Меню

Как отремонтировать триммер бош

Ремонт электротриммера своими руками: подробная инструкция для начинающего мастера с картинками, схемами и фотографиями

Почему-то часто необходимость выполнять ремонт электротриммера своими руками возникает в самый неподходящий момент, когда требуется срочно косить траву, а возникшая поломка не позволяет этим заниматься.

Большинство возникающих дефектов не отличается сложностью и может быть устранено буквально на месте простым подручным инструментом. Но для этого надо иметь базовые знания конструкции своей косилки.

Делюсь собственным опытом, приобретенным за пять сезонов эксплуатации своего ECO GT-800L, а также помощи друзьям и соседям по даче в этом вопросе. Сам же стараюсь уделять внимание профилактическому обслуживанию, своевременно проводить технические осмотры и проверки.

Что надо знать про устройство электротриммера до начала его ремонта: 2 типа конструкций

Триммеры для скашивания травы с питанием от электричества изготавливаются мощностью от 300 ватт до 2 кВт двумя модификациями. Они отличаются расположением двигателя:

  1. внизу около косильной головки:
  2. сверху составной штанги.

Такие изделия создаются для разных задач, отличаются по весу, мощности, рабочим характеристикам. Первые типы моделей относятся к легким и используются для обработки сложного рельефа садовых дорожек под кустами, около клумб.

Изделия с верхним расположением двигателя позволяют обрабатывать большие площади, отмечаются высокой производительностью.

Оба типа косилок могут работать от бытовой сети 220 вольт. Однако элитные изделия создаются с питанием от встроенного переносного аккумулятора. Чаще всего они применяются на легких моделях, как показано на фото выше.

Пример изделия с верхним двигателем и его компоновку показываю на фото своего ECO GT-800L ниже. Крепление ремнем позволяет повесить косилку на плечо, а ручка обеспечивает удобное управление режущей головкой при косьбе.

Рабочим органом выступает косильная головка с леской. Она же на мощных моделях может дополняться режущим ножом из металла или пластика. Вращающий момент высоких оборотов для нее создает электродвигатель, а передается он кинематической схемой, расположенной внутри составной штанги.

Более детально устройство внутренностей показываю фотографией двигателя со снятой верхней крышкой корпуса на своем триммере. Он не оборудован редуктором. Меня это, кстати, такое простое его исполнение полностью устраивает.

Включение двигателя осуществляется небольшим конечным переключателем с удобной пластиковой крышкой, размещенной в нижней рукоятке.

Особенности устройства электрической схемы: кратко

Базовой частью служит типичный коллекторный двигатель, в котором движение ротору в подшипниках придает вращающееся электромагнитное поле обмоток статора.

Электрический ток, совершающий основную работу, протекает по замкнутой цепи всех обмоток через щеточно-коллекторный механизм.

У подавляющего большинства двигателей в качестве защиты от перегрева изоляции обмоток используется термореле. При ремонте рассматриваем его как обычный силовой контакт в замкнутом состоянии.

При критическом нагреве лака проводов он просто разомкнется и прервет действие электрического тока.

Все элементы электросхемы соединены проводами и клеммами между собой в последовательный участок. Короткий кабель с вилкой выведен наружу для подключения к удлинителю.

Как передается вращающий момент от двигателя на косильную головку: 3 составных части кинематической схемы

В работе участвуют:

  1. электродвигатель;
  2. кинематика составной штанги;
  3. косильная головка с леской или ножом для травы.

Он используется для понижения оборотов и, соответственно, повышения мощности на выходном валу.

На одних конструкциях он располагается сразу после двигателя, встроен в его конструкцию.

У других моделей он может находиться снизу сборной штанги: сразу под косильной головкой и защитным чехлом.

Любой из этих редукторов состоит из двух шестеренок, передающих вращение. На верхнем фото они имеют цилиндрическую форму с косым зубом, а на нижнем — коническую, ибо изменяют вращение под косым углом.

Передача крутящего момента от двигателя выполняется стыковочным узлом, состоящим из цилиндрической втулки с прямоугольным отверстием. В него вставляется наконечник пружинного вала соответствующей формы, расположенный внутри алюминиевой трубки.

Штанга триммера состоит из двух половинок, соединенных последовательно. Каждая часть составлена из трех вставленных друг в друга деталей:

  1. внешней тонкостенной защитной трубки, выполненной из алюминиевого сплава;
  2. пластиковой вставки;
  3. пружинного вала.

Сочленение штанги выполнено на середине ее длины с помощью переходника с винтовым соединением, позволяющим складывать всю конструкцию для удобной перевозки на транспорте.

Снизу расположена косильная головка с защитным кожухом. Для обрезки излишков лески на нем стационарно установлен нож, уменьшающий ее длину до оптимальной величины.

Где возникают электрические неисправности триммера и как их определить

Так случилось в моей практике, что уже дважды обращались соседи за помощью, когда двигатель у них не включался. Самое интересное то, что он был полностью в рабочем состоянии, а дефект находился внутри шнура удлинителя.

Поэтому я рекомендую начинать разбирательство с проверки его исправности. Для этого достаточно вставить удлинитель в розетку, а на его конце замерить напряжение.

При пользовании отверткой индикатором придется дважды переворачивать вилку питания, проверяя целостность каждой жилы по наличию фазы на контакте розетки.

Если оно отсутствует, то уже имеет смысл искать обрыв проводов в схеме подвода питания. Кстати, недостаточный уровень напряжения тоже может сказаться на работе электродвигателя. Это часто происходит в сельской местности.

Тогда напряжение придется поднять одним из наиболее приемлемых способов для вашего конкретного случая. Иначе электротриммер может работать с перегрузкой, перегреваться. Обратите на это внимание.

Сила ее свечения позволяет косвенным методом судить о величине питания и искать обрыв места жилы в удлинителе. Провод придется просто перебирать руками по всей длине. Пропадание контакта обычно происходит около розетки, где чаще всего создаются колебания при косьбе.

Если же с питанием все нормально, то нам потребуется доступ к внутренней электрической схеме. Для этого необходимо вскрыть винты крепления корпуса. Они все расположены с одной стороны, включая саморез, фиксирующий штангу.

Обе половинки корпуса кроме винтов держатся на пластмассовых замках с защелками. Их необходимо открыть любым плоским и тонким металлическим предметом, например, лезвием ножа или отвертки.

Читайте также:  Как отремонтировать винт вертолета

После этого верхняя крышка легко снимается. Сразу же рекомендую взять фотоаппарат, сделать снимок укладки проводов по многочисленным внутренним каналам и углублениям. Фотография поможет в будущей сборке.

После этого можно приступать к внутреннему осмотру и анализу исправности всех электрических компонентов схемы.

Как безопасно проверить работу выключателя

Электрические коммутации выполняет малогабаритный переключатель, имеющий два фиксированных положения:

  1. отключено, обеспечивающее разрыв силового контакта при отпущенной кнопке микрика;
  2. включено — при нажатой.

Его срабатывание необходимо проверить омметром или прозвонкой. При опущенной кнопке показания на табло будут свидетельствовать об очень большой величине сопротивления — ∞ или 0L, как на моем приборе.

При нажатии на кнопку пальцами возникает электрический контакт, а сопротивление резко снижается практически до нулевого значения.

Как вызвонить электрические провода

Выявить обрыв жил или пропадание электрического контакта в любом месте схемы позволяет прозвонка участка цепи или замер его сопротивления мультиметром в режиме омметра.

Для этого достаточно использовать даже упрощенную схему коллекторного двигателя, показанную выше. Она позволит последовательно проверять все участки цепей подвода напряжения к электродвигателю.

Показываю этот процесс на отрезке от вилки кабеля питания до контакта выключателя.

При замере использую свой карманный мультиметр Mestek MT-102. Он показал сопротивление 9,3 Ома, что вполне допустимо. Если же будет выявлен обрыв, то с этим местом придется разбираться дальше.

Таким способом между всеми участками последовательно делается замер, определяется место обрыва. Не забываем про термореле. Оно в холодном состоянии всегда должно иметь замкнутый силовой контакт.

Если электротриммер подвергался разборке посторонним человеком и не работает, то имеет смысл полностью оценить правильность монтажа электрической схемы.

Как проверить исправность электродвигателя на триммере

Работа проводится в два этапа:

  1. внешний осмотр;
  2. электрические замеры.

На что обращать внимание при внешнем осмотре

Самым проблемным местом обычно бывает щеточно-коллекторный узел и подшипники В идеальном состоянии пластины коллекторного механизма должны сверкать чистотой и быть отполированными, щетки целыми и ровными, а подшипники легко вращаться без люфта.

Показанное на фото ниже небольшое загрязнения угольной пылью от щеток считается рабочим и вполне допустимо.

Такой нагар при профилактическом осмотре желательно смыть этиловым спиртом, одеколоном или даже простой водкой. После этого медные пластинки протирают чистой ветошью, обращая внимание на отсутствие забоин, трещин, царапин.

Ниже показываю изношенные коллекторные пластины, поврежденные плохим прилеганием щеток вследствие большого их износа или ослаблением пружин.

Такой коллектор при работе создает постоянное искрообразование или даже круговой огонь по всей поверхности окружности.

Подобное состояние допускать нельзя.

Как выполнить электрические замеры

У меня на сайте отдельной статьей подробно расписана проверка любого электродвигателя мультиметром. В ее конце рассказываю о трех методиках проверки коллекторных двигателей.

Ниже же привожу две картинки оценки состояния сопротивления ротора мультиметром и косвенным методом измерения. Технология их проверки изложена в той же статье.

Кроме обмотки ротора может возникнуть повреждение на статоре. Способ выявления описан там же.

При перегреве обмоток из-за повышенных нагрузок возможно повреждение изоляции и возникновение межвитковых замыканий. В этой ситуации двигатель не сможет развивать обороты при номинальной мощности.

Такую проверку проводят под нагрузкой или снятием вольтамперной характеристики, что не так просто сделать в домашних условиях не подготовленному человеку.

Владелец видеоролика Elektromaster BY подробно показывает проверку якоря и статора в домашних условиях.

В отдельных случаях при обнаружении подобной поломки бывает экономически выгоднее даже приобрести новый триммер с более подходящими техническими характеристиками.

Как проявляются типичные механические дефекты и способы их устранения своими руками

На электротриммере чаще всего возникают следующие повреждения кинематической схемы:

  1. клинят или разбалтываются подшипники электродвигателя;
  2. спутывается или обрывается леска вследствие неправильной намотки на катушку;
  3. не передается вращающий момент от двигателя на косильную головку;
  4. расплавляется пластмассовый корпус и отдельные детали при перегреве из-за повышенных нагрузок;
  5. создается усиленная вибрация вращающейся головки, затрудняющая косьбу.

Разберу их чуть подробнее.

Как просто проверить работу подшипников

Достаточно повращать внешнюю обойму относительно вала и сразу тактильными ощущениями пальцев оценить плавность их работы, состояние люфтов.

Разбитые и изношенные подшипники необходимо заменить. Не забываем при необходимости обновить смазку: удалить струю и нанести новую.

Как предотвратить неисправности косильной головки, связанные с совершением типичных ошибок домашними «умельцами»

Триммерные головки создаются тремя видами конструкций, подразумевающими выдачу лески одним из способов:

На подавляющем количестве изделий используется полуавтоматическая подача лески. Она же допускает ручной режим регулировки длины режущего участка.

Большое количество поломок связано с нарушением правил эксплуатации, рекомендованных производителем, когда триммер начинает работать за пределами своих возможностей. К ним относятся:

  • значительное превышение диаметра режущей лески, ведущее к повышенной нагрузке на двигатель, промежуточные валы, редуктор и механические детали головки;
  • установка самодельных ножей или цепей вместо штатных конструкций;
  • неправильная намотка лески.

Вот такие самоделки наподобие «вечной лески для триммера» не только повреждают кинематику газонокосилки, но и травмируют людей, причиняя вред их здоровью. Не советую этим заниматься. Никакой экономии здесь нет.

Как просто намотать леску на шпулю

Обычно этот вопрос вызывает затруднения у новичков. Специально для такого случая я сделал нарритив на своем канале Яндекс Дзен.

Двигатель работает, а косильная головка не вращается: в чем причина

Поломка связана с прекращением передачи крутящего момента двигателя на рабочий орган. Дефект может возникнуть в любом месте передаточного звена. Чаще всего в моделях с редуктором причина кроется в износе рабочих граней шестерни.

Причем если износились зубья на одной, то менять надо сразу обе, ибо вторая тоже пострадала.

Дело в том, что конструкция корпуса редукторов триммера не делается полностью герметичной. Иначе его стоимость сильно возрастет. Шестеренки всегда должны работать в смазке, а она расходуется. Если ее не пополнять, то поломки неизбежны, что и происходит довольно часто.

Читайте также:  Как трекпад macbook air ремонт

У более дешевых конструкций без редуктора шпуля катушки своим донышком закреплена через пластмассовую втулку к валу. При постоянных нагрузках происходит нагрев пластика, а в процессе эксплуатации втулка изнашивается, головка начинает болтаться.

При достижении критического значения люфта втулка подлежит замене.

Почему может сильно нагреваться нижняя часть составной штанги

Причиной повышения температуры в этом месте может быть только сильное трение вращающихся частей о неподвижные детали. Другим словами — пружинный вал плотно прижимается к стенкам пластиковой вставки. (Смотри выше фото деталей составной штанги).

Это приводит к расплавлению пластика вплоть до повреждения втулки и образованию из него сплошного комка, проникающего в витки вала.

При охлаждении на воздухе создается монолитная конструкция, которая может заблокировать вращение и даже заклинить двигатель.

Своевременно выполняйте профилактические осмотры и работы.

К чему приводит перегрев корпуса

Владельцы легких триммеров часто пользуются своими косилками на пределе их возможностей, а то и создают им недопустимые условия эксплуатации. Итогом такого отношения имеем перегоревший электродвигатель и расплавленный пластик корпуса.

Подобные дефекты своим руками не устраняются и требуют полной замены, что сопоставимо по цене покупки нового агрегата.

Почему возникает повышенная вибрация и как от нее избавиться

Мы понимаем, что любая хорошо сбалансированная деталь относительно оси вращения не создает вибрацию. Биения же возникают там, где нарушен заводской баланс или имеется брак.

Косильная головка обладает довольно большой массой. Поэтому она часто бывает причиной повышенных вибраций, но в каждом случае необходимо изучать этот вопрос на конкретной конструкции.

Своим опытом устранения подобного дефекта на электрокосе Tekhmann DCE-2014B делится владелец коротенького видеоролика MasterLom. Его наработки и идеи могут пригодиться вам в устранении вибраций. Рекомендую посмотреть.

Однако вибрацию может создавать и отсутствие смазки на пружинном валу при его вращении за счет трения о стенки составной штанги. Учтите этот вопрос тоже.

Заканчивая изложение материала отмечаю, что постарался рассказать все, что знаю про ремонт электротриммера своими руками. Опыт его эксплуатации превышает пять лет.

Если же вы встречали и другие дефекты или знаете более эффективные способы их устранения, то отпишите в комментариях. Ваши знания будут полезны другим читателям моего блога электрика.

Источник

Ремонтируем электротриммер Bosch…

Дорогой посетитель!

Этот материал будет продолжением уже опубликованного в блоге поста, в котором я рассказывал, как купил электротриммер Bosch и буквально через короткое время использования он сломался.

Сейчас расскажу и покажу в фотоматериалах, как можно отремонтировать «пимпочку» на вращающейся части двигателя этого электротриммера. Самое слабое место в этом агрегате, как раз «пимпочка», при помощи которой происходит принудительное обновление (выбрасывания) лески при ударе ею о поверхность почвы, постригаемой дернины или другую твёрдую поверхность во время стрижки.

Немного предыстории, на всякий случай, для новых посетителей блога… После нескольких стрижек (сколько не считал), при очередном обновлении лески (ударе о дернину), «пимпочка» выскочила из фиксированного зацепа на шпильке и отскочила так далеко, что пришлось её искать в траве.

Тогда я решил опубликовать пост о ненадёжности электротриммера с такой конструкцией «пимпочки» и, кстати, сэкономил многим читателям моей рассылки кучу денег. Но некоторые подписчики уже купили такой «агрегат» и были расстроены тем, что материал был опубликован с опозданием, иначе бы они этот триммер ни за что не купили.

Ну, дорогой друг, я же не знаю, кто и чем пользуется на своей даче или приусадебном участке. У меня случился вот такой казус с этим электротриммером, и я поспешил об этом рассказать. Кому повезло и они прочитали тот пост до покупки этой модели триммера, то сэкономили! Кому не повезло – моей вины тут нет.

Тем не менее, выход из этой ситуации есть – эту «пимпочку» можно отремонтировать и это не так сложно и намного дешевле, чем покупать новый триммер. Я подозреваю, что конструктивные особенности этой модели, были спроектированы изначально таким образом, что в случае незначительной поломки, её нельзя было отремонтировать, и требовалась покупка нового триммера, что приносило и приносит большую прибыль производителю.

Нет, я ни в коем случае, не хочу оговаривать фирму Bosch, у неё почти весь электроинструмент превосходного качества. Сам на протяжении ряда лет пользуюсь перфоратором и шуруповёртом фирмы Bosch и нахожусь в восторге от их бесперебойной и качественной работы. Но в случае с электротриммером, конструкторам нужно ещё доработать все узлы и детали так, чтобы их быстро можно было бы починить.

Теперь, собственно, к делу…

После того как «бошевский агрегат» сломался, я быстренько купил новый электротриммер, потому что траве-то не объяснишь, что, мол, подожди не расти у меня триммер сломан. Новым триммером стриг траву на участке, а Bosch лежал в гараже и пылился. Сколько голову я не ломал над его починкой в домашних условиях, или как сейчас говорят «на коленке», ничего у меня не получалось.

Потом я решил позвонить брату и попросить его подумать над ремонтом этой «пимпочки». Дело тут в том, что леска с барабаном беспрепятственно фиксируется в кожухе вращающейся площадки, как и раньше. Но без зацепа с этой «пимпочкой», леска из барабана выскакивает (вылетает) самопроизвольно и стричь невозможно.

Брат согласился помочь с ремонтом, и мы привезли ему нашего бедолагу. После успешного ремонта, путём внесения конструктивных изменений крепления этой «пимпочки» к вращающейся площадке триммера, я смог им пользоваться и пользуюсь, по сей день. Правда, обновлять леску приходится вручную, высвобождая барабан их зацепа с площадкой.

Читайте также:  Электрик для ремонта что должен знать

Теперь читайте внимательно и вдумчиво, если соберётесь ремонтировать такой агрегат. Постараюсь объяснить всё доходчиво словами и подкреплю их фотками, так как роликов на эту тему у меня нет, как нет и чертежа цилиндра, при помощи которого и был отремонтирован электротриммер. Брат всё делал сам, я в ремонте не участвовал…

Вот так выглядит крепление «пимпочки» в сборе.

Так выглядит отверстие с потаем в головке «пимпочки».

На фото ниже, болт с потаем (потайная головка). Общая длина болта 8-10 миллиметров. Форма шляпки должна быть именно такой, потому что тогда сам болт не выступает из головки и высота состригаемой травы будет минимальной.

Если шляпка болта будет выступать даже на несколько миллиметров над головкой, то этот выступ будет постоянно цепляться за почву и косить будет очень неудобно. Так как всё время нужно будет приподнимать триммер с одного участка, и перемещать его на другой, причём вытаскивая вертикально вверх и опускание тоже вертикально.

Тогда как с такой формой болта и его расположением заподлицо в головке «пимпочки», движение триммера производится скольжением этой самой «пимпочки» по траве горизонтально. То есть, стрижка будет производиться так, как будто триммер новый.

Сейчас читайте ещё внимательней, потому что буду рассказывать и показывать про цилиндр, который и был сделан братом взамен шпильке, на которой крепилась эта самая злополучная «пимпочка» и, по сути, крепилась на соплях…

Как видите на фото ниже, длина цилиндра 14 мм. В нижней части цилиндра просверлено сквозное отверстие диаметром 2 мм. (такой диаметр был у шпильки), длина отверстия 7 мм., т. е. половина цилиндра.

В верхней части цилиндра была нарезана резьба под болт диаметром 5 мм. и такой же длины – 7 мм. К слову сказать, диаметр резьбы внутри цилиндра может быть любым (больше или меньше – неважно), но он должен быть таким, чтобы болт надёжно вворачивался в эту резьбу и плотно притягивал головку «пимпочки» к цилиндру.

Резьба на фото получилась не очень чётко, но всё-таки.

Зазоры даже в пару миллиметров тут не допустимы! Нужно исключить любые болтания «пимпочки» на цилиндре, потому что тогда не произойдёт (внимание!) зацепа наружных выступов на этой «пимпе» с выступами на внутренней части барабана с леской. И при первом включении триммера леска будет самопроизвольно вытягиваться из барабана, и ни о какой стрижке речи идти не может.

Теперь далее,… как закрепить этот цилиндр на заводской шпильке?

Расскажу словами, потому что эту работу делал брат, и фоток по этому поводу нет. Сама шпилька укорачивается (отпиливается) на длину 8 мм от основания вращающейся площадки. Затем на неё надевается цилиндр с длиной отверстия 7мм. Потом выступ шпильки в 1 мм внутри цилиндра развальцовывается (расплющивается) и таким образом удерживает цилиндр на месте.

По идее, перед тем как надеть цилиндр на отрезанную часть шпильки, можно на шпильку нанести водостойкий быстросохнущий клей, чтобы цилиндр держался не только за счёт верхней сплюснутой части шпильки, но и за счёт клея.

Теперь про расположение «пимпочки» на валу триммера…

На двух фотках ниже я запечатлел боковые пазы на валу и это я сделал неслучайно. Дело тут в том, что (внимание!) выступы на внутренней части «пимпы» должны вставляться в длинные пазы, а не в короткие, по той же простой причине – снова не будет зацепа выступов на внутренней части барабана с леской и выступов на внешней части «пимпы».

Принудительный выброс лески из барабана и основан на том, что при стрижке травы зацеп между выступами на внутренней части барабана и внешней части «пимпы» производится в одном ярусе. А когда нужно обновить леску в виду её истирания, то дачник ударяет «пимпой» по твёрдой поверхности, эта пимпа входит глубже в барабан, тем самым производится зацеп за другие выступы внутри барабана.

Я забыл Вам сказать, что на внутренней части барабана ДВА ряда выступов – нижний и верхний. Один ряд выступов барабана служит для сцепления с выступами пимпы только для стрижки, а другой только для принудительного выброса лески.

Вот, в принципе, и весь рассказ по ремонту электротриммера Bosch с такой конструктивной особенностью крепления злополучной «пимпочки». Понимаю, что у кого нет такого триммера, он и не столкнётся с этой проблемой, поэтому и голову забивать этим материалом не стоит.

А у кого есть такой триммер, но он ещё не сломался, и не дай Бог, (плюю три раза через левое плечо и стучу по дереву), то к великому моему сожалению, рано или поздно он всё равно сломается (такова конструкция этой модели триммера) и у них будет выбор – отремонтировать этот триммер своими руками по материалам данного поста или купить новый.

Если рассказать коротко, то получится так…

Выточили цилиндр длиной 14 мм. – внутри просверлили сквозное отверстие диаметром 2 мм. (толщина шпильки), длиной 7 мм. С другой стороны цилиндра нарезали резьбу диаметром 5 мм. и длиной 7 мм. (в эту часть цилиндра вкручивается болт с потаем). Затем обрезали шпильку на 8 мм., надели цилиндр и расплющили верхнюю часть шпильки внутри цилиндра.

Теперь цилиндр надёжно закреплён вместо шпильки. Далее надеваем на цилиндр «пимпочку» и прикручиваем её плотно к цилиндру при помощи болта с потаем. Затем закрепляем барабан с леской на вращающейся площадке и всё, триммер готов к стрижке!

Дорогой посетитель, если вдруг у Вас остались вопросы, то пишите в комментариях к посту.

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Источник