Меню

Капитальный ремонт грунтовых насосов

Капитальный ремонт грунтовых насосов

Микрометр гладкий МК

Контроль посадочных мест валов

Набор пластин, пробки, пробки со шпонками, кольца, накладная призма с контрольным стержнем

Контроль шпоночных пазов валов и втулок

3.8. При производстве ремонтных работ необходимо строго соблюдать меры безопасности, регламентированные действующими «Правилами техники безопасности при эксплуатации теплосилового оборудования электростанции»*, «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и местными инструкциями.

В связи с тем, что ремонтные работы выполняются в местах повышенной влажности, особое внимание должно быть уделено принятию мер по защите от поражения электрическим током.

Приступать к ремонтным работам при незакороченном и незаземленном силовом кабеле питания электродвигателя насоса категорически запрещается.

4. РАЗБОРКА НАСОСА И ЕГО УЗЛОВ

4.1. Виды разборки, дефектация насоса

4.1.1. Насос в зависимости от характера неисправности (см. табл.5) разбирается либо частично для замены проточной части — рабочего колеса, внутреннего корпуса и диска защитного (типовой объем ремонтных работ), либо полностью с демонтажем ходовой части (вала с подшипниками и полумуфтой) для замены подшипников. При полной разборке заменяется, как правило, проточная часть насоса.

4.1.2. Вид разборки насоса (уточненный объем ремонтных работ) определяется дефектацией на работающем и остановленном насосе.

4.1.3. Дефектация насоса проводится с помощью штатных и переносных приборов: штатными приборами (манометром, амперметром) определяется степень изменения рабочей характеристики насоса, т.е. состояние его проточной части; переносными приборами (виброметрами, индикаторами) — степень изменения показателей надежности (вибрация, нагрев подшипников), т.е. состояние ходовой части насоса.

4.1.4. На работающем агрегате проверяются следующие показатели:

— вибрация подшипников ходовой части насоса и электродвигателя;

— температура нагрева подшипников;

— характер посторонних шумов в проточной части;

— интенсивность утечки воды через сальниковое уплотнение.

На остановленном агрегате проверяются следующие показатели:

— состояние фундамента;

— состояние крепежа агрегата;

— центровка агрегата (предварительно разбирается упругая муфта);

— качество смазки подшипников.

Результаты дефектации и заключение об объеме ремонта заносятся в ведомость дефектов (табл.8).

Вибрация подшипников насоса* и электродвигателя, мкм:

Температура нагрева подшипников, °С

Развиваемый напор**, м вод.ст.

Температура нагрева сальника, °С

Интенсивность утечки воды через сальниковое уплотнение

Состояние фундамента — трещины, отслоения

Состояние крепежа агрегата

Звонкий металлический звук

Центровка агрегата, несоосность, мм

Перекос валов, град.

Согласно ГОСТ (ТУ)

________________
* Приведена норма для агрегата с частотой вращения 750 об/мин; для агрегатов с другой частотой вращения см. разд.6 Руководства.

** Норма проставляется в каждом конкретном случае в зависимости от характеристики трассы.

4.2. Подготовка к разборке

4.2.1. В объем работ по подготовке насоса к разборке входит отсоединение его от связывающих коммуникаций. Работы выполнять в следующем порядке:

— обесточить электродвигатель, отсоединить кабель питания, закоротить и заземлить его;

— снять ограждение упругой муфты;

— проверить наличие контрольных рисок на полумуфтах, при отсутствии рисок — последние нанести;

— проверить центровку агрегата, результаты занести в формуляр N 1 (приложение 2);

— снять пальцы муфты;

— отсоединить трубопроводы уплотнительной и промывочной воды;

— отвернуть гайки крепления крышки сальника, снять крышку сальника, вынуть сальниковую набивку;

— разболтить фланцевое соединение вставки трубопровода на стороне всасывания насоса, снять вставку;

— разболтить фланцевое соединение напорного патрубка, снять прокладку.

4.2.2. Одновременно с выполнением подготовительных работ производится отбраковка снятых деталей (крепежа, ограждения, вставок крышки и кольца сальника).

Сальниковая набивка и прокладки подлежат полной замене.

4.3. Разборка насоса ГрТ 400/40 и его составных частей

4.3.1. Разборку проточной части насоса (рис.1) выполнять в следующем порядке:

Читайте также:  Фонд капитального ремонта мурманской области директор

— отвернуть 13 гаек М20 и снять переднюю половину корпуса;

— снять защитный диск 2;

— очистить насос от золошлаковых остатков;

— отвернуть гайку рабочего колеса 3, круглую гайку 4, снять прокладку 5;

— снять рабочее колесо 6;

— снять внутренний корпус 7.

Рис.1. Грунтовый насос ГрТ 400/40

Рис.1. Грунтовый насос ГрТ 400/40:

1 — передняя половина корпуса; 2 — защитный диск; 3 — гайка рабочего колеса; 4 — круглая гайка; 5 — прокладка; 6 — рабочее колесо; 7 — внутренний корпус; 8 — шпилька; 9 — кодовая часть; 10 — крышка сальника; 11 — защитная втулка

4.3.2. Демонтаж ходовой части насоса (рис.2) производить в следующем порядке:

— разобрать проточную часть (см. п.4.3.1);

— демонтировать электродвигатель;

— вывернуть шпильки крепления стакана;

— снять ходовую часть и уложить ее на козлы.

Рис.2. Ходовая часть насоса ГрТ 400/40

Рис.2. Ходовая часть насоса ГрТ 400/40:

1 — отбойник; 2, 4 — крышки подшипника; 3 — стопорное кольцо; 5 — крышка; 6 — круглая гайка; 7 — стопорная шайба; 8, 10 — подшипники; 9 — распорная втулка; 11 — стакан

4.3.3. Разборку ходовой части насоса (см. рис.2) на детали производить в следующем порядке:

— снять отбойник 1;

— снять крышку 2 переднего подшипника и стопорное кольцо 3;

— спрессовать передний подшипник;

— снять крышку 4 подшипника;

— спрессовать полумуфту с вала насоса;

— снять крышку 5 задней подшипниковой опоры;

— отвернуть круглую гайку 6 и снять стопорную шайбу 7;

— спрессовать подшипник 8;

— снять распорную втулку 9, спрессовать подшипник 10:

— снять стакан 11 задней подшипниковой опоры.

4.4. Разборка насосов ГрТ 1600/50а, ГрТ 1600/50 и их составных частей

4.4.1. Разборку проточной части насоса (рис.3) производить в следующем порядке:

— отвернуть 20 гаек М30 и снять переднюю половину корпуса насоса 1;

— снять защитный диск 2;

— очистить насос от золошлаковых остатков;

— отвернуть гайку рабочего колеса 3, снять шайбу, отвернуть круглую гайку 4 (M110x2), снять прокладку 5;

— установить трубчатый винтовой съемник (рис.4) на вал насоса;

— установить и закрепить на рабочем колесе оправку (рис.5);

— вывести из внутреннего корпуса на съемник рабочее колесо 6 (см. рис.3) и снять его;

— установить и закрепить на внутреннем корпусе 7 (см. рис.3) оправку (рис.6);

— вывести на съемник внутренний корпус и снять его;

— снять съемник с вала (операция выполняется при необходимости демонтажа ходовой части).

Рис.3. Грунтовые насосы ГрТ 1600/50а, ГрТ 1600/50

Рис.3. Грунтовые насосы ГрТ 1600/50а, ГрТ 1600/50:

1 — передняя половина корпуса; 2 — защитный диск; 3 — гайка рабочего колеса; 4 — круглая гайка; 5 — прокладка; 6 — рабочее колесо; 7 — внутренний корпус; 8 — шпилька; 9 — крышка кронштейна; 10 — ходовая часть; 11 — крышка сальника

Рис.4. Приспособление для снятия колеса и брони насоса ГрТ 1600/50

Рис.4. Приспособление для снятия колеса и брони насоса ГрТ 1600/50 (сборочный чертеж):

1 — оправка для снятия колеса насоса; 2 — рама; 3 — оправка для снятия брони насоса

Примечания: 1. В профильном виде оправка для снятия брони показана условно. 2. Размеры для справки.

Рис.5. Оправка для снятия колеса насоса ГрТ 1600/50

Рис.5*. Оправка для снятия колеса насоса ГрТ 1600/50 (сборочный чертеж):

2 — направляющая; 3 — ребро; 4 — ось; 5 — кулачок; 6 — специальная гайка; 7 — упорный винт

Читайте также:  Тариф капитальный ремонт региональный оператор

_______________
* Качество рисунка в электронном исполнении соответствует качеству рисунка, приведенного в бумажном оригинале, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Рис.6. Оправка для снятия брони насоса ГрТ 1600/50

Рис.6. Оправка для снятия брони насоса ГрТ 1600/50 (сборочный чертеж):

3 — ось; 4 — направляющая; 5 — втулка; 6 — оправка; 7 — специальная гайка; 8 — упорный винт

4.4.2. Демонтаж ходовой части насоса (рис.7) выполнять в следующем порядке:

— разобрать проточную часть (см. п.4.4.1);

— вывернуть шпильки крепления стакана задней подшипниковой опоры;

— разболтить и снять крышки кронштейна передней и задней подшипниковых опор;

— снять ходовую часть, уложить ее на козлы;

Рис.7. Ходовая часть насосов ГрТ 1600/50а, ГрТ 1600/50

Рис.7. Ходовая часть насосов ГрТ 1600/50а, ГрТ 1600/50:

1 — отбойник; 2 — крышка переднего подшипника; 3 — круглая гайка; 4 — стопорная шайба; 5 — передний подшипник; 6 — кольцо; 7 — стакан переднего подшипника; 8 — крышка; 9, 11 — подшипники; 10 — втулка; 12 — стакан

4.4.3. Разборку ходовой части насоса (см. рис.7) на детали производить в следующем порядке:

— снять отбойник 1;

— разболтить и снять крышку переднего подшипника 2;

— отвернуть круглую гайку 3 и снять стопорную шайбу 4;

— спрессовать передний подшипник 5, кольцо 6;

— снять стакан 7 переднего подшипника;

— спрессовать полумуфту с вала насоса;

— снять крышку 8 задней подшипниковой опоры;

— отвернуть круглую гайку крепления подшипника, снять стопорную шайбу;

— снять подшипник 9 с втулкой 10, выпрессовать втулку;

— спрессовать подшипник 11;

— снять стакан 12 задней подшипниковой опоры.

4.5. Разборка насоса ГрТ 1250/71 и его составных частей

4.5.1. Разборку проточной части насоса (рис.8) производить в следующем порядке:

— разболтить фланцевое соединение патрубка, снять патрубок 1;

— снять кольцо на стороне всасывания 2;

— отвернуть 18 гаек М36 и снять крышку 3;

— снять диск 4;

— очистить насос от золошлаковых остатков;

— вывернуть три шпильки М20х80 крепления диска 7;

— отвернуть 18 гаек М42 и снять корпус 5 (верхнюю его половину);

— свернуть рабочее колесо 6 с вала, снять его;

— снять диск 7;

— снять внутренний корпус 8.

Рис.8. Грунтовый насос ГрТ 1250/71

Рис.8. Грунтовый насос ГрТ 1250/71:

1 — патрубок; 2 — кольцо стороны всасывания; 3 — крышка; 4, 7 — диски; 5 — корпус (верхняя половина); 6 — рабочее колесо; 8 — внутренний корпус; 9 — крышка кронштейна; 10 — ходовая часть; 11 — крышка сальника

4.5.2. Демонтаж ходовой части насоси (рис.9) производить в следующем порядке:

— разобрать проточную часть (см. п.4.5.1.);

— слить масло из ванны подшипниковых опор;

— вывернуть 12 шпилек M16 крепления торцовых крышек подшипников передней и задней опор;

— вывернуть шпильки крепления стакана заднего подшипникового узла и крышки переднего подшипника;

— отвернуть 8 гаек М24 крепления крышки кронштейна, снять крышку;

— снять ходовую часть, положить ее на козлы.

4.5.3. Разборку ходовой части наcoca (см. рис.9) выполнять в следующем порядке:

— снять защитную втулку и кольцо сальника;

— отвернуть гайку, снять кольцо и отбойник 1;

— снять крышку переднего подшипника 2;

— снять гильзу и стопорное кольцо 3;

— спрессовать передний подшипник 4;

— спрессовать полумуфту с вала насоса;

— снять крышку 5 заднего подшипникового узла и прокладку;

— отвернуть гайку 6 и круглую гайку 7 крепления заднего подшипника;

Читайте также:  Периодичность проведения капитальных ремонтов фасадов

— спрессовать задний подшипник 8, снять упорное кольцо;

— спрессовать два радиально-упорных подшипника 9, снять гильзу 10;

— снять стакан 11.

Рис.9. Ходовая часть насоса ГрТ 1250/71

Рис.9. Ходовая часть насоса ГрТ 1250/71:

1 — отбойник; 2 — крышка переднего подшипника; 3 — стопорное кольцо; 4, 8, 9 — подшипники; 5 — крышка; 6 — гайка; 7 — круглая гайка; 10 — гильза; 11 — стакан

5. ПОДГОТОВКА К ДЕФЕКТАЦИИ И РЕМОНТУ

Детали ходовой части насоса после разборки подвергаются промывке в керосине с последующей обтиркой их насухо ветошью.

Нерабочие поверхности деталей очищаются от загрязнений и ржавчины с помощью металлических щеток, скребков или шаберов; рабочие поверхности допускается очищать надфилем или наждачной бумагой (N 000).

После дефектации годные к дальнейшему использованию детали покрываются тонким слоем солидола; посадочные места обматываются каким-либо мягким чистым материалом (например, бетта-сукном), детали укладываются на брезент и покрываются им.

На отбракованные детали составляются ремонтный эскиз с указанием метода восстановления и технические требования к восстанавливаемой детали, которые вместе с деталью передаются в механическую мастерскую тепловой электростанции.

Все детали восстанавливаются до первоначальных (заводских) размеров.

Восстанавливаемые детали насосов указаны в табл.2. Метод восстановления и технические требования к восстанавливаемой детали приведены в разд.6.

6. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ДЕФЕКТАЦИЮ И РЕМОНТ

6.1. Общие требования

6.1.1. Ремонт насосов должен производиться с учетом усовершенствований конструкций узлов и деталей, проведенных заводом-изготовителем или специализированной организацией по согласованию с заводом-изготовителем.

6.1.2. Материалы, применяемые при ремонте насосов, должны соответствовать маркам, указанным в рабочих чертежах завода-изготовителя.

6.1.3. Крепеж с деформированной резьбой или с неполным несимметричным профилем резьбы, без заходных фасок, со срывом резьбы более двух ниток подлежит замене.

6.1.4. Резьбовые соединения должны быть изготовлены по ГОСТ 9150-59* и соответствовать грубому классу точности по ГОСТ 16093-70** с полем допуска резьб: для болтов — 8 , для гаек — 7 .
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 9150-2002;
** На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 16093-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Параметр шероховатости профиля резьбы не должен быть более 2,5 мкм на базовой длине 0,8 мм по ГОСТ 2789-73.

6.1.5. Концы болтов и винтов не должны выступать над гайкой более чем на одну-две нитки. Головки болтов и гаек должны плотно прилегать всей поверхностью к детали.

6.1.6. Болты, шпильки и другие крепежные детали должны быть затянуты до отказа без перекоса к сопрягаемым деталям нормальным слесарно-сборочным инструментом.

6.1.7. Все болтовые соединения должны быть застопорены от самоотвинчивания способом, указанным в рабочих чертежах.

6.1.8. Поверхностные повреждения шпонок и шпоночных пазов (риски, задиры, забоины, наклепы) должны быть устранены зачисткой и шабровкой без изменения предельно допустимых размеров с последующей проверкой поверхности линейкой на краску. При значительном смятии кромок допускается изменение шпоночного паза на больший нестандартный размер. При этом должна быть изготовлена новая нестандартная шпонка для обеспечения напряженной посадки на валу и скользящей посадки во втулке. Шпонки со смятыми кромками и разрывами подлежат замене.

6.1.9. Посадочные места вала под подшипники качения в зависимости от посадки должны соответствовать значениям, указанным в табл.9.

Допуски на посадочные места вала под подшипники

Номинальный диаметр, мм

Отклонение диаметров отверстия подшипника, мкм

Источник