Меню

Что такое текущий ремонт машин

Текущий и капитальный ремонт авто

Ремонт автомобилей, в отличие от планово-предупредительного технического обслуживания, выполняется по потребности, так как ремонтные работы различны по содержанию и необходимость в них возникает нерегулярно. Потребность в ремонте автомобиля (агрегата) определяется его техническим состоянием при контрольных осмотрах, производимых после установленного для каждого вида ремонта минимального межремонтного пробега.

Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта установлены два основных вида ремонта автомобиля: текущий и капитальный, которые могут выполняться как по отдельным агрегатам, узлам и механизмам, так и по автомобилю в целом.

При текущем ремонте агрегата устраняют его неисправности путем замены или ремонта отдельных изношенных или поврежденных деталей, кроме базовых: блока цилиндров, картера коробки передач, заднего моста и рулевого механизма, балки передней оси или поперечины независимой подвески, продольных балок рамы, головки цилиндров подъемного механизма, картера коробки отбора мощности.

При текущем ремонте автомобиля меняют или ремонтируют неисправные детали, а также узлы и агрегаты, требующие текущего или капитального ремонта, и выполняют другие работы по устранению неисправностей.

При капитальном ремонте автомобиля (агрегата) восстанавливают техническое состояние автомобиля (агрегата) путем полной его разборки и замены или ремонта изношенных деталей в соответствии с техническими условиями.

Агрегат направляют в капитальный ремонт в том случае, когда требуется ремонт базовой детали, вызывающий полную разборку агрегата, или когда общее техническое состояние агрегата в связи со значительными износами большинства его деталей ухудшилось и не может быть восстановлено путем текущего ремонта.

Автомобиль направляют в капитальный ремонт, если рама и кабина (грузовой автомобиль) или кузов (легковой автомобиль и автобус), а также большинство агрегатов нуждаются в капитальном ремонте.

Потребность в капитальном ремонте автомобиля и его агрегатов оформляют актом, утверждаемым главным инженером автотранспортного предприятия.

Нормы пробега автомобилей, прицепов, полуприцепов и основных агрегатов до капитального ремонта, принятые для планирования, приведены в таблице 11 (для I категории условий эксплуатации).

Нормы пробега автомобилей, прицепов и агрегатов снижаются (но не ниже 40 тыс. км): а) на 10% при работе с одним прицепом и на 15% при двух прицепах в условиях эксплуатации I категории; б) на 20% при работе в условиях эксплуатации II категории; в) на 30% при работе с прицепом и на 35% с двумя прицепами в условиях эксплуатации II категории; г) на 40% при работе в условиях эксплуатации III категории, в районах Крайнего Севера и приравниваемых к ним.

За срок службы автомобиля он, как правило, должен подвергаться одному капитальному ремонту, не считая капитального ремонта агрегатов и узлов.

Источник

§ 41. Текущий ремонт автомобиля

— объективная необходимость, которая диктуется техническими и экономическими причинами. Они обусловлены тем, что производство транспортных средств, а также различные условия их эксплуатации не могут обеспечить одинаковые сроки службы деталей и сборочных единиц, составляющих изделие.

Экономически нецелесообразно прекращать эксплуатацию не только при выходе из строя отдельных деталей и сборочных единиц, но также и в случае ухудшения общего технического состояния транспортного средства или его основных агрегатов. Наиболее полное использование ресурса деталей может быть обеспечено только при условии проведения своевременных ремонтов. Основное назначение ремонта — восстановление работоспособности транспортного средства.

Один из видов ремонта — текущий ремонт автомобиля. Он выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных деталей.

Характерными работами текущего ремонта являются разборочные, сборочные, слесарные, сварочные, окрасочные, замена деталей и агрегатов. При текущем ремонте допускается замена деталей, достигших предельного состояния, кроме базовых. У автомобиля при текущем ремонте могут заменяться отдельные узлы и агрегаты, требующие капитального ремонта.

Текущий ремонт способствует выполнению установочных норм пробега до капитального ремонта. Потребность в текущем ремонте устанавливается при контрольных осмотрах во время технического обслуживания, диагностики, а также по заявке водителя. Одновременно по ряду работ, в первую очередь связанных с безопасностью движения и трудоемких при устранении отказов, проводится плановый текущий ремонт. Частично он совмещается с операциями технического обслуживания. Планово-предупредительная система организации текущего ремонта как профилактическая мера обеспечивает своевременное устранение причин отказов, уменьшает стоимость работ и расход запасных частей, повышает безопасность использования автомобиля.

Текущий ремонт автомобиля производится на автотранспортных предприятиях, станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА), а также индивидуальными владельцами.

Работы, выполняемые при текущем ремонте автомобилей, подразделяются на два вида: работы по съему и установке агрегатов и узлов, а также по разборке, устранению неисправностей и сборке снятых агрегатов и узлов.

Производственные участки, предназначенные для технического обслуживания и ремонта полнокомплектных автомобилей, считаются основными, участки, специализирующиеся по видам работ, например ремонту топливной аппаратуры, аккумуляторов и др., обеспечивающие работу основных участков, — вспомогательными.

На промышленных предприятиях существуют два метода текущего ремонта автомобилей — необезличенный и агрегатный.

При необезличенном методе ремонта сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному автомобилю. При этом автомобиль простаивает в течение всего времени ремонта его агрегатов. Агрегатный метод является таким обезличенным методом ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. Снятые с автомобиля агрегаты, требующие ремонта, отправляют на специализированные авторемонтные заводы или вспомогательные производственные участки для восстановления. При агрегатном методе значительно сокращается время простоя в ремонте, повышается коэффициент технической готовности и тем самым увеличивается эффективность использования автотранспортных средств.

Текущий ремонт выполняется на универсальных или специальных постах. На посты возлагают выполнение всех работ по текущему ремонту одного или нескольких агрегатов, сборочных единиц и систем автомобиля. Рекомендуется специализировать производственные участки на выполнение определенных работ по агрегатам, электрооборудованию. Узкая специализация ремонтных предприятий позволяет применять наиболее производительные технологические процессы, улучшать качество и снижать себестоимость ремонтных работ.

При текущем ремонте на СТОА происходит следующее перемещение автомобиля. При въезде на станцию автомобиль проезжает в зону приемки, где приемщик проводит его проверку, оформляет наряд-заказ на ремонт. На крышу автомобиля устанавливают опознавательный знак на магнитной подставке, номер которого вписывают в наряд-заказ. Оформляя наряд-заказ, приемщик вписывает в него данные о владельце и автомобиле, перечисляет операции, которые необходимо выполнить, указывает их стоимость по единому прейскуранту.

Оформленный наряд-заказ на ремонт приемщик передает в диспетчерскую, расположенную рядом с участком приемки. Диспетчер направляет автомобиль в определенную зону ремонта и устанавливает дату и время выдачи автомобиля из ремонта, которые отмечаются в наряде-заказе. Затем диспетчер рассылает с помощью пневмопочты формы наряда-заказа в соответствующие подразделения станции: на склад, в расчетный отдел, начальнику производства. Одна из форм остается на автомобиле, который передается персоналом участка приемки в одну из бригад соответствующего участка.

Таким образом, как только автомобиль принят и взят на учет диспетчером, соответствующие подразделения станции получают об этом информацию.

Бригада, в которую поступил автомобиль, выполняет операции, указанные в наряде-заказе. Бригадир записывает в наряде-заказе табельные номера рабочих, проводящих ремонт, и они в нем расписываются за каждую операцию. Затем автомобиль по указанию диспетчера передается в другие бригады для выполнения других видов работ.

После завершения всех работ автомобиль поступает на участок выдачи, где проводится контроль работ, выполненных ремонтными бригадами. Проверенный автомобиль выдается владельцу или устанавливается на стоянку готовых автомобилей.

После завершения работ наряд-заказ, а также копии накладных на получение со склада запасных частей и материалов направляются в расчетный отдел. Обработанная в расчетном отделе документация поступает начальнику производства, который проверяет правильность проведения работ и оформления документации и передает документацию в кассу для оплаты работы владельцем автомобиля.

Источник

Виды ремонтов автомобилей: Текущий, средний, капитальный

Первый период внедрения планово-предупредительной системы ремонтов характеризовался обязательным проведением не только технического обслуживания, но и ремонтов через определенные периоды и с определенным объемом работ. Однако опыт работы водителей-стотысячников показал, что обязательным по периодичности и объему работ должно быть только техническое обслуживание, а межремонтные сроки и объемы работ по отдельным видам ремонта необходимо устанавливать как средние величины с учетом достижений передовых водителей.

Читайте также:  Где можно отремонтировать блендер bosch

Планово-предупредительная система ремонта заключается в том, что для автомобиля каждой марки и его агрегатов устанавливается минимальный межремонтный пробег. Автомобиль, прошедший установленный межремонтный пробег, не ставится в ремонт, а подвергается тщательному техническому осмотру специальной комиссией с целью установить действительную потребность в ремонте. Если оказывается, что по своему техническому состоянию автомобиль не требует ремонта, предусмотренного графиком, то он допускается к дальнейшей эксплуатации на определенный срок. По истечении этого срока автомобиль снова подвергается техническому осмотру, решается вопрос о необходимости ремонта или опять назначается дополнительный срок эксплуатации без ремонта.

При планово-предупредительной системе предусматривается ремонт трех видов:

Для планирования капитального ремонта устанавливают межремонтные пробеги для средних дорожных условий, указанные в таблице.

Таблица. Межремонтные пробеги до капитального ремонта

Автомобили и прицепы Норма пробега в тыс. км
Для новых автомобилей до первого капитального ремонта Для автомобилей, бывших в капитальном ремонте
Легковые автомобили
Москвич 60 50
М-20 Победа 100 80
ЗИМ 160 140
ЗИС-110 200 160
Грузовые автомобили
ГАЗ-MM и все специальные автомобили на шасси ГАЗ-ММ 60 50
ГАЗ-51 и все специальные автомобили на шасси ГАЗ-51 95 80
ЗИС-5 и все специальные автомобили на шасси ЗИС-5 85 70
ЗИС-150 и все специальные автомобили на шасси ЗИС-150 95 80
МАЗ-200 и все специальные автомобили на шасси МАЗ-200, а также МАЗ-205 95 80
Автобусы
ЗИС-154 170 140
ЗИС-155 150 120
ГЗА-651 и ГЗА-653 120 100
Автоприцепы
1-ПР-1.5 и 1-АП-1,5 50 42
1-АПМ-З; 1-АП-З и У2-АП-3 70 60
1-АП-5 и 2-АП-2 80 65

Для автомобилей новых моделей пробег до капитального ремонта агрегатов—Двигателя, переднего моста, рулевого управления, коробки передач и заднего моста — устанавливается равным пробегу до капитального ремонта автомобиля в целом.

  1. Для советских автомобилей, работающих по дорогам с усовершенствованными покрытиями, норма межремонтных пробегов увеличивается на 10%, за исключением автомобилей ЗИС-110 и ЗИМ, для которых норма межремонтных пробегов установлена с учетом покрытия дорог.
  2. Для грузовых и легковых автомобилей иностранных марок нормы межремонтных пробегов устанавливаются применительно к типам автомобилей отечественного производства, но с понижением норм на 15%.
  3. Для автомобилей, используемых на протяжении всего межремонтного пробега с двумя прицепами, нормы межремонтных пробегов снижаются на 30%, а для автомобилей, работающих с одним прицепом или полуприцепом, — на 20%.
  4. Для автомобилей, используемых с прицепами периодически, но в общей сложности не менее половины пробега, нормы межремонтных пробегов снижаются при работе с двумя прицепами на 15%, а с одним прицепом—на 10%.
  5. Для автомобилей-самосвалов и бортовых автомобилей, загружающихся бункером или экскаватором, а также для автомобилей, постоянно работающих на лесовывозках и в карьерах, нормы межремонтных пробегов снижаются на 10%.

Текущий ремонт автомобиля

Потребность в текущем ремонте выявляется шофером при эксплуатации автомобиля на линии и при техническом обслуживании.

При текущем ремонте выполняются следующие основные работы (по отдельным агрегатам):

  • Двигатель — смена поршневых колец, поршня, поршневого пальца, втулки шатуна, клапанов; смена вентиляторного ремня вентилятора и водяного насоса; подтяжка подшипников, смена вкладышей и притирка клапанов.
  • Сцепление — смена накладок ведомых дисков, подшипника выжимной муфты, пружин и регулировка сцепления.
  • Коробка передач — частичная разборка, ремонт с заменой отдельных деталей и сборка.
  • Карданная передача и задний мост — смена карданного шарнира, шпонки, сальника и гайки полуоси, регулировка подшипников и зацепления шестерен главной передачи.
  • Колеса, ступицы и тормоза — разборка ступиц, смена и регулировка подшипников; разборка тормозов, переклепка накладок тормозных колодок, зачистка колодок, смена тормозного барабана и тяг, регулировка тормозного механизма и его привода.
  • Передний мост и рулевое управление — полная разборка переднего моста, смена втулок, шкворня, подшипников и рычагов поворотной цапфы; разборка, ремонт, сборка и регулировка рулевого управления.
  • Кабина, платформа и оперение — смена капота, бортовых крюков, дверных петель; крепление крыльев, брызговиков, подножек, бортов кузова и стеклоподъемников, смена подножек и их кронштейнов.
  • Рама, рессоры и глушитель — смена рессор, рессорных пальцев, стремянок, сережек, рессорных втулок, глушителя и кронштейна номерного знака.
  • Радиатор — смена радиатора, облицовки и шлангов.

Средний ремонт

При среднем ремонте выполняются следующие основные работы (по отдельным агрегатам):

  • Двигатель — разборка двигателя,, смена вкладышей или подгонка и подтяжка подшипников, шлифование, притирка и регулировка клапанов, очистка нагара, замена поршней, поршневых колец и пальцев, смена впускного и выпускного трубопроводов и маховика, сборка и обкатка двигателя на стенде.
  • Сцепление — разборка, ремонт с заменой отдельных деталей, сборка и регулировка.
  • Коробка передач — разборка коробки передач, проверка, ремонт и замена отдельных деталей, сборка коробки передач.
  • Карданная передача — разборка карданных шарниров, промывка и проверка состояния деталей, ремонт с заменой деталей, и сборка карданной передачи.
  • Задний мост — разборка заднего моста, промывка узлов и деталей, ремонт и замена отдельных шестерен.
  • Передний мост и рулевое управление — полная разборка переднего моста, ремонт с заменой деталей и сборка; разборка, ремонт, сборка и регулировка рулевого управления.
  • Рама, кабина и платформа — крепление кронштейнов к раме, снятие глушителя, очистка его и установка, снятие рессор, смена рессорных втулок и пальцев, установка рессор на место; проверка и крепление кабины, замена и крепление дверных замков, ручек, петель, проверка состояния стеклоочистителя, обивка крыши кабины, крепление брызговиков, крыльев, подножек, бортов, бортовых крюков и угольников платформы.
  • Сборка автомобиля — установка переднего моста, двигателя, рулевого управления, электрооборудования и арматуры.

Если устранить дефекты агрегата на месте не представляется возможным, то допускается снятие агрегата с рамы.

Капитальный ремонт

Таблица. Средние нормы времени для ремонтов различных видов

Марка автомобиля Нормы времени в человекочасах
Текущий (на 100 кв пробега) Средний Капитальный
ГАЗ-ММ 1,2 250 495
ГАЗ-51 1 290 575
М-20 Победа 0,8 450 800
ЗИС-5 1,4 300 590
ЗИС-150 1,1 350 675

Средние нормы времени для текущего, среднего и капитального ремонтов автомобилей приводятся в таблице.

Приведенные в таблице нормы можно корректировать в зависимости от технической оснащенности ремонтных мастерских автохозяйства.

Источник

Что такое текущий ремонт машин

§ 3. Организация текущего ремонта автомобилей

Текущий ремонт автомобиля состоит в устранении неисправностей его агрегатов и узлов при помощи разборочно-сборочных или ремонтно-восстановительных работ, связанных с частичной или полной разборкой агрегатов и узлов автомобиля или в замене агрегатов, требующих капитального ремонта.

Текущий ремонт агрегата или узла состоит в замене или ремонте износившихся и поврежденных деталей, кроме базовых. Базовой является деталь, состояние которой оказывает решающее влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом.

Базовыми деталями являются: по двигателю — блок цилиндров; по заднему мосту, коробке передач и рулевому механизму — соответствующие картера, по переднему мосту — балка передней оси (поперечина независимой подвески), по раме — продольные балки, по кузову-корпус кузова, по подъемному механизму — головка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора мощности.

К разборочно-сборочным работам относятся снятие и постановка агрегатов, разборка и сборка агрегатов для замены или ремонта отдельных деталей, подгонка сопряжений при сборке, крепление и регулировка агрегатов, механизмов, узлов и приборов автомобиля. Эти работы выполняются на постах текущего ремонта (универсальных или специализированных) и в агрегатном цехе.

При ремонтно-восстановительных работах восстанавливаются изношенные или разрушенные детали с помощью механической обработки, пайки, сварки, холодной или горячей правки и других видов работ, восстанавливается окраска автомобиля, обивка кузова и т. д. Эти работы выполняются преимущественно во вспомогательных производственных цехах (отделениях).

Читайте также:  Как делать ремонт после строителей

Ремонт автомобилей может производиться индивидуальным или агрегатным методом.

При индивидуальном методе ремонта агрегаты, снятые с автомобиля, не обезличиваются, их ремонтируют, а затем устанавливают на тот же автомобиль. Этот метод характерен длительностью простоя автомобиля в ремонте.

Более прогрессивным является агрегатный метод ремонта автомобилей, при котором неисправные агрегаты заменяют исправными (ранее отремонтированными или новыми) из оборотного фонда, имеющегося в автохозяйстве. Неисправный агрегат после ремонта поступает в оборотный фонд.

Ремонт автомобилей может быть организован с использованием готовых запасных деталей, с частичным изготовлением и восстановлением изношенных деталей и на основе сдачи узлов, агрегатов и механизмов для ремонта в специализированные ремонтные предприятия.

Агрегат сдают и принимают из капитального ремонта согласно установленным техническим условиям. При поступлении агрегата в автохозяйство на него выписывают «Карточку по ремонту агрегата» в которой отмечается его состояние (из ремонта, новый).

Потребность в текущем ремонте может быть выявлена: водителем в процессе работы автомобиля, дежурным механиком контрольного пункта при осмотре автомобиля по возвращении его с линии и механиком или бригадиром в процессе выполнения первого или второго технического обслуживания автомобиля, а также на станции диагностики, если она имеется в автохозяйстве.

Посты текущего ремонта обычно оснащаются осмотровыми канавами и оборудуются подъемно-транспортными устройствами (кран-балка, электротельфер, передвижные краны и домкраты), приспособлениями и инструментом. Широко используются специализированные тележки (для снятия и установки переднего моста, коробки передач, заднего моста, рессор, колес со ступицей и тормозным барабаном), различные съемники, электрогайковерты, динамометрические ключи и т. д.

Для обеспечения выполнения ремонтно-восстановительных работ в автохозяйствах создаются следующие вспомогательные производственные цехи (отделения): агрегатный, слесарно-механический, кузнечно-рессорный, сварочный, медницкий, электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, шиномонтажный, кузовной и, в отдельных случаях, таксометровый и радиотехнический.

Агрегатный цех предназначен для выполнения разбо-рочно-сборочных и ремонтно-восстановительных работ по двигателю, коробке передач, переднему и заднему мостам и другим агрегатам, механизмам и узлам, снятым с автомобиля для текущего ремонта. Для разборки агрегатов применяют специализированные стенды. Сцепления, дифференциалы, ступицы колес и другие узлы разбирают и собирают в приспособлениях на верстаках.

Подшипники, втулки и другие детали выпрессовывают с помощью ручных верстачных прессов (усилием 3 — 5 т) или гидравлических прессов (усилием 20 т, модели 208), а также съемников.

Детали разобранных агрегатов обезжиривают в горячем (80- 90° С) содовом растворе (4 — 5-процентный раствор едкого натра или каустической соды) с последующей промывкой горячей водой в ваннах, оборудованных пароподогревом или в моечной установке (модели 196 — 11). Затем детали контролируют в соответствии с техническими условиями и сортируют на три группы: годные, требующие ремонта и негодные.

При текущем ремонте двигателя в основном производится замена поршневых колец, поршней и поршневых пальцев; замена тонкостенных вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала на вкладыши эксплуатационных размеров; замена прокладок; заделка трещин и пробоин блока и головки цилиндров с помощью эпоксидных смол и клея; притирка и шлифовка клапанов и клапанных гнезд; промывка масляной системы и т. д.

После ремонта производят холодную и горячую обкатку и испытание двигателя. Для этой цели в крупных автохозяйствах применяют испытательную станцию, состоящую из стенда с электроприводом и гидротормозом для создания нагрузки. При ее отсутствии используют установку, с помощью которой можно произвести только приработку двигателя. Установка представляет собой электродвигатель с редуктором (обычно с автомобильной коробкой передач) для понижения числа оборотов коленчатого вала двигателя.

При ремонте агрегатов и механизмов силовой передачи обычно производят замену фрикционных накладок на ведомом диске сцепления (накладки приклеивают клеем БФ-2 или ВС-10Т), замену подшипников выключения сцепления, подшипников и шестерен коробки передач, крестовин карданных шарниров и др. Ремонт механизмов управления состоит в основном в замене изношенных деталей, правке погнутых тяг и рычагов, замене накладок тормозных колодок. Ремонт ходовой части автомобиля связан главным образом с участием и других цехов. Примерная планировка агрегатного цеха показана на рис. 178.

Слесарно-механический цех предназначен для изготовления крепежных и ряда мелких деталей, подготовки деталей к сварке и обработке их после сварки, расточки тормозных барабанов, подгонки деталей по месту при сборке и др.

Механическое отделение цеха оборудуется токарно-винторезными, сверлильными, фрезерными, строгальным и заточным станками, которые подбираются с расчетом обеспечения ремонта всех агрегатов и механизмов автомобиля при надлежащей загрузке станочного парка.

В слесарном отделении устанавливают верстаки с параллельными тисками, плиты для разметки, правки и шабровки, верстачный пресс, настольный сверлильный станок, стеллажи и инструментальные шкафы.

Кузнечно-рессорный цех обеспечивает ремонт и изготовление деталей с применением нагрева (горячая клепка, правка и ковка деталей), ремонт рессор путем замены поломанных листов и изношенных втулок, а также восстановление упругости рессор.


Рис. 178. Планировка агрегатного цеха: 1 — слесарные верстаки; 2 — слесарные тиски; 3 — прибор для проверки поршня с шатуном; 4 — станок для шлифовки клапанов; 5 — пресс с ручным приводом; 6 — настольный сверлильный станок; 7 — стеллажи; 8 — стол для контроля и сортировки деталей; 9 — тельфер; 10 — унивеосальные центры для проверки валов; 11 — ларь для обтирочных материалов; 12 — шкаф для приборов; 13 — поверочная плита; 14 и 15 — стенды для ремонта двигателей; 16 — стенд для ремонта рулевых механизмов и карданных валов; 17 — гидравлический пресс; 18 — стенд для ремонта коробок передач; 19 — стенд для ремонта редукторов задних мостов; 20 — стенд для ремонта передних и задних мостов; 21 — станок для заточки инструментов; 22 — вертикально-сверлильный станок; 23 — инструментальный шкаф; 24 — ванна для мойки мелких деталей; 25 — установка для механизированной мойки крупных деталей; 26 — подвесная кран-балка

В оборудование цеха входят: кузнечный горн с вентилятором низкого давления, наковальня и комплект кузнечных инструментов, печь для нагрева и ванна для закалки рессорных листов, пра-вочная плита, верстак со стуловыми тисками, сверлильный станок-верстачный пресс, стеллажи для рессор. Рессору после сборки проверяют под прессом на величину остаточной стрелы прогиба.

Сварочный цех предназначен для ремонта поломанных деталей сваркой, заварки трещин кузова, кабины и оперения, а также восстановления изношенных деталей наплавкой металла. В цехе применяется газовая и электрическая сварка.

Оборудование для газовой сварки состоит из ацетиленового генератора (или баллонов с ацетиленом), баллонов с кислородом, редукционного вентиля, набора горелок, резаков и наконечников к ним. Сварка производится на специальном столе, рабочая поверхность которого выложена огнеупорным кирпичом. Для подогрева перед сваркой сложных деталей устанавливают горн, работающий на древесном угле. Ацетиленовый генератор устанавливают в отдельном помещении.


Рис. 179. План электротехнического цеха: Ι — отделение ремонта, сборки, испытания и регулировки; ΙΙ — разборочно-моечное отделение; 1 — умывальники; 2 — шкаф для одежды; 3 — шкаф для приборов; 4 — ванна для пропитки якорей и катушек; 5 — сушильный шкаф; 6 — станок для проточки коллекторов; 7 — стенд для проверки системы зажигания; 5 — сверлильный станок; 9 — заточной настольный станок; 10 — выпрямитель; 11 — распределительный щит; 12 — электромонтажный верстак; 13 — канцелярский стол; 14 — стул; 15 — слесарный верстак; 16 — пресс для снятия башмаков генератора; 17 — стеллаж; 18 — универсальный контрольно-испытательный стенд для проверки генераторов и стартеров; 19 — прибор для проверки зажигательных свечей; 20 — верстачный пресс; 21 — стол; 22 — ванна для мойки деталей; 23 — ящик для отходов; 24 — верстак для хранения ремонтируемых агрегатов

Читайте также:  Зачем нужен ремонт оборудования

При сварке постоянным током применяют электрогенераторы стационарные (СМГ-2а и СМГ-26) или передвижные (СУГ), а при сварке переменным током -сварочные агрегаты (СТЭ-22, СТЭ-23). Сварку производят на металлических столах, установленных на постах, отделенных друг от друга металлическими экранами.

Медницкий цех обеспечивает ремонт радиаторов, топливных баков, масло- и топливопроводов. В оборудование цеха входят верстаки слесарные и для ремонта радиаторов и баков, а также ванны для их испытания после ремонта, плита для правочных работ, ручные ножницы для резки листового металла, приспособления для резки и развальцовки трубок.


Рис. 180. Планировка аккумуляторного цеха: Ι — ремонтное отделение: 1 — лари для отходов; 2 — кислотоупорная ванна для промывки деталей; 3 — верстаки для ремонта батарей; 4 — ванны для слива электролита; 5 — стеллаж для деталей; 6 — стенд для проверки и разряда аккумуляторных батарей; 7 — стеллаж для батарей; 3 — верстак с оборудованием для плавки свинца и мастики (с вытяжным устройством); 9 — шкаф для материалов; II — зарядная: 1 — выпрямители; 2 — стеллажи для заряда батареи; ΙΙΙ — отделение приема: Ι — стеллажи для деталей; 2 — стеллаж для бутылей; 3 — стеллаж для батарей; IV — кислотная: 1 — ванна для приготовления электролита; 2- приспособление для разлива кислоты; 3 — электрический дистиллятор

Электротехнический цех предназначен для проверки и ремонта приборов электрооборудования. Помимо приборов и стендов, рассмотренных в гл. VI, в цехе устанавливают прибор ППЯ-5 для проверь и обмоток генераторов и стартеров, станок для обточки и фрезерования коллекторов якорей, выпрямитель и др. Пример планировки цеха и расстановки оборудования приведен на рис. 179.

Аккумуляторный цех обеспечивает подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных батарей и подразделяется на отделения приема и хранения, ремонта, кислотное и зарядное (рис. 180).

В качестве преобразователей переменного тока в постоянный в зарядных отделениях крупных автохозяйств применяют электродвигатели-генераторы, широко применяются селеновые выпрямители ВСА-5 и ВС А-111 (80в, 8а), допускающие одновременный заряд шести-и двенадцативольтовых батарей. Зарядное отделение оборудуется вытяжными шкафами или общей приточно-вытяжной вентиляцией.

Цех топливной аппаратуры предназначен для проверки и регулировки приборов системы питания. Его примерная планировка приведена на рис. 181. Применяемое оборудование было описано в гл. V.

Шиномонтажный цех обеспечивает работы по монтажу и демонтажу шин, ремонту камер и дисков колес, балансировке колес в сборе. Ремонт покрышек, как правило, выполняется на шиноремонтных заводах.


Рис. 181. Планировка цеха топливной аппаратуры: Ι — карбюраторное отделение: 1 — стеллаж для деталей; 2 — настольный сверлильный станок; 3 — ручной пресс; 4 — стол; 5 — прибор для проверки карбюраторов; 6 — прибор для проверки топливных насосов; 7 — прибор для проверки упругости пружин диафрагм топливных насосов; 8 — прибор для проверки упругости пластин диффузоров карбюраторов; 9 — прибор для тарировки жиклеров; 10 — ларь для обтирочных материалов; 11 — установка для разборки и мойки деталей; 12 — верстаки; 13 — слесарные тиски; ΙΙ — отделение дизельной аппаратуры: 1 — стеллаж для деталей; 2 — настольный сверлильный станок; 3 — ручной пресс; 4 — стол для контроля и мойки прецизионных деталей; 5 — верстак для ремонта топливной аппаратуры; 6 — слесарные тиски; 7 — установка для разборки и мойки деталей; 8 — ларь для обтирочных материалов; 9 — стенд для испытания топливных насосов высокого давления; 10 — стенд для испытания насосов- форсунок, подкачивающих насосоз и фильтров; ΙΙ — стенд для испытания форсунок

Для ремонта камер обычно применяют электровулканизационные аппараты (модели 6134 и 6140). Нагревательный элемент плиты 3 (рис. 182) состоит из керамической плитки, в канавки которой уложена иихромовая спираль. Постоянную температуру вулканизации (143°) на рабочей поверхности плиты поддерживает биметаллический терморегулятор, подключенный в цепь обмотки промежуточного реле, размыкающего и замыкающего силовую цепь. Сигнальная лампа 4 служит для контроля работы терморегулятора и промежуточного реле.

Ремонтируемую камеру при помощи нажимного винта 1 (который закрепляют фиксатором 2) прижимают заплатой к плите (давление 392 266 — 490 332 н/м 2 (4 — 5 кГ/см 2 ). Продолжительность вулканизации 15 — 20 мин. Отремонтированную камеру проверяют на герметичность.

При малых проколах (диаметром не более 2 мм ) бескамерных шин отверстие с помощью шприца заполняют специальной пастой, предварительно снизив давление воздуха до 49033,2 н/м 2 (0,5 кГ/см 2 ) а спустя 10 — 15 мин доводят давление до нормы.

Проколы диаметром 5 — 6 мм ремонтируют с помощью резиновых пробок, которые вводят в шину, не демонтируя ее, или с помощью грибков после демонтажа.

Основное оборудование шиномонтажного цеха было приведено в гл. IX, планировка цеха показана на рис. 183.


Рис. 182. Электровулканизационный аппарат модели 6134

Кузовной цех предназначен для выполнения жестяницких, столярно-арматурных, обойных и малярных работ. В связи с этим в составе цеха выделяются соответствующие отделения, иногда создаются самостоятельные столярно-арматурные и малярные цехи.

Жестяницкие работы заключаются в ремонте крыльев, облицовке радиатора, капота, дверей и других частей кузова. Вмятины оперения устраняют обычно вручную с помощью комплекта инструментов жестянщика (металлических и деревянных молотков, различных оправок и приспособлений).


Рис. 183. Планировка поста смены колес и шиномонтажного цеха: 1 — подъемник для вывешивания автомобиля при снятии и установке колес; 2 — электрогай-козерты; 3 — тележка для транспортирования колес; 4 — установка для мойки колес; 5 — стеллаж; 6 — стенд для демонтажа и монтажа шин; 7 — ванна для испытания камер; 8 — вешалка для камер; 9 — борторасширитель; 10 — переносная лампа; 11 — стол для подготовки шин к монтажу; 12 — верстак; 13 — ларь для обтирочного материала; 14 — пылесос; 15 — установка для накачивания шин; 16 — стенд для очистки дисков; 17 — стеллаж для дисков; 18 — стеллаж для колес; 19 — стеллаж для покрышек

Для правки обшивки и оперения кузова и устранения перекосов применяют переносный гидравлический пресс с набором приспособлений, растяжек и стяжек. Трещины, разрывы и сквозные пробоины крыльев или обшивки кузова устраняют газовой сваркой, иногда с наложением заплат, с последующей зачисткой швов. Для вырезки заплах применяют механические или ручные ножницы, а для отбортовки краев — зигмашииу. На рабочем месте жестянщика устанавливают слесарный верстак со шпераком (железной консольной балкой).

Столярные и арматурные работы состоят в изготовлении и замене деревянных частей кабины и грузовой платформы автомобиля, ремонте и установке замков, петель, стеклоподъемников, оковки, запорных крюков, а также во вставке стекол. Незначительные дефекты кузова устраняют на месте.

В крупных автохозяйствах применяют универсальные деревообделочные станки, позволяющие выполнять фуговочные, строгальные и фрезерные работы, а также ленточную пилу для распиловки заготовок.

Обойные работы заключаются в ремонте и изготовлении подушек спинок и сидений и внутренней обивки кузовов, кроме того, к ним относится пошив утеплительных чехлов на радиаторы и капоты двигателей. Для этих целей применяют швейные машины с электроприводом.

Малярные работы состоят в подкраске или полной окраске кабин и грузовых платформ, кузовов легковых автомобилей и автобусов, подкраске номерных знаков, выполнении надписей на маршрутных досках автобусов и на бортах кузовов.

Малярный цех подразделяют на два отделения: подготовительное и для окраски. В первом отделении производится подготовка поверхности кузова к окраске, а во втором — окраска кузова в окрасочной камере пульверизационным методом с помощью краскорас-пылительной установки, работающей под давлением воздуха 392 266 н/м 2 (4 кПсм 2 ).

В камерах для ускорения процесса сушки окрашенной поверхности кузова создают циркуляцию воздуха, подогретого до 70° С от паровой отопительной установки. Применяются также рефлекторные сушильные установки с лампами (250 — 500 вт) инфракрасного излучения или с радиационными панелями, имеющими электрические нагревательные элементы.

Для очистки воздуха, удаляемого из камер пульверизационной окраски в атмосферу, устанавливают гидравлические фильтры.

Источник