.

2.3 Несъемные неисправные детали вагона ремонтируются непосредственно на вагоне. Неисправные съемные узлы и детали заменяются отремонтированными или новыми, отвечающими техническим требованиям и характеристикам данной модели вагона.

2.4 Материалы, полуфабрикаты, запасные части и комплектующее оборудование, применяемые при капитальном ремонте вагонов грузовых, должны отвечать установленным стандартам и техническим условиям, и выполнены в климатическом исполнении УХЛ категории 1 согласно ГОСТ 15150-69. На запасные части и комплектующее оборудование, подлежащие обязательному подтверждению соответствия должны быть представлены соответствующие документы (сертификат, декларация и др.) После окончания ремонта вагона, все ответственные детали вагона: колесные пары, детали тележек, автосцепное устройство, автотормозное оборудование, шкворневая балка, котлы цистерн и т.п. должны иметь соответствующие клейма, указывающие место и дату изготовления, ремонта и испытания. На раме, колесах, литых деталях тележек вагона, должны быть коды государства-собственника.

2.5 Детали вагонов испытывают в соответствии с перечнем и требованиями Технологических инструкций по испытанию на растяжение №656-2000.

2.6 Перечень деталей вагонов, подлежащих неразрушающему контролю, приведен в Руководящем документе РД 32.174-2001 (с изменениями №1 и №2)

Ультразвуковой контроль сварных швов при ремонте вагонов-цистерн проводят при наличии методики, утвержденной в установленном порядке.

2.7 Детали и узлы вагонов: колесные пары, буксовые узлы, узлы и де тали тележек — ремонтируют и изготавливают в соответствии с требованиями соответствующих стандартов, правил, инструкций, технических условий, ин структивных указаний.

2.8 Подготовку к наплавочным и сварочным работам, сварку, наплав ку, а также приемку деталей и узлов вагона после наплавки и сварки проводят, руководствуясь требованиями Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 29-30 мая 2008 года г. Худжанд.

2.9 Вновь поставленные деревянные детали должны соответствовать чертежам на их изготовление, а по качеству древесины и влажности удовлетворять требованиям ГОСТ 3191. Допускается постановка на вагон склеенных деревянных деталей, изготовленных по техническим условиям завода-изготовителя. Деревянные детали, подлежащие в дальнейшем окраске, грунтуют.

2.10 При проведении КР все негодные болты и гайки заменяют новыми. Резьбовая часть болтов, на которые не ставят шплинты, должны выходить из гайки не менее чем на три нитки, но не более чем на величину диаметра болта.

Шплинты и чеки на болты или валики ставят новые, типовые (стандартизированные). При отсутствии специальных требований они должны отстоять от гайки или шайбы не более чем на 3мм. Концы шплинтов и чек разводят под углом не менее 90°. Ослабшие и нестандартные заклепки заменяют.

— заменять предусмотренные конструкцией заклепочные соединения на сварные или болтовые;

— ставить простые гайки вместо корончатых, предусмотренных чертежом (техническими условиями);

— производить подчеканку, заварку и подтягивание заклепок;

— забивать шурупы вместо завертывания их;

— прожигать отверстия в металлических деталях;

— оставлять без грунтовки металлические части кузова и рамы в местах прилегания снятых для замены деталей;

— применять материалы, не имеющие сертификата соответствия.

2.12 При проведении КР вновь устанавливаемые резинотехнические изделия должны соответствовать ТУ завода изготовителя, а также иметь сертификат соответствия.

Читайте также:  Фонд капитального ремонта статистика

3 Правила приемки в ремонт грузовых вагонов

3.1 В капитальный ремонт отправляются вагоны грузовые:

— с использованным лимитом эксплуатации до капитального ремонта;

— поврежденные или имеющие износы более допустимых, установленных нормативными документами, устранение которых невозможно в текущем или деповском ремонте. На поврежденный вагон составляется акт формы ВУ-25.

— вагоны грузовые с не истекшим сроком эксплуатации до капитального ремонта, допускается направлять в капитальный ремонт только с разрешения собственника вагона.

3.2 Запрещается приемка и ремонт цистерн, котлы которых не подверг нуты очистке, пропарке и дегазации в соответствии с требованиями правил по охране труда. В ремонт поступают вагоны, очищенные от остатков груза, грязи.

3.3 При проведении капитального ремонта грузовых вагонов основные работы по модернизации узлов выполняются в соответствии с проектами приведенными в приложе нии А.

4 Дефектация узлов и деталей вагонов грузовых

4.1 Дефектацию сборочных единиц и деталей вагонов грузовых проводят методом визуального контроля с использованием контрольно-измерительных приборов.

4.2 При дефектации допускается применять методы неразрушающего контроля (НК) при наличии методики неразрушающего контроля данной детали, разработанной в соответствии с требованиями руководящих документов утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества. По результатам проведенных мероприятий определяют объем ремонта с заполнением дефектной ведомости формы ВУ-22.

4.3 Очищенные сборочные единицы и детали вагонов подвергаются комплексному контролю и сортировке на следующие группы:

— годные, сохранившие свои первоначальные размеры и форму;

— требующие ремонта, имеющие износ или повреждения, устранение которых технически возможно;

— негодные подлежащие замене, имеющие износ, коррозию или механические повреждения, устранение которых невозможно по техническим причинам.

4.4 Перечень деталей грузовых вагонов, подвергающихся обязательному неразрушающему контролю, с указанием способов и средств контроля приведен в Руководящем документе № РД 32.174-2001 (с изменениями №1 и №2).

4.5 Перечень узлов и деталей вагонов, предназначенных для перевозки опасных грузов и проверяемых методами неразрушающего контроля, устанавливается железнодорожной администрацией по согласованию с уполномоченным органом установленным порядком.

Источник

12.5.1 Виды ремонта и технического обслуживания вагонов

Работа производственной базы вагонного хозяйства организуется на основе планово-предупредительной системы ремонта вагонов. Эта система устанавливает определенную периодичность и вид ремонта в зависимости от типа вагона и даты его постройки. Кроме плановых ремонтов устанавливается также несколько видов технического обслуживания.

Для грузовых вагонов установлены следующие виды ремонта:

  • капитальный — производится на специализированных ВРЗ и для отдельных типов вагонов в вагонных депо. Основные типы грузовых вагонов проходят капитальный ремонт один раз в десять лет, полувагоны — один раз в семь лет;
  • деповской ремонт грузовых вагонов производится в вагонном депо после пробега 160000 км.

Техническое обслуживание грузовых вагонов включает в себя технический осмотр и текущий ремонт (безотцепочный и отцепочный). Текущий ремонт не является плановым видом ремонта и выполняется в зависимости от технического состояния.

Технологический процесс предусматривает следующие виды технического обслуживания грузовых вагонов:

  • ТО — техническое обслуживание вагонов, находящихся в составах или транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки их от составов или группы вагонов;
  • ТР-1 — текущий ремонт порожних вагонов при комплексной подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или групп вагонов с подачей их на ремонтные пути;
  • ТР-2 — текущий ремонт груженых или порожних вагонов с отцепкой их от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов, выполняемый на путях текущего отцепочного ремонта;
  • Текущий отцепочный ремонт вагонов на специализированных путях станции (переносится из парков отправления).

Для пассажирских вагонов установлены следующие виды ремонта:

  • КР-1 — капитальный ремонт первого объема; первый КР-1 производится через 6 лет после постройки, а также после КР-2 и КВР; второй и третий КР-1 выполняются через 5 лет;
  • КР-2 — капитальный ремонт второго объема; выполняется через 20 лет после постройки;
  • КВР — капитально-восстановительный ремонт; выполняется для сильно поврежденных вагонов не ранее чем через 20 лет после постройки;
  • ДР — деповской ремонт; выполняется через каждые 300000 км пробега, но не чаще, чем один раз в год; если такой пробег достигнут менее, чем за год, то проводится техническое обслуживание в объеме ТО-3. Если пробег в 300000 км не достигается за 2 года, то по истечении этого срока производится деповской ремонт.

Для пассажирских вагонов установлены следующие виды технического обслуживания:

  • ТО-1 — выполняется перед отправлением в рейс в пунктах формирования и оборота, а также в пути следования;
  • ТО-2 — выполняется перед началом летних и зимних перевозок;
  • ТО-3 — единая техническая ревизия основных узлов пассажирских вагонов через 6 месяцев после постройки, планового ремонта или предыдущей ревизии с отцепкой от состава поезда в пунктах формирования.

Кроме перечисленных видов ТО может также производиться текущий ремонт (ТР) с отцепкой вагона от состава поезда в пути следования или в пунктах формирования и оборота.

Читайте также:  Муниципальное казенное учреждение управление капитальным ремонтом

Для рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) устанавливаются свои сроки ремонта и технического обслуживания.

Капитальный ремонт 5-вагонных секций БМЗ выполняется один раз через 16 лет после постройки со вскрытием кузова. Деповской ремонт РПС производится через 2,5 года после постройки, а затем через каждые 1,5 года.

В период эксплуатации рефрижераторной секции выполняются следующие виды планового технического обслуживания вагонного и бытового оборудования:

  • ежедневное ТО;
  • ТО-1 — после выгрузки груза;
  • ТО-2 — один раз в три месяца;
  • ТО-3 — при наступлении отопительного сезона;
  • ТО-4 — после окончания отопительного сезона.

Специальное оборудование РПС (дизель, холодильная установка, электрооборудование) подвергается особым видам ТО. Для дизеля, например, предусмотрено ежедневное техническое обслуживание, ТО через каждые 100, 200 и 600 моточасов и другие.

Для АРВ, кроме того, предусматривается укрупненное техническое обслуживание УТО-1 и УТО-2.

Источник

Виды технического обслуживания и ремонта вагонов

На железных дорогах действует планово-предупредительная система ремонта вагонов, которая направлена на обеспе­чение стабильной работы подвижного состава при наименьших за­тратах.

Система технического обслуживания и ремонта вагонов устанавливается в целях обеспечения устойчивой работы вагонного парка совместного использования, поддержания его технического состояния, повышения эксплуатационной надежности и распространяется на грузовые вагоны, допущенные в международном сообщении, включая вагоны с продленным сроком службы.

Техническое обслуживание способствует уменьшению интенсив­ности изнашивания деталей и узлов, предупреждению и выяснению отказов и неисправностей.

Пассажирские вагоны проходят следующие виды технического обслуживания и ремонта:

— ТО1 — технический осмотр по первому объёму. Он осуществляется перед отправлением вагона в рейс, а также в пунктах оборота и на пунктах технического осмотра в пути следования.

— ТО2 — технический осмотр по второму объёму. Он проводится перед летними или зимними перевозками. Выполняется до 15 мая или до 15 октября.

— ТО3 — единая техническая ревизия. Проводится через шесть месяцев после капитального, заводского, деповского ремонта или с момента постройки.

— ДР — деповской ремонт. Он проводится в депо, к которому приписан вагон, по пробегу 450 тысяч километров (2-2,5 года).

— КР1 — капитальный ремонт по первому объёму. Осуществляется на заводе через четыре года.

— КР2 — заводской плановый ремонт. Проводится один раз в 16 лет на заводе. Меняется теплоизоляция, электропроводка, может быть изменена планировка.

— КВР — капитально-восстановительный ремонт.

Техническое обслуживание ТО-1 в пунктах формирования по­ездов, имеющих оборот до трех суток, и вагонов пригородного со­общения должно производиться не менее, чем через шесть суток, по графику. Техническое обслуживание ТО-1 вагонов выполняют также после прибытия с вагоностроительных и вагоноремонтных заводов и длительного отстоя.

В пути следования состава техническое обслуживание электро­оборудования, включая комбинированное и электрическое ото­пление, выполняет поездной электромеханик, а также проводники вагонов.

Экипировка заключается в обеспечении вагонов топливом, во­дой, инвентарем для обслуживания пассажиров. Ее производят в пунктах формирования и оборота пассажирских составов, а также на крупных пассажирских станциях через 400 — 600 км пути.

Обслуживание ТО-1 на пунктах формирования пассажирских поездов дальнего следования существенно отличается от ТО-1 в пути следования, в основном, проверкой и контролем специаль­ного оборудования. На пунктах формирования, а также на некото­рых пунктах оборота пассажирских составов выполняется весь пе­речень работ, регламентированный инструкцией по ТО пассажир­ских вагонов. Поэтому фактически на этих пунктах производят подготовку пассажирских составов в рейс. На ПТО пассажирских вагонов в пути следования осуществляют контроль технического состояния ходовых частей, автосцепного и автотормозного обору­дования с целью выявления неисправностей, угрожающих без­опасности движения поездов.

Обслуживание ТО-2 (летнее и зимнее обслуживание) связано со временем года и не зависит от наработки или срока службы ва­гона (рисунок — 1.2.).

Обслуживание ТО-3 включено в общий цикл планового ре­монта и технического обслуживания вагона.

Наиболее часто выполняемое ТО-1 определяется наработкой вагона (вагоно-км) и ограничено на пунктах

формирования для поездов, имеющих оборот до трех суток, и вагонов пригородного сообщения — сроком до шести суток, т.е. подготовку проводят не перед каждым рейсом. Таким образом, выравнивается количество случаев ТО-1 за оборот состава в поездах дальнего следования и местных (рисунок — 1.3).

Обеспечение безопасности движения поездов в интервалах меж­ду ТО-1 на пунктах формирования достигается контрольным осмот­ром и текущим безотцепочным ремонтом на ПТО, размещенных в пути следования. Оборот пассажирского состава (на i-м участке)

Рисунок — 1.2. Схема периодичности технического обслуживания пассажирского вагона за период между плановыми ремонтами: ДР — деповской ремонт; Л, 3 — соответственно летнее и зимнее ТО-2; ПФ — пункт формирования; ПО — пункт оборота пассажирского состава; СО — сани­тарная обработка (дезинсекция); НО — наружная обмывка; Э — экипировка ваго­нов; Т — время оборота состава (оборот)

Рисунок — 1.3. Схема участков (а) и графики оборотов (б), (в) и ТО-1 (г):

Читайте также:  Капитальный ремонт должен проводится каждые

ПФ — пункт формирования поездов; ПО1; ПО2; ПО3 — пункты оборота; L1; L2;L3 — длина участков следования поездов; 1, 2, 3 — ПТО пассажирских поездов в пути следования; Тi — время оборота состава i-го поезда

,

где Vм — маршрутная скорость состава.

Наработка, приходящаяся на каждый ТО-1 на ПТО в пути, составит:

,

где ni — количество пассажирских ПТО в пути следования состава по i-му участку.

Текущий отцепочный ремонт пассажирских вагонов производят в тех случаях, когда неисправность вагона невозможно устранить безотцепочным ремонтом в процессе технического обслуживания, например смена колесной пары.

Существуют две формы организа­ции текущего отцепочного ремонта пассажирских вагонов:

1) при подготовке составов в рейс в пунктах формирования и оборота на специальном пути вагонного депо или ремонтно-экипировочного депо;

2) в пути следования на крупных пассажирских станциях, с временной отцепкой вагона без высадки пассажиров и подачей на специальный механизированный пункт текущего ремонта ва­гонов.

Для пассажирских вагонов предусмотрена также санитарная обработка:

— дезинфекция — с целью уничтожения бактерий;

— дезинсекция — для уничтожения насекомых;

— дератизация — для уничтожения мышей и крыс.

Санитарную обработку вагонов производит санитарная служба по графику.

В пунктах формирования и оборота после высадки пассажиров производят мойку полов, протирку несъемного оборудования и чистку мягкого инвентаря, а в пути следования — влажную уборку и обработку пылесосом мягкого съемного инвентаря.

Периодически, по графику, производят наружную обмывку ва­гонов в пунктах формирования и оборота.

Техническое обслуживание вагонов в пассажирских составах осложняется также переформированием состава в пунктах форми­рования и оборота в соответствии с установленной схемой.

Для технического обслуживания составов с электрическим и комбинированным отоплением необходимо, чтобы электромеха­ники и электрослесари имели допуск к работе с высоковольтным оборудованием.

Техническое обслуживание пассажирских вагонов осложняется вследствие большого числа типов вагонов, отличающихся, в основ­ном, конструкцией отопления, электрооборудования, тормозов, буферами и переходными площадками. Особенности техниче­ского обслуживания специального оборудования рассматриваются в специальных дисциплинах и в настоящем курсе подробно не приводятся.

Система технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов предусматривает следующие виды технического обслуживания и ремонта:

— Техническое обслуживание — ТО;

— Текущий отцепочный ремонт — ТР-1;

— Текущий отцепочный ремонт — ТР-2;

— Деповской ремонт — ДР;

— Капитальный ремонт — КР;

— Капитальный ремонт с продлением срока полезного использования — КРП.

Техническое обслуживание вагона — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности грузового вагона в сформированных или транзитных поездах, а также порожнего вагона при подготовке к перевозкам без его отцепки от состава или группы вагонов.

Текущий отцепочный ремонт вагона ТР — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузового вагона с заменой или восстановлением отдельных частей, переводом вагона в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.

По состоянию грузового вагона, месту обнаружения его отказа и отцепки, текущий отцепочный ремонт подразделяется:

— Текущий ремонт вагона ТР-1 — ремонт порожнего вагона, выполняемый при его подготовке к перевозке с отцепкой от состава или группы вагонов, подачей на специализированные пути и переводом в нерабочий парк;

Текущий ремонт вагона ТР-2 — ремонт груженого или порожнего грузового вагона, с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.

Деповской ремонт вагона (ДР) — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей.

Капитальный ремонт вагона (КР) — ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Капитальный ремонт с продлением срока полезного использования (КРП) — контроль технического состояния всех несущих элементов конструкции вагона с восстановлением их назначенного ресурса, заменой или восстановлением любых его составных частей, включая базовые и назначением нового срока службы.

Текущий отцепочный ремонт (ТР-1 и ТР-2) являются неплановыми видами ремонта, постановка на который осуществляется без предварительного назначения. Каждый случай отцепки грузового вагона в ТР-2 подлежит расследованию установленным порядком.

Деповской (ДР) и капитальный ремонт (КР) являются плановыми, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Капитальный ремонт с продлением срока полезного использования (КРП) является неплановым (без предварительного назначения) и осуществляется по техническим условиям, согласованным установленным порядком.

Неисправными считаются вагоны, которые по своему техническому состоянию не могут быть допущены к эксплуатации на железнодорожные пути общего пользования и требуют ремонта или исключения из инвентаря.

Неисправность вагона устанавливается работниками вагонного хозяйства или другими работниками, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию вагонов.

Источник