Меню

Источники финансирования капитального ремонта 2015

Источники финансирование капитального ремонта

3. Источники финансирование капитального ремонта

В процессе эксплуатации основные фонды подвергаются физическому износу и теряют работоспособность, поэтому ремонт является важным производственным процессом. От качества и быстроты выполнения ремонтных работ зависит эффективность использования основных фондов на предприятиях.

Ремонт является одной из форм воспроизводства основных средств , которые изнашиваются и теряют со временем свои эксплуатационные качества.

Под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности орудий труда или их составных частей с учетом использования возможностей улучшения их технических параметров (производительности, мощности и т.п.). В соответствии с принятой в России методологией ремонт зданий, сооружений, оборудования и других основных средств делится на капитальный и текущий.

Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности ресурса инвентарного объекта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. Текущий ремонт производится для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и заключается в замене отдельных его частей. В промежутке между ними производится средний ремонт с периодичностью свыше 1 года для частичного восстановления инвентарного объекта с заменой или восстановлением деталей и узлов.

Предприятие самостоятельно разрабатывает план капитального ремонта основных средств на предстоящий год и графики проведения ремонтных работ по отдельным инвентарным объектам. Базой для составления плана является сметно-техническая документация, в которой учитываются действующие нормы, цены и тарифы. Стоимость ремонта основных средств определяется для:

капитального ремонта – на основе сметы;

текущего ремонта – на основе расценочных перечней работ.

План капитального ремонта и сметно-техническая документация утверждаются руководителем предприятия и служат основанием для финансирования ремонтных работ. Стоимость ремонта зданий и сооружений включает такие статьи затрат , как:

прямые расходы с учетом затрат на монтаж оборудования;

временные здания и сооружения;

удорожание ремонтно-строительных работ в связи с выполнением их в зимнее время.

В настоящее время все предприятия независимо от форм собственности включают расходы на все виды ремонта в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Прочие расходы». Однако предприятие вправе самостоятельно выбирать способ отнесения затрат на ремонт на издержки производства и обращения:

• включать в себестоимость фактические затраты на проведение ремонта непосредственно после его осуществления;

• создавать за счет себестоимости ремонтный фонд (денежный резерв);

• относить в случае необходимости фактические затраты на проведение ремонта на расходы будущих периодов (счет 31) с последующим их ежемесячным списанием на себестоимость продукции (работ, услуг).

Способ отнесения расходов по ремонту на себестоимость продукции зависит от способа осуществления ремонтных работ. При ремонте собственными силами предприятия (хозспособом) фактические затраты на эти цели учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства». По мере окончания ремонтных работ и оформления их актом приемки осуществленные расходы списываются на счета 20 «Основное производство» и 25 «Общепроизводственные расходы» (с учетом назначения расходов).

Расчеты по ремонту, осуществляемому хозяйственным способом, производятся, как правило, по элементам затрат (выплата заработной платы, оплата поставок материальных ресурсов, оказание транспортных услуг по ремонту и т.д.).

При осуществлении ремонтных работ подрядным способом целесообразно покрывать затраты на ремонт за счет создаваемого на предприятии ремонтного фонда. Он предназначен для более равномерного включения затрат на ремонт в себестоимость продукции, чтобы предотвратить значительные колебания массы прибыли внутри года.

Ремонтный фонд образуется за счет включаемых ежемесячно в себестоимость продукции отчислений по установленным самим предприятием нормативам в процентах к балансовой стоимости основных средств. В данном случае фактические расходы на ремонт по мере предъявления подрядчиком счетов за выполненные ремонтные работы возмещаются за счет средств ремонтного фонда. Разница между фактической себестоимостью ремонта и произведенными отчислениями в ремонтный фонд в конце года отражается в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов (счет 31) или резервы предстоящих расходов и платежей (счет 89).

На снижение затрат по ремонту основных средств влияют следующие факторы:

-повышение качества и надежности машин и оборудования, позволяющие увеличить сроки их эксплуатации без ремонта;

-сокращение сроков службы активных основных фондов , в результате чего уменьшается количество ремонтов , а также размер затрат на ремонт;

-осуществление мероприятий по специализации ремонтного дела, перевод ремонтных служб на коммерческий расчет.

При капитальном ремонте арендатором арендованных основных средств (на условиях текущей аренды) соответствующие расходы ежемесячно резервируются равными долями на счете 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей» исходя из срока аренды и сметной стоимости работ. После завершения ремонтных работ фактические затраты по капитальному ремонту арендованных помещений (за вычетом ранее зарезервированных средств) относятся на счет «Расходы будущих периодов» и списываются ежемесячно на себестоимость продукции (работ, услуг) равными долями на протяжении оставшегося срока аренды.

При разборке ремонтируемых объектов могут быть получены пригодные для дальнейшего использования материалы, запасные части и иные возвратные материальные ценности. Они должны быть оприходованы, оценены и отражены в бухгалтерском учете. В дальнейшем их можно использовать при ремонте основных средств.

Ремонт основных фондов непроизводственного назначения возмещается за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Выдача авансов подрядчикам, оплата ремонтных работ при подрядном способе их производства осуществляются с расчетного счета предприятия при наличии заключенного с подрядчиком договора и акта приемки выполненных работ.

Особенности инвестиционной политики

на современном этапе развития экономики.

Ин­вестиционный спад во многом обусловлен ограниченными возможностями внутренних накоплений, особенно частных инвесторов, которые пока не могут вложить необходимый капитал для преодоления кризиса. Природа такого явления заключается в истощенности инфляцией финансового по­тенциала сбережений экономики и обесценении (по сути прямой потери) ее производственного аппарата.

Сопутствующая началу реформ галопирующая инфляция значительно сократила финансовую базу для инвестиционного развития. В 1992 г., т. е. сразу после отпуска цен и трансформации общеэкономического кризиса из латентной формы в открытую, совокупные сбережения уменьшились более чем на 21% (в масштабе неизменной покупательной способности инвести­ционного рубля), а за все годы кризиса сберегаемые экономикой ресурсы снизились до 20-21% от уровня 1991 г. (см. табл. 2).

Таблица 2 Динамика инвестиционного потенциала экономики

(в едином масштабе покупательной способности инвестиционного рубля *)

Валовое накопление в

* По индексу дефлятору валового накопления основного капитала в составе ВВП.

Ежегодные валовые сбережения в последние годы составляют 125-140 млрд. долл., что на первый взгляд не так уж и мало. Проблема, однако, со­стоит в том, что эти сбережения далеко не в полной мере направляются на инвестиционное финансирование реального сектора. На эти цели использу­ется только 87-88 млрд. долл***.

На сектор государственная учреждений приходится 14% всех вало­вых сбережений, причем потенциал сберегаемых здесь ресурсов в послед­ние годы оказался весьма ограниченным. Причины — значительный дефи­цит бюджета, а также государственные заимствования на внутреннем и внешнем рынках для его финансирования.

В секторе предприятий производственной сферы и некоммерческих организаций (объединяющем нефинансовые предприятия, финансовые уч­реждения и некоммерческие организации, обслуживающие население) тра­диционно формируется подавляющая часть валовых сбережений (по последним отчетным данным, более 58%). Сокращение их в этом секторе не­обычно для России, хотя знакомо всем странам с рыночной системой, переживавшим кризис. Оно обусловлено обесценением значительной части основного производственного капитала, утратой материально-финансовой базы сбережений и инвестиций.

Читайте также:  Где можно узнать срок капитального ремонта своего дома

О масштабах такого обесценения можно судить по загрузке производст­венных мощностей промышленности. Из-за их избыточности (перенакопле­ния капитала в докризисный период), низкой конкурентоспособности, а также физического и морального износа они используются в последние го­ды на 40-45%. При этом, с учетом резерва мощностей, примерно столько же не соответствует конъюнктуре и не востребовано рынком. Предприятия с неконкурентоспособным основным капиталом

в силу отсутствия спроса на свою продукцию не имеют перспектив самостоятельно

сформировать (за счет прибыли и амортизации) финансовые ресурсы для

*** Экономист 1998 №5

инвестиционного развития. Как источник сбережений они во многом уже потеряны для страны.

Наконец, на сектор домашних хозяйств приходится 28% всех нацио­нальных сбережений. Уменьшение их здесь во многом обусловлено высо­кой в прошлом инфляцией и недоверием населения к обесценивающемуся рублю.

Значительная часть сбережений домашних хозяйств — иностранная ва­люта. Эти ресурсы по сути выведены из хозяйственного оборота и банков­ской системы, не трансформируются в финансовые и капиталообразующие инвестиции. Увеличение склонности граждан к сбережениям в иностранной валюте усугубляет инвестиционный кризис и способствует долларизации экономики. По имеющимся данным, степень долларизации в 1996-1997 гг. намного возросла и на начало 1997 г. превысила 45%.

Закономерным итогом рецессии сбережений и углубления кризисных процессов стало быстрое снижение объемов инвестирования и нормы вало­вого накопления основного капитала в составе ВВП. В оценке ее динамики наиболее показательно изменение накопления в масштабе неизменных (сопоставимых) цен. Как показывают расчеты, норма валового накоп­ления в основной капитал сократилась с 27% от ВВП в 1990 г. до 8,6% в 1997 г.

Очевидно, что столь низкие масштабы накоплений не обеспечат восста­новление и подъем производства. Это подтверждает и опыт развитых стран, преодолевавших негативные последствия структурных и циклических кри­зисов. В фазах оживления и подъема норма валового накопления у них дос­тигает 30-40% и выше.

Другим результатом неблагоприятного инвестиционного климата, отто­ка капитала из страны и высоких рисков инвестиционно-хозяйственной деятельности стало устойчивое сокращение масштабов капитализации сбе­регаемых ресурсов в реальном секторе. Доля валового накопления основно­го капитала в составе валовых сбережений снизилась с 93% в 1990 г. до 62-63% в 1995-1997 гг*.

Это крайне низкий уровень их капитализации по сравнению с анало­гичными показателями развитых стран. В последних привлекательные ус­ловия инвестиционно-хозяйственной деятельности обеспечивают значи­тельно большие масштабы использования ресурсов сбережений на инвести­рование, а при нехватке внутренних источников и привлечение иностран­ного капитала. В результате отношение накоплений (в основной капитал) и сбережений зачастую превышает 100%.

Определенный потенциал для наращивания инвестиций за счет внут­ренних ресурсов в отечественной экономике есть. Если принять за ориентир масштабы капитализации сбережений в других странах, то при создании благоприятного инвестиционного климата норму валового накопления в основной капитал можно увеличить как минимум на треть, а с учетом по­тенциала ранее накопленных, но не вовлеченных в хозяйственный оборот сбережений населения, — еще более значительно.

В 1996-1997 гг. на снижение инвестиционного спроса резко повлияли ухудшение ликвидности и финансового состояния реального сектора, его неготовность к вложению инвестиций в основной капитал.

Итогом политики макроэкономической стабилизации явилось усиление финансовых дефицитов на фоне платежного кризиса. Резко обострилась проблема

* Экономист 1998 №5

нехватки финансовых средств для инвестирования. Все большая часть их направлялась на поддержание минимальной ликвидности произ­водства и финансирование текущих нужд, в том числе на пополнение уменьшающегося оборотного капитала. Из-за отсутствия обеспеченного ин­вестиционного спроса (т. е.

платежеспособного, формируемого ликвидными инструментами, а не их заменителями) динамика капиталовложений стала все больше зависеть от неплатежей и роста взаимозадолженности.

Результатом жестко подавленной инфляции, депрессивной конъюнкту­ры и роста неплатежеспособности явилась быстрая рецессия финансовых ресурсов инвестирования. В 1996 г. экономика впервые отреагировала на кризисные процессы устойчивым падением валовых прибылей (до этого они под влиянием инфляции росли). Номинальная прибыль промышлен­ных предприятий сократилась почти в 1,5 раза, а их покупательная способность, определенная по реальной прибыли (дефлированной на рост цен), несмотря на ослабление инфляции, — в 1,9 раза.

Хотя и меньшими темпами, номинальные и реальные прибыли реаль­ного сектора сокращались и в 1997 г., что привело к их дополнительному снижению (за январь-сентябрь 1997 г.) соответственно в 1,2-1,3 раза. Хуже всего, что на усиление финансовых дефицитов наибольшим падением при­быльности в очередной раз отреагировала прежде всего обрабатывающая промышленность — плацдарм будущего хозяйственного подъема.

Ограниченными стали и возможности инвестиционного финансирова­ния за счет амортизации. Ее ресурсы из-за неплатежей оказались жестко «связаны» оборотом огромной дебиторской, в том числе просроченной за­долженности. При этом, учитывая низкий уровень денежных расчетов по хозяйственным операциям (по имеющимся данным, лишь порядка 27%), амортизация не трансформируется в финансовые ресурсы предприятий, но даже поступая на их счета, из-за жестких финансовых ограничений вынуж­денно используется на финансирование оборотного капитала и текущих нужд производства.

Другая причина сокращения инвестиционного спроса — большой отток сберегаемых ресурсов на финансовые рынки с их сильными конкурентны­ми позициями (по доходности и степени инвестиционного риска) в сравне­нии с реальным сектором. Отсутствие риска и высокая доходность, вложе­ний в финансовые операции делают их привлекательными для банков, кредитно-сберегательных учреждений. Финансирование же инвестиций из бюджета свернуто, государственные долговые заимствования превратились в механизм, перекачивающий сберегаемые экономикой ресурсы на нужды текущего потребления, тем самым оголяя рынки капиталообразующих вло­жений.

За 1995-1997 гг. прибыльность основного капитала промышленности снизилась в 2,6 раза и в 1997 г. составляла 1,7% годовых. С учетом скорости оборачиваемости производственных активов их эффек­тивная (реальная) доходность в этот же период составляла примерно 6% годовых, намного уступая другим объектам финансовых инвестиций. В ре­зультате прибыльность капитальных вложений для массовых (и эффектив­ных по мировым меркам) инвестиционных проектов — устойчиво отрица­тельная величина. В 1996 г. она достигала 32-40% годовых, а в 1997 г. — 7-9%*. В таких условиях инвестирование в большинство производственных проектов по _____________________________________________________________________

* Экономист 1998 №5

сравнению с вложениями в финансовые активы экономически безрассудно.

Негативное влияние на формирование спроса оказывает также недос­тупность инвесторам-реципиентам ресурсов кредитного рынка. Причина заключается в сохранении высокой цены» кредитного капитала, равно как и высоких кредитных рисков финансирования банковской системой реаль­ного сектора.

По данным Центробанка, средневзвешенная номинальная ставка ссуд­ного процента по кредитам (сроком до 1 года) в 1996 г. достигала 146,8% годовых, а в первом и втором кварталах 1997 г. — соответственно 63,9 и 48,6%. В таких условиях обеспечить возврат кредитных ресурсов, напри­мер, под 16-20%* годовых (далеко не самый высокий уровень) за счет своей рентабельности способен лишь очень узкий круг предприятий. Остальным это не под силу. Ведь более 56% предприятий убыточны и работают пре­имущественно с помощью квазиплатежных инструментов, что препятствует возврату капитала.

Еще более удручающе выглядит финансовая нагрузка «дороговизны» кредитных ресурсов на условия безубыточной реализации инвестиционных проектов. Неблагоприятная для капиталовложений конъюнктура кредитных рынков в 1997 г. предъявляла очень высокие требования к эффективности проектов. Например, для рядовых из них по срокам окупаемости (до 3-х лет) реальная норма прибыли на вложенный капитал должна была состав­лять как минимум 83-100% годовых. Очевидно, что для средних по инно­вационному потенциалу и технико-технологическому уровню капитало­вложений такой уровень не достижим. Инвестиционные же проекты с меньшим потенциалом эффективности, а их большинство, не способны обеспечить своевременное обслуживание (процентных платежей) привле­каемых кредитов и их возврат и обречены на провал.

Читайте также:  Соглашение с арендатором по капитальному ремонту

Собственно, и реализовать такой потенциал эффективности проектов в условиях депрессивно подавленной конъюнктуры, базирующейся преиму­щественно на неплатежах, — дело нереальное. Для этого нужны как мини­мум «разогретые» рынки и обеспеченный (живыми деньгами, а не их сурро­гатами) платежеспособный спрос. С помощью же эрзац-платежных инст­рументов невозможны возврат инвестированного капитала и своевременные расчеты с кредиторами.

В известной мере поддержку высокому уровню заемных средств не­вольно оказывает и само государство. Во-первых, оно сохраняет длительное время завышенную (относительно инфляции) ставку рефинансирования, страхуясь от возможного всплеска инфляции. И во-вторых, порой предпри­нимает шаги по удорожанию кредитных ресурсов (как случилось после по­трясений на мировых финансовых рынках), стремясь стабилизировать внутренний рынок, снизить степень его спекулятивного «разогрева» и удержать на нем финансовые инвестиции нерезидентов. Начиная с ноября 1997 г., Центробанк стал поднимать ставку рефинансирования, при одновремен­ном увеличении норм резервирования (по пассивам в национальной и ино­странной валюте), и ставки по ломбардным кредитам, на что немедленно отреагировал повышением и уровень кредитных цен.

В последнее время из-за неустойчивости хозяйственного законодатель­ства и сильного налогового пресса серьезным фактором, препятствующим инвестированию, является гипертрофированный теневой сектор, который только в промышленности, по некоторым оценкам, составляет 40% от офи­циально _____________________________________________________________________

* Экономист 1998 №5

регистрируемой деятельности. Его доходы в основном не легали­зуются, обостряют финансовые дефицита предприятий, выводятся из хо­зяйственного оборота и, следовательно, не могут цивилизованно трансфор­мироваться в капиталообразующие инвестиции.

Хозяйственный оборот неформальной экономики по сравнению с офи­циально регистрируемой характеризуется более высоким уровнем насы­щенности платежными средствами и обслуживается не бартером или де­нежными суррогатами, а преимущественно ликвидными платежными инст­рументами. Отсюда ясно, что при гипертрофированности теневой экономи­ки попытки насытить реальный сектор деньгами и снизить остроту финан­совых дефицитов будут оборачиваться переливом ликвидных платежных средств в теневой сектор и обострением инвестиционно-финансового голо­да в стране.

На российском рынке недостаточно предложений реципиентов в виде эффективных проектов, доступных для вложения свободного капитала, в частности, из-за информационной «закрытости» предприятий или нежела­ния их руководства потерять над ними контроль в случае прихода страте­гического инвестора. Кроме того, нет эффективных рыночных механизмов капитализации сбережений в реальном секторе.

В дореформенный период инвестиционно-финансовые ресурсы пред­приятий в подавляющей части централизованно через бюджет направля­лись на инвестирование. Сейчас эта система разрушена, новая, адекватная рыночному хозяйствованию в полной мере не создана. В зачаточном со­стоянии находятся страховые и инвестиционные институты, не функциони­руют механизмы пенсионного обеспечения, позволяющие мобилизовать длинные» финансовые ресурсы для последующего инвестирования произ­водства. Усугубляет ситуацию неразвитость рыночных механизмов межот­раслевого перелива капитала, в том числе через фондовый рынок. Очевид­но, что в преддверии экономического подъема эти обстоятельства будут серьезно отодвигать сроки преодоления инвестиционного кризиса.

Сказанное в равной мере относится и к банковской сфере, которая не готова к аккумуляции крупных средств для инвестирования производства. Это результат низкого уровня капитализации большинства банков, отсутст­вия опыта работы с инвестиционными проектами, непрозрачности инфор­мации о заемщиках.

Нехватка средств для инвестирования привела к образо­ванию в производстве огромной массы обесцененного кризисом, физически и морально изношенного основного капитала. В итоге сложилась ситуация, когда неизбежно масштабное и быстрое сокращение устаревшего производ­ственного потенциала, невостребованного рынком.

Значительная доля машин и оборудования функционирует за пределами экономически оправданных сроков службы. Средние фактические сроки службы как основного капитала в целом, так и его активной части (машин и оборудования) еще в дореформенные годы намного превышали норма­тивные периоды эксплуатации. По экспертной оценке, к началу активного экономического реформирования средняя продолжительность эксплуатации активной части основных фондов промышленности составляла 24 года, а в последующем, под влиянием резко ухудшившихся условий воспроизводства основного капитала, — 28 лет. Это почти в 2,2 раза выше нормативных сро­ков службы техники, в том числе аналогичных показателей развитых стран.

О существенной изношенности производственного аппарата свидетель­ствует и возрастная структура основного капитала. Сегодня в промышлен­ности 57% всех машин, оборудования и мобильной техники эксплуатирует­ся свыше 10 лет. Это много, особенно если учесть высокую степень мораль­ного износа (т. е. несоответствие современным технико-технологическим требованиям к основному капиталу) относительно новой техники. По имеющимся данным, только 16% производственных мощностей соответст­вуют мировому уровню.

Крупные и средние предприятия промышленности загружены на 35%. Если добавить к этому необходимый резерв мощностей при возможном увеличении спроса продукции (по аналогии с другими странами — 15-20%), то получается, что рынком востребовано только 45-50% всего основного капитала промышленности, а остальная часть из-за изношенности не отве­чает спросовой конъюнктуре, в том числе структуре и объему резко сни­зившегося конечного спроса.

Продолжительное сохранение большого объема обесцененного излиш­него оборудования и крайне низкого уровня использования основного ка­питала опасно для экономики. Наряду с обременительными для предпри­ятий издержками по обслуживанию и поддержанию в работоспособном со­стоянии незагруженной техники недостаточное использование устаревшего производственного аппарата существенно сдерживает мотивацию к инве­стированию и обновлению производства, препятствует экономии затрат и тем самым содействует раскручиванию спирали инфляции издержек. К то­му же содержание на балансе предприятий незагруженных производствен­ных мощностей, не обеспеченных спросом, тяжелым бременем ложится на финансы производителей и является постоянно действующим фактором мощного инфляционного давления на экономику.

Столь же негативны последствия незагруженности мощностей и для инвестиционной деятельности. Сдерживается мотивация к инвестирова­нию, ограниченные финансовые средства предприятий идут на обслужива­ние текущей хозяйственной деятельности (в том числе содержание и ремонт устаревшего оборудования), а не на реализацию проектов обновления про­изводства.

В заключение необходимо отметить, что для того чтобы восстановить воспроизводственные процессы в экономике, преодолеть кри­зис, повысить конкурентоспособность продукции и компенсировать ожи­даемое выбытие устаревшего основного капитала, требуется активизиро­вать инвестиционную деятельность. Для устойчивого экономического роста (со среднегодовыми темпами 5% в год) норма накопления (в масштабе сопоставимых цен 1991 г.) должна воз­расти в 1,5-1,8 раза, т.е. с нынешних 8,7% до 13-15,6% ВВП (а в масштабе текущих цен с 20 до 30-36%)*.

Хотя такие масштабы накоплений близки к показателям развитых стран, для отечественной экономики они минимальны. Меньший их уро­вень недостаточен для подъема народного хозяйства. Слабая конкурентоспособность производства и выбытие обесцененного капитала могут способствовать переходу в продолжительную стадию нулевого экономического роста. Ее главные особенности — низкие (близкие к нулевым) темпы производства, узкая материальная база для

* Экономист 1998 №5

накоплений, стабилизационные тен­денции и небольшой экономический рост лишь в рамках конкурентоспо­собного производственного аппарата на фоне углубления кризисного спада в секторах с высокой долей перенакопления устаревшего капитала, не имеющих собственных финансовых источников для инвестиционного раз­вития.

Нереально решить проблему накоплений и инвестирования с помощью простых инструментов макроэкономического регулирования. Причины инвестиционного кризиса кроются в незавершенности рыночных преобразований, слабой инвестиционной привлекательности реального сектора и его крайне нездоровом финансовом положении.

Читайте также:  Оборотные средства фондов капитального ремонта

Формирование предпосылок макроэкономической финансовой стабили­зации (снижение дефицита бюджета, ставки процента и уровня инфляции) необходимо, но недостаточно для роста инвестиционной активности. Тре­буется как минимум завершение финансовой стабилизации, причем не только на макро-, но главным образом на микроуровне. Иначе говоря, надо повысить ликвидность производства, оздоровить его финансы, снизить задолженность по внешним заимствованиям до относительно «безопасного» и финансово необременительного предела, увеличить прибыльность инвести­ций до уровня, превышающего доходность безрисковых операций финан­сового рынка, в том числе государственных долговых заимствований.

Не менее важно создание «критической» массы предприятий с четкой перспективой их развития, способствующих оживлению всей экономики. Они должны быть «открыты» для вложения капиталов частных инвесторов, иметь эффективные проекты реконструкции и перевооружения, готовность использовать растущие в стране сбережения. Приоритетны также снижение затратной нагрузки на экономику со стороны недееспособных производств и оздоровление реального сектора за счет санирования предприятий, выво­да из эксплуатации физически изношенного основного капитала, формиро­вания рынка бывшего в употреблении оборудования.

Создание благоприятного инвестиционного климата с опорой только на рыночные механизмы чревато потерями для реформ, отсрочкой выхода из кризиса. Решение такой задачи немыслимо без активной роли государства в экономике. Ключевые направления государственной экономи­ческой политики заключаются прежде всего в стимулирование внутреннего платежеспособного спроса на отечественную продукцию. Оно поможет возобновить экономи­ческий рост на относительно конкурентоспособных мощностях, без которо­го не удастся решить назревшие социально-экономические проблемы, по­высить реальные доходы и потенциал сбережений, требуемых для модерни­зации производства. Должны быть использованы неинфляционные методы стимулирования внутреннего платежеспособного спроса. Среди них — пере­ключение спроса на изделия отечественных производителей, в том числе по линии бюджетных закупок, осуществление активной протекционистской политики для продвижения сырьевой и переработанной продукции на внешние рынки, расширение практики «связанного» кредитования зарубеж­ных партнеров, и главным образом стран СНГ, под закупки отечественных изделий, создание благоприятных условий сбыта высокотехнологичной продукции на внутреннем рынке (в том числе на лизинговой основе) и др.

Необходимо государственное содействие институциональным пре-образованиям, в том числе становлению механизмов рынка и эффективной трансформации сбережений в инвестиции. Требуется активизировать рабо­ту государства с рыночными институтами, осуществляющими такую транс­формацию ресурсов в реальные активы, путем развития системы негосу­дарственного пенсионного обеспечения и страхования, создания сберегательных и специализированных инвестиционных структур для предпри­ятий и населения. Имеются в виду и государственные займы у междуна­родных финансовых организаций для становления небанковских финансо­вых учреждений, переориентация части займов на мировых рынках на ре­конструкцию производства, что помогло бы решить проблему дефицита финансовых ресурсов для инвестирования.

Важно усилить инвестиционную направленность банковской деятель­ности, которая пока не готова, аккумулировать достаточные средства для использования в реальном секторе экономики. Это результат финансовой «маломощности» большинства банков, отсутствия опыта работы с инвести­ционными проектами и высоких рисков их кредитования, непрозрачности информации о заемщиках, непривлекательности условий кредитного фи­нансирования инвестиций.

Приоритетные задачи в этой области: усиление инвестиционной на­правленности коммерческих банков путем введения в банковское законода­тельство категории инвестиционных кредитов с особым режимом резерви­рования; частичная переориентация кредитной политики Сбербанка, кон­центрирующего подавляющую долю частных сбережений, с преимущест­венного вложения своих активов в государственные ценные бумаги на кредитование эффективных инвестиционных проектов реального сектора через его специализированные филиалы или инвестиционные структуры; разви­тие нормативной базы банковской деятельности, принятие закона о страхо­вании частных вкладов и др.

Нужны активная государственная поддержка инвестиционной деятельности и стимулирование притока капиталовложений в произ­водство. Неблагоприятная общеэкономическая конъюнктура и острые бюджетные проблемы в прошлые годы во многом ограничивали возможно­сти централизованной поддержки инвестиционной сферы и вынуждали го­сударство путем займов активно переключать ресурсы рынков капитала на финансирование текущих нужд социально-экономического развития. Такая политика не может продолжаться; она уже оказала крайне негативное воз­действие на инвестиционную деятельность. Необходимо осуществление максимально сбалансированной политики долговых заимствований, спо­собствующей переливу капиталов в реальный сектор, что предполагает использование как минимум части мобилизуемых ресурсов внутренних и внешних займов на инвестирование.

Формирование благоприятного инвестиционного климата будет зави­сеть от развития системы государственного гарантирования эффективных проектов, наращивания потенциала активов, создания механизма гаранти­рования на основе внебюджетных источников, гарантийно-залоговых фон­дов. Становление такой системы — по сути единственный весомый инстру­мент прямого государственного воздействия на инвестиционные процессы. Она поможет вовлечь в оборот инвестиционной сферы капитал отечествен­ных и иностранных банков, постепенно перейти от защиты за счет Бюджета развития от коммерческих рисков к гарантированию некоммерческих.

Необходимы содействие внедрению эффективных механизмов обеспечения возврата средств, привлекаемых к финансированию проектов под гарантии государства — залог имущества (ипотека), страхование инвести­ций; активная поддержка развитию инфраструктуры ипотечного кредито­вания и страхования. Целесообразно усилить инвестиционную направлен­ность процесса приватизации предприятий, которая должна быть нацелена на мобилизацию дополнительных ресурсов для инвестирования.

Правительству предстоит начать полностью выполнять свои бюджетные обязательства перед инвесторами, имея в виду большие активы госу­дарства. Это поможет использовать механизм Бюджета развития и его ин­вестиционные гарантии, которые будут способствовать «разогреву» угасающей конъюнктуры отечественного рынка капитала.

Важно осуществить комплекс общесистемных мер, содействующих финансовому оздоровлению производства, снижению рисков, укреплению нормативно-правовой базы и обеспечению безопасности инвестиционно-хозяйственной деятельности частнопредпринимательского сектора. Здесь среди неотложных задач следующие:

-вытеснение из платежного оборота квазиденежных средств, не способствующих формированию потенциала накоплений, осуществлению комплекса мер по нормализации платежно-финансовых отношений, в том числе за счет удешевления кредитов, привлекаемых на финансирование основ­ного и оборотного капитала предприятий. Проблему насыщения хозяйст­венного оборота реального сектора ликвидными платежными средствами и вытеснения платежных суррогатов не решить без ограничения масштабов теневой экономики, перевода ее в русло официально регистрируемой деятельности;

-ликвидация разбалансированности и искаженности финансовых пропорций на микроуровне, в частности из-за неадекватных переоценок основ­ного капитала, в результате чего последний намного завышен. Оказалась искаженной и структура производственных затрат, занижена реальная при­быль производства, не соответствуют действительности параметры инве­стиционной привлекательности предприятий, а с учетом неполного использования подавляющей части основного капитала — экономически необосно­ванна налоговая нагрузка на их финансы в виде налога на имущественные активы, не применяемые в производстве.

Требуется определить стоимость основных фондов по их действительной, рыночной цене и одновременно вывести из эксплуатации устаревшие и неиспользуемые мощности путем инвентаризации основного капитала, его временной консервации и освобождения от начисления амортизации и на­лога на имущество. Государство должно совершенствовать амортизационную политику с помощью введения новых норм отчислений, методов их расчета, соответст­вующих современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств. Нужен переход от разрешительной к заявительной практи­ке использования ускоренной амортизации, позволяющей предприятиям значительно увеличить объемы собственных воспроизводственных ресурсов.

Только после проведения вышеперечисленных мероприятий можно ожидать формирование благоприятного инвестиционного климата в России.

Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий.-М.: Финансы и статистика, 1998

Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций.-М.: Финансы и статистика, 1993

Финансы предприятий. / Под ред. Е.И. Бородиной.-М.: Банки и биржы, ЮНИТИ, 1995

Финансы предприятий. / Под ред. Н.В.Колчиний.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998

Финансы: Учебное пособие. / Под ред. А.М. Ковалевой-М.: Финансы и статистика, 1998

Источник