Меню

Капитальный ремонт оборудования тяговых подстанций

Системы технического обслуживания и ремонта тяговых подстанций

Поддержание тяговых подстанций в работоспособном и исправном состоянии обеспечивается комплексом работ по техническому обслуживанию и ремонту их устройств. Анализ кустового, централизованного и комплексного методов ремонта и обслуживания подстанций.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.05.2009
Размер файла 21,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Техническое обслуживание и ремонт выполняет ремонтный персонал подстанции — бригада электромонтеров и специализированная бригада РРУ. В случае дежурства в 2 лица один может принять участие в ремонтных работах.

При дежурстве оперативного персонала на дому дежурный электромеханик в свою смену в основном находится дома (особенно ночью) — пассивное время. При производстве оперативных переключений, в период работы ремонтных бригад, а также в аварийных ситуациях он находится на подстанции — активное время. Последнее засчитывается ему обычным рабочим временем, пассивное с коэффициентом 0,25. Пульт дежурного переносится или переключается.

При обслуживании подстанции оперативно-ремонтным персоналом круглосуточно сменное дежурство не требуется, дежурного персонала нет, но аварийная сигнализация, как правило, выведена на квартиру начальника подстанции или старшего электромеханика. Необходимые переключения на подстанции производятся оперативно-ремонтным персоналом (начальник, ст. электромеханик, электромеханики, электромонтеры подстанции). Они же совместно со специализированными бригадами РРУ выполняют все работы по ТО и ремонту.

ПС и ППС всегда обслуживаются оперативно-ремонтным персоналом. При этом оперативные переключения и допуск к работе могут осуществлять и работники РРУ.

Системы технического обслуживания и ремонта тяговых подстанций

Поддержание тяговых подстанций, ПС и ППС в работоспособном и исправном состоянии обеспечивается путем проведения комплекса работ по ТО и ремонту их устройств. Все работы делят на три основных вида: ТО, текущий ремонт и капитальный ремонт.

Техническое обслуживание включает в себя все виды осмотров и проверок, чистку, смазку, регулировку, а также комплекс межремонтных испытаний устройств с целью контроля их технического состояния, поддержание и прогнозирование исправного или только работоспособного состояния. В большинстве случаев выполняется без снятия напряжения и вывода устройств из работы.

Текущий ремонт осуществляется для гарантированного обеспечения работоспособности устройств. Кроме диагностирования технического состояния, при текущем ремонте производится восстановление или замена отдельных узлов и деталей, их регулировка. Выполняется с выводом устройств из работы, но, как правило, без вскрытия и глубокой разборки оборудования.

Капитальный ремонт проводится с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному возобновлению ресурса устройств путем восстановления и замены любых узлов и деталей их регулировки. Производится всегда с выводом устройств из работы, их вскрытием и разборкой. При необходимости совмещается с модернизацией устройств для приведения их в соответствие с новейшими достижениями науки и техники.

Структурная схема ТО и ремонта приведена на рис.1.3.

Система ТО и ремонта предусматривает проведение как планового, так и непланового ремонта для восстановления работоспособности после отказов — послеотказовые ремонты. ТО и ремонт производится по календарным планам. Для некоторых устройств, кроме того, учитывается допустимая наработка между ремонтами в соответствующих физических объемах (количество отключений или переключений коммутационных аппаратов, сумма отключенных при этом токов КЗ, суммарное динамическое воздействие на обмотки трансформаторов и т.п.), по достижении которой выполняется внеочередной ремонт.

Методы обслуживания тяговых подстанций

Надежность тяговых подстанций, их технико-экономические показатели, и прежде всего производительности труда зависит от того, в какой степени на дороге, в ЭЧ реализуются передовые методы эксплуатации

и ремонта. Существуют кустовой, централизованный и комплексный методы обслуживания тяговых подстанций.

Кустовой метод


На одной из подстанций, как правило опорной, создают комплексную бригаду и базу для проведения для производства почти всех видов ремонта и обслуживания, оснащенную необходимыми испытательными установками, приборами и приспособлениями, а также автотранспортными средствами. Такая бригада для куста из 3-4 подстанций состоит из 5-6 человек под руководством старшего электромеханика.


На остальных подстанциях, входящих в куст, остается оперативно-ремонтный эксплуатационный штат не более 2-3 человек, включая старшего электромеханика. В их обязанности входит производство оперативных переключений, допуск к работе ремонтных бригад, участие в ремонтных работах и, при необходимости, оперативное вмешательство в аварийные ситуации. Кроме того, они занимаются текущими хозяйственными работами.


Общий штат такого куста из 3 подстанций (опорная с дежурством в 1 лицо, и две промежуточные с оперативно-ремонтным персоналом) составляет 15 человек, или 5 человек на подстанцию. В то же время при раздельном обслуживании таких подстанций общий штат составляет 16-19 человек, т.е. 6 человек на одну подстанцию. Таким образом, трудозатраты уменьшаются на 20%.


Преимущества кустового метода: повышение производительности труда, объединение трудовых и материальных ресурсов малочисленных и разрозненных подстанционных бригад, концентрация их усилий на решение первоочередных, наиболее важных задач, в разгрузке бригад РРУ и уменьшении непроизводственных затрат их рабочего времени, связанных с длительностью поездок.


Недостатки: в комплексной бригаде куста плохо удается выдержать принцип специализации, появляется опасность снижения качества ТО и ремонта; распределение по кустам редко используемых ремонтных приспособлений, аппаратуры и приборов для профилактических испытаний и других работ.


Эти недостатки ликвидирует метод централизованного обслуживания подстанций ремонтно-ревезионным участком. Причем одновременно достигается дальнейшее повышение производительности труда.


Централизованное обслуживание тяговых подстанций

При централизованном обслуживании тяговых подстанций все виды ремонтов выполняются специализированной комплексной бригадой РРУ. По возможности на подстанциях и ПС осуществляется лишь проверка состояния и замена неисправных узлов и деталей (или устройств в целом) с их последующей регулировкой и испытаниями на месте. Восстановление исправности снятых с эксплуатации устройств и элементов, их настройка и подготовка к дальнейшему использованию осуществляется в специализированных отделениях РРУ.

В этом случае штат каждой подстанции, обслуживаемый без дежурства — оперативно-ремонтным персоналом, состоит из 1-2 человек: старший электромеханик и электромеханик, при необходимости остается дежурный персонал.

Недостатком системы централизованного обслуживания являются значительные непроизводственные затраты рабочего времени на проезд бригад РРУ к месту работы. Поэтому предпосылками к такому методу являются:

— расположение РРУ в середине зоны обслуживания или рассредоточение жилья бригад РРУ по длине ЭЧ;

— создание на тяговых подстанциях условий для пребывания бригад РРУ в течении нескольких дней, без ежедневного возвращения к месту жительства;

— обоснованное увеличение межремонтных сроков до оптимальных — меньше выездов бригад на ТП;

— применение комплексных методов ремонта.

Централизованная система обслуживания пока не приобрела широкого распространения, но успешно применяется в сочетании с комплексным методом ремонта подстанций на ряде дорог СНГ. Опыт подтверждает преимущества такой системы обслуживания. Трудовые затраты снижаются до 6-8 тыс. чел-ч на подстанцию в год, что соответствует контингенту 3,5 — 4,5 человека на одну подстанцию. А это еще ниже на 10-20%, чем при кустовом методе.

Комплексный метод ремонта подстанций


Суть метода заключается в том, что все ремонтно-профилактические работы на подстанции, с учетом их объемов, сложности и периодичности делят на три комплекса, объединяемые малым, средним и большим комплексными ремонтами с 6-ти летним ремонтным циклом. Длительность ремонтного цикла равна периоду БКР (большого комплексного ремонта).


Малый комплексный ремонт (МКР) включает в себя все работы, выполняемые ежеквартально персоналом подстанции по текущему ремонту БВ фидеров, инверторов, преобразователей и общеподстанционных устройств собственных нужд. На подстанциях, имеющих ФКУ, одновременно проверяется распределение напряжения по батареи. Каждый второй МКР (1 раз в 6 месяцев) подвергаются текущему ремонту выпрямительные преобразователи.


Средний комплексный ремонт (СКР) производится ежегодно бригадами РРУ совместно с персоналом подстанции. При этом максимально используется принцип параллельности. Различают два объема ремонтов.


СКР1 выполняется каждый год. Он включает в себя все работы МКР, а также текущий ремонт высоковольтных выключателей переменного тока, отделителей, короткозамыкателей и разъединителей ОРУ, силовых трансформаторов, сглаживающего устройства и устройств собственных нужд (электродвигатели, аккумуляторные батареи, зарядные и подзарядные устройства, освещение). При этом выполняются профилактические испытания преобразователей, ВВ, сглаживающих устройств, высоковольтных силовых кабелей и штыревой изоляции ОРУ, а также частичная проверка защиты, автоматики и телемеханики всех присоединений.


СКР2 производится 1 раз в три года. Он поглощает все ежегодные работы СКР1 и, кроме того, предусматривает выполнение текущего ремонта измерительных трансформаторов, а также капитальный ремонт МВ фидеров контактной сети переменного тока, отделителей и короткозамыкателей. При этом выполняется полный объем профилактических испытаний всех МВ измерительных трансформаторов, электродвигателей, подзарядных устройств и контура заземления, испытания изоляции РУ, сглаживающего устройства, аккумуляторной батареи и освещения, а также полная проверка устройств РЗАТ и электроизмерительных приборов всех присоединений.


Большой комплексный ремонт (БКР) соответствует капитальному ремонту подстанции. Выполняется 1 раз в 6 лет работниками подстанции, РРУ, ЭЧМ и специализированных ремонтных баз. БКР предусматривает выполнение в обязательном порядке капитального ремонта всех разъединителей, отделителей, короткозамыкателей РУ выше 1000 В. При этом выполняется также текущий ремонт и полный объем профилактических испытаний всего остального оборудования, аппаратов и схемных узлов, по результатам которых устанавливается необходимость назначения дополнительных капитальных ремонтов.


Применение комплексных ремонтов позволяет сосредоточить внимание РРУ, ЭЧМ и других подразделений ЭЧ на одной подстанции, используя принцип параллельности производственных процессов, более четко планировать работу специализированных бригад, снизить число отключений присоединений и продолжительность простоя оборудования в ремонте. Бригады РРУ работают на каждой данной подстанции только 1 раз в году и выдают гарантию ее устойчивой работы.


Работы по БКР и СКР должны производится в строгой технологической последовательности с соблюдением правил сетевое планирование — разработаны сетевые графики БКР и СКР.


Ремонт каждой конкретной подстанции производят в строго отведенные для нее время и, в зависимости, от установленных сроков, планируют завоз материалов и запчастей, работы автотранспорта, отпуска людей. Энергодиспетчер точно знает, для какой подстанции согласовывать и оформлять работу, сокращая потери времени на ожидание нарядов и подготовки рабочих средств. Улучшает качество работ и контроль за ними.

Подобные документы

Организация работы локомотивных бригад и обслуживание локомотивов. Сооружения и устройства вагонного хозяйства. Системы технического обслуживания и ремонта вагонов, локомотивов и тяговых подстанций. Организация механизации производства путевых работ.

Читайте также:  Что такое капитальный ремонт квартиры по закону

отчет по практике [700,9 K], добавлен 16.05.2016

Выбор исходных нормативов в режимах технического обслуживания и ремонта и корректирование нормативов. Определение общей годовой трудоемкости технических воздействий на подвижной состав предприятия. Организация работ по техническому обслуживанию и ремонту.

курсовая работа [546,4 K], добавлен 16.12.2009

Производственная программа по техническому обслуживанию и ремонту. Трудоемкость текущего ремонта, самообслуживания и вспомогательных работ. Расчет численности рабочих. Количество постов в зонах ТО и ТР. Расчет площадей зон технического обслуживания.

курсовая работа [55,7 K], добавлен 12.12.2010

Увеличение объема производства и повышение качества ремонта тяговых двигателей. Необходимость в реконструкции электромашинного цеха, проектировании прерывной переменно-поточной линии ремонта тяговых двигателей, рациональной организации производства.

курсовая работа [85,9 K], добавлен 10.04.2009

Особенности выбора метода организации технического обслуживания и технического ремонта автомобилей. Численность ремонтных рабочих по видам воздействий. Методика расчета производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

дипломная работа [52,6 K], добавлен 07.08.2013

Назначение и устройство тягового двигателя пульсирующего тока НБ-418К6. Система технического обслуживания и ремонта электровозов. Условия работы тяговых двигателей. Контрольные испытания двигателей. Ремонт подшипниковых щитов, щеточного аппарата.

дипломная работа [1,9 M], добавлен 19.11.2014

Разработка технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей. Определение количества постов, автомобиле-мест проектируемой станции ТО. Перечень работ по диагностике, техническому обслуживанияю и ремонту легкового автомобиля Renault Duster dci.

дипломная работа [705,6 K], добавлен 10.07.2017

Источник

Капитальный ремонт оборудования тяговых подстанций

УТВЕРЖДЕНА Заместителем министра путей сообщения А.Н.Кондратенко 30.06.92 г.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

1.1. Общие положения

1.1.1. Настоящая Инструкция предназначена для руководства при организации эксплуатации и выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и аппаратуры, используемых в устройствах тягового электроснабжения электрифицированных железных дорог.

1.1.2. Настоящая Инструкция распространяется на действующие стационарные и передвижные тяговые подстанции постоянного и переменного тока с первичным питающим напряжением до 220 кВ включительно, автотрансформаторные пункты питания системы 2х25 кВ, стационарные и передвижные установки компенсации реактивной мощности, посты секционирования, пункты параллельного соединения контактной сети, пункты подготовки к рейсу пассажирских поездов с электрическим отоплением (в дальнейшем электроустановки).

1.1.4. Настоящая Инструкция определяет виды, объемы, нормы и периодичность технического обслуживания и ремонтов оборудования электроустановок, указанных в п.1.2.5 и приложении 2.

В конце каждого раздела приводятся технические указания, определяющие правила эксплуатации, порядок проведения некоторых специфических работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования электроустановок.

1.1.5. Каждая электроустановка закрепляется за конкретными ответственными за эксплуатацию лицами, назначаемыми приказом начальника дистанции электроснабжения. Круг их обязанностей определяется должностными инструкциями.

1.1.6. Оперативное обслуживание тяговых подстанций осуществляется в соответствии с Инструкцией от 18.11.91 г. N ЦЭ/4874.

1.1.7. Каждая электроустановка должна быть укомплектована достаточным количеством средств защиты, обеспечивающих безопасность работ, набором (аптечкой) необходимых приспособлений и средств для оказания доврачебной первой медицинской помощи. Перечень необходимых защитных средств приведен в приложении 4.

1.1.8. Все распределительные устройства (РУ) должны быть оборудованы блокировками, предотвращающими возможность ошибочных операций, разъединителями, отделителями, короткозамыкателями, выкатными тележками комплектных РУ, заземляющими ножами. Все типы ограждений безопасности и лестницы для подъема на площадки должны быть оборудованы блокировками, обеспечивающими возможность открывания ограждений, приведения лестниц в рабочее положение только при включенных заземляющих ножах линейного и шинного разъединителей. Блокировочные устройства, кроме механических, должны быть постоянно опломбированы.

Устройства блокировок должны быть приняты в эксплуатацию комиссией дистанции электроснабжения.

Порядок действий оперативного персонала при неисправности блокировочных устройств должен быть определен местными инструкциями.

1.1.9. Все работы в электроустановках должны выполняться в соответствии с требованиями ПТБ.

1.1.10. Каждая электроустановка должна быть укомплектована противопожарными средствами в соответствии с Нормами обеспечения противопожарным оборудованием объектов тягового электроснабжения (приложение 7).

1.1.11. Эксплуатация опор, металлоконструкций, прожекторных мачт осуществляется согласно Руководству по оценке несущей способности и содержанию металлических опорных конструкций контактной сети и прожекторных мачт от 30.03.92 г. N ЦЭТ/39.

1.1.12. Границы обслуживания и разделение ответственности между персоналом ЭЧЭ, РРУ, ЭЧК при эксплуатации электроустановок, перечисленных в п.1.1.2, утверждаются начальником дистанции электроснабжения.

1.1.13. Для определения трудозатрат на техническое обслуживание и ремонты, технического обеспечения и технологии проведения работ следует руководствоваться типовыми нормами времени на техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты, периодические испытания оборудования и устройств тяговых подстанций и постов секционирования.

1.2. Техническое обслуживание и ремонт.

1.2.1. При организации эксплуатации электроустановок рекомендуется применять прогрессивные методы технического обслуживания (ТО) и ремонта, позволяющие повысить производительность труда и качество выполненных работ:

Читайте также:  Кто должен ли не собственник платить за капитальный ремонт дома

централизованный метод — метод ТО и ремонта электроустановок специализированным персоналом и средствами одного подразделения предприятия;

кустовой метод эксплуатации электроустановок;

вахтовый метод в условиях зараженных районов, районах с тяжелыми климатическими условиями.

Метод обслуживания тяговых подстанций устанавливается начальником дистанции электроснабжения в зависимости от типа подстанции, количества и категорийности районных нагрузок, местных условий и утверждается службой электроснабжения дороги.

1.2.2. Исправность и работоспособность оборудования электроустановок должна обеспечиваться системой планово-предупредительных ремонтов электроустановок (ППР), предусматривающей все необходимые виды ТО и ремонтов с установленной периодичностью.

1.2.3. Все виды ТО и ремонтов, выполняемые в определенной последовательности, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и в наименьший повторяющийся интервал времени, составляют структуру ремонтного цикла (РЦ). РЦ выражается в годах календарного времени.

1.2.4. Для каждой электроустановки должен быть составлен годовой график ППР, увязанный с ремонтным циклом каждого вида оборудования. На основании этого графика составляют месячные планы работ. График ППР и месячный план утверждает начальник дистанции электроснабжения или его заместитель. Техническое обслуживание и ремонт оборудования допускается проводить по его состоянию и рекомендуется широко внедрять этот принцип при наличии в электроустановке или оборудовании необходимых устройств диагностики (переносных или встроенных).

1.2.5. Инструкция регламентирует объемы, нормы и периодичность следующих операций ТО и ремонта:

осмотров;

опробований;

испытаний (проверок);

текущих ремонтов;

неплановых ремонтов;

капитальных ремонтов.

Для некоторых типов оборудования предусматривается внеочередной ремонт.

1.2.6. Осмотры планируют как самостоятельную операцию для большинства оборудования. Во время осмотра проверяют состояние оборудования, выявляют дефекты эксплуатации, нарушения требований техники безопасности, уточняют состав и объем работ, подлежащих выполнению при очередном ремонте.

При осмотре необходимо проверять наличие, состояние надписей (табличек), указывающих назначение присоединения, соответствие надписей диспетчерскому наименованию, соответствие сигнализации (местной и на щите управления) истинному положению оборудования.

Периодичность проведения осмотров приведена в приложении 2.

Результаты осмотра с обнаруженными неисправностями оборудования и замечаниями записывают в книгу осмотров и неисправностей.

1.2.7. Испытания (проверки) преследуют цель выявления скрытых дефектов оборудования и контроля за эксплуатационной надежностью и безопасностью обслуживания оборудования в период между двумя очередными ремонтами.

При проведении испытаний следует руководствоваться методическими указаниями, изложенными в приложении Э1 ПТЭ и ПТБ.

Испытания включают в объем текущего, внеочередного, непланового и капитального ремонтов при совпадении времени их выполнения. Если сроки их проведения отличаются от сроков производства ремонтов, то назначают межремонтные испытания.

Для некоторых специфических типов оборудования нормы испытаний приводятся в настоящей Инструкции.

1.2.8. Эксплуатационное опробование проводится с целью определения исправности и работоспособности коммутационного оборудования, защит, устройств автоматики и телемеханики.

Опробование работы коммутационного оборудования и аппаратуры защит, автоматики, телемеханики проводят после любого вида ремонта или испытаний. Опробование осуществляется трехкратной подачей команды «включить» и «отключить» (непосредственно или косвенно) на собранное в работу присоединение.

Периодичность эксплуатационного опробования приводится в соответствующих разделах настоящей Инструкции.

1.2.9. Ремонты оборудования проводят с целью восстановления его исправности или работоспособности и восстановления ресурса до очередного ремонта.

Ремонты подразделяются на:

плановые — проводимые в соответствии с требованиями нормативно-технической документации независимо от технического состояния оборудования в момент начала ремонта;

неплановые — проводимые с целью устранения последствий отказов в работе оборудования и защит, повреждений оборудования аварийными токами, атмосферными и коммутационными воздействиями, механических повреждений, течи масла.

1.2.10. Виды плановых ремонтов:

текущий ремонт — обеспечивает поддержание оборудования в работоспособном состоянии в период гарантированной наработки до очередного планового ремонта путем чистки, проверки, замены быстроизнашиваемых частей, наладки;

внеочередной ремонт — назначается при выработке оборудованием нормированного нормативно-технической документацией и настоящей Инструкцией механического или коммутационного ресурса;

капитальный ремонт — выполняется с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования. При этом производят полную разборку оборудования или вскрытие, восстановление или замену изношенных деталей, обмоток, узлов и др., выполняют регулирование, наладку и полную программу испытаний согласно эксплуатационной документации с доведением всех характеристик и параметров оборудования до номинальных паспортных данных с обеспечением работоспособности на период гарантийной наработки до очередного капитального ремонта.

Капитальный ремонт может проводиться на месте установки оборудования или в специализированных организациях.

Работы, выполненные при капитальном ремонте оборудования подрядчиком, принимаются по акту комиссией под председательством начальника дистанции электроснабжения или его заместителя.

Ремонт любого вида должен сопровождаться выдачей определенных гарантий на последующий срок эксплуатации или наработку оборудования.

При проведении ремонтов рекомендуется применять прогрессивные методы, позволяющие повысить индустриализацию технологических процессов:

обезличенный метод — при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному изделию;

агрегатный метод — при котором неисправные агрегаты, блоки заменяют новыми или заранее отремонтированными.

1.2.11. Объемы технического обслуживания и ремонта оборудования приведены в соответствующих разделах Инструкции.

Периодичность текущего и капитального ремонтов и испытаний приведена в приложении 2.

1.2.12. В зависимости от местных условий с разрешения начальника службы электроснабжения допускается изменение периодичности проведения технического обслуживания и ремонта.

1.2.13. Результаты всех работ по ТО и ремонту оформляют соответствующими протоколами.

Изменения, сделанные при ремонтах оборудования, заносят в технический паспорт тяговой подстанции и в дело с технической документацией на соответствующее оборудование. Изменения, внесенные в схемы релейной защиты, управления и автоматики, отражают во всех экземплярах принципиальных и монтажных схем и доводят до сведения начальника подстанции и обслуживающего персонала.

Изменения в схемах первичной и вторичной коммутации понизительных и тяговых трансформаторов, фидеров контактной сети постоянного и переменного тока допускаются с разрешения начальника службы электроснабжения. На остальных присоединениях — с разрешения начальника дистанции электроснабжения или его заместителя.

1.2.14. При повреждениях или отказах оборудования, вызвавших брак в работе, производится расследование с составлением акта формы ЭУ-92.

При расследовании должны быть установлены: причины повреждений, дефекты оборудования, правильность работы устройств защиты, автоматики и действий оперативного персонала, виновные лица, разработаны мероприятия, предотвращающие подобные повреждения. Лицо, ответственное за эксплуатацию электроустановки, в трехдневный срок составляет акт повреждения и направляет его в дистанцию электроснабжения. После соответствующего анализа и оформления акт в декадный срок направляют в службу электроснабжения дороги. Классификация повреждений производится в соответствии с указаниями ЦЭ МПС.

При автоматизированной обработке информации на каждое повреждение составляют карточку отказа.

1.2.15. ТО и ремонт оборудования, находящегося в резерве (выведенного или не введенного в число действующих), проводят в объемах и в сроки, устанавливаемые местными инструкциями.

2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА (РУ) НАПРЯЖЕНИЕМ ВЫШЕ 1000 В

2.1. При осмотре РУ и здания тяговой подстанции проверяют:

состояние помещения, исправность дверей и окон, наличие и исправность замков и ключей;

состояние оборудования, ошиновки, контактных соединений, поддерживающих конструкций, кабельных муфт;

исправность отопления и вентиляции;

исправность освещения и цепей заземления;

наличие и состояние защитных и противопожарных средств;

уровень, температуру и давление масла, отсутствие течи в аппаратах;

состояние кабельных каналов;

состояние рубильников щитков низкого напряжения;

целостность пломб у счетчиков и реле;

состояние изоляции (запыленность, наличие трещин, разрядов);

исправность системы общеподстанционной сигнализации и сигнализации от проникновения в здание тяговой подстанции посторонних лиц;

наличие и состояние средств пожаротушения;

соответствие собранной схемы нормально установленной для осматриваемого РУ.

2.2. Сборные и соединительные шины.

Читайте также:  Мдс проектирование капитального ремонта

2.2.1. При осмотре проверяют:

общее состояние шин;

цвет термоиндикаторных красок;

положение сигнализаторов превышения температуры в контактных соединениях.

2.2.2. При испытаниях производят:

2.2.2.1. проверку нагрева болтовых контактных соединений;

2.2.2.2. измерение переходного сопротивления болтовых контактных соединений;

2.2.3. При текущем ремонте выполняют:

удаление пыли;

проверку узлов крепления и их подтяжку.

2.2.4. Неплановый ремонт производят при обнаружении перегрева контактных соединений.

2.2.5. Объем капитального ремонта определяется состоянием объектов и результатами испытаний.

2.2.6. Технические указания.

2.2.6.1. Проверку нагрева болтовых контактных соединений производят при наибольшем токе нагрузки визуально в ночное время суток, с помощью стационарных или переносных термоиндикаторов и средств инфракрасной техники.

2.2.6.2. Измерения по п.2.2.2.2 производят у шин на ток 1000 А и более, за контактами которых отсутствует контроль в процессе эксплуатации, а также у контактных соединений РУ-35 кВ и выше. Измерения производят на постоянном токе методом определения падения напряжения на контактах. Сопротивление участка шин в месте контактного соединения не должно превышать сопротивление участка шин такой же длины и такого же сечения более чем в 1,0 раз*.
________________
* Соответствует оригиналу. — Примечание «КОДЕКС».

2.2.6.3. Опрессованное соединение бракуют, если:

геометрические размеры (длина и диаметр опрессованной части) не соответствуют требованиям действующих инструкций по монтажу соединительных зажимов;

на поверхности соединителя или зажима имеются трещины;

кривизна опрессованного соединителя превышает 3% его длины;

стальной сердечник опрессованного соединителя расположен несимметрично.

2.2.6.4. Сварное соединение бракуют, если:

имеется пережог провода наружного повива или нарушение сварки при перегибе соединительных проводов;

усадочная раковина в месте сварки имеет глубину более диаметра проводов, а для сталеалюминиевых проводов сечением 150-600 мм — более 6 мм.

Швы сварных соединений жестких шин не должны иметь трещин, кратеров и непроваров длиной более 10% длины шва при глубине более 15% толщины свариваемого металла. Суммарное значение непроваров, подрезов, газовых пор, окисных и других включений сварных шин из алюминия в каждом рассматриваемом сечении должны быть не более 15% толщины свариваемого металла.

2.3. Подвесные и опорные изоляторы.

2.3.1. При осмотрах проверяют состояние изоляторов (наличие сколов, трещин, следов перекрытий, разрядов).

2.3.2. При испытаниях производят:

2.3.2.1. измерение сопротивления изоляции мегаомметром 2500 В;

2.3.2.2. испытание повышенным напряжением промышленной частоты опорных одноэлементных изоляторов;

2.3.2.3. контроль многоэлементных изоляторов под напряжением с помощью штанги или других средств диагностики на базе инфракрасной техники.

2.3.3. При текущем ремонте выполняют:

удаление пыли с поверхности изоляторов;

очистку загрязненных изоляторов;

проверку исправности узлов крепления;

проверку отсутствия трещин и сколов фарфора изоляторов;

состояние армировки изоляторов;

устранение мелких неисправностей.

2.3.4. Капитальный ремонт назначается по результатам испытаний.

2.3.5. Технические указания.

2.3.5.1. Испытания по пп.2.3.2.1, 2.3.2.3 производят при положительной температуре окружающего воздуха.

2.3.5.2. Нормы распределения напряжения в зависимости от числа и типа изоляторов приведены в ПТЭ. Сумма напряжений, измеренных на элементах изоляторов, смонтированных на металлических и железобетонных конструкциях и опорах, не должна отличаться более чем на ±10% от фазного напряжения установки.

2.4. Устройства защиты от перенапряжений.

2.4.1. При осмотре разрядников проверяют внешнее их состояние, исправность присоединяющих и заземляющих шин, фиксируют показания счетчиков регистраторов срабатывания.

У разрядников обращают особое внимание на положение регистратора срабатывания. Разрядники осматривают в бинокль, при этом проверяют, не имеет ли трубка трещин или следов перекрытия, не сорван ли наконечник.

2.4.2. При испытаниях разрядников производят:

2.4.2.1. измерение мегаомметром на напряжение 2500 В сопротивления разрядника;

2.4.2.2. измерение сопротивления изоляции изолирующих оснований разрядников;

2.4.2.3. измерение тока проводимости (тока утечки);

2.4.2.4. измерение пробивных напряжений при промышленной частоте;

2.4.2.5. проверку герметичности разрядников.

При испытаниях трубчатых разрядников измеряют внешний искровой промежуток, проверяют правильность расположения зон выхлопа, специальными щупами проверяют прочность заделки металлических наконечников, состояние лакового покрытия, измеряют внутренний диаметр в зоне наибольшего выгорания и длину внутреннего промежутка.

2.4.3. При текущем ремонте разрядников выполняют:

запись показаний регистратора срабатываний;

проверку состояния разрядников, исправности присоединяющих и заземляющих шин, всех креплений и экранных колец, целостности фарфоровых покрышек опорных изоляторов, изолирующих оттяжек, отсутствие на поверхности разрядников сильных загрязнений или ржавых натеков, отсутствие смещений и сдвигов армировочных фланцев по цементным швам и растрескивания эмалевых покрытий этих швов;

очистку от загрязнений поверхности фарфоровых рубашек опорных изоляторов и изолирующих оттяжек;

восстановление эмалевых покрытий на цементных швах, окраски фланцев и соединяющих шин;

проверку целостности и правильности действия регистраторов срабатывания;

замену перегоревших плавких вставок.

У разрядников РВПК, РВБК, РРА, РБК открывают и очищают дугогасительные камеры.

Разрядники, состояние которых оказалось неудовлетворительным (открытый или смещенный предохранительный клапан, глубокие трещины в армировочных швах, большие сколы или трещины на фарфоровых рубашках и др.), должны быть заменены исправными.

Трубчатый разрядник заменяют новым, если внутренний диаметр, замеренный при испытаниях, превышает первоначальный более чем на 40%.

Если в процессе ремонта производилось вскрытие разрядника, то он должен быть после ремонта испытан в объеме п.2.4.2.

2.4.4. Неплановые ремонты производят по результатам испытаний в случае неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации.

Неплановые испытания выполняют, если наблюдаются более частые срабатывания разрядников по сравнению с подобными, работающими в аналогичных условиях.

2.4.5. При капитальном ремонте разрядников производят их разборку, чистку, ремонт или замену неисправных элементов.

Ремонтные работы необходимо производить в специализированных мастерских. Эффективно применение агрегатного метода ремонта. После капитального ремонта производят испытания согласно п.2.4.2.

2.4.6. Технические указания.

2.4.6.1. Для защиты от перенапряжений со стороны контактной сети к фидерам постоянного тока 3,3 кВ подключают разрядники РМБВ, РМВУ, РВКУ.

Подключение осуществляется через роговой разрядник, используемый в качестве предохранителя, с расстоянием между электродами 30 мм и плавкой вставкой из медной проволоки диаметром 0,4 мм.

Разрядник типа РВКУ-3, ЗБ01 подключают через плавкую вставку, закрепленную на роговом разряднике и состоящую из двух медных проволок диаметром 0,7 мм.

Разрядники, как правило, устанавливают на выходные опоры фидеров 3,3 кВ и заземляют так же, как эти опоры.

Разрядники, установленные на фасаде здания, заземляют на внутренний контур подстанции.

2.4.6.2. Испытания вентильных разрядников проводят при температуре не ниже +10 °С. При температурах наружного воздуха менее +10 °С разрядники перед испытаниями должны быть прогреты при помощи воздуходувок или занесены в помещение на время не менее 10 ч.

2.4.6.3. Значение тока проводимости, измеренного при температуре окружающего воздуха, отличающейся от +20 °С, приводят к этой температуре по формуле:

где — температура, при которой проводилось измерение, °С;

— ток проводимости, измеренный при , А.

Знак минус в скобках используется в случае, если температура выше +20 °С, знак плюс — при температуре ниже +20 °С.

2.4.6.4. У большинства типов разрядников величина сопротивления изоляции, измеряемая мегаомметром, не нормируется, но должна сопоставляться с предыдущими результатами или с данными заводских измерений.

Сопротивление изоляции разрядника (элемента) не должно отличаться более, чем на 30% от предыдущих измерений в эксплуатации или данных приемо-сдаточных испытаний.

2.4.6.5. Значения токов проводимости (утечки), пробивного напряжения разрядников приведены в табл.2.1.

Допустимые токи проводимости и пробивные напряжения разрядников

Тип элемента разрядника

Значение испытательного выпрямленного напряжения, кВ

Ток проводимости (утечки) элемента, мкА

Пробивное напряжение при частоте 50 Гц, кВ (действ.)

Источник