Меню

Как отремонтировать рулевую рейку ваз 21099

Рулевая рейка ваз 21099 ремонт своими руками

Регулировка управляющий рейки на ВАЗ 2109

Даже при самом осторожном, пикантном вождении, сохранить автомобиль в безупречном состоянии не удается. Всеми виной наши дороги, грозный климат, стиль вождения других участников движения на дороге.

При возникновении люфта в рулевом узле вполне можно выполнить своими руками регулировку рейки. Процесс не сложный, потому обращаться на СТО вовсе не обязательно.

Зачем проводят регулировку

Усилие на фронтальные колеса ВАЗ 2109 передается через шестеренку, которая, обычно, ведет взаимодействие с зубчатой рейкой. Чтоб в зацеплении убрать возникающие зазоры, употребляются прижимающие пружины.

Регулировка реечки производится с намерением убрать образовавшиеся люфты, не считая того сделать лучше четкость и послушность работы управляющего управления.

Читайте

Способы регулировки

Управляющая реечка а может быть отрегулирована 2-мя методами.

Способ регулировки

Особенности

Если рейка снимается и регулируется, речь в большинстве случаев идет о ремонте по другому говоря подмене узла на новый. Проводить схожую настройку советуют только в почти всех ситуациях

Без демонтажа узла

Таковой метод регулировки животрепещущ тогда, если нужно подтянуть немного рейку, убрать свободный ход, избавиться от стуков. Тут не исключено обойтись без демонтажных работ, другими словами настроить механизм конкретно на автомобиле

Ремонт рулевой рейки ауди 80 своими руками.

Неисправности

Бывают несколько соответствующих дефектов управляющий реечки, с которыми сталкиваются обладатели ВАЗ 2109. В неких ситуациях многие обходятся обычный регулировкой, в других будет нужно более детализированное вмешательство в конструкцию узла и его составляющие.

Поломки управляющий рейки бывают последующие:

  • Ослабели крепления управляющий рейки;
  • Износилась сама рейка либо ее шестерни;
  • Зацепление пары не отрегулировано как положено;
  • Произошел износ втулок в месте соединения рейки с управляющими тягами.

Читайте

Как устранить стук в рулевой рейке ВАЗ 2109

модернизация рулевой рейки для улучшения работы и роста срока службы.

Далеко не всегда настройка рейки позволяет устранить ее неправильную работу. Это возникает из-за того, что внутри образуется внушительная выработка компонентов. Определить это можно только путем демонтажа. Потому если регулировка не принесла ожидаемого эффекта, придется снимать рейку с машины и проверять, что с ней не так.

Регулировка

Что необходимо, ситуация складывается таким макаром, что подтяжка управляющий рейки тем ни наименее дает положительный результат. Поэтому требуется выяснить, как подтянуть узел и что для этой цели для вас будет нужно.

Ремонт рулевой рейки вольво хс90 своими руками.

Отрегулировать рейку можно через днище автомобиля, сняв защиту двигателя, либо через верх. Во втором случае работу придется выполнять на ощупь. Так что решайте сами, как вам будет удобнее.

  1. Чтоб отрегулировать управляющую рейку, необходимо подтянуть регулировочный винт. Найти его вы сможете без заморочек в управляющем механизме. Если быть конкретнее, то в торцевой крышке.
  2. Нормально иметь в распоряжении эстакаду как еще его именуют яму в гараже. В этом случае схожих критерий нет, многие обходятся поднятием машины средством домкрата. Только в этом случае будет нужно непременно дополнительно зафиксировать автомобиль, чтобы избежать его соскальзывания с домкрата и возможных последствий.
  3. Пока подымать кузов с применением домкрата, непременно выставите прямо фронтальные колеса.
  4. Замерить свободный ход есть вариант средством люфтметра. При этом они бывают древние или электрические. Последние более животрепещущи и комфортны в процессе внедрения, но неким выбирать не приходится. Что отыщите, тем и будете воспользоваться.
  5. Согласно действующим нормам и эталонам, для ВАЗ 2109 свободный ход управляющего колеса не должен превосходить 10 градусов.
  6. Найдите регулировочный винт и начинайте равномерно его подтягивать. Операция проводится медлительно. Временами инспектируйте ход руля, наличие свободного хода по другому говоря стука в управляющий колонке.
  7. Для регулировки используйте особый ключ. Он доступен в каждом магазине автозапчастей.
  8. Ключ вставляется в регулировочный винт и проворачивается против движения часовой стрелки. Прокрутив малость, проверьте итог.
  9. Процедура затягивается. И далее не спешите.
  10. Когда ощутили, что регулировка дошла до подходящего уровня, сделайте пробный заезд на собственном автомобиле, почувствуйте, как двигается руль, пропал ли стук, свободный ход, как туго крутится управляющее колесо.
  11. Если руль стал очень тугим, придется мало ослабить натяжение регулировочного винта.

Ремонт рулевой рейки ваз 2110 с гур.

При отсутствии положительного результата после проведенной регулировки, вам придется устранять люфт и стук методом демонтажа, ремонта или полной замены узла. Тут уж решайте сами.

Полагаться только на корректировку рейки как лечущее средство от всех ее заболеваний не надо. Да и дополнительно спешить с выводами что нужно подмены рейки также не надо. Попытайтесь отрегулировать, а там уже действуйте по ситуации.

Когда резко поворачиваете руль из положения нейтрально (колеса прямо) и слышите посторонние стуки либо шумы рулевой рейки, биение руля, увод автомобиля в сторону и самопроизвольное отклонение от движения прямо значит, необходим ремонт либо замена рулевой рейки ваз 2109, причем срочно. Рулевая рейка — важнейший узел управления направлением движения машины, люфты и другие неполадки затрудняют управление, и создают опасность для вашего здоровья и жизни. Как часто вы слышите в новостях: водитель не справился с управлением автомобиля? Вы сами прекрасно понимаете, к каким последствиям это приводит. Наша инструкция поможет вам выполнить ремонт и замену рейки самостоятельно.

Читайте также:  Как отремонтировать чайник siemens

Рассмотрим схему рейки и варианты ремонта

Существует три способа ремонта:

  • Полная замена рейки (если возиться особо некогда и устраивает цена, либо механизм не пригоден для ремонта)
  • Замена деталей из ремонтного комплекта (тут придется повозиться, снять механизм, разобрать и собрать)
  • Альтернативный ремонту и самый быстрый способ — подтягивание гайки на рулевой рейке с помощью специального ключа

Такой способ дает положительный эффект (только не всегда и не на долго), но может иметь плохие последствия. Например, если затянуть гайку слишком сильно, тогда повысится усилие необходимое для вращения рулевой баранки, что усложняет управление машиной. Более тяжелые последствия, это заклинивания руля во время движения машины, потерять управление да еще на скорости чрезвычайно опасно для вас и окружающих

Нужные материалы и инструменты

Замена рулевой рейки ваз 21093 — 2199 требует наличия необходимых материалов:

  • Аэрозоль «Мовиль»
  • Чистая ветошь
  • Пластиковые хомуты длиной 200 и шириной 4миллиметра (три штуки)
  • Смазка проникающая WD-40 («жидкий ключ») чтобы открутить заржавевшие и закисшие соединения
  • Литр Уайт — спирита
  • Смазка для подшипников типа ФЕОЛ либо нечто подобное

Также для ремонта потребуются следующие запчасти:

  • Сайлентблоки(см.Замена сайлентблоков Ваз: делаем самостоятельно)
  • Чехол рейки
  • Наконечники
  • Специальный набор (ремкомплект) для ремонта

Замена рулевой рейки на ваз 21093 — 2109 потребует наличия следующего инструмента:

  • Съемник наконечников
  • Молоток
  • Головки торцевые
  • Специальный ключ для рейки, (он надевается на нажимную гайку и имеет внутренний восьмигранник)
  • Удлинитель ключа с трещоткой
  • Специальный ключ для откручивания гайки подшипника, (восьмигранный стержень на «24» с углублением)
  • Щетка по металлу
  • Узкая кисточка

Совет: Прежде чем заняться процедурой на ваз 2109 замена рулевой рейки, вам необходимо обработать заранее (за сутки) все соединения «жидким ключом» (резьбы наконечников, четыре гайки, крепящих рейку, гайку затяжки упора). Затем, через полтора — два часа повторите обработку всех мест и через сутки можете начинать процедуру.

Последовательность замены и ремонта

Чтобы быстро и без проблем заменить рейку выполните порядок действий, как гласит инструкция:

  • Закатываем авто на яму (смотровую канаву)
  • Поставляем упоры под задние колеса, затягиваем ручник (стояночный тормоз), блокируем руль
  • Отсоединяем питание, для этого снимаем обе клеммы с аккумулятора
  • Ставим машину на домкрат и снимаем передние колеса, ( при этом желательно поставить автомобиль на опоры (подпорки в виде деревянных брусков).
  • Откручиваем гайки наконечников, и вытаскиваем пальцы из рычагов
  • В таком случае вам непременно понадобится съемник для пальцев — прикладываем его, закручиваем винт до упора и ударяем по рычагу молотком, придерживаем ключом винт съёмника
  • Теперь, когда обе тяги свободны, откручиваем гайки хомутов (на фото внизу гайка указана стрелкой)
  • Внутри салона у самого пола открутите болт на рулевом валу
  • Затем потяните рейку на себя покачивающим движением
  • Хвостовик шестерни часто отсоединяется от вала не сразу, придется повозиться
  • Отсоединив рейку, вытаскиваем агрегат через правую дыру со стороны колеса

Ремонт рулевого механизма

Осуществить ремонт рулевого механизма своими руками будет легко, если вы следуете рекомендациям нашего материала:

  • Зажимаем механизм в тиски и прочищаем щеткой по металлу, далее обрабатываем Уайтспиритом и ветошью
  • Как только корпус засияет как новенький, откручиваем болты усов
  • Предварительно рекомендуем проконтролировать состояние сайлентблоков
  • При обнаружении люфта, трещин резины и других дефектов, заменяем их
  • Отгибаем пластину, контрящую болты с помощью молотка и зубила, откручиваем болты и снимаем усы
  • Стягиваем затычки с обоих концов рейки
  • Затем снимаем резинки вала и чехол. Чехол можно выкинуть сразу, остальные элементы необходимо тщательно вымыть и высушить, только не на солнце
  • Снимаем стопорную шайбу подшипника, поддеваем ее отверткой
  • Откручиваем гайку приготовленным заранее специальным ключом, под ней обнаруживаем подшипник
  • Затягиваем в тисках наш шлицевой вал. На губки тисков желательно подложить мягкие накладки, чтоб не повредить вал
  • Осторожно постукивая молотком по корпусу, пока не выйдет подшипник
  • За ним легко последует вал, шестеренки и остальные детали
  • Все снятые элементы тщательно промываем Уайтспиритом при помощи кисточки
  • Отыскать подшипник именно такого типа будет очень проблематично, так как он нестандартный, поэтому следует его аккуратно вымыть и сохранить
  • Если все-таки необходимо его снять, воспользуйтесь специальным съемником
  • Рекомендуем не трогать его без крайней необходимости, поскольку функционирует он весьма сносно длительное время
  • Вытряхиваем зубчатую рейку из корпуса и промываем ее Уайтспиритом. Затем просушите ее и смажьте
  • Через отверстие, находящееся в корпусе аккуратно извлекаем пластмассовую вставку и выкручиваем зажимную гайку
  • Часто такое действие проходит весьма туго, знайте, что в ремонтном комплекте есть новая, если боитесь повредить эту
  • Заменяем кольца уплотнения, сначала не забудьте вытряхнуть упор
  • Внимательно рассматриваем усы, наконечники не должны люфтить, пальцы должны шевелиться с приложением некоторого усилия, защитные чехлы не должны содержать трещин и других дефектов
  • Если заметите, что в какой либо детали (или в нескольких) дефекты либо обнаруживается неправильная работа, непременно промойте деталь и просушите
  • Если это не помогло, заменяем деталь, но стараемся сохранить по максимуму
  • длину рычага
  • Чтобы защитить от последствий коррозии, на данном этапе рекомендуем обработать «Мовилем» резьбу
  • Далее занимаемся шарнирами
  • Устанавливаем новые шарниры, если в их работе что либо не нравится, либо кажется подозрительным
  • Вставляем новую пластиковую втулку в корпус, выступы ее должны быть непременно направлены в отверстия. Отрезаем резинки
  • Вставляем рейку со стороны шестерни
  • Примерное расстояние от корпуса рейки до торца должно быть около 28-ми миллиметров
  • Сама рейка при этом, не должна торчать наружу
  • Подшипник надо запрессовать до упора с шестеренкой вместе
  • Зажимаем в тисках вал вместе с корпусом
  • Тогда не придется прикладывать большие физические усилия
  • Ориентируем по шестерне зубчатую рейку
  • Вставляем упор, затем гайку и пружину
  • Устанавливаем новое резиновое кольцо со стороны вала, и накручиваем еще одну гайку
  • Надеваем крышку и контрашайбу, совмещаем отметки
  • Затем надеваем вместе с чехлом резиновое кольцо, плотно затягиваем пластиковые хомуты
  • Устанавливаем усы. Затягиваем их с большим усилием, подгибаем стопорную пластину
  • Прикрепляем резиновые заглушки
  • Аккуратно перетаскиваем собранный агрегат в моторный отсек
  • Ставим рейку на место, накидываем хомуты, наживляем гайки и не забываем про шайбы
  • Дальнейшую установку проще выполнить с напарником (помощником).
  • Совмещаем конец рулевого вала из салона, чтобы совпадал с валом шестерни
  • Обязательно обращаем внимание на лыску на валу, в которую и должен пройти болт муфты (иначе вы его не вставите)
  • Наживите, аккуратно постукивайте молотком по муфте, насаживаем ее поглубже
  • Звук срабатывания сигнала в нашем случае может служить критерием правильности установки
  • Пока сигнал не звучит, продолжаем работать молотком
  • Заработал сигнал — можем считать, что рулевой агрегат готов к применению
  • Вставляем болт муфты в уши и крепко зажимаем
  • Вставляем пальцы усов в рычаги и закручиваем гайки, не забываем зашплинтовать их
  • Берем само контрящиеся гайки и затягиваем на хомутах рейки, шпильки хомутов обрабатываем «Мовилем»
  • Прикручиваем колеса и снимаем машину с домкрата и подставок
Читайте также:  Кто отремонтирует терморегулятор теплого пола

Поздравляем, ремонт, и замена рулевого агрегата ваз2109 выполнен успешно, остается посмотреть видео инструкцию.

В автомобилях марки ВАЗ 2109 рулевая рейка отвечает за управление поворотом колёс, преобразуя вращение руля в поступательное движение рулевой тяги. Износ или поломка деталей приводят к увеличению люфта, в результате чего управляемость автомобилем ухудшается, увеличивается износ автомобильной резины от неуправляемого «рысканья», а само движение машины становится опасным на разнонаправленных поворотах. Владелец отечественного легкового автомобиля сможет выполнить ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками, руководствуясь данной детальной инструкцией и схемой этого узла.

Принцип действия и устройство рулевой рейки

Рулевая стойка в автомобиле ВАЗ 2109 имеет простую конструкцию, включающую в себя:

  • зубчатую рейку с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутренних наконечников тяг;
  • приводную шестерёнку со шлицевым валом для соединения с рулевой муфтой;
  • опорные полукольца, создающие плавное скольжение;
  • механизм упора, регулирующий необходимый конструктивный зазор зубчатой пары;
  • картер, в который детали собираются и неподвижно крепятся к корпусу автомобиля;
  • элементы уплотнения и защиты от пыли и грязи.

Схема рулевой рейки ВАЗ 2109

Признаки неисправности

Признаками неисправностей в этом узле управления легковым автомобилем являются:

  • стук во время совершения поворотов,
  • увеличение люфта,
  • тугое вращение руля,
  • проблемы регулировки развала-схождения колёс.

Своевременный ремонт рулевой рейки позволит устранить все эти неисправности и обеспечит безопасность управления автомобилем.

Снятие и разборка рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

Для проведения ремонтных работ следует приобрести ремонтный комплект, который в зависимости от вида неисправностей рулевой стойки может быть неполным или полным. Неполный ремкомплект включает в себя детали, одноразовые хомуты и резиновые изделия, требующие периодической замены.

Ремонтный комплект рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109

При поломке или износе зубьев и шлифованной поверхности нужно будет приобрести полный ремкомплект, в который могут входить все детали, начиная с зубчатой пары, игольчатого и шарикового подшипника, заканчивая прижимной пружиной. В такой ремонтный комплект не входит только картер.

Также потребуется стандартный набор инструментов и ряд специальных приспособлений и инструментов:

  • внутренний восьмигранник 24 мм с отверстием посередине диаметром 18,5 мм;
  • восьмигранник 17 мм;
  • выжимной съёмник шаровой опоры;
  • съёмник для шарикового подшипника;
  • ключ для снятия игольчатого подшипника;
  • острогубцы для снятия стопорного кольца подшипника;
  • слесарные тиски;
  • смазка «Фиол-1», «Литол-24» или аналогичные смазочные материалы, которые не будут терять свою текучесть при низких температурах.

Для снятия рулевой рейки автомобиль ВАЗ 2109 нужно поставить над смотровой ямой для обеспечения свободного доступа к передним колёсам и подкапотному пространству.

Затем следует затянуть ручной тормоз, упереть задние колёса, а передние поставить прямо. Домкратом приподнять передние колёса до провисания и подставить под них опоры. После этого открутить гайки крепления и снять правое колесо.

Для обеспечения доступа через моторный отсек следует снять воздушный фильтр и отсоединить аккумулятор. Все снимаемые детали и крепёж нужно складывать в специально подготовленную тару. Это обеспечит сохранность деталей и упростит процесс сборки.

Этапы демонтажа рулевой стойки:

  1. Внутри салона между педалями шарнирной головкой открутить на два оборота стопорный болт, который стягивает рулевую муфту на шлицевом хвостовике зубчатого вала. Если муфта не разожмётся, можно с помощью слабого постукивания молотком освободить шлицы;
  2. Снять наконечники рулевых тяг, выпрямляя плоскогубцами загнутый конец шплинтов наконечников. Шплинты вытаскиваются накидным ключом 19 мм. После чего скручиваются гайки и съёмником выжимаются шаровые опоры из поворотных рычагов стоек подвески;
  3. Через моторный отсек снимается защитный кожух, прикреплённый трёмя гайками с шайбами и граверами. Головкой 13 мм откручивают две самостопорящиеся гайки, которые удерживают скобу крепления картера рулевой рейки к автомобильному корпусу;
  4. Картер через алюминиевые пластины нужно зажать в слесарных тисках;
  5. Зубилом и молотком отогнуть углы стопорной пластины, защищающей от самопроизвольного откручивания болтов крепления внутренних наконечников рулевых тяг;
  6. Головкой 22 мм открутить болты, снять стопорную и соединительную планки, отсоединить обе тяги;
  7. Снять резиновую опору, распорное кольцо с одной стороны, а с другой отсоединить резиновый колпачок и разъёмную опору, вытащить отверткой резиновый пыльник, защищающий вал шестерни;
  8. Кусачками срезать два пластиковых хомута и снять защитный чехол.
Читайте также:  Что такое удельная трудоемкость текущего ремонта автомобилей

После разборки следует произвести осмотр резиновых элементов для выявления их степени износа. При отсутствии повреждений и изнашивания их можно использовать снова при сборке. Старые детали следует заменить на новые.

После этого можно разбирать механизм упора рулевой рейки:

  1. Восьмигранным ключом 17 мм выкрутить гайку упора, регулирующую зазор зубчатой пары, потом при сборке её следует затянуть так, чтобы оставался гарантированный зазор порядка 0,12 мм;
  2. Отвёрткой вынуть стопорное и уплотнительное кольца, пружину, прижимающую через упор зубчатую рейку к шестерне и компенсирующую появление большего зазора. Упор вынимается при переворачивании картер отверстием вниз, если он не выпадет, нужно постучать картером по деревянной колодке, зажатой в тисках.

Для разборки приводной шестерни картер снова зажать в тисках, вынув из него стопорную шайбу восьмигранной головкой 24 мм открутить гайку подшипника.

Рожковый ключ 14 мм нужно вставить в пазы на шлицевом хвостовике, подобрав удобную по высоте опору, затем, ключом, как рычагом, приводную шестерню вытащить вместе с подшипником. После этого можно демонтировать зубчатую рейку.

При разборке шестерни острогубцами разжать и снять стопорное кольцо, и съёмником вытолкнуть валик из подшипника.

Если нет съёмника, валик шестерней вниз вставить в тиски с небольшим зазором, подшипник при этом должен опираться на щеки тисков. Легким постукиванием по торцу выбить валик из подшипника.

Восьмигранный ключ для разборки механизма упора

Если нет ключа для вынимания игольчатого подшипника и не получается вытянуть его крючком, нужно сверлом с сечением 1,2 — 2,0 мм сделать отверстие в картере напротив торца подшипника и вытолкнуть подшипник обычным гвоздем. После сборки следует залить отверстие эпоксидным клеем или заделать холодной сваркой.

Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

Если износ рабочей части рулевой рейки небольшой, то её можно немного подтянуть без полной разборки, увеличив её эксплуатационный срок еще на несколько десятков тысяч километров.

Гайка размером 17 мм, которую необходимо подтянуть, крепит рулевой вал к рейке, для подтягивания гайки нужно использовать специальный ключ соответственного размера. Процесс регулировки рейки выглядит следующим образом:

  1. Установите автомобиль над смотровой ямой или на эстакаде для удобного доступа к рулевому механизму;
  2. Снять защиту картера;
  3. Очистите рейку от грязи;
  4. Найти гайку, отвечающую за регулировку механизма;
  5. Подтянуть гайку;
  6. Проверить силу сопротивления с помощью поворота рулевого колеса и при необходимости подтянуть гайку сильнее;
  7. Настроить оптимальное усилие на рулевом колесе.

Подтягивание без полной разборки позволит устранить постукивания и убрать небольшой люфт. При сильно изношенных деталях рулевой рейки потребуется произвести полную разборку и купить полный ремкомплект для замены изношенных деталей этого узла.

Если подобные процедуры не повлияли на негативный эффект постукивания рулевой рейки, придется продвинуться дальше и проверить рулевые наконечники и тяги. Часто стук возникает именно в этих частях механизма.

Причиной стука могут быть также наконечники и рулевая тяга. В этом случае нужно будет затянуть полностью крепления тяг и наконечников для исключения люфта.

Затягивание наконечников должно проводиться с учетом следующих особенностей:

  • Крепкой фиксации всего механизма, для предотвращения смещения развал-схождения;
  • При затягивании до упора нельзя перетягивать;
  • После болтов наконечников провести проверку развала-схождения;
  • Если стук остался, значит проблема во внутренней части рейки, или в рулевых тягах.

Также следует каждые 500 — 1000 км проверять состояние пыльников рулевой рейки, с учетом условий эксплуатации авто. Замену пыльника на российском автомобиле приходится производить чаще чем на иномарках.

Видео: ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114, 2115

Если подтягивание рулевой рейки и замену пыльников а также резиновых деталей можно произвести самостоятельно, то ремонт крепления рулевых тяг в большинстве случаев вызывает затруднения у автовладельцев. Трудоемкий демонтаж и необходимость использования специального оборудования заставляют владельцев российского легкового автомобиля этой марки обращаться в автосервис к опытным специалистам. Провести безошибочно диагностику, разборку и сборку узла лучше в специализированной мастерской с помощью квалифицированного персонала. Полная замена изношенных элементов рулевой рейки может быть проведена только в оборудованном гараже опытным водителем с наличием большой практики в ремонте отечественных авто.

Источник