Меню

Капитальный ремонт административных зданий бюджетных учреждений

Проводим ремонт объектов недвижимости, закрепленных за бюджетными учреждениями

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 5

Рано или поздно любое имущество в целях поддержания технико-экономических и эксплуатационных показателей требует ремонта. Ремонт зданий и сооружений может быть текущим или капитальным, может производиться как подрядным, так и хозяйственным способом (собственными силами учреждения). В статье мы поговорим об оформлении ремонтных работ, а также о порядке отражения их в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.

Выбираем способ размещения заказа

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о государственных закупках размещение заказа может осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

По общему правилу решение о способе размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Законом о государственных закупках. Одним из таких случаев как раз и является размещение заказа на проведение строительных и ремонтных работ.

Согласно ч. 4.1 ст. 10 Закона о государственных закупках размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд бюджетных учреждений осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.

Напомним, что ремонт зданий и сооружений может быть текущим или капитальным. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается:

  • замена и (или) восстановление строительных конструкций или элементов таких конструкций (за исключением несущих строительных конструкций);
  • замена и (или) восстановление систем и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;
  • замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы.

К объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Под капитальным ремонтом линейных объектов (линий электропередач, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других подобных сооружений) подразумевается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет изменения класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменения границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. То есть в рамках текущего ремонта чаще всего производятся только незначительные работы по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В отношении текущего ремонта объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд вопрос о способе размещения заказа в Законе о государственных закупках не урегулирован. Однако п. 4 ст. 10 Закона о государственных закупках Правительству РФ предоставлено право устанавливать перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых должно осуществляться путем проведения аукциона. В отношении товаров (работ, услуг), включенных в указанный перечень, не допускается размещения заказа путем проведения конкурса. В настоящее время указанный Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ N 236-р , содержит код 4500000 «Услуги строительные и объекты строительства» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП ОК 004-93). Согласно ОКДП ОК 004-93 код 4500000 включает код 4520080 «Строительство зданий и сооружений «под ключ», включая ремонт и реконструкцию [4520500] — [4520529]».

Читайте также:  Перечень работ при капитальном ремонте нежилых помещений

Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р «О Перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона».

Таким образом, при размещении заказов на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства не допускается применения конкурса в качестве способа размещения заказа. Исключением из данного правила являются случаи размещения заказа на выполнение работ по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, размещение заказов на выполнение работ по капитальному ремонту которых осуществляется также путем проведения конкурса (Письмо Минэкономразвития России N 5683-АП/Д05, ФАС России N АЦ/10328 от 29.04.2008 «О способах размещения заказов на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд»).

При размещении заказа на выполнение работ, относящихся к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации и технико-экономического обоснования бюджетному учреждению следует принять во внимание Письмо Минэкономразвития России от 27.03.2008 N 3663-АП/Д05, ФАС России от 25.03.2008 N ИА/6294 «О способах размещения заказов на выполнение работ, относящихся к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации и технико-экономического обоснования». Согласно указанному Письму бюджетное учреждение вправе осуществлять размещение заказов на выполнение работ, связанных с разработкой проектной документации (в частности, архитектурно-строительное проектирование, архитектурно-планировочные работы и т.д.), а также технико-экономического обоснования в соответствии с кодом 4560000 ОКДП ОК 004-93 путем проведения конкурса или аукциона.

Вместе с тем следует учитывать, что, помимо обязанности использовать в качестве способа проведения торгов исключительно аукцион, у заказчиков есть право осуществлять размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному (и текущему) ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, а также работ по разработке проектной документации без проведения торгов (в том числе путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика)) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом о государственных закупках.

Обоснование и документальное оформление проведения ремонта

При осуществлении текущего и капитального ремонта бюджетному учреждению необходимо уделить должное внимание обоснованию проведения вышеуказанных работ.

Потребность в текущем ремонте своих объектов и его объем бюджетное учреждение должно определять на основании результатов плановых технических осмотров. Их нужно проводить два раза в год (весной и осенью). Согласно п. 3.5 ВСН 58-88 (р) при весеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра.

Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.

При осеннем осмотре надо проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.

Для обоснования проведения капитального ремонта бюджетными учреждениями должны составляться дефектные ведомости или дефектные акты. Форма данных документов не утверждена, следовательно, они могут составляться произвольно.

После того как учреждение определилось с недостатками, которые должны быть устранены, составляется смета на проведение ремонтных работ и заключается договор подряда. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок обязана представить соответствующую документацию. Необходимо отметить, что договор строительного подряда считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ (п. 4 Информационного письма ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

Цена строительных работ определяется на основании сметы (ст. 743 ГК РФ), которая представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ. При проведении текущего ремонта смета составляется по форме, приведенной в Приложении 2 к МДС 81-35.2004 , а в случае проведения капитального ремонта, кроме локальной сметы, должен быть составлен сводный сметный расчет по форме, приведенной в том же Приложении. Учреждение вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ (ч. 1 ст. 744 ГК РФ). Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Читайте также:  Фонд капитального ремонта ставропольского края 2016

Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.

Обратите внимание! Согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона о государственных закупках цена заключенного договора подряда является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2 — 6.4 ст. 9 Закона о государственных закупках. Цена договора может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных им количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения договора.

В соответствии с ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Напомним, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации установлены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Для справки. Согласно изменениям, внесенным в ст. 51 Градостроительного кодекса Федеральным законом от 18.07.2011 N 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», со дня вступления в силу указанного Федерального закона осуществление капитального ремонта не требует получения разрешения на строительство.

Оплата выполненных ремонтных работ, в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», должна производиться только на основании унифицированных форм первичной учетной документации КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат».

Бухгалтерский учет

Как мы уже отмечали, ремонтные работы могут осуществляться учреждением как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций.

Подрядный способ. Согласно п. 134 Инструкции N 157н затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные. При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относятся к прямым затратам.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги. Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения. Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно либо его учредителем и закрепляется в учетной политике.

Также в учетной политике может быть предусмотрено, что общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов — на увеличение расходов текущего финансового года (п. 135 Инструкции N 157н).

Читайте также:  Контроль за процессом капитального ремонта общего имущества

Таким образом, учетной политикой бюджетного учреждения может быть установлено, что затраты на проведение ремонта объектов нефинансовых активов отражаются на одном из следующих счетов:

  • 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы».

Пример 1. Бюджетным учреждением заключен договор подряда на проведение текущего ремонта внутренних помещений учреждения на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Заключенным договором предусмотрена выплата аванса в размере 35 400 руб. (в том числе НДС — 5400 руб.). В учетной политике бюджетного учреждения прописано, что затраты на ремонт объектов нефинансовых активов учитываются в составе накладных расходов. Оплата выполненных работ осуществляется за счет средств, полученных учреждением от приносящей доход деятельности. Учреждение использует освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Согласно п. 9 Инструкции N 174н результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)), на основании первичного учетного документа — Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета — Инвентарной карточке (ф. 0504031, 0504032) соответствующего объекта основных средств путем внесения записей о произведенных изменениях без оформления бухгалтерских записей по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Инструкция по применению Плана счетов бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

На практике нередки случаи, когда произведенные и оплаченные в отчетном периоде ремонтные работы должны включаться в состав затрат следующего отчетного периода. В бухгалтерском учете учреждения такие расходы должны отражаться на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов». Согласно п. 302 Инструкции N 157н под расходами будущих периодов подразумеваются затраты, произведенные бюджетным учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. В частности, к ним могут быть отнесены расходы, связанные с:

  • рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;
  • неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств.

Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся. Таким образом, в учетной политике бюджетного учреждения должен быть закреплен порядок отнесения произведенных расходов на финансовый результат.

Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям.

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе принимая во внимание отраслевые особенности своей деятельности, а также требования налогового законодательства РФ о раздельном учете расходов (выплат) учреждения.

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:

Хозяйственный способ. При данном способе ремонтные работы осуществляются учреждением самостоятельно — силами штатных работников в соответствии с их должностными обязанностями и включают в себя, как правило, мелкие работы по покраске, поклейке обоев и т.д. Поскольку ни капитальный, ни текущий ремонт не приводит к увеличению стоимости нефинансовых активов, формировать в бухгалтерском учете себестоимость такого проводимого собственными силами ремонта, по мнению автора, нецелесообразно.

Пример 2. Федеральным бюджетным учреждением приобретены материальные запасы (краска) для проведения текущего ремонта помещений учреждения на общую сумму 11 800 руб. (в том числе НДС — 1800 руб.). Оплата материальных запасов осуществлена за счет средств от приносящей доход деятельности.

Источник