Меню

Капитальный ремонт ветерка 12

Лодочные моторы «Ветерок». Устройство, эксплуатация и ремонт: Справочник.

Фишбейн Е.И. Лодочные моторы «Ветерок». Устройство, эксплуатация и ремонт: Справочник. Л., издательство «Судостроение», 1989. — 184 с.: ил.

Изложены сведения об устройстве подвесных лодочных моторов «Ветерок», даны рекомендации по их эксплуатации и ремонту. Рассмотрены наиболее характерные неисправности моторов, способы их обнаружения и устранения. Обобщен опыт многих любителей по самостоятельной разборке, сборке и усовершенствованию узлов мотора, приведены чертежи и схемы специальных приспособлений и устройств, применяемых при разборке и сборке моторов. Имеются справочные сведения, необходимые для мастеров-ремонтников.

Для любителей-водномоторников, владельцев моторов семейства «Ветерок», может быть использована также работниками ремонтных мастерских.

В нашей стране, располагающей огромным количеством водоемов и водных путей, широко используемых для народного хозяйства, развития водного туризма, отдыха и спорта, большое распространение получило такое универсальное транспортное средство, как моторная лодка с подвесным лодочным мотором. Она применяется для перевозки людей и грузов, промысла рыбы, ведения водного хозяйства, на лесосплаве, для проведения гидротехнических работ и спасательных операции на воде, для отдыха населения и занятий спортом.

В отличие от стационарных энергетических установок подвесной лодочный мотор более удобен в эксплуатации, не занимает места в лодке, легок, прост в обслуживании и ремонте, и это сделало его популярным у многотысячной армии владельцев моторных лодок. Одними из наиболее часто применяемых отечественных лодочных моторов являются подвесные моторы семейства «Ветерок» мощностью 5,9 и 8,8 кВт (8 и 12 л. с), изготовленные Ульяновским моторным заводом производственного объединения «АвтоУАЗ». Моторы «Ветерок-8» выпускаются с 1965 г., «Ветерок-12» — с 1967 г. В 1969—1971 гг. заводом было освоено производство и выпущены небольшие партии модификаций моторов с удлиненным дейдвудом («Ветерок-8У», «Ветерок-12У») и в грузовом исполнении («Ветерок-8М», «Ветерок-12М»). В 1978 г. предприятие перешло на выпуск моделей с электронной бесконтактной системой зажигания («Ветерок-8Э», «Ветерок-12Э»).

Надежная работа моторов в течение длительного срока во многом зависит от умелой эксплуатации, квалифицированного обслуживания и своевременного ремонта. Недостаточность существующей сети мастерских по ремонту и обслуживанию лодочных моторов, с одной стороны, и желание приложить руку к своему мотору — с другой, приводят к тому, что большинство владельцев моторов «Ветерок» проводят обслуживание и профилактический ремонт моторов самостоятельно, не располагая, как правило, достаточными сведениями по особенностям конструкции, условиям разборки, сборки и регулировки узлов, способам повышения надежности и эксплуатационных качеств.

Цель настоящей книги — помочь владельцам «Ветерка» правильно эксплуатировать, ремонтировать и обслуживать моторы.

Вопросам теории работы двухтактных двигателей, широко освещенным в специальной литературе, уделено в книге минимальное внимание, в ней дается лишь общее представление о принципах работы узлов мотора.

Конструкция моторов постоянно совершенствуется, поэтому к моменту выхода книги возможно появление некоторых конструктивных изменений в узлах и деталях, проведенных с целью повышения надежности и долговечности, улучшения эксплуатационных качеств.

Источник

Лодочные моторы «Ветерок». Устройство, эксплуатация и ремонт: Справочник.

С 1988 г. производственное объединение «АВТОУАЗ» перешло на выпуск модернизированной модели «Ветерок-8М». По сравнению с «Ветерком-8Э» на этой модели улучшается ряд параметров. За счет повышения степени сжатия с 6 до 7 единиц повышена мощность на 0,2—0,3 л. с. и на 0,2—0,3 кг/ч снижен часовой расход горючего. На килограмм уменьшена масса мотора, снижен уровень шумности. Моторесурс до капитального ремонта увеличился с 500 до 550 часов за счет усовершенствования ряда узлов и улучшения качества изготовления деталей. Тяга на швартовах, развиваемая мотором с грузовым винтом, увеличилась до 70 кгс (на 10 кгс больше, чем у «Ветерка-8Э»).

В новой модели вместо бронзовой втулки в верхнюю головку шатуна устанавливается стандартный игольчатый подшипник с сепаратором типа KBК 14 X 18Х 10Д ГОСТ 24310-80. Диаметр поршневого пальца увеличен с 13 до 14 мм. Поршневой палец по диаметру 14 +0,004 -0,008 и шатун по диаметру 18 +0,012 -0,008. Разбиваются на группы; игольчатый подшипник также имеет пять групп по диаметру роликов с разницей 2 мкм.

Уменьшена масса поршня путем ликвидации сплошных приливов от бобышек до днища поршня. На ранее выпущенные моторы Ветерок может быть установлен сборочный узел с «Ветерка-8М»: шатун с поршнем (чертежный номер 6П800Сб). В него входят новый шатун, поршень, игольчатый подшипник, поршневой палец, стопорные кольца поршневого пальца, стопор поршневых колец и сами кольца.

Высоковольтный трансформатор типа Б300 заменен на новый герметичный трансформатор повышенной надежности типа 2112. В магдино мотора «Ветерок-8М», получившем обозначение МБЭ-3, предусмотрено искусственное охлаждение печатной платы и конденсаторов потоком воздуха, возникающим при вращении маховика. В днище основания магдино выполнены 6 отверстий диаметром 6 мм, на торцовых поверхностях кармана в основании и крышке предусмотрены проемы для протока воздуха. Благодаря этому удалось снизить температуру воздуха под маховиком на 6—7°, что улучшило условия работы тиристоров, диодов и конденсаторов.

Новый мотор комплектуется пусковым механизмом усовершенствованной конструкции. За счет изменения конструкции шестерни устранен наклеп в отверстии шкива и «заедание» шестерни.

«Ветерок-8М» комплектуется двумя гребными винтами — скоростным и грузовым. Они снабжаются демпфером новой конструкции со шлицами по наружному диаметру; аналогичные шлицы выполнены и в ступице гребных винтов. Такое соединение имеет лучшие демпфирующие свойства, благодаря чему сокращаются случаи скручивания вертикального вала и среза предохранительного штифта.

В новой модели мотора применен усовершенствованный узел румпеля. Для уменьшения поверхностной кавитации винта изменена форма антикавитационной плиты. «Ветерок-М» комплектуется более компактным бензобаком емкостью 14 л.

Мотор стал более экологически чистым. Применение игольчатого подшипника в верхней головке шатуна, менее чувствительного к содержанию масла в топливной смеси, чем бронзовая втулка, позволило уменьшить соотношение масло — бензин с 1:20 (1:25) до 1:33. В период обкатки содержание масла уменьшается с 1:10 до 1:16.

В двигателе введена динамическая балансировка маховика, повышена чистота обработки поршня, ряд алюминиевых деталей переведен с кокильного литья на отливку под давлением.

Источник

Способы устранения некоторых недостатков мотора «Ветерок-12»

В течение двух навигации я ходил на «Казанке» под двумя моторами «Ветерок-12». Хочу рассказать о выявленных за это время недостатках мотора, а также о способах их устранения.

Главный дефект — неотработанная конструкция клапанов впуска топливной смеси. На одном моторе через 10 часов работы сломался один клапан, а через 17 — еще три. Вскоре «полетели» клапаны и на втором моторе. После замены всех клапанов мотор проработал всего один час. Сломались сразу три клапана, причем осколки попали в цилиндр и «задрали» его зеркало и поршень, что привело к заклиниванию колец в канавках поршня.

Как показали наблюдения, все начинается с выкалывания части клапана по кромке ограничителя, что сразу ухудшает запуск мотора. Далее трещина углубляется, и в конце концов отламывается часть клапана. Мотор останавливается и больше не запускается из-за нарушения газораспределения.

Я поставил впускные клапаны такой конструкции, которая исключает изгибающий удар конца клапана. Подобная конструкция применена, например, на моторе «Москва».

Переключение муфты холостого хода вынесено на вертикальный вал, что упростило конструкцию редуктора и не вызывает нареканий при эксплуатации мотора в теплую погоду. Но ранней весной и поздней осенью при прогреве мотора па холостом ходу смазка в редукторе из-за низкой температуры не размешивается, что делает ее слишком вязкой при включении мотора на «ход». В итоге при включении на малых оборотах мотор глохнет. Если его включать при несколько больших оборотах, то неизбежно срезается предохранительная шпонка на гребном винте. Динамическую нагрузку на шпонку можно было бы уменьшить применением более податливого демпфера гребного винта. Включить мотор на «ход» при низкой температуре помогает предварительный разгон лодки на веслах.

Недостаточно надежны подшипники вала гребного винта. Уже через 70 часов работы появляется радиальный люфт вала из-за износа подшипников, и в редуктор попадает вода, несмотря на то, что удачная конструкция сальников с применением браслетной пружины обеспечивает герметичность редуктора на гораздо больший срок, чем, скажем па старой «Москве».

Помпа водяного охлаждения установленного на лодке мотора находится ниже уровня воды, что повышает надежность ее работы (по сравнению с мотором «Москва»).

Но корпус помпы из алюминиевого сплава нуждается в доработке, потому что его нижний торец быстро изнашивается от трения о крыльчатку. На одном моторе по этой причине через 40 часов работы помпа перестала качать воду. Следует заметить, что верхний стальная крышка и прилегающий к ней торец крыльчатки за это время не износились. Отсюда вывод: низ корпуса целесообразно армировать стальной пластинкой.

Верхний узел стартера сконструирован так, что ведущий штифт образует заусенцы на зубчатом венце маховика, и на корпусе шестерни появляются вмятины. Этого можно избежать, если раза два в сезон разбирать стартер, зачищать вмятины в пазе шестерни, отверстиях верхнего упора и хвостовика шкива под ведущий штифт, а верхний узел доделать по предлагаемому эскизу. При сборке детали стартера следует смазать консистентной смазкой. Зачищать нужно также заходную часть зубьев шестерни и маховика.

Нижнее плечо ручки переключения муфты холостого хода нужно укоротить на 3 мм, иначе при энергичном включении или выключении хода ручка проскакивает за пружину, а обратно без помощи отвертки ее не переведешь.

Головки болтов крепления проставки к промежуточному корпусу при движении лодки находятся у самой поверхности воды и способствуют задерживанию на проставке водорослей.

На старой «Москве» вместо болтов на этом месте установлены винты с полукруглой головкой, и такого явления не наблюдается. Можно поставить винты и на «Ветерок», если сделать в бурте подрезку под шайбы.

Наконец, ручку для переноски мотора нужно переделать так, чтобы его можно было устойчиво укладывать на пирс.

Источник

Лодочные моторы «Ветерок». Устройство, эксплуатация и ремонт: Справочник.

Фишбейн Е.И. Лодочные моторы «Ветерок». Устройство, эксплуатация и ремонт: Справочник. Л., издательство «Судостроение», 1989. — 184 с.: ил.

Изложены сведения об устройстве подвесных лодочных моторов «Ветерок», даны рекомендации по их эксплуатации и ремонту. Рассмотрены наиболее характерные неисправности моторов, способы их обнаружения и устранения. Обобщен опыт многих любителей по самостоятельной разборке, сборке и усовершенствованию узлов мотора, приведены чертежи и схемы специальных приспособлений и устройств, применяемых при разборке и сборке моторов. Имеются справочные сведения, необходимые для мастеров-ремонтников.

Для любителей-водномоторников, владельцев моторов семейства «Ветерок», может быть использована также работниками ремонтных мастерских.

В нашей стране, располагающей огромным количеством водоемов и водных путей, широко используемых для народного хозяйства, развития водного туризма, отдыха и спорта, большое распространение получило такое универсальное транспортное средство, как моторная лодка с подвесным лодочным мотором. Она применяется для перевозки людей и грузов, промысла рыбы, ведения водного хозяйства, на лесосплаве, для проведения гидротехнических работ и спасательных операции на воде, для отдыха населения и занятий спортом.

В отличие от стационарных энергетических установок подвесной лодочный мотор более удобен в эксплуатации, не занимает места в лодке, легок, прост в обслуживании и ремонте, и это сделало его популярным у многотысячной армии владельцев моторных лодок. Одними из наиболее часто применяемых отечественных лодочных моторов являются подвесные моторы семейства «Ветерок» мощностью 5,9 и 8,8 кВт (8 и 12 л. с), изготовленные Ульяновским моторным заводом производственного объединения «АвтоУАЗ». Моторы «Ветерок-8» выпускаются с 1965 г., «Ветерок-12» — с 1967 г. В 1969—1971 гг. заводом было освоено производство и выпущены небольшие партии модификаций моторов с удлиненным дейдвудом («Ветерок-8У», «Ветерок-12У») и в грузовом исполнении («Ветерок-8М», «Ветерок-12М»). В 1978 г. предприятие перешло на выпуск моделей с электронной бесконтактной системой зажигания («Ветерок-8Э», «Ветерок-12Э»).

Надежная работа моторов в течение длительного срока во многом зависит от умелой эксплуатации, квалифицированного обслуживания и своевременного ремонта. Недостаточность существующей сети мастерских по ремонту и обслуживанию лодочных моторов, с одной стороны, и желание приложить руку к своему мотору — с другой, приводят к тому, что большинство владельцев моторов «Ветерок» проводят обслуживание и профилактический ремонт моторов самостоятельно, не располагая, как правило, достаточными сведениями по особенностям конструкции, условиям разборки, сборки и регулировки узлов, способам повышения надежности и эксплуатационных качеств.

Цель настоящей книги — помочь владельцам «Ветерка» правильно эксплуатировать, ремонтировать и обслуживать моторы.

Вопросам теории работы двухтактных двигателей, широко освещенным в специальной литературе, уделено в книге минимальное внимание, в ней дается лишь общее представление о принципах работы узлов мотора.

Конструкция моторов постоянно совершенствуется, поэтому к моменту выхода книги возможно появление некоторых конструктивных изменений в узлах и деталях, проведенных с целью повышения надежности и долговечности, улучшения эксплуатационных качеств.

Источник

Лодочные моторы «Ветерок». Устройство, эксплуатация и ремонт: Справочник.

С 1988 г. производственное объединение «АВТОУАЗ» перешло на выпуск модернизированной модели «Ветерок-8М». По сравнению с «Ветерком-8Э» на этой модели улучшается ряд параметров. За счет повышения степени сжатия с 6 до 7 единиц повышена мощность на 0,2—0,3 л. с. и на 0,2—0,3 кг/ч снижен часовой расход горючего. На килограмм уменьшена масса мотора, снижен уровень шумности. Моторесурс до капитального ремонта увеличился с 500 до 550 часов за счет усовершенствования ряда узлов и улучшения качества изготовления деталей. Тяга на швартовах, развиваемая мотором с грузовым винтом, увеличилась до 70 кгс (на 10 кгс больше, чем у «Ветерка-8Э»).

В новой модели вместо бронзовой втулки в верхнюю головку шатуна устанавливается стандартный игольчатый подшипник с сепаратором типа KBК 14 X 18Х 10Д ГОСТ 24310-80. Диаметр поршневого пальца увеличен с 13 до 14 мм. Поршневой палец по диаметру 14 +0,004 -0,008 и шатун по диаметру 18 +0,012 -0,008. Разбиваются на группы; игольчатый подшипник также имеет пять групп по диаметру роликов с разницей 2 мкм.

Уменьшена масса поршня путем ликвидации сплошных приливов от бобышек до днища поршня. На ранее выпущенные моторы Ветерок может быть установлен сборочный узел с «Ветерка-8М»: шатун с поршнем (чертежный номер 6П800Сб). В него входят новый шатун, поршень, игольчатый подшипник, поршневой палец, стопорные кольца поршневого пальца, стопор поршневых колец и сами кольца.

Высоковольтный трансформатор типа Б300 заменен на новый герметичный трансформатор повышенной надежности типа 2112. В магдино мотора «Ветерок-8М», получившем обозначение МБЭ-3, предусмотрено искусственное охлаждение печатной платы и конденсаторов потоком воздуха, возникающим при вращении маховика. В днище основания магдино выполнены 6 отверстий диаметром 6 мм, на торцовых поверхностях кармана в основании и крышке предусмотрены проемы для протока воздуха. Благодаря этому удалось снизить температуру воздуха под маховиком на 6—7°, что улучшило условия работы тиристоров, диодов и конденсаторов.

Новый мотор комплектуется пусковым механизмом усовершенствованной конструкции. За счет изменения конструкции шестерни устранен наклеп в отверстии шкива и «заедание» шестерни.

«Ветерок-8М» комплектуется двумя гребными винтами — скоростным и грузовым. Они снабжаются демпфером новой конструкции со шлицами по наружному диаметру; аналогичные шлицы выполнены и в ступице гребных винтов. Такое соединение имеет лучшие демпфирующие свойства, благодаря чему сокращаются случаи скручивания вертикального вала и среза предохранительного штифта.

В новой модели мотора применен усовершенствованный узел румпеля. Для уменьшения поверхностной кавитации винта изменена форма антикавитационной плиты. «Ветерок-М» комплектуется более компактным бензобаком емкостью 14 л.

Мотор стал более экологически чистым. Применение игольчатого подшипника в верхней головке шатуна, менее чувствительного к содержанию масла в топливной смеси, чем бронзовая втулка, позволило уменьшить соотношение масло — бензин с 1:20 (1:25) до 1:33. В период обкатки содержание масла уменьшается с 1:10 до 1:16.

В двигателе введена динамическая балансировка маховика, повышена чистота обработки поршня, ряд алюминиевых деталей переведен с кокильного литья на отливку под давлением.

Источник

Читайте также:  Очередность ремонта капитальных домов