Меню

Капитальный ремонт проверка прокуратуры

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

О практике прокурорского надзора в сфере формирования программ капитального ремонта в многоквартирных домах

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 16 октября 2018, 17:08

Генеральная прокуратура Российской Федерации подвела итоги работы по обеспечению законности при формировании программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе имеющих высокую степень физического износа и являющихся объектами культурного наследия.

Всего в 2018 году органами прокуратуры с целью устранения нарушений в названной сфере внесено более 6 тыс. представлений, принесено 350 протестов, объявлено 320 предостережений, в суды направлено свыше 600 исков и заявлений. По инициативе прокуроров к различным видам ответственности привлечено 2,5 тыс. должностных и юридических лиц, возбуждено 105 уголовных дел.

Указанные вопросы рассмотрены на организованных Генеральной прокуратурой Российской Федерации межведомственных совещаниях. В них приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы, федеральных и региональных органов власти. Обсуждены результаты масштабной работы в данной сфере, выработаны дополнительные меры, направленные на устранение нарушений, внесены коррективы в деятельность уполномоченных государственных органов и прокуроров.

Несмотря на значительные организационные мероприятия, осуществляемые государством, положение дел в рассматриваемой сфере остается сложным. Отмечается систематическое невыполнение запланированных показателей и снижение финансовой устойчивости региональных систем капитального ремонта. Так, реализация программ в 2016 году составила 88 %, в 2017 году — 79 %, а в истекшем периоде 2018 года — 30 % (республики Алтай, Тыва, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская республики, Тамбовская область и др.).

Прокурорами в ходе проверок в 2018 году выявлено 12,7 тыс. нарушений закона в указанной области правоотношений, принят исчерпывающий комплекс мер по их устранению. Распространены факты недолжной подготовки и организации капитального ремонта, упущения при учете жилищного фонда, несоблюдение сроков и требований к качеству ремонтных работ.

В Амурской, Смоленской, Ульяновской, Челябинской областях и иных регионах выявлены криминальные посягательства на средства, предназначенные для финансирования программ по капитальному ремонту (использование подложных протоколов общих собраний собственников, завышение сметной стоимости и др.).

Так, в Республике Саха (Якутия) в виду невыполнения оплаченных работ по ремонту подвального помещения дома в г. Нерюнгри на сумму 7,2 млн рублей по инициативе прокурора возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество).

По материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждены уголовные дела в Волгоградской области в связи с неправомерной оплатой невыполненных работ по капитальному ремонту 2 многоквартирных домов, а в Ростовской области — по факту завышения стоимости использованных в ходе капитального ремонта материалов.

Повсеместно зафиксированы случаи несоблюдения сроков и требований к качеству работ по капитальному ремонту. В частности, в Новосибирской области в связи несвоевременным началом капитального ремонта многоквартирных домов, некачественным выполнением работ прокуроры внесли 42 представления руководителям подрядных организаций, а также 8 представлений главам органов местного самоуправления, не обеспечившим контроль за ходом ремонта.

Установлены многочисленные факты ненадлежащей разработки и актуализации программ капитального ремонта (Краснодарский, Красноярский, Хабаровский края, Амурская, Вологодская, Магаданская области). К примеру, в Астраханской области при формировании региональной программы не применены критерии определения очередности проведения капитального ремонта и неправомерно исключен из региональной программы ряд подлежащих ремонту домов. Кроме того, неверно определен объем финансирования капитального ремонта в 2018 году на сумму 4 млрд рублей, в то время как ожидаемый объем поступления взносов за весь период действия программы не превышает 1,5 млрд рублей. По результатам рассмотрения представления прокуратуры области показатели исполнения региональной программы скорректированы.

Во всех субъектах Российской Федерации имеют место факты несоблюдения органами местного самоуправления и управляющими компаниями порядка мониторинга технического состояния многоквартирных домов. Так, в Карачаево-Черкесской Республике основанием для внесения актов прокурорского реагирования в адрес глав 4 муниципальных образований послужили непроведение ими мероприятий по оценке эксплуатационных характеристик жилищного фонда и невыполнение финансовых расчетов, необходимых для его капитального ремонта.

Прокурорами республик Алтай, Крым, Забайкальского края, Новосибирской, Пензенской, Ростовской областей приняты меры реагирования в связи с ненадлежащим осуществлением органами власти контрольно-надзорных полномочий, в том числе в отношении региональных операторов и владельцев специальных счетов.

В результате бездействия должностных лиц министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, а также регионального фонда капитального ремонта не обеспечена своевременная реализация областной программы капитального ремонта. По материалам прокуратуры области следственными органами в августе 2018 года возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность).

Внимание прокуроров также было направлено на обеспечение законности при выполнении работ по капитальному ремонту домов, признанных объектами культурного наследия. Фактов несоблюдения порядка планирования их ремонта и финансового обеспечения не установлено. Вместе с тем в Чувашской Республике, Курской, Московской, Омской, Ростовской и Ярославской областях, г. Москве и иных регионах пресечены нарушения законодательства в связи с проведением ремонтных работ без соответствующего разрешения органов охраны объектов культурного наследия.

Читайте также:  Правила капитального ремонта магистральных газопроводов

В г. Кемерово и г. Санкт-Петербурге вскрыты случаи непроведения капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия и включенных в краткосрочный план реализации региональной программы в 2017 году. Требования прокуратур о понуждении региональных фондов капитального ремонта выполнить запланированные работы удовлетворены.

Источник

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства о капительном ремонте многоквартирных домов

Прокуратура области (Владимирская область). 06 октября 2017, 12:37

Органами прокуратуры области проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства при формировании региональной программы капитального ремонта на период с 2014 по 2043 гг. При изучении нормативно-правовой базы органов местного самоуправления выявлены акты, не отвечающие требованиям федерального законодательства.

Так в администрации Кипреевского сельского поселения выявлено, что отсутствует утвержденный краткосрочный план реализации программы. Прокурорами установлено, что при формировании платы за наем администрациями Анопинского, Григорьевского, Золотковского, Иванищенского, Красноэховского, Мезиновского, Уршельского сельских поселений (Гусь-Хрустальный район) и города Карабаново (Александровский район) необоснованно учтены расходы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов муниципального жилого фонда.

Выявлены факты ненадлежащего взыскания взносов на капитальный ремонт и исполнения обязательств по оплате данных взносов органами местного самоуправления. Прокуратурой области приняты меры в связи с ненадлежащим ведением Фондом капитального ремонта многоквартирных домов области претензионно-исковой работы по взысканию с физических лиц задолженности по взносам на капитальный ремонт. По состоянию на 08.06.2017 при наличии долга у граждан в размере более 607 тыс. руб. Фондом в суд предъявлены требования на сумму 1,7 млн руб.

Юрьев-Польской прокуратурой установлено, что администрацией района оплата взносов на капитальный ремонт не производится с марта 2016 года, что привело к образованию задолженности перед Фондом в размере 67 тыс. руб. Такие же нарушения выявлены прокуратурой города Владимира, Вязниковской, Гусь-Хрустальной, Судогодской, Петушинской, Меленковской, Собинской прокуратурами.

Проверкой установлено, что Фондом при подготовке ежегодной актуализации программы не анализируются данные, содержащиеся в ней. Ее изучением выявлено, что значительная часть домов не соответствует характеристикам, указанным в ней, по году ввода дома в эксплуатацию (например, 1800 год), этажности, общей площади. Вместе с тем, данные обстоятельства влияют на определение очередности проведения капитального ремонта при актуализации программы. Выявлен факт необеспечения Фондом своевременности проведения работ капитального характера (крыши д. 60/2 по ул. Советская в г. Вязники до 2014 года).

Прокурором города Владимира установлены нарушения при формировании программы капитального ремонта. Так, решением Совета народных депутатов города при утверждении муниципальной программы в нее включены дома, подлежащие сносу. Такие факты имеются в Ковровском, Селивановском, Гороховецком, Собинском, Александровском, Вязниковском районах.

Выявлено, что индивидуальным предпринимателем Лобановым В.В. в марте 2015 года выполнялись работы по капитальному ремонту кровли д. 37 по ул. Большая Московская в г. Владимире (здание народного училища, конца XVIII века), являющегося памятником регионального значения, в отсутствие разрешения Инспекции по охране объектов культурного наследия администрации области. Подобные нарушения выявлены при осуществлении работ капитального характера ИП Воропаевым А.Е. по замене кровли у памятников местного значения — домов 6 по ул. Свободы (строение Прохоровых, 1903 года) и 7 по ул. 1 Мая в г. Юрьев-Польский (здание почты, 1860 год).

Установлены факты непредоставления в Госжилинспекцию муниципалитетами и организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, сведений о состоянии многоквартирных домов для обеспечения своевременности проведения капитального ремонта.

Выявлены нарушения, связанные с направлением уведомлений владельцами специальных счетов в Инспекцию (Ковровский, Вязниковский, Гусь-Хрустальный, Киржачский, Меленковский, Суздальский, Кольчугинский, Собинский, Судогодский, Александровский, Гороховецкий районы, г. Владимир). Не всегда соблюдались требования закона при начислении, внесении и взимании взносов на капитальный ремонт. Имеются факты ненадлежащего уведомления владельцев помещений в многоквартирных домах о проведении капитального ремонта (Гусь-Хрустальный район).

Региональным оператором допускались нарушения требований к привлечению подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту (запрос не предусмотренных законом документов или допуск участников, имеющих просроченную задолженность перед бюджетами всех уровней).

Прокурорами выявлены нарушения в деятельности подрядных организаций при осуществлении работ капитального характера в рамках краткосрочного плана реализации региональной программы (Александровский, Муромский, Вязниковский, Гусь-Хрустальный, Петушинский районы). Имелись случаи отсутствия контроля со стороны Фонда за качеством выполнения работ подрядными организациями (г. Владимир).

Проверкой деятельности Инспекции установлено, что периодические печатные издания и некоммерческие организации (Владимирская региональная общественная организация «Региональный центр общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере «ЖКХ-Контроль», Ассоциация Управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК области, Общественный Совет при администрации города Ковров) о результатах работы госорганов и органов местного самоуправления в сфере ЖХК не оповещаются.

Допущены факты непринятия Инспекцией должных мер по контролю за деятельностью регионального оператора по соблюдению требований к ведению учета средств, поступивших на его счет в виде взносов на капитальный ремонт, и к предоставлению платежных документов для их уплаты.

Читайте также:  Пмр что такое капитальный ремонт

Имелись случаи непринятия Инспекцией к владельцам специальных счетов мер по взысканию задолженности по взносам на капитальный ремонт.

Источник

Жалоба на капитальный ремонт дома: правила оформления и подачи в уполномоченные контролирующие органы

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение различного рода ремонтных работ общедомового имущества, расположенного в многоквартирных домах, для того, чтобы такое имущество правильно функционировало и не создавало угроз для проживания в таком доме.

Одним из основных видов таких ремонтных работ является проведение капитального ремонта. Проведение капитального ремонта предусмотрено Жилищным Кодексом Российской Федерации как вид специальных работ, в ходе которых проводится полномасштабная реконструкция инженерных и коммуникационных сетей, придомовой территории ремонтируемого дома. Кроме того, в рамках работ по капитальному ремонту проводятся также и работы по реконструкции фасадов, кровельных покрытий всего дома или какой-либо его части.

Проведение капитального ремонта как вида работ, предусмотренных в рамках соответствующих положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, осуществляется в соответствии с установленным графиком, а также на основании данных об истечении гарантированного срока эксплуатации инженерно-коммуникационных сетей или кровли.

Ответственные организации при проведении капитального ремонта

Ответственность за проведение капитального ремонта ложится на плечи управляющей компании либо регионального оператора в зависимости от того, куда направляются денежные средства, собираемые собственниками помещений в конкретном многоквартирном доме. Однако этот уровень ответственных организаций является первым, на который можно обратиться для того, чтобы подать жалобу на итоги проведенного ремонта.

Кроме указанных организаций, подать жалобу можно также:

  • в жилищную инспекцию региона, в котором расположен ремонтируемый многоквартирный дом;
  • в прокуратуру района или иного территориального подразделения, в котором находится рассматриваемый дом;
  • в Роспотребнадзор в лице территориального управления по конкретному региону расположения отремонтированного многоквартирного дома.

В какой именно контролирующий орган следует подавать жалобу, зависит от того, были ли рассмотрены предыдущие жалобы.

Жалоба в управляющую компанию и фонд капитального ремонта

Данный уровень подачи жалоб на проведение капитального ремонта является первым в том случае, если по итогам проведенных ремонтных работ выявлены какие-либо недостатки, либо сами работы выполнены на ненадлежащем уровне.

Подавать жалобу в данном случае следует на имя руководителя указанных организаций в зависимости от того, кто именно является юридическим лицом, осуществившим выбор подрядчика для выполнения ремонтных работ.

Направление жалобы в управляющую компанию или к региональному оператору, выступившим заказчиками ремонтных работ, возможно в том случае, если количество пострадавших от некачественных работ невелико.

В жилищную инспекцию

В жилищную инспекцию жалоба на капитальный ремонт, который был проведён в многоквартирном жилом доме, подаётся в нескольких случаях, предусмотренных действующим законодательством:

  • если количество пострадавших от некачественного ремонта велико (например, при замене кровли некачественно выполненные работы принесли ущерб в виде затопления квартир, расположенных на верхних этажах в одном или нескольких подъездах);
  • если жалоба, поданная в управляющую компанию или в адрес регионального оператора капитального ремонта, не была рассмотрена, либо результат рассмотрения не устраивает пострадавших от некачественных работ.

В случае если жалоба подаётся в жилищную инспекцию именно по второму основанию, необходимо предоставить доказательства, в том числе документального типа, которые подтвердят правомерность его использования, например, полученный в письменной форме отказ от проведения гарантийного ремонта кровли.

В Роспотребнадзор

Роспотребнадзор принимает жалобы на некачественно проведенный капитальный ремонт в многоквартирных домах в тех случаях, когда речь идет о бездействии иных ответственных и контролирующих организаций, куда были направлены обращения по факту ненадлежащим образом исполненных обязательств по проведению ремонтных работ.

Роспотребнадзор выступает в качестве не только предпоследней инстанции досудебного разрешения спора по качеству выполненных работ, но также и тем контролирующим органом, куда можно подать заявление на качество результатов капитального ремонта, если речь идет о выявлении допущенных нарушений спустя определенный период времени, но не более пяти лет, с момента принятия работ по такому ремонту. Как правило, в Роспотребнадзор обращение происходит в том случае, если некачественные результаты капремонта проявили себя после истечения установленного гарантийного срока для такого вида работ.

В данном случае, однако, ответственным лицом по итогам проведенных ремонтных работ следует считать регионального оператора, который ответственен за выбор подрядчика и финансирование работ, либо управляющую компанию. Они в случае вынесения в их адрес соответствующего предписания со стороны Роспотребнадзора будут обязаны провести работы, направленные на устранение выявленных недостатков, но уже с использованием собственных средств, а не средств, которые жильцы многоквартирного дома перечисляют в качестве взносов на капитальный ремонт.

В Прокуратуру РФ

Прокуратура Российской Федерации при разрешении возникающих спорных конфликтов является той инстанцией, обращение к которой происходит в последнюю очередь, так как в случае неисполнения вынесенного предписания прокурора итоговой инстанцией являются судебные органы.

В то же время жалоба, в том числе коллективного характера, на проведенный в многоквартирном доме капитальный ремонт, независимо от того, идет ли речь о ремонтных работах относительно инженерно-коммуникационных сетей или относительно фасадов, кровли, перекрытий или благоустройства придомовой территории, может быть подана в том случае, если при приемке итоговых результатов ремонтных работ у всех собственников помещений в многоквартирном доме или у их части возникли сомнения в том, что средства со специальных счетов были потрачены должным образом и не применялись какие-либо мошеннические схемы.

Читайте также:  Тариф калужской области по капитальному ремонту

На основании поданной жалобы прокурор проводит проверку всех фактов, которые касаются проведенного ремонта, и выносит предписание либо об устранении выявленных нарушений, либо о возбуждении уголовного или административного дела в случаях, если при проведении ремонта были выявлены какие-либо нарушения, которые имеют под собой преступный характер.

Правила составления жалобы на капитальный ремонт

Для того чтобы составленная жалоба на капитальный ремонт дома была принята к рассмотрению в тех инстанциях, куда она направляется, необходимо тщательным образом соблюсти правила ее составления. К числу основных правил в этом случае относятся:

  • необходимость точного указания данных о том, куда именно направляется жалоба (без правильно указанного адресата она не будет принята и рассматриваться);
  • ссылка на нормативные акты, которыми руководствуется лицо, подающее жалобу, при ее составлении, в том числе для того, чтобы отстоять свое право на качественное оказание услуг по капитальному ремонту;
  • описание фактической информации о том, когда и в каком объеме происходили ремонтные работы в конкретном многоквартирном доме по программе капремонта, указание правовой информации о том, на основании каких документов происходит пользование конкретным жилым или нежилым помещением и другой информации, которая может подтвердить право направлять жалобу в различные инстанции;
  • указание на конкретные недостатки по итогам выполненных работ, в том числе подтвержденные фото- и видеоматериалами, а также актами независимых экспертиз;
  • формулирование требований о необходимости устранения выявленных нарушений, в том числе с указанием конкретных сроков выполнения таких работ (если речь идет о жалобе в управляющую компанию или в фонд капитального ремонта, выступающего региональным оператором).

Кроме того, в качестве приложений к жалобе следует указать информацию обо всех тех документах, которые будут приложены к письму о досудебном урегулировании конфликта. В частности, к числу таких приложений могут быть отнесены:

  • заключения независимой экспертизы, акты осмотров и другие документы, которые были получены собственником помещения, пострадавшего от некачественных результатов проведенного капитального ремонта;
  • фотографии и видеозаписи, подтверждающие некачественно выполненные работы по капитальному ремонту помещений;
  • в случае если результаты капремонта принесли какой-либо материальный ущерб собственнику помещения, потребуется приложить также документы, подтверждающие финансовые затраты на устранение негативных последствий (кассовые чеки на предметы быта и отделочные материалы, испорченные после наступления последствий капитального ремонта, сметы на выполнение работ для устранения негативных последствий и т.д.);
  • если данная жалоба является не первой, а ранее подавались аналогичные письма в другие инстанции, потребуется предоставить документальное подтверждение ведения досудебной претензионной работы с другими инстанциями (копии направленных туда писем и приложений к ним, а также документы-ответы на такие письма).

В том случае, если жалоба соответствует указанным требованиям, она должна быть рассмотрена, и по ее итогам выносится какое-либо решение, содержание которого обосновывается с правовой точки зрения.

Способы и порядок подачи

В соответствии с положениями жилищного законодательства, в ведении которого находятся вопросы капитального ремонта многоквартирных домов, в настоящее время для подачи жалобы на итоги таких ремонтных работ действуют определенные правила, к числу которых относится:

  • подача жалобы только в строгом соответствии с иерархией ответственных и контролирующих органов, где сначала жалоба подаётся заказчику капитального ремонта — управляющей компании или региональным оператором — и только после этого — в контролирующие и проверяющие органы, а также в Прокуратуру Российской Федерации;
  • направлять жалобу на результат проведённого капитального ремонта в вышестоящую инстанцию только после полного ее рассмотрения в нижестоящей инстанции (одновременно подать жалобу в жилинспекцию и Прокуратуру нельзя по закону);
  • подавать повторную жалобу в вышестоящую инстанцию в случае, если в нижестоящей инстанции она была рассмотрена, и результат рассмотрения является положительным, запрещено.

Что касается способов, которыми можно направить жалобу в ответственные и контролирующие органы, то в настоящее время используются следующие:

  • посредством личной передачи в секретариат или иные ответственные подразделения тех органов, в которые направляется жалоба;
  • с помощью использования специальной формы, которые расположены на сайтах контролирующих органов;
  • посредством использования ресурсов различных почтовых операторов, в том числе с использованием заказных писем с описью вложения, а также уведомления о вручении.

Жалоба на результат капитального ремонта может быть подана в различные инстанции, но только при условии, что соблюдены правила ее составления и подачи. Подача жалобы на результат проведённого капремонта возможна на основании положений действующего жилищного законодательства Российской Федерации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник