Меню

Капитальный ремонт двигателей постоянного тока

Ремонт двигателей постоянного тока

Машины повреждаются чаще всего из-за недопустимо длительной работы без ремонта, плохого эксплуатационного обслуживания или нарушения режима работы, на который они рассчитаны. Повреждения электрических машин бывают механические и электрические.

К механическим повреждениям относят: выплавку баббита в подшипниках скольжения; разрушение сепаратора, кольца, шарика или ролика в подшипниках качения; деформацию или поломку вала ротора (якоря); образование глубоких выработок («дорожек») на поверхности коллекторов и контактных колец; ослабление крепления полюсов или сердечника статора к станине; разрыв или сползание проволочных бандажей роторов (якорей); ослабление прессовки сердечника ротора (якоря) и др.

К электрическим повреждениям относят пробой изоляции на корпус; обрыв проводников в обмотке; замыкание между витками обмотки; нарушение контактов и разрушение соединений, выполненных пайкой или сваркой; недопустимое снижение сопротивления изоляции вследствие ее старения, разрушения или увлажнения и др.

Электрослесарь по ремонту электрических машин должен хорошо знать характерные признаки, а также способы выявления и устранения различных повреждений и неисправностей, возникающих в этих машинах.
Наиболее распространенные неисправности и возможные причины их возникновения в электрических машинах приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Неисправности электрических машин и возможные причины их возникновения

Продолжение таблицы 1


Отремонтированная электрическая машина должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к ней стандартами или техническими условиями.

На ремонтных предприятиях проводят следующие виды испытаний: контрольные — для определения качества электрооборудования; приемосдаточные, проводимые при сдаче отремонтированного электрооборудования ремонтным предприятием и приеме заказчиком; типовые испытания, проводимые после внесения изменения в конструкцию электрооборудования или технологию его ремонта для оценки целесообразности внесенных изменений. В ремонтной практике чаще всего применяют контрольные и приемосдаточные испытания.
Каждая электрическая машина после ремонта вне зависимости от его объема подвергается приемосдаточным испытаниям. При испытаниях, выборе измерительных приборов, сборке схемы измерений, подготовке испытываемой электрической машины, установлении методики и норм испытаний, а также для оценки результатов испытаний используют соответствующие стандарты и инструкции.

Если при ремонте машины не изменена ее мощность или частота вращения, то после капитального ремонта машину подвергают контрольным испытаниям, а при изменении мощности или частоты вращения — типовым испытаниям.

В ремонтной практике встречаются главным образом следующие виды испытаний: до начала ремонта и в процессе его для уточнения характера неисправности; вновь изготовленных деталей машины; собранной после ремонта машины. Общие указания по программе и методике испытаний электрических машин приведены в ГОСТе.

Испытания и проверки собранной после ремонта машины проводят в такой последовательности:
– проверка сопротивления изоляции всех обмоток относительно корпуса и между ними;
– проверка правильности маркировки выводных концов;
– измерение сопротивления обмоток постоянному току;
– проверка коэффициента трансформации асинхронных двигателей с фазным ротором;
– проведение опыта холостого хода;
– испытание на повышенную частоту вращения;
– испытание межвитковой изоляции;
– испытание электрической прочности изоляции.

В зависимости от характера и объема произведенного ремонта иногда ограничиваются выполнением лишь части перечисленных испытаний. Если испытания проводят до ремонта с целью выявления дефекта, достаточно провести часть программы испытаний.

Основными показателями качества произведенного ремонта, определяющими надежность работы отремонтированной электрической машины, являются сопротивление ее изоляции и способность воспринимать номинальную нагрузку.

Поэтому при должном соблюдении технологии выполнения ремонтных операций в ремонтной практике в ряде случаев ограничиваются только испытаниями изоляции и послеремонтной проверкой нагрузочной способности электрической машины.
Сопротивление изоляции испытывают мегомметром, а нагрузочную способность — электромагнитным тормозом. Испытания изоляции электрических машин напряжением до 1000В производят мегомметром Ml 101.

В процессе изготовления обмоток ремонтируемых машин выполняют мегомметром Ml 101 необходимые испытания при каждом переходе от одной технологической операции к другой. По мере выполнения операций изготовления обмотки и движения к завершающей стадии испытательные напряжения снижаются, приближаясь к наименьшим допустимым, предусмотренным соответствующими нормами. Это объясняется тем, что после выполнения очередных технологических операций сопротивление изоляции элементов обмотки может снижаться, и если на последующих стадиях ремонта не снижать испытательные напряжения, то возможен пробой изоляции в такой момент готовности обмотки, когда для устранения дефекта потребуется переделка всей ранее проделанной работы.
Испытательные напряжения должны быть такими, чтобы в процессе испытаний выявлялись дефектные участки, но в то же время не повреждалась исправная часть изоляции.

Читайте также:  Как выбрать кому платить за капитальный ремонт

В перечень испытаний входит измерение сопротивления изоляции обмоток до и после пропитки и сушки. Кроме того, испытывают электрическую прочность изоляции обмоток приложением высокого напряжения.

Сопротивление изоляции обмоток электрических машин напряжением до 660 В, измеренное мегомметром на 1000 В после пропитки и сушки, должно быть не ниже: после полной перемотки обмоток — 3 МОм у статора, 2 МОм у ротора; после частичной перемотки обмоток — 1 МОм у статора; 0,5 МОм у ротора.

Указанные сопротивления изоляции обмоток не нормированы, а рекомендуются исходя из практики ремонта и эксплуатации отремонтированных электрических машин.

Источник

Ремонт электродвигателей постоянного и переменного тока

Электродвигатель — это аппарат, который перерабатывает электрическую энергию в механическую. В зависимости от вида тока различают модели постоянного и переменного тока. Не зависимо от вида, как любое другое устройство, этот агрегат может потребовать ремонта.

Когда необходим технический ремонт электродвигателей переменного тока, камеры подшипников качения заполняют смазкой, а поверхность корпуса покрывают краской и специальной смазкой. После ремонта инженеры дают обычно год гарантии, естественно, при соблюдении всех правил хранения и эксплуатации.

Существует также текущий ремонт электродвигателей переменного тока. Данный вид ремонтных работ применяется для машин, которые находятся в эксплуатации. В процесс входят следующие работы:

  • очистка поверхности детали;
  • проверка состояния подшипников качения, если есть необходимость: их замена или промывка;
  • проверка работы смазочных колец;
  • осмотр и, при необходимости, чистка каналов вентиляции;
  • проверка состояния крепления лобовых частей бандажей и обмоток;
  • устранение неполадок, как поверхностных, так и внутренних;

Для того чтобы вы были уверены в 100-процентной работе электродвигателя переменного тока, лучше прибегнуть к капитальному ремонту. Данный вид ремонта применяют для автомобилей, которые находятся в эксплуатации. Капитальный ремонт используют для того, чтобы полностью восстановить деталь.

Несколько правил для того, чтобы этот агрегат прослужил дольше. Правило одно единственное — нужно использовать нормативно-технические документы (инструкции).

Рассмотрим теперь ремонт двигателя постоянного тока. Есть два вида работы такого устройства:

  • рамка состоит из двух стержней (ток в магнитном поле статора);
  • взаимодействие статора и ротора посредством их магнитных полей.

Ремонт электродвигателя постоянного тока осуществляется в несколько этапов:

  1. Изначально деталь проходит осмотр, инженеры выявляют дефекты;
  2. Заменяют старую обмотку на статоре;
  3. Пропитывают лаком;
  4. Заменяют выводные концы статора;
  5. Заменяют подшипники, их посадочные места на валу и щитах;
  6. Балансируют ротор;
  7. Тестируют работу после ремонта
  8. Покраска (по желанию клиента).

Естественно, существует мелкий ремонт и капитальный, все зависит от уровня поломки. Бывают ситуации, когда капитального ремонта не избежать. Мелкий ремонт отличается тем, что в него входит замена определенных деталей, а не полная диагностика.

Ремонт электродвигателей постоянного тока занимает более двух суток, хотя при наличии хорошего оборудования и высококвалифицированных специалистов намного меньше. В целом ремонт данного вида устройств ничем не отличается по сложности от ремонта других двигателей.

Ремонт коллектора электродвигателя производится в таких случаях, если происходит замыкание между смежными пластинами; замыкание между пластинами и втулками; если нужно заменить смежные коллекторные пластины; полная замена пластина. Для того чтобы не испортить форму коллектора во время ремонта, его стягивают по наружной поверхности специальным хомутом, после отворачивают гайку, сдвигают конус и осматривают поверхность коллектора.

Практика показала, что на предприятия не выдают запасных коллекторов, поэтому ремонтные службы вынуждены изготавливать новые самостоятельно, руководствуясь размерами предыдущего, поломанного коллектора. Пластины коллектора, который изготавливаются в ремонтных службах, изготавливаются из холоднотянутой меди трапецеидального сечения.

Читайте также:  Капитальный ремонт участка автодороги приемка работ

Ремонт якорей электродвигателя

Начинается все с очистки якоря. Потому что наличие пыли или каких-либо других видов загрязнения значительно уменьшает уровень устойчивости агрегатов, а также его электрическую прочность. Естественно, очистка является одним из важнейших компонентов ремонта якоря. Все щели продуваются пылесосом, а поверхностные загрязнения удаляются с помощью мойки и протирки детали. Вентиляцию очищают с помощью щеток-ершей.

Следующий этап — это устранение дефектов. Якорь помещают на специальный аппарат, где инженеры осматривают деталь и устанавливаю дефекты. Проверяют уровень сопротивления изоляции (в холодном состоянии уровень сопротивления изоляции должен быть не ниже 5 МОм). Если же уровень ниже, это свидетельствует о дефекты, то есть изоляция, либо увлажнена, либо повреждена. Обязательно якорь проверяется на наличие межвитковых замыканий. Это дефект легко заметить и при простом осмотре, не прибегая к специальному оборудованию.

Но, конечно, если при простом осмотре увидеть не удалось, при более тщательном диагностировании (с помощью оборудования) данный вид дефекта будет обязательно обнаружен. И последний этап, непосредственно ремонт механической части якоря. После того, как проведена очистка и установлены дефекты, специалисты приступают непосредственно к ремонту якоря. Нужно запомнить, что чаще всего трещины появляются в переходных галтелях вала, поэтому эти места во время анализа дефектов нужно проверять очень тщательно.

Также не нужно забывать о плотности установки пакета сердечников на якорях, если там обнаружены обрывы витков обмотки якоря. Так как этот дефект ухудшает коммутацию двигателя. И на коллекторных пластинах. Существуют такие дефекты, как оплавления и подгары, которые тоже нужно устранять.

Их можно обнаружить на электрощетках и на коллекторных пластинах. Якоря, у которых ослаблены пакеты сердечника и задней нажимной шайбы обязательно необходимо отправлять в капитальный ремонт, так как только там смогут полностью диагностировать проблему и её решить. О наличии дефектов такого рода нужно указывать в техпаспорте якоря перед отправкой его на ремонтный завод.

Читайте также на портале myfta.ru:

Вольфрамовая проволока Данная категория металлического.

Керамический тепловентилятор – вид отопительного прибор.

Источник

Ремонт электродвигателей постоянного тока

Текущий ремонт генераторов и двигателей постоянного тока сводится к следующему:

− изношенные щетки заменяют новыми и притирают по месту;

− проверяют и регулируют, траверсу щеткодержателя, устанавливая щетки в шахматном порядке;

− шлифуют и продороживают коллектор;

− проверяют изоляцию обмоток и восстанавливают ее в местах повреждения;

− подшипники разбирают, очищают, производят шабрение (подшипников скольжения) или заменяют (подшипники качения);

− подтягивают болты крепления деталей.

Работы, выполняемые при капитальном ремонте электродвигателей:

− ремонт коллектора с заменой пластин;

− ремонт или замена щеточного механизма;

− замена подшипниковых щитов;

− перезаливка подшипников скольжения;

− ремонт контактных колец и изолирующих их от вала прокладок;

− рихтовка листов активного железа;

− ремонт вала и балансировка ротора;

− заварка трещин корпуса;

− частичная или полная смена обмоток;

− пропитка обмотки лаками и сушка;

− переделка машин на другое напряжение и частоту вращения.

При периодических осмотрах и плановых ремонтах машин постоянного тока основное внимание обращают на состояние коллектора, щеток, щеткодержателя, подшипниковых узлов и изоляции обмоток.

На поверхности коллектора может появиться шероховатость вследствие попадания твердых частиц под щетки, нагар от искрения или окись после длительного хранения машины во влажных местах. Шероховатость коллектора устраняют шлифовкой мелкой стеклянной бумагой марки 000, прижимаемой деревянной колодкой с вырезом по форме коллектора. Применение наждачной бумаги нежелательно, так как крупинки наждака проводят электрический ток и могут замкнуть пластины коллектора. Не рекомендуется опиливать коллекторные пластины напильником или прижатием стеклянной бумаги рукой, так как получается неровная поверхность.

Неровную поверхность коллектора протачивают резцом, предварительно тщательно отцентрировав его.

Читайте также:  Срок проведения капитального ремонта жилого здания

После, проточки или длительной работы коллектор продороживают, так как миканитовые прокладки тверже медных пластин и при работе постепенно выступают над ними. Продороживание выполняют выпиливанием миканита специальной пилкой на глубину 0,5—1,0 мм вдоль приложенной к коллектору линейки без повреждения медных пластин. Можно продороживать коллектор и на токарном станке при неподвижном шпинделе и продольном движении суппорта с отрезным резцом, повернутым на 90° относительно своего нормального положения. Ширина режущей части резца равна ширине канавки между пластинами, а угол заточки равен 40°.

После продороживания все канавки между пластинами коллектора прочищают волосяной щеткой и шабером снимают фаски с краев коллекторных пластин, а затем коллектор шлифуют и продувают сжатым воздухом.

При выходе из строя подшипников качения пли при большом износе подшипников скольжения ротор может задевать за статор, что вызывает повреждение активной стали, а иногда и обмотки. Неисправные подшипники качения заменяют новыми, а загрязненные снимают, очищают от грязи, промывают в керосине, а затем набивают смазку и устанавливают на место.

Перегрев подшипников скольжения приводит к расплавлению заливки или задирам шейки вала. Он происходит из-за недостаточного поступления масла вследствие погнутости масляных колец, недостаточного уровня, загрязнения или, уменьшения зазора между шейкой вала и вкладышем из-за перекоса вкладыша.

При недостаточном количестве масла его добавляют, а при загрязнении или чрезмерной вязкости — сливают, тщательно промывают подшипник керосином и заливают свежее масло требуемого качества. Для подшипников качения применяют смазки типа УТ и солидолы, для подшипников скольжения — веретенное, машинное или турбинное масло. При перекосе вкладыша подшипник разбирают, устанавливают вкладыш правильно и фиксируют его для предупреждения повторного перекоса.

В процессе эксплуатации не допускают загрязнения электродвигателей: это способствует перегреву обмоток и может привести к короткому их замыканию. Пыль систематически удаляют пылеотсасывающим устройством или продувкой сжатым воздухом. В процессе работы происходит стирание изоляции, что может привести к межвитковому замыканию или пробою на корпус.

Это может произойти и вследствие механических повреждений или отсырения изоляции. Эти неисправности определяют внешним осмотром или измерением сопротивления изоляции обмоток, которое должно быть не ниже 1,0 МОм на 1000 В рабочего напряжения, а магнитным или другим методом уточняют место пробоя изоляции.

Приступая к частичной или полной перемотке якоря, маркируют пазы, составляют схему обмотки, эскизируют лобовые части обмотки, бандажи и другие узлы, а затем снимают старые бандажи, распаивают коллектор и снимают старые обмотки. Перед укладкой новой обмотки якорь тщательно очищают, пазы опиливают и красят их стенки. Коллектор проверяют на отсутствие замыканий между пластинами, обмоткодержатель изолируют.

В зависимости от формы паза, напряжения тока и мощности машины обмотки выполняют в виде жестких или мягких секций, а также протяжкой вручную обмоточного провода в закрытые или полузакрытые пазы. Большинство якорей имеет открытые пазы, в которые укладывают заранее отформованные секции. При закладке следят за длиной выступающих из паза прямолинейных участков секций, добиваясь равности их. В машинах мощностью до 5 кВт применен полузакрытый паз. В этом случае секции укладывают через прорез и обращают внимание на формовку лобовых частей, так как неправильная формовка приводит к невозможности укладки последних сторон секций. При намотке жестких секций пользуются металлическим шаблоном.

Катушки полюсов и стержни компенсационной обмотки наматывают на каркасах или деревянных разъемных оправках. Для малых машин применяют каркасы из электрокартона или бакализированной резины.

При нанесении изоляции секций следует обращать внимание на отсутствие сгустков лака, так как они обычно долго не высыхают и при вращении якоря лак будет разбрызгиваться.

После укладки всех секций проверяют соответствие их выводов коллекторным пластинам, испытывают на межвитковое замыкание и при положительных результатах производят запайку проводников в коллектор.

Источник