Меню

Этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома

Этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Приватизация квартиры и обязанность произвести капитальный ремонт дома

Наш дом давно уже требует капитального ремонта. Хочу приватизировать свою квартиру, не получится ли так, что как только приватизирую, мне скажут, что теперь бремя содержания жилья ложится на нового собственника, то есть меня, а муниципалитет делать ремонт теперь не обязан?

Нет, так сказать не должны. По общему правилу, обязательство прекращается исполнением. Пока обязательство наймодателя (муниципалитета) в части производства капитального ремонта не исполнено, оно (обязательство) сохраняется и не может быть передано вам. По этому поводу в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года высказался и ВС РФ:

«…Вопрос 5: Сохраняется ли у бывшего наймодателя — собственника жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда при приватизации гражданами жилых помещений обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, требующих на момент приватизации капитального ремонта?

Ответ: Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения».

Источник

Наймодатель и капитальный ремонт

#1 zeuz zeuz —>

Для начала хочу сказать, что топик создан в этом разделе неслучайно — вопрос серьезный и назрел давно. Он не относится отдельно ни к капитальному ремонту, ни к управлению многквартирными домами, ни к конкретной деятельности органов местного самоуправления. Возможно аналогичная тема и существует, но я её здесь не нашел. Если дублирую — прошу прощения.

Итак, ситуация следующая.

Январь 2007 года.
Группа жильцов многоквартирного жилого дома обратилась в суд к ООО (монополист в области предоставления коммунальных услуг) с требованием обязать осуществить капитальный ремонт дома. Видов работ много. Требования основывали на защите прав потребитетелй. В процессе рассмотрения дела к участию в качестве ответчиков были привлечены ещё несколько организаций (всего стало 7 ответчиков), в том числе и Администрация муниципального района.

Октябрь 2008 года.
Решение вынесено. Обязали ООО (то самое, первое) выполнить ремонт, выплатить компенсации. ООО в свою очередь подало кассационную жалобу и после рассмотрени областным судом, решение было изменено. Теперь абсолютно всё, что требовали истцы обязана исполнить Администрация муниципального района. Кассационная инстация сослалась на, в том числе, Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии со ст.16 которого, «приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда».
А вот теперь самое интересное.
1. Является ли Администрация муниципального района наймодателем, если:
а) В соответствии со статьей 51 действовавшего на тот момент Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем — жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии — соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем — гражданином, на имя которого выдан ордер.
Приватизация квартир жильцов осуществлялась в середине 90-х.

Читайте также:  Капитальный ремонт газотурбинных газоперекачивающих агрегатов

б) договоры и социального найма и приватизации заключались юридическим лицом (ГОУП’ом), в оперативном управлении (да-да, именно так) которого находился весь жилфонд, но собственником всё-таки был район.

2. Существует ли у наймодателя (кто-бы им не являлся) обязанность выполнять такой ремонт, если:
а) капитальный ремонт, например, кровли, дренажа, калоотстойников (в смысле канализации ) уже выполнялсля в 2005-2006 годах, а «исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения» (ред. касс. инстанции).

б) истек (по нашему мнению) общий срок исковой давности. То есть:
(выдержка из позиции представителя Администрации муниципальнго района)
«. в обоснование своих исковых требований истица, в том числе, ссылается на статью 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Однако, необходимость проведения капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: Н.область, Н.район, д. Н., д.12, на момент приватизации жилого помещения К. (25.03.1998) не подтверждена, сведений о такой необходимости не представлено.
Кроме того, из смысла статьи 16 названного Закона следует, что право лица, участвующего в приватизации жилого помещения, требовать от наймодателя проведение ремонта возникает на момент приватизации.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии со ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, считаем, истица К. нарушила установленный законом срок для предъявления требований об обязании провести капитальный ремонт.
В соответствии с ч.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.»

Вот как-то так.
Если каких-то сведений для дачи соответствующего мнения не хватает — расскажу как есть, спрашивайте)

Источник

Раскошелится чиновник

В стране еще много старого и проблемного жилья. И не секрет, что квартиры в таких «пожилых» домах в основном заселены небогатыми, старыми и больными гражданами. Жители обветшавшего фонда, как правило, уже не в состоянии взять ипотеку и приобрести что- то новое. По мнению экспертов, именно в таких домах больше всего муниципального жилья, то есть того, чьим хозяином являются местные власти. А граждане живут в них по договорам социального найма. Наше «ремонтное» судебное дело касается именно старого муниципального жилья.

Итак, в районный суд обратился прокурор с иском в защиту жильца муниципальной квартиры, инвалида 3 группы. Гражданин, по мнению прокурора, устав от холода в комнатах, самостоятельно сделал то, что обязаны были делать чиновники. А конкретно — поменял во всей квартире старые окна на новые, из которых не дует, и утеплил наружные стены. По мнению прокурора, наниматель потратился, и теперь чиновники просто обязаны вернуть ему расходы на капремонт.

В суде с мнением надзорного ведомства согласились. Местную администрацию муниципального образования суд обязал возместить жильцу расходы. Чиновники обиделись и опротестовали это судебное решение.

Апелляция отменила решение райсуда и вынесла другое решение, по которому муниципалитет инвалиду ничего не должен, потому как замена окон, по мнению горсуда, это текущий ремонт и жилец обязан делать его сам. Но прокурор не успокоился и пошел защищать интересы гражданина дальше. Так дело дошло до Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда. Там мнение прокурора поддержали и сказали, что подобный ремонт должен оплатить собственник жилья.

Вот какими нормами законодательства руководствовался Верховный суд, вынося свое решение. Суд установил, что квартира, ремонт которой стал причиной иска, была муниципальной и давно требовала капитального ремонта. В конце концов жилец не выдержал и самостоятельно, а главное — за свой счет, полностью заменил все оконные блоки и сделал наружное утепление стен.

Апелляция, когда отменяла победное для инвалида решение райсуда, заявила, что в квартире был сделан текущий ремонт. Верховный суд взял в руки Жилищный кодекс и сказал, что по 65-й статье этого кодекса, «наймодатель жилого помещения», то есть муниципалитет, обязан делать в доме капитальный ремонт. В Гражданском кодексе (статья 681) записано, что капремонт сданного в наем жилья является обязанностью наймодателя. В следующей статье того же Гражданского кодекса — 676-й, черным по белому написано — наймодатель обязан: «осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в доме». Из договора социального найма, который жилец подписал с администрацией, следует, что наймодатель обязан делать в доме капремонт. А при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей по капремонту гражданин вправе требовать возмещения своих расходов на «устранение недостатков жилого помещения».

Читайте также:  Прораб ремонт капитальный ремонт

И вот важное положение, на которое указал Верховный суд и которое большинство граждан не знает. Оказывается, наниматель может по желанию не только требовать возмещения расходов на ремонт, но может и попросить уменьшения квартплаты, если собственник жилья сделал его жизнь в сдаваемом доме некомфортной.

Чтобы подтвердить законность такого правила, Верховный суд привел 309-ю и 310-ю статьи Гражданского кодекса. Там сказано, что обязательства, прописанные в договоре, «должны исполняться надлежащим образом. А односторонний отказ от исполнения обязательств или одностороннее изменение условий договора не допускаются».

Верховный суд процитировал акт обследования дома, который фигурировал в деле. Судя по этому документу, строение было очень старым. Поэтому пришла в негодность кровля, все оконные блоки, венцы бруса наружной стены сгнили, а фундамент дома надо усиливать.

На заявление апелляции, что утепление стен и замена окон — не капитальный ремонт, Верховный суд процитировал «Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте в жилых домах». Этот перечень является приложением к специальному постановлению Госстроя (от 27 сентября 2003 года № 170) «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Исходя из этих документов, и окна и утепление стен — капитальный ремонт.

В итоге Верховный суд РФ сказал, что самое первое решение по делу районного суда — что чиновники должны полностью возместить расходы на ремонт — было правильным, и оно остается.

Источник

Тема: Сохраняется ли у бывшего наймодателя обязанность по производству капитального ремонта

Опции темы
Отображение

Регистрация 26.01.2011 Сообщений 13,019

Положительные оценки/Отрицательные оценки
Получено: 16,958 / 97
Дано: 14,953 / 158

Вес репутации 60

Сохраняется ли у бывшего наймодателя обязанность по производству капитального ремонта

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Вопросы применения жилищного законодательства

Вопрос 5: Сохраняется ли у бывшего наймодателя — собственника жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда при приватизации гражданами жилых помещений обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, требующих на момент приватизации капитального ремонта?
Ответ: Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

222222. После определенного срока эксплуатации дома в квартире полагается делать капитальный ремонт. Какие работы в него входят? При приватизации положено передавать квартиры с капитальным ремонтом. Какой закон РФ это предусматривает?

Такой порядок действительно существует. В соответствии с положениями ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Исходя из положений ст. 235 ГК РФ приватизация является основанием для прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество и, соответственно, основанием для возникновения права собственности граждан.
Статьи 289 и 290 ГК РФ предусматривают, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. При этом собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
С 1 марта 2005 г. введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на собственниках жилых помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем ст. 16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 11 июня 2008 г.) предусмотрено, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Таким образом, на основании вышеназванного Закона часть бремени собственников жилых помещений в многоквартирном доме по содержанию дома путем своевременного проведения капитального ремонта возлагается на бывших наймодателей. Такое решение законодателя основано на принципе справедливости и связано прежде всего с тем, что прежние собственники приватизированных жилых помещений и их представители (они же бывшие наймодатели) обязанности по содержанию многоквартирных домов, установленные законом, в течение десятков лет не исполняли.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 г., утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 1 августа 2007 г., исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Что касается перечня работ, то в п. 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, указано, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
В соответствии с Приложением № 8 к указанным Правилам примерный перечень работ по капитальному ремонту дома включает такие элементы, как:
– обследование жилых зданий и изготовление проектно-сметной документации;
– ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов);
– модернизация и утепление жилых зданий;
– замена внутриквартальных инженерных сетей;
– установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды;
– осуществление авторского надзора проектных организаций и технического надзора специальных подразделений, созданных с этой целью в органах местного самоуправления, организациях, за производством работ;
– ремонт встроенных помещений в зданиях и др.

Читайте также:  Капитальный ремонт оформление завершения работ

Николай МОРОЗОВ,
кандидат юридических наук, адвокат

Источник