Меню

Дефектация трансформатора перед капитальным ремонтом

Текущий и капитальный ремонт трансформаторов

В процессе эксплуатации отдельные части трансформатора под влиянием термических, электродинамических, механических и других воздействий постепенно теряют свои первоначальные свойства и могут прийти в негодность.

В целях своевременного обнаружения и устранения развивающихся дефектов и предупреждения аварийных отключений для трансформаторов периодически проводятся текущие и капитальные ремонты.

Текущий ремонт трансформатора производится в следующем объеме :

а) наружный осмотр и устранение обнаруженных дефектов, поддающихся устранению на месте,

б) чистка изоляторов и бака,

в) спуск грязи из расширителя, доливка в случае необходимости масла, проверка маслоуказателя,

г) проверка опускного крана и уплотнений,

д) осмотр и чистка охлаждающих устройств,

е) проверка газовой защиты,

ж) проверка целости мембраны выхлопной трубы,

з) проведение измерений и испытаний.

Для трансформаторов с регулированием напряжения под нагрузкой производятся внеочередные ремонты регулирующего устройства в соответствии с указаниями заводской инструкции в зависимости от числа произведенных переключений.

При ремонте трансформаторов с принудительным масловодяным охлаждением следует обратить особое внимание на отсутствие подсоса воздуха в систему циркуляции масла и на проверку герметичности охладителей.

Герметичность охладителей проверяется путем создания избыточного давления поочередно со стороны масляной, а затем водяной системы согласно действующим инструкциям.

Периодичность чистки и испытания охладителей зависит от местных условий (загрязнения воды, состояния охладителей) и производится не реже 1 раза в год.

При ремонте проверяется также состояние термосифонных фильтров и воздухоосушителей.

У маслонаполненных вводов трансформаторов при ремонте производятся отбор пробы масла, доливка масла, в случае необходимости — и измерение тангенса угла диэлектрических потерь (не реже 1 раза в 6 лет).

Ввиду того что масло в вводах трансформаторов через несколько лет работы приходит в негодность, при ремонте иногда возникает необходимость смены ввода. Опыт эксплуатации также показывает, что для маслонаполненных вводов с барьерной изоляцией через 10 — 12 лет работы на трансформаторах недостаточна только смена масла, а необходим капитальный ремонт с разборкой, чисткой и при необходимости сменной изоляции ввода.

Капитальный ремонт трансформаторов

Трансформатор имеет достаточно большие запасы электрической прочности изоляции и является весьма надежным аппаратом в эксплуатации.

Трансформаторы имеют маслобарьерную изоляцию. В качестве основной твердой изоляции для трансформатора используется прессшпан. Изготовляемый до последнего времени отечественными заводами прессшпан дает с течением времени усадку, что является его существенным недостатком.

Как правило, для трансформаторов применяется жесткая система запрессовки обмотки, которая не обеспечивает автоматическую подпрессовку обмотки по мере усадки прессшпана. Поэтому после нескольких лет работы для трансформаторов предусматривается проведение капитальных ремонтов, при которых основное внимание должно быть уделено подпрессовке обмоток.

При отсутствии необходимых подъемных приспособлений капитальный ремонт допускается производить с осмотром сердечника в баке (при снятой крышке), если при этом обеспечена возможность производства подпрессовки и расклиновки обмоток.

Для ответственных трансформаторов первоначальный срок капитального ремонта после ввода в эксплуатацию установлен в 6 лет, для остальных — по результатам испытаний по мере необходимости.

Капитальный ремонт трансформатора производится в следующем объеме:

а) вскрытие трансформатора, подъем сердечника (или съемного бака) и осмотр его,

б) ремонт магиитопровода, обмоток (подпрессовка), переключателей и отводов,

в) ремонт крышки, расширителя, выхлопной трубы (проверка целости мембраны), радиаторов, термосифонного фильтра, воздухо осушителя, кранов, изоляторов,

г) ремонт охлаждающих устройств,

д) чистка и окраска бака,

е) проверка контрольно-измерительных приборов, сигнальных и защитных устройств,

ж) очистка или смена масла,

з) сушка активной части (в случае необходимости),

Источник

Технология дефектации и предремонтные испытания трансформатора.

В процессе осмотра собранного трансформатора проверяют его комплектность, а также состояние его наружных частей: целостность сварных швов и соединений, отсутствие течи масла из фланцевых со- единений арматуры с баком, механических повреждений циркуляци- онных труб, расширителя, трещин в армировочных швах и сколов фарфора выводов. Замеченные неисправности отмечают в дефектиро- вочной ведомости [3, 26, 36].

Предремонтные испытания трансформатора. Проверка целостности и сопротивления изоляции обмоток осуществляется при помощи мегомметра или контрольной лампы.

Сопротивление изоляции обмоток измеряют мегомметром на

2,5 кВ всех фаз относительно корпуса и между обмотками разных на- пряжений. За сопротивление изоляции принимают одноминутное значение измеренного сопротивления R60. Значение сопротивления

изоляции не нормируется, но не должно быть ниже чем на 30% от ус- тановленного в результате статистических наблюдении или полученного при предыдущем ремонте.

Степень увлажнения изоляции определяют по коэффициенту абсорбции Kабс, представляющему со5ой отношение сопротивления

изоляции, измеренное через 1 мин (R60) > к сопротивлению изоляции, измеренному через 15 с R15 : Kабс = R60/ R15.

Измерения сопротивлений изоляцииотносительно корпуса про-

водят мегомметром на 2,5 кВ. Для трансформаторов с напряжением до 35 кВ включительно величина коэффициента абсорбции должна быть не ниже 1,3 при температуре 10—30 °С.

Измерение коэффициента трансформации (k) проводят с целью обнаружения витковых замыканий в обмотках и замыканий в анцапф- ном переключателе. Для определения k на обмотку высокого напряжения подают пониженное напряжение, обычно сетевое. Измеряют три линейных напряжения со стороны ВН и НН на всех ответвлениях фаз (положениях анцапфного переключателя). В соответствий с ГОСТ 11677—

Читайте также:  Фонд капитального ремонта приморского края нужно ли платить

85 значение коэффициента трансформации не должно отличаться более чем на 12% от значений, полученных на соответствующих ответвлениях других фаз или от заводских (паспортных) значений.

Измерение сопротивления обмоток постоянному току осуществляется с целью проверки состояния цепей, контактов, паек. Сопро- тивление обмоток измеряют с помощью измерительного моста или методом, вольтметра—амперметра. В последнем случае во избежание нагрева обмотки и внесения ошибок в результаты измерения, ток при измерении не должен превышать 20% номинального. Сопротивления измеряют на всех выводах трансформатора для всех ответвлений обмоток всех фаз. При наличии выведенной нейтрали (нуля) измерения проводят между фазовым выводом и нулевым. Измеренное линейное значение сопротивления между линейными выводами пересчитывают на фазовое: соединение обмоток «звездой» rф = 3/2rизм. Соединение обмоток «треугольником»

Измеренное сопротивление пересчитывают на температуру 75 °С по выражению

(2.62)

где rtсопротивление фазы, измеренное при температуре обмотки t °С.

Результаты измерений считают удовлетворительными, если со- противления фаз одной и той же обмотки отличаются друг от друга и от данных заводских измерений не более чем на 2%.

Технология дефектации трансформатора при разборке (выемной части)

Проверка обмотки.При осмотре обмоток трансформатора об- ращают внимание на: состояние витковой изоляции (визуально); от- сутствие деформации и смещения обмоток в радиальном и осевом направлениях относительно магнитопровода и относительно одна другой; состояние паек на обмотках и соединений на анцапфном переключателе; состояние охлаждающих каналов между обмотками, а также между обмоткой НН и магнитопроводом [22]. Изоляционные и дистанционные детали: цилиндры, перегородки,прокладки изготавливают преимущественно из электрокартона, а планки и рейки — из твердых пород дерева, обычно бука. При их осмотре необходимо проверить прочность крепления, отсутствия усушки, пробоев изоляции, которые сопровождаются появлением прожогов, трещин, обугливанием и растрескиванием.Для определения состояния изоляции, например электрокартона,из нескольких мест (изоляции ярма, изоляции между слоями, витками и т.д.) вырезают образец в виде полоски, которую сгибают под прямым углом и затем свободно складывают вдвое без сдавливания места сгиба. Если при полном сгибании вдвое электрокартон не ломается, изоляция хорошая (свежая); если при полном сгибании образуются трещины, изоляция удовлетворительная; когда при полном сгибании изоляция ломается, она ограниченно годная; изоляция, которая ломается при сгибе до прямого угла, негодная.

Изоляцию по ее состоянию подразделяют на четыре класса: I класс —изоляция хорошая (при нажатии рукой мягкая и не дает трещин, II класс — изоляция удовлетворительная (при нажатии рукой сухая, твердая, но трещин не образует); III класс — изоляция ненадежная (при надавливании рукой на ней появляются мелкие трещины или расслоения); IV класс — изоляция плохая и к дальнейшей эксплуатации непригодна (при нажатии рукой осыпается).

Если при ремонте требуется изготовление новых обмоток, а заводская техническая документация отсутствует, необходимо составить подробный эскиз установки обмоток на магнитопроводе. При этом следует указать размеры окна и магнитопровода, а также катушек, изоляции и каналов в радиальном и осевом направлениях.

Проверка магнитопровода. При дефектации магнитопровода обращают внимание на: отсутствие отслаивания листов активной стали; отсутствие цветов побежалости и ржавчины на стали, что свидетельствует об удовлетворительном состоянии межлистовой изоляции и магнитопровода (отсутствие перегрева); качество шихтовки (отсутствие перекоса стержней, увеличенных зазоров в местах стыков); состояние изоляции стяжных шпилек и ярмовых балок; качество прессовки активного железа.

Состояние изоляции стяжных шпилек и ярмовых балок оценивают по значению сопротивления изоляции их относительно магнитопровода. Сопротивление изоляции измеряется мегомметром на 1—2,5 кВ. Значение сопротивления изоляции не нормировано. Исходя из опыта ремонта и эксплуатации трансформаторов считают, что сопротивление изоляции этих частей относительно магнитопровода должно быть не ниже 10 МОм.

Качество прессовки магнитопровода проверяют остро заточенным ножом: кончик его лезвия при среднем усилии нажатия не должен входить между листами стали на глубину более 3 мм.

Источник

Характеристика дефектации и разборки силовых трансформаторов

Силовые трансформаторы дефектируют и разбирают в строгой последовательности. Изначально они осматриваются, с целью выявления дефектов. Эта стадия обязательна и носит название дефектации. По результатам, которые приносит испытание, не всегда можно точно сказать о причинах. Так, например, какая-либо неисправность вызывается десятками факторов. Определить один, главный сложно. Также стоит учесть, что при проведении испытаний размер ущерба будет известен не всегда. Часто его невозможно выявить. Поэтому поднятие сердечника при разборе трансформатора необходимо. Данный этап помогает выявить причину дефекта, а также указывает на средства, которые необходимы, чтобы справиться с ним.

Основные виды повреждений силовых трансформаторов

Повреждения силовых трансформаторов часто связывают с проблемами в обмотке или магнитной системе. Две группы делятся на еще десять подгрупп. Так, к распространенным дефектам магнитопровода относят:

  • Неисправная межлистовая изоляция. Определяющими факторами вида называют плохое состояние масла, которое проявляется в понижении кислотности, а также увеличении потерь холостого хода. Неисправности вызываются состарившейся бумажной изоляцией или же местными дефектами, которые будут действовать в купе. Выявить такие повреждения можно путем внешнего осмотра, либо проведением испытаний.
Читайте также:  Фонд капитального ремонта московской области личный кабинет

  • Пожар в стали. Дефект выявляется при понижении температуры в спышке, также присутствует резкий, неприятный запах. Не меньшее внимание стоит уделять маслу. Если оно темного цвета, то скорее всего дело именно в вышеуказанном дефекте. Причин довольно много. Во-первых, это может быть вызвано поврежденной изоляцией. Эта причина наиболее распространена. Во-вторых, это может быть обычное соприкосновение металлических частей контура в нескольких точках сразу. Проблема возникает в связи с повреждением межлистовой изоляции. В этом случае листы стали замыкаются и образуется ранее названный дефект. Заземление тоже играет определенную роль в создании данного дефекта. Если оно будет неверным, создастся короткозамкнутый контур.
  • Замыкание листов стали (местное). Этот дефект различен с предыдущим лишь охватом повреждений. Признаками такого рода повреждений считают появление газа черного цвета в реле, в случае перегрева или разложения масла. Причинами замыкания являются лишние части из металла, которые замыкают листы. Выявить проблему поможет общий осмотр, при этом активную часть необходимо вынуть.
  • Гудение и дребезжание. Такие действия происходят в случае проблемы с магнитопроводом, а именно его прессовкой. Дребезжание обычно возникает из-за незакрепленных, или свободно болтающихся деталей или при колебаниях листов стали. Гудение же наблюдается пи повышенном напряжении. Для выявления данной проблемы необходимо осмотреть внешнюю часть и проверить основные прессующие детали и величины напряжения.

  • Гудение стыкового магнитопровода. Этот дефект появляется из-за ослабления прессовки и пробоях в прокладках. Необходимая профилактика заключается в постоянном наблюдении за стыками и состоянием прокладок в них.
  • Большие потери холостого хода у трехфазного трансформатора. Дефект обычно наблюдается при испытаниях после ремонта. Причиной становится не вывернутая обмотка на средней фазе. Чтобы выявить данную неполадку и устранить ее, необходима проверка запайки схемы.
  • Обрыв заземления. Обычно он характеризуется характерными потрескиваниями в трансформаторе, когда напряжение начинает превышать норму. Выявить дефект поможет внешний осмотр и проверка заземления.

Другие виды

Другая группа составляет повреждения обмотки и дифференцируется на:

  • Замыкание витков. Характеризуется дефект появлением газа серо-белого цвета, сильным нагревом и бульканьем масла. Наблюдают увеличение первичного тока или изменение сопротивления. Если размеры дефекта большие, срабатывают системы защиты. Причинами являются всевозможные повреждения или даже разрушения изоляции. Это происходит из-за чрезмерных нагрузок или резких скачков температуры. Изоляция витков нарушается в связи с резкими толчками или деформации обмоток. Обнаружить неполадки позволит обыкновенный внешний осмотр, а также специальные испытания.
  • Обрыв в обмотках. Проблема отражается непосредственно на обмотках. Из-за разрыва дуги начинается работа газовой защиты. Причинами становятся чрезмерные нагрузки, которые вызовут отгорание выводных концов, а также некачественная внутренняя пайка. Чтобы выявить такой дефект, необходимо воспользоваться такими приборами, как амперметр и мегомметр.

Что представляет собой дефектировка

Дефектировка-это диагностирующая процедура, которая изучает и выявляет повреждения скрытого типа. Проведение дефектировки осуществляется специально обученными людьми путем осмотра и использования специальных методов и средств.

С помощью дефектовки выявляются все основные повреждения, указываются части, которые подлежат замене, а также проверяется работа механических систем.

Последовательность разборки трансформатора для проведения ремонтных работ

Проведение работ выполняется в строгой последовательности, которая формируется в зависимости от объема работы, степени повреждения, и сетевого графика. Чаще всего в план ремонта входят следующие пункты:

  • Начальный этап, который выключает в себя подготовку к ремонту.
  • Осмотр, дефектация и проведение испытаний при необходимости.
  • Перенос трансформатора на специализированную площадку.
  • Полная или частичная разборка трансформатора. Чаще всего проводится в следующей последовательности: отключение, отсоединение шин, кабелей, демонтаж системы охлаждения с последующим вскрытием трансформатора.
  • Удаление масла.
  • Нагревание трансформатора.
  • Проведение работ и дальнейшие испытания основных частей-шин, крышек, активной части.
  • Сборка.
  • Ввод масла.
  • Удаление трансформатора с площадки и его дальнейший монтаж на фундаменте.

Организация и технология выполнения ремонта

Перед тем, как начинать починку устройств, их осматривают. Осмотр проверяет исправность работы всех устройств и приборов, например, мановакууметра, а также проверять общее состояние корпуса. Обязательна проверка наличия масла в вводах. Устройства, которые охлаждают трансформатор и ошиновки кабелей тоже подвергаются осмотру.

В целом отделка подразумевает два исхода текущий или капитальный. Все зависит от степени повреждений.

Первый характеризуется общим поверхностным изучением корпуса и основных деталей. Чаще всего доливается масло, проверяются предохранители и газовая защита.

Капитальный ремонт подразумевает вскрытие трансформатора. Поднимается сердечник, вынимаются обмотки, переключатели и другие основные компоненты. При таком виде ремонта происходит корректировка очистительных устройств и чистка кожуха. Все приборы осматриваются и проверяются, масло подлежит замене и очистке. Изоляция сушится и проводятся специальные испытания.

Если у клиента есть техническая документация, дефектация будет сведена к обычному осмотру с последующей консультацией и уточнению условий реставрации на месте. Если же такая документация отсутствует, то трансформатор будет осмотрен полностью, с последующим проведением замеров и испытаний.

Читайте также:  Зарубежный опыт проведения капитального ремонта

Ремонт обмоток

Заменять обмотки необходимо в тех случаях, когда изоляция начинает разрушаться при сильном нажатии на нее пальцем. Возможны случаи, когда обмотку необходимо заменять частично. Так поступают, когда повреждения аварийные, то есть произошли из-за выгорания проводов. Починка включает в себя очистку от изоляции, обработку провода и переизолирование. Для того, чтобы удалить старую изоляцию пользуются следующими технологиями. Наиболее популярными являются удаления с помощью обжига в печи или механически.

Ремонт магнитопровода

После того, как реставрация обмоток будет завершен, становится возможным процесс дефектации для выявления неисправностей в магнитопроводе. Изначально проверяется очистку стержней и ярма от грязи, а также удостовериться в прочности изоляции пластин. Для монтажа магнитной системы чаще всего используется персизолировка пластин. Для этого пластины очищают от старой изоляции. Обычно это выполняется механическим или химическим способами.

Ремонт вводов

Вводы ремонтируются в случае сильного повреждения армированных швов. На начальном этапе поврежденные участки очищаются и заливаются специальным составом, содержащим цемент. Если разрушения слишком большие, то шов переармируют. В этом случае старая замазка разрушается специальными инструментами и удаляется.

Переармировка выполняется в строгом порядке. Изолятор очищается, удаляется старая замазка и ввод устанавливается в специальное приспособление, где будет вливаться цементная смесь. Позже все обрабатывается герметиком и ввод проходит дополнительные испытания на прочность с помощью ручного гидравлического насоса.

Ремонт бака

Бак-одна из наиболее важных составляющих трансформатора. За его надлежащим состоянием следует неустанно следить и регулярно проводить всевозможные проверки. Если уход за баком будет недостаточным, возможны появления серьезных последствий и неисправностей, искоренить которые будет непросто.

Чтобы отремонтировать бак, масло полностью сливают из трансформатора. Далее снимается крышка бака и удаляется активная часть. Если на дне бака осталось закипевшее масло, его убирают. Следом идет полная чистка поверхности бака от нагара и устранение трещин, если таковые имеются. В случае усложненной конструкции требуется дополнительное охлаждение стенок. После того, как бак будет отремонтирован, трансформатор собирается и проходит ряд проверок.

Ремонт расширителя

Прежде всего ремонт начинается с основной очистки наружной поверхности. Далее чистится внутренняя поверхность, которая впоследствии окрашивается нитроэмалью. После этих процедур следует ремонт скобы, которую просто приваривают к корпусу. Ремонт масломерного стекла характеризуется заменой пробки и дальнейшим восстановлением.

Ремонт крышки

Крышка трансформатора повреждается довольно редко, поэтому ее ремонт состоит из проверки швов, состояния масла и целости резьбы. Если какие-то участки повреждены, они срезаются специальным зубилом и заменяются на новые.

Ремонт маслоуказателя

Для того, чтобы отремонтировать маслоуказатель потребуются электромонтеры, автовышка, набор базовых инструментов и насос. Для начала, маслоуказатель осматривается, когда причина дефекта будет выявлена, приступают к работе. Первоначально сливается масло и отвинтив гайки прибора, снять его. После проделанных действий нужно тщательно промыть все детали, прокладки заменяются.

Ремонт переключателей

Функция переключателя заключается в переключении количества витков обмотки. Всего он содержит три ступени регулирования.Часто встречаются такие поломки, как сплавление контактных поверхностей. В этом случае переключатели следует менять на новые. Чтобы выявить дефекты у переключателя, он проходит специальное тестирование, а именно переключение по всем ступеням. Если поверхность переключателя просто загрязнена масляной пленкой, ее очищают, смоченной в ацетоне салфеткой.

Ремонт армировочных швов

Армировочные швы в основном подвергаются сильному давлению, из-за чего трескаются и разламываются. Чтобы устранить дефект, трансформатор разбирается, масло сливается и шов герметизируется заново. Далее собрать трансформатор и провести специальные испытания.

Чистка термосифонного фильтра

Функции термосифонного фильтра в трансформаторе заключаются в очистке и регенерации масла. Чаще всего фильтр заполнен веществом, которое поглощает вредные примеси. Перед тем, как заполнять его гелем, внутренние и внешние поверхности очищается и промывается сухим маслом. Замена фильтра необходима, когда параметры трансформаторного масла ухудшаются.

Послеремонтная сборка силовых трансформаторов

Сборка трансформатора важный процесс, который требует специальной подготовки и умений. Перед тем, как приступать к ней, проверяются и подготавливаются все узлы и детали. Сборка проходит в несколько этапов.

  • На конструкцию устанавливается бак, заранее просушенный и подготовленный. Активная часть отделяется перед установкой в бак.
  • Резьбовые соединения подтягивают, а изоляцию подпрессовывают.
  • Происходит проведение промежуточных испытаний, а именно испытания напряжением.
  • К активной части присоединяется крышка, которая заменяет сальниковую набивку.
  • После того, как крышка будет установлена, а активная часть залита маслом, начинается монтировка наружных узлов и расширителя. Позже доливается масло.

Тестирование силовых трансформаторов после ремонта

После сборки трансформатор подвергается испытаниям, чтобы проверить качество и отсутствие внешних и внутренних дефектов. Одним из таких испытаний является проверка электрической прочности изоляции, которая определяет пробивное напряжение. Изоляцию испытывают на каждой обмотке по очереди. Напряжение постепенно поднимают, а показатели фиксируются приборами.

Если трансформатор не разрядился при проверке целиком – он его прошел. Чаще всего при этом испытании выделяют дефект замыкания между витками и слоями обмотки.

Источник