Меню

Доверенность по капитальному ремонту

Примерная форма доверенности на представительство интересов собственников помещений в многоквартирном доме (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Доверенность
на представительство интересов собственников помещений в многоквартирном доме

г. [ место подписания доверенности ]

[ число, месяц, год ]

Мы, нижеподписавшиеся собственники квартир в многоквартирном доме по адресу: [ вписать нужное ] (далее — Собственники, дом), уполномочиваем:

[ Ф. И. О. ] [ число, месяц, год ] года рождения, паспорт серии [ значение ] N [ значение ], выдан [ наименование государственного органа ] [ число, месяц, год ], зарегистрированного по адресу: [ вписать нужное ],

1. Быть нашим представителем на общих собраниях (ежегодных и внеочередных, очных и заочных) Собственников (далее — общие собрания), принимать решения и голосовать по вопросам, указанным в ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:

— о реконструкции дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в доме, об использовании фонда капитального ремонта;

— о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта [ в случае если законом субъекта РФ установлен минимальный размер фонда капитального ремонта ], выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет;

— о получении кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;

— о пределах использования земельного участка, на котором расположен дом, в том числе о введении ограничений пользования им;

— о пользовании общим имуществом Собственников иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество Собственников;

— об определении лиц, которые от имени Собственников уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;

— об использовании государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства или иных информационных систем при проведении общего собрания в форме заочного голосования;

— об определении лиц, которые от имени Собственников уполномочены на использование государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства или иных информационных систем при проведении общего собрания в форме заочного голосования (далее — администратор общего собрания);

— о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний, решений Собственников по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания в форме заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства;

— о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 ЖК РФ;

— о способе управления домом;

— о текущем ремонте общего имущества в доме;

— о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

— о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса РФ, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

— [ иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания ].

2. Во время участия в общих собраниях, проводимых в форме совместного присутствия или опросным путем (заочного голосования), выбирать органы управления домом, голосовать по всем вопросам повестки дня, в том числе путем заполнения бюллетеней, выступать инициатором созыва и проведения собрания с любой повесткой дня, в том числе вносить предложения и изменения в повестку дня, знакомиться с документами, выдвигать кандидатов в любые органы управления домом.

3. Представлять наши интересы в [ наименование управляющей компании ], в том числе:

3.1. Осуществлять контроль за оказанием и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подписывать акт выполненных работ, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Читайте также:  Как рассчитать льготу по капитальному ремонту ветерану труда

3.2. Подписывать договор управления многоквартирным домом, приложения и дополнительные соглашения к нему.

4. Быть инициатором созыва ежегодных и внеочередных общих собраний и получать сообщение о проведении общего собрания.

5. Быть нашим представителем по делам, связанным с управлением домом и предоставлением коммунальных услуг в судах общей юрисдикции и арбитражных судах на всех стадиях судебного процесса со всеми правами, которые предоставлены законом заявителю, истцу, ответчику, третьему лицу, в том числе с правом предъявления иска, отказа полностью или частично от исковых требований, обжалования решений, определений.

6. Расписываться за нас, подавать любые заявления, требования, а также совершать иные действия, связанные с выполнением настоящего поручения.

Доверенность выдана [ указать срок ] без права передоверия.

Данные о собственнике

Фамилия, имя, отчество [ вписать нужное ]

Свидетельство о праве собственности: серия [ значение ] N [ значение ] от [ число, месяц, год ]

Паспорт: серия [ значение ], N [ значение ], выдан [ кем, когда ]

Квартира N [ значение ]

Площадь [ значение ] кв. м

Доля [ вписать нужное ]

Удостоверяю: [ должность, Ф. И. О. ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма доверенности на представительство интересов собственников помещений в многоквартирном доме

Разработана: Компания «Гарант», сентябрь 2015 г.

Источник

О порядке оформления полномочий(доверенности) представителей собственников помещений в многоквартирном доме

Жилищный кодекс РФ допускает случаи участия в отношениях, связанных с управлением многоквартирным домом представителей собственников помещений. На практике порядок оформления и объем полномочий таких представителей вызывает вопросы. В настоящей статье рассмотрим их.

О случаях, при которых возможно участие представителей собственников помещений в многоквартирном доме

Жилищный кодекс РФ прямо предусматривает следующие случаи, когда для совершения тех или иных действий от имени собственников, может быть уполномочен представитель, когда:

1) представитель действует и голосует от имени собственника на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1, 2 ст. 48 ЖК РФ);

2) представитель заключает от имени собственников договор об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);

3) представитель действует от имени собственников, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом, в отношениях с третьими лицами (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ);

4) председатель совета многоквартирного дома заключает от имени собственников договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ (договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества и договоры энергоснабжения) (п. 3 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ);

5) председатель совета многоквартирного дома осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 4 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ);

6) председатель выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в многоквартирном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.

При этом Жилищный кодекс РФ не содержит запрета на привлечение представителя для заключения договора управления многоквартирным домом от имени собственника (собственников). На практике договоры управления часто заключаются именно представителями, определенными на общих собраниях собственников.

О лицах, которые могут быть представителями

В указанных выше случаях «1-3», а также во всех иных случаях, прямо не указанных в Жилищном кодексе РФ, представителем собственника (собственников) может быть любое лицо: как физическое лицо, в том числе, должностное, так и юридическое лицо (от имени которого действует либо руководитель, либо лицо, уполномоченное руководителем или учредительными документами данного юридического лица). Отметим, что представителем собственников помещений в многоквартирном доме может быть так же один из числа таких собственников (о такой возможности прямо говорится в ч.3 ст.164 ЖК РФ, регулирующей порядок осуществления непосредственного управления многоквартирным домом).

В указанных выше случаях «4-6» представителем собственников может быть только физическое лицо – председатель совета многоквартирного дома.

О документах, подтверждающих полномочия представителя

По нашему мнению, во всех указанных выше случаях, полномочия на совершение сделки должны основываться на доверенности, выдаваемой собственником (собственниками).

Исключение составляет только случай «1», а именно, полномочия представителя собственника на голосование на общем собрании могут основываться не только на доверенности, но и на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления (например, голосование представителя юридического лица или публичного образования, являющегося собственником помещения в многоквартирном доме).

Что касается случаев «4-6» (представительство председателя совета многоквартирного дома), то в п.п. 3-5 ч. 8 ст. 161.1 прямо указано на необходимость выдачи собственниками помещений доверенности председателю совета многоквартирного дома. При этом в п. 3 ч. 8 ст. 161.1 прямо указано, что по договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями.

Читайте также:  Капитальный ремонт стояков электроснабжения

Для случая «2», а так же случая заключения договора управления от имени собственников лицом, не являющимся председателем совета многоквартирного дома, в Жилищном кодексе о доверенности не упоминается.

В связи с этим на практике имеют место случаи, когда представители заключают договоры управления от имени собственников только на основании решения общего собрания об определении данного представителя в качестве уполномоченного лица на заключение договора управления.

По нашему мнению, одного лишь решения общего собрания для надлежащего подтверждения полномочий представителя недостаточно. Выбор представителя на общем собрании даже с такой, например, формулировкой решения в протоколе данного собрания как «Уполномочить ФИО на заключение договора управления от имени собственников, проголосовавших за принятие данного решения» имеет правовое значения лишь как решение об избрании конкретного лица.

Для возможности совершения одним лицом от имени другого лица той или иной сделки статья 182 ГК РФ, регулирующая представительство, предусматривает обязательность наличия полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым фиксируется соответствующее решение об определении уполномоченного лица, не может быть отнесен ни к одному из указанных правовых оснований для возникновения полномочий представительства.

Следовательно, для заключения договора избранному на общем собрании уполномоченному лицу необходимо иметь соответствующую доверенность от собственников.

Для случая «3» (представительство при непосредственном управлении многоквартирным домом) о возможности представительства в ч. 3 ст. 164 ЖК РФ сказано следующее: «3. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме».

В приведенной норме используется широкая формулировка о праве представителя действовать от имени собственников в отношениях с третьими лицами. Думается, что и действия по заключению от имени собственников договоров охватывается этой формулировкой. При этом из прочтения ч. 3 ст. 164 ЖК РФ можно предположить, что если уполномоченным лицом является один из собственников, то выдавать ему доверенность нет необходимости.

С этим можно согласиться, но при условии, что полномочия, закрепляемые за одним из собственников по решению общего собрания, не предполагают заключение сделок, то есть договоров от имени других собственников.

Если же одного из собственников другие собственники хотят уполномочить на заключение от их имени договоров с третьими лицами, то выдавать доверенность, по-нашему мнению, необходимо, так как при уполномочивании лица на совершении сделок должны применяться рассмотренные выше положения ГК РФ о представительстве (ст. 182 ГК РФ).

О порядке оформления доверенности собственника (собственников)

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, поскольку ни договор управления, ни договор об использовании общего имущества, ни договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, ни договор ресурсооснабжения, ни договор управления не являются сделками, требующими нотариальной формы, то доверенность на заключение таких договор не требует нотариальной формы.

Не требуют нотариальной формы так же и доверенности на голосование на общем собрании, на представительство в отношениях с третьими лицами, не предполагающее заключение сделок от имени собственников, на осуществление контроля за выполнением обязательств по заключенным договорам.

Соответственно все указанные доверенности составляются в простой письменной форме.

Доверенность должна быть подписана лицом, которым она выдается.

Соответственно, если уполномоченному лицу доверенность выдают сразу несколько собственников (например, доверенность на заключение договора управления), то все эти собственники должны подписать такую доверенность.

В противном случае, даже если собственник на общем собрании голосовал за выбор лица в качестве уполномоченного, но не поставил подпись в доверенности, то считается, что такой собственник доверенность не выдавал.

Следовательно, при заключении договора уполномоченным собственниками лицом, собственник, чья подпись не стоит в доверенности, не приобретает права и не становится обязанным по данному договору.

Читайте также:  Общественный совет при региональном операторе капитального ремонта

В то же время это не будет означать, что такой собственник тем самым избежит обязанности вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако основанием для взыскания этой платы не может быть заключенный договор. Плата должна взыскиваться в этом случаев с использованием норм о неосновательном обогащении (гл. 60 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 185 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Договор управления МКД, который от имени собственников вправе заключить председатель МКД, не отнесен к сделкам, требующим нотариальной формы.

Таким образом, и сама доверенность не требует нотариального удостоверения.

О невозможности выдачи доверенности путем принятия решения собранием собственников помещений

На практике широкое распространение имеет место случай выдачи доверенности одному из собственников помещений путем принятия соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того появилась практика когда всвязи с тем, что не реально получить доверенности от 50% собственников, для выдачи доверенности председателю Совета МКД, собственники на общем собрании выбирают собственника, наделяя его полномочиями по выдаче доверенности председателю Совета МКД от имени собственников, присутствующих на собрании.

По такой сложившейся практике прежде всего, следует отметить, что представительские полномочия выбранного лица (в т.ч. одного из собственников) на совершение сделки, сами по себе требуют доверенности от собственников. При этом если какой-либо собственник не распишется в доверенности, выдаваемой выбранному лицу, то будет считаться, что он доверенности не выдал. Один лишь факт присутствия на общем собрании не может подтверждать факт выдачи доверенности.

Таким образом, в любом случае выбранное лицо не вправе представительствовать при заключении сделки от имени собственника, который просто участвовал в собрании, но своей подписи непосредственно в доверенности не поставил.

Механизм, который предлагается применить в осуществляемых собственнками на общем собрании действиях, предполагает, что доверенность председателю Совета МКД осуществлять представительские функции от имени собственника выдается не этим собственником непосредственно, а неким другим собственником, имеющим полномочие на выдачу такой доверенности.

В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

В соответствии с положениями части 8 ст. 161.1 ЖК РФ полномочия по заключению договора управления, выполнению контроля по такому договору, председатель осуществляет на основании доверенности (доверенностей), выданной (выданных) собственниками помещений в многоквартирном доме. При этом согласно п. 3 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями.

Таким образом, указанные представительские полномочия председателя Совета МКД должны исходить непосредственно от собственников.

То есть в доверенности, подписываемой собственниками, должно быть указано, что эти собственники доверяют председателю выполнять от их имени соответствующие действия. В рассматриваемом механизме такая доверенность отсутствует.

Другие материалы на эту тему:

С 1 января 2017 года, в связи с изменениями жилищного законодательства, в том числе Правил № 354, в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, а исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, изменилась структура платы за коммунальные услуги: для потребителей коммунальных услуг в таких многоквартирных домах исключена плата за коммунальные услуги, потребленные на ОДН. Одновременно Правила № 124 устанавливают порядок, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, осуществляет продажу коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирные дома, по двум видам договоров ресурсоснабжения:

̶ заключаемому с собственниками помещений в многоквартирном доме, содержащем условия предоставления коммунальных услуг (пп. «в» п.9 и пп. «г», «д», «е» п.17 Правил № 354);

̶ заключаемому с управляющей организацией на продажу коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.1, п 2, п.21.1 Правил № 124)

В ряде регионов РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая органы государственного жилищного надзора, запретили лицам, управляющим многоквартирными домами, включить в плату за содержание жилого помещения расходы на холодную и горячую воду, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения при выставлении платежных документов за январь 2017 г. для случаев отсутствия в многоквартирном доме водоразборных устройств в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирное доме.

Считаем, что такие решения контрольных (надзорных) органов не соответствуют новым нормам жилищного законодательства, вступивших в силу с 1 января 2017 года.

Надеемся, что приведенное нами разъяснение позволит управляющим организациям, товариществам, кооперативам принять правильные решения и довыставить за январь 2017 г. плату за содержание жилого помещения с учетом новых правил её определения в целях исключения необоснованных убытков

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник