Меню

Капитальный ремонт дома для приватизированных квартир

КС разъяснил, кто несет бремя ответственности за капремонт домов, где приватизирована часть квартир

12 марта Конституционный Суд РФ вынес Определение № 557-О/2019 по запросу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 190.1 «Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения» ЖК РФ, с которым в КС обратилась группа депутатов Госдумы. По их мнению, оспариваемая норма противоречит Конституции РФ, допуская уменьшение объема публично-правовых обязательств в отношении граждан, приватизировавших квартиры в домах, требовавших на момент приватизации проведения капремонта.

Позиция заявителей

Так, условие о том, что бывший наймодатель (уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления) проводит капремонт в доме, включенном в перспективный и (или) годовой план, только на дату приватизации первого жилого помещения в нем, исключает обязанность государства проводить такой ремонт, если он потребовался на момент приватизации второй и последующих квартир. По мнению заявителей, это не только уменьшает объем публично-правовых обязательств, установленных ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда, но и порождает неравенство между собственниками, приватизировавшими свои квартиры до и после приватизации первого жилого помещения в таком доме.

Депутаты также отметили, что до внесения поправок в ст. 16 Закона обязанность бывших наймодателей по проведению капремонта не зависела от даты приватизации первой квартиры в доме. При этом из буквального толкования нормы следовало, что соответствующие публично-правовые обязательства возникали не в отношении дома, а в отношении каждого гражданина, имеющего право пользования жильем на условиях социального найма, притом что на момент приватизации такого жилого помещения дому требовался капремонт.

Между тем предусмотренный законодательством механизм, состоящий в том, что после утверждения региональной программы капремонта все собственники включенных в нее домов несут расходы на оплату соответствующих взносов, предполагает освобождение публично-правовых образований от обязательств по проведению капремонта перед лицами, приватизировавшими квартиры в домах, нуждающихся в нем, но не требовавших его проведения на момент приватизации первой квартиры.

КС не нашел неопределенности в оспариваемой норме

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд указал, что, устанавливая порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, законодатель учитывал его реальное техническое состояние.

В первоначальной редакции ст. 16 Закона о приватизации он предусмотрел, что приватизация квартир в домах, требующих капремонта, осуществляется, как правило, после проведения последнего наймодателем, а при согласии граждан за непроизведенный ремонт может выплачиваться компенсация. Обязанность последующих капремонтов несут уже собственники жилья, в том числе граждане (Постановление КС от 12 апреля 2016 г. № 10-П, Определения от 19 октября 2010 г. № 1334-О-О, от 14 июля 2011 г. № 886-О-О и от 1 марта 2012 г. № 389-О-О).

Таким образом, подчеркивается в определении, сохранение за бывшими наймодателями обязанности по проведению капремонта нуждавшихся в нем домов является предусмотренным законом исключением из общего правила о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества.

КС отметил, что в соответствии с оспариваемой нормой возложение обязанности по проведению капремонта на орган государственной власти или местного самоуправления возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первой квартиры дом был включен в перспективный и (или) годовой план, однако капремонт проведен не был, а также при условии, что капремонт общего имущества после даты приватизации первой квартиры до даты включения дома в региональную программу по капремонту не проводился за счет бюджетных средств.

Таким образом, с момента приватизации первой квартиры в таком доме соответствующее публично-правовое образование перестает единолично нести бремя его содержания – последующие расходы возлагаются на него соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество.

При этом Суд подчеркнул, что процесс приватизации, начавшийся в 90-е гг. ХХ в., не ограничен определенным сроком и продолжается в настоящее время, естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается, а необходимость проведения работ по их капремонту возникает неоднократно. Исходя из этого, сохранение обязанности за бывшим наймодателем по проведению капремонта домов, ранее входивших в государственный или муниципальный жилищный фонд, не должно трактоваться как возложение на него обязанности по капремонтам, потребность в которых будет возникать вплоть до завершения приватизации всех помещений в доме. При этом собственники приватизированных квартир в таких домах не освобождаются от расходов на содержание общего имущества, включая взносы на капремонт.

Читайте также:  Как определить текущий ремонт кровли или капитальный ремонт

Иное, как указано в документе, приводило бы к неправомерному перераспределению бремени содержания общего имущества, нарушало баланс публичных и частных интересов, а также конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности. Кроме того, это могло бы повлечь неосновательное обогащение собственников помещений, при приватизации которых нуждаемость в работах по капремонту отсутствовала.

Разграничение обязанности бывшего наймодателя по проведению капремонта нуждающихся домов и возлагаемого на собственников помещений бремени содержания общего имущества позволяет также определить объем соответствующих бюджетных средств. При этом, подчеркнул КС, публичная обязанность бывшего наймодателя по проведению капремонта не может рассматриваться как вновь возникающая по отношению к каждому новому собственнику в доме, нуждающемся в капремонте на момент приватизации соответствующей квартиры.

Эксперты по-разному оценили позицию Суда

Адвокат АП Московской области Татьяна Серегина поддержала позицию КС. «Определение можно назвать социально ориентированным, – пояснила она «АГ». – Суд справедливо обратил внимание на недопустимость неосновательного обогащения собственника каждого последующего помещения, при приватизации которого нуждаемость дома в работах по капремонту отсутствовала».

Как отметила эксперт, Конституционный Суд разъяснил, что введение оспариваемой нормы ЖК было продиктовано судебной практикой и исполнено последним с целью упорядочивания проведения капремонта именно в тех случаях, когда он изначально не был проведен (в период приватизации), либо не в полном объеме, – разумеется, с учетом условий, необходимых для его проведения.

Адвокат добавила, что определение содержит принципиально новый подход к выявлению понятия нуждаемости дома в проведении капремонта. Кроме того, Суд впервые упорядочил проведение капремонта многоквартирных домов, в которых он требовался ранее. «Определение сейчас является основным источником, разъясняющим положения ст. 190.1 ЖК», – подчеркнула она.

По мнению Татьяны Серегиной, хотя оспариваемая норма направлена на перспективное регулирование отношений по проведению капремонта в многоквартирном доме, в ее основу положен ретроспективный подход, поскольку все основные моменты обозначаются в прошлом. «Успешное сочетание двух подходов позволяет комплексно регулировать общественные отношения в данной сфере», – полагает она.

Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов считает правовую позицию КС противоречивой. Он пояснил, что КС, с одной стороны, справедливо указал, что ответственность за содержание многоквартирного дома, в том числе по проведению капремонта, до первого факта приватизации помещения должен нести прежний наймодатель: «Данная позиция логична, так как весьма несправедливо перекладывать на плечи новых собственников результат длительного бездействия прежнего владельца, который не осуществлял надлежащего содержания общего имущества дома».

С другой стороны, отметил адвокат, позиция о том, что новый собственник все равно обязан уплачивать взносы на капремонт, в том числе в связи с тем, что «естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается», представляется неубедительной. «Ссылка на нормы об обязательности оплаты налогов и сборов сомнительна, – полагает Александр Немов, – так как сам КС указывал, что взнос на капремонт не является аналогом обязательных платежей и налогов. Суд не пояснил, на что будут направлены средства, собираемые собственниками уже после проведения ремонта прежним наймодателем в рамках текущей программы».

По мнению адвоката, логичнее было бы временно освободить новых собственников от уплаты взносов – как минимум до проведения капремонта прежним владельцем, – и КС в данном вопросе защитил публичный интерес. «Определение закрывает спор о взносах на капремонт при досрочном осуществлении работ за счет бюджета, что упрощает жизнь региональным операторам», – резюмировал Александр Немов.

Партнер, руководитель практики Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Александр Латыев отметил, что КС, формально уклонившись от разрешения вопроса о конституционности оспариваемых положений, все-таки ответил на запрос депутатов, недвусмысленно указав, что считает спорную норму соответствующей Конституции. «Статья 190.1 появилась в ЖК только в 2017 г. и определяет, что в отношении домов, решение о включении которых в план капремонта было принято до приватизации первого помещения, обязанность прежнего собственника-наймодателя по проведению капитального ремонта сохраняется, а если такая необходимость возникла уже после приватизации хотя бы одного помещения, ремонт должен производиться за счет самих собственников», – пояснил он.

Читайте также:  Капитальный ремонт жилых домов нормативные документы

По мнению эксперта, КС справедливо указал, что приватизация жилья в России продолжается по сей день: «Так что связывать момент, с которым прекращается обязанность прежнего собственника по проведению капремонта, с приватизацией последнего помещения в доме, – как, видимо, предлагали заявители, – означает фактически увековечивать эту обязанность».

С другой стороны, отметил Александр Латыев, нельзя не признать чрезвычайной произвольности момента, установленного оспариваемой нормой: приватизация первого помещения не зависит от волеизъявления других собственников помещений в том же доме, которых может быть несравнимо больше, чем тех, кто приватизировал свои помещения. «Приватизация жилья в России представляла собой ярчайший пример несправедливого и во многом случайного распределения государственной (в основном) собственности между гражданами, – пояснил он. – Те, кто получил хорошее жилье, пока оно строилось за общенародные деньги, смог бесплатно его приватизировать. Те же, кто по различным причинам не успел этого сделать, вынуждены были довольствоваться тем, что осталось, – комнатами в коммуналках, общежитиях, помещениями в аварийных домах. Можно долго обсуждать предпосылки того, почему кому-то повезло, а кому-то нет, но задачей жилищной приватизации являлось создать класс собственников здесь и сейчас, для решения которой, наверное, не было лучшего инструмента, чем такая – пусть и несправедливая – приватизация».

Оспариваемая норма, полагает эксперт, поддерживает эту несправедливость: «Если кому-то не повезло жить в доме, требовавшем капремонта, но в котором кто-то из соседей поторопился приватизировать квартиру, то надеяться на ремонт за счет государства ему уже не стоит. Притом что дом, возможно, был построен очень давно, и львиная доля его износа пришлась на время, когда частной собственности на квартиры не существовало. Учет периода накопления износа игнорируется указанной статьей ЖК».

По мнению Александра Латыева, урегулировать ситуацию можно было бы значительно тоньше и справедливее, но для этого следовало полностью изменить отношение к такому ремонту: вместо понимания его как публично-правовой обязанности прежнего нанимателя стоило вспомнить, что ранее КС в Постановлении № 10-П указал, что взносы за капремонт есть проявление частно-правового бремени собственника, предусмотренного ст. 210 ГК.

«Если так, стоило бы признать, что поскольку в части помещений, которые не приватизированы до сих пор, обязанность вносить взносы на ремонт по-прежнему возложена на публичного собственника, то и в отношении ранее приватизированных помещений следует применять те же подходы: публичный прежний собственник должен нести расходы на капремонт исходя из того, сколько времени в его собственности оставались помещения в конкретном доме», – указал эксперт.

Такое решение, считает Александр Латыев, было бы несравнимо сложнее и требовало индивидуального подхода к каждому случаю. «Однако не секрет, что универсальные абстрактные решения, как в ст. 190.1 ЖК, как правило, простые, но от того же грубы и зачастую несправедливы, – подытожил он. – Чему отдать приоритет – простоте или справедливости, – предлагали ответить Суду. Он же уклонился от ответа, но ясно дал понять, что здесь ему ближе простота».

Источник

Плата за капремонт муниципальной квартиры

Относительно недавно правительство приняло закон о капитальном ремонте, который не порадовал собственников недвижимости. В то же время возникает вопрос, должен ли квартиросъемщик платить за капитальный ремонт, если квартира находится не в полноправной собственности. Разберемся в таком вопросе в этой статье.

Закон об оплате жилья

Совсем ничего не оплачивать, не выйдет, даром ни одну квартиру гражданам не предоставляют. Поэтому платить за содержание и текущий ремонт общедомовой собственности придется, так говорится в статье 678 ГК РФ .

Там написано, что квартиросъемщики должны использовать снимаемое муниципальное жилье только для проживания, при этом содержа его в подобающем виде . Они не могут организовывать различные перепланировки без согласия с арендодателем. Также они обязаны в указанные сроки платить за найм жилого помещения. Если это не оговорено по другому в контракте, то вносить плату они должны самостоятельно.

При этом на вопрос обязан ли квартиросъемщик оплачивать капитальный ремонт , если квартира в собственности, ответ – да. Согласно статьям 158 и 169 Жилищного кодекса , кто владеет помещением, то есть арендатор, тот и оплачивает проведение работ. Тогда возникает вопрос, а в случае, когда квартира не приватизирована, кто будет платить за капремонт?

Наниматели не вносят взносы в счёт капитального ремонта государственных помещений, потому что это обязанность собственников в лице муниципалитета или арендодателя.

Правообладатели оплачивают работы по капремонту, а когда квитанции поступают на адрес квартиросъемщиков, то необходимо перенаправлять их владельцу квартиры, за чей счет и проводится оплата подобных работ.

Читайте также:  Капитальный ремонт здания для некоммерческой организации

При этом платить нужно за помещения, которые подлежат ремонту – и жилые, и общего пользования, и необитаемые, они входят в программу.

Оплата капремонта

Итак, кто платит за будущий капремонт, если квартира муниципальная? Это необходимо выполнять хозяину неприватизированной квартиры, то есть муниципалитету. Квартиросъемщик делать этого не обязан, так как собственником не является и согласно 154 статье ЖК никаких обязанностей по подобным работам не несет. В платежку коммунальным услугам ЖКХ входят только следующие пункты:

  • за аренду муниципальных помещений;
  • за содержание и текущие ремонтные работы внутри квартиры;
  • за газ, воду, вывоз мусора и другие коммунальные услуги.

Поэтому оплата за капремонт никаким образом не ложится на плечи нанимателей , хотя многие уверены, что платить необходимо. Нет, вносить взносы в счет фонда за проводимые работы нужно только собственникам жилых помещений. Но в некоторых случаях различия между текущим и капитальным ремонтом довольно иллюзорны, и за проведение подобных работ приходится платить не только собственникам, но и квартиросъемщикам.

Обязанности нанимателя

Основные обязанности квартиросъемщика – это уплата за полученные коммунальные услуги в срок и содержание помещения. При этом он никак не платит налог на недвижимость .

Ко всему прочему квартирант обязан пользоваться снимаемым помещением только по назначению, при этом он должен сохранять его в хорошем состоянии. Из этого следует, что он обязан делать текущий ремонт вовремя, не допускать обветшалости и порчи жилого помещения. К подобным работам относятся:

  • окрашивание потолка, дверей и окон;
  • оклеивание обоями стен;
  • окрашивание батарей и труб.

Если двери и окна пришли в негодность, то квартиросъемщик обязан их заменить на новые и исправные. Также в случае необходимости надо ремонтировать электрическую, газовую проводку и другие коммуникации. Для этого необходимо вызывать профессиональных специалистов. Перепланировочные работы в помещении без согласия арендодателя запрещены. Но работы по общедомовому имуществу ложатся на собственника, который их должен оплачивать, то есть это обязанность государственной службы.

Если приходят платежки на оплату капремонта для арендатора, то их необходимо пересылать собственнику помещения. Когда подобные квитки приходят квартирантам по социальному найму, то вносить плату не нужно, а стоит адресоваться в Управляющую компанию , которая разберется с подобной ошибкой, потому что оплачивать капремонт входит в обязанность лишь собственников.

Расчет взносов

Их размеры в различных местах отличаются друг от друга. Сумма напрямую слагается из изношенности дома и присутствия лифтовой системы. Из этого понятно, что в ветхих хрущевках и сталинках капремонт будет дорогостоящее, чем в брежневских панельных домах.

Все работы проводятся только в установленные сроки, которые зависят от многих факторов:

  • возраста здания;
  • собранных собственниками денег;
  • дате последних проведенных капитальных работ.

Оплата не должна быть менее чем установили муниципальные органы, но может быть и больше, когда это постановили владельцы жилья. Рассчитывается подобная плата просто – метры в квадрате множатся на цену за 1 метр в квадрате.

Средства перечисляются двумя вариантами:

  • На открытый для этого счет отдельного жилого здания.
  • На счет регионального оператора.

В первом случае движение средств можно отследить, но это и большая персональная ответственность, которую несут собственники жилья. То есть, выбор финансовой организации, назначение хозяина счета, расчет планируемых работ и т. д. При этом необходимо каждые три месяца отчитываться перед контролирующими органами .

Но в любом случае, платить за капитальный ремонт в муниципальной квартире жильцы государственной квартиры не обязаны, если она не приватизирована. Если же приходят квитанции с соответствующей графой, то следует пойти в Управляющую компанию и решить подобное недоразумение по платежам. Также можно просто игнорировать и не платить – это никак не нарушит действующего законодательства.

Источник