Меню

Бурильщик капитального ремонта скважин учебный план

Настоящая программа предназначена для подготовки и переподготовки рабочих по профессии «Бурильщик капитального ремонта скважин» 5-6 разрядов на курсах с отрывом от производства

Настоящая программа предназначена для подготовки и переподготовки рабочих по профессии «Бурильщик капитального ремонта скважин» 5-6 разрядов на курсах с отрывом от производства.

Квалификационная характеристика составлена в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и содержат требования к основным знаниям, умениям, которые должны иметь рабочие указанной профессии, квалификации.

Продолжительность подготовки установлена 380 часов, переподготовки (повышения квалификации) – 288 часов в соответствии с требованиями Типового положения о профессиональном обучении рабочих на производстве.

К концу обучения каждый рабочий должен уметь выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, в соответствии с техническими условиями и нормами. Квалификационная пробная работа проводится за счет времени, отведенного на производственное обучение.

Бурильщик капитального ремонта скважин 5-6 разрядов должен уметь:

Вести технологический процесс капитального ремонта скважин агрегатами и подъемниками, смонтированными на тракторе или шасси автомашины. Проверять техническое состояние подъемного агрегата, оборудования, приспособлений, инструмента и подготавливать их к работе. Осуществлять подъем и центровку мачты, испытания якорей. Проводить оснастку и разоснастку талевой системы и переоснастку ее в процессе ремонта скважины. Собирать и разбирать устьевое оборудование скважины при различных способах эксплуатации. Спускать и поднимать обсадные, бурильные и насосно-компрессорные трубы и штанги. Собирать и разбирать бурильный и ловильный инструменты. Обследовать скважины торцовыми и конусовыми печатями и шаблонами. Устанавливать и разбуривать цементные мосты. Выполнять подготовительно-заключительные, сложные изоляционные и ловильные работы в нефтяных, газовых и нагнетательных скважинах. Промывать и разбуривать песчаные пробки. Вести контроль за уровнем жидкости в скважине в процессе спуско-подъемных операций. Осуществлять меры по предотвращению аварий и осложнений в скважине. Вести технологические процессы по зарезке нового ствола в колонне скважины, наклонно-направленному бурению и расширению нового ствола скважины, спуску эксплуатационных колонн, кислотной и термической обработки забоя скважины, установке и подъему пакеров и упорных якорей, фрезерованию оставленных в скважине предметов и извлечение их, приготовлению и поддержанию необходимых параметров глинистых и цементных растворов, подготовке и проведению тампонажных работ в скважине, подготовке скважины к опрессовке колонн, выкидных и нагнетательных линий, испытанию нефтяных, газовых и нагнетательных скважин. Осуществлять монтаж и демонтаж малогабаритного противовыбросового оборудования (превентера), вертлюгов, рабочих труб, промывочных насосов. Проводить текущий ремонт оборудования и инструмента непосредственно на скважине, отключение и подключение осветительной аппаратуры, механизмов, свинчивание и развинчивание труб. Участвовать в производстве операция по гидравлическому разрыву и гидропескоструйной перфорации пласта, исследовательских работ, в освоении скважин различными методами эксплуатации, в проведении канатных методов ремонта скважин. Экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с инструментом, приборами, оборудованием. Рационально организовывать рабочее место. Руководить работой вахты.

Бурильщик капитального ремонта скважин 5-6 разрядов должен знать:

Конструкцию скважин, характер и особенности производимых ремонтных работ и технологический порядок их выполнения. Технологию производства работ по капитальному ремонту скважин. Основы технологии процессов бурения и освоения скважин, добычи нефти и газа, методы интенсификации добычи нефти. Правила ведения изоляционных и ловильных работ. Типовые проекты организации рабочих мест и карты передовых и безопасных приемов труда. Конструкцию, устройство, принцип работы, техническую характеристику и правила эксплуатации подъемных сооружений и механизмов. Типы основного и вспомогательного бурового оборудования, контрольно-измерительных приборов, элементов малой механизации противовыбросового оборудования (превенторов). Способы и методы борьбы с нефтегазовыми выбросами и осложнениями в скважинах, способы приготовления глинистых растворов, тампонирующих смесей и химических реагентов, чистки и разбуривания песчаных пробок в скважине. Технологию зарезки нового ствола скважины, наклонно-направленного бурения и визированного спуска бурового инструмента и отклонителей. Метод определения посадки инструмента и отклонителей на забой. Правила производства кислотной и термической обработок забоя скважин. Стандарты применяемых резьбовых соединений. Способы определения по оттиску печати состояния колонны и других предметов, находящихся в скважине. Методы освоения скважин, схемы обвязки оборудования

Источник

Обучение на Бурильщика капитального ремонта скважин в Москве

Отзывы наших учеников

О программе

Стоимость 7 990 руб.
Получаемый документ Удостоверение или свидетельство рабочих профессий
Обучение на базе Среднее неполное или выше
Формат обучения Дистанционно, заочно
Срок обучения От 36 часов

Учебный центр «АПОК» предлагает специалистам пройти курсы бурильщика КРС. Слушатели могут учиться без отрыва от работы и получить удостоверение за срок от 3 дней.

Учебный план

По программе КРС обучение включает следующие дисциплины:

  • приобщение пластов;
  • порядок устранения аварий;
  • ремонт и обслуживание техники;
  • устранение негерметичности колонны и другие темы.

Цели обучения

Курс позволит рабочим получить удостоверение бурильщика КРС и освоить навыки, необходимые для выполнения капремонта скважин и эксплуатационной техники.

В завершении обучения вам выдадут

Удостоверение или Свидетельство установленного образца, Протокол заседания комиссии и справку об обучении.

Как поступить на Бурильщика капитального ремонта скважин

Подайте заявку на обучение по программе Бурильщик капитального ремонта скважин в электронном формате:

  • по электронной почте,
  • по форме обратной связи на сайте,
  • или позвоните по бесплатному круглосуточному телефону;

Предоставить документы, подтверждающие личность и имеющийся уровень образования;

Пройдите итоговое тестирование, и получите удостоверение Бурильщика капитального ремонта скважин

Программа обучения на бурильщика капитального ремонта скважин в Москве

Присваиваемый разряд

Рабочие, завершившие подготовку могут получить 5 или 6 разряд. Уровень категории зависит от наличия опыта работы и базового образования.

Формат

Занятия проводим через интернет. Слушатели изучают теоретическую часть самостоятельно на сайте учебного центра. Практические навыки рабочие получают на предприятии при выполнении трудовых функций.

Сроки

По КРС обучение длится 36 часов при выборе типовой программы. Если нужно изменить продолжительность курса или комплекс изучаемых дисциплин, заказывайте персональный учебный план.

Трудоустройство

Получив удостоверение, специалист может работать на предприятиях по добыче нефти и газа в качестве техника-технолога или ремонтника скважин.

Условия поступления

Образование

Принимаем на курсы абитуриентов с неполным средним образованием (9 классов) или выше.

Необходимые документы

Стоимость обучения на бурильщика капитального ремонта скважин в Москве

Цена типовой программы подготовки — 7 990 руб. Если вы заказывайте персональный учебный план, стоимость рассчитаем после согласования требований к программе.

Чтобы проконсультироваться с менеджером, звоните по телефону 8 (495) 128-93-56.

Источник

Обучение на Бурильщика капитального ремонта скважин по всей России

Отзывы наших учеников

О программе

Стоимость 7 990 руб.
Получаемый документ Удостоверение или свидетельство рабочих профессий
Обучение на базе Среднее неполное или выше
Формат обучения Дистанционно, заочно
Срок обучения От 36 часов

Учебный центр «АПОК» предлагает специалистам пройти курсы бурильщика КРС. Слушатели могут учиться без отрыва от работы и получить удостоверение за срок от 3 дней.

Учебный план

По программе КРС обучение включает следующие дисциплины:

  • приобщение пластов;
  • порядок устранения аварий;
  • ремонт и обслуживание техники;
  • устранение негерметичности колонны и другие темы.

Цели обучения

Курс позволит рабочим получить удостоверение бурильщика КРС и освоить навыки, необходимые для выполнения капремонта скважин и эксплуатационной техники.

В завершении обучения вам выдадут

Удостоверение или Свидетельство установленного образца, Протокол заседания комиссии и справку об обучении.

Как поступить на Бурильщика капитального ремонта скважин

Подайте заявку на обучение по программе Бурильщик капитального ремонта скважин в электронном формате:

  • по электронной почте,
  • по форме обратной связи на сайте,
  • или позвоните по бесплатному круглосуточному телефону;

Предоставить документы, подтверждающие личность и имеющийся уровень образования;

Пройдите итоговое тестирование, и получите удостоверение Бурильщика капитального ремонта скважин

Программа обучения на бурильщика капитального ремонта скважин по всей России

Присваиваемый разряд

Рабочие, завершившие подготовку могут получить 5 или 6 разряд. Уровень категории зависит от наличия опыта работы и базового образования.

Формат

Занятия проводим через интернет. Слушатели изучают теоретическую часть самостоятельно на сайте учебного центра. Практические навыки рабочие получают на предприятии при выполнении трудовых функций.

Сроки

По КРС обучение длится 36 часов при выборе типовой программы. Если нужно изменить продолжительность курса или комплекс изучаемых дисциплин, заказывайте персональный учебный план.

Трудоустройство

Получив удостоверение, специалист может работать на предприятиях по добыче нефти и газа в качестве техника-технолога или ремонтника скважин.

Условия поступления

Образование

Принимаем на курсы абитуриентов с неполным средним образованием (9 классов) или выше.

Необходимые документы

Стоимость обучения на бурильщика капитального ремонта скважин по всей России

Цена типовой программы подготовки — 7 990 руб. Если вы заказывайте персональный учебный план, стоимость рассчитаем после согласования требований к программе.

Чтобы проконсультироваться с менеджером, звоните по телефону 8 (800) 350-05-45.

Источник

Рабочая программа по ПМ.04 Выполнение работ по профессии рабочего 15866 Оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«О Т Р А Д Н Е Н С К И Й Н Е Ф Т Я Н О Й Т Е Х Н И К У М»

Цикловой комиссией ПЦ

_________ Т.К. Абдрахманова

Директор ГБПОУ «ОНТ»

_________ Ю.А. Бурлаков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Выполнение работ по профессии рабочего

15866 Оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам

ППССЗ по специальности

21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

г.о. Отрадный, 2017

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) утвержденного МО и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 года

№ 482 специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

преподаватель ГБПОУ «ОНТ»

председатель ЦК ПЦ,

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

2. Результаты освоения профессионального модуля

3. Структура и содержание профессионального модуля

4. Условия реализации профессионального модуля

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

6. Приложение 1 Конкретизация результатов освоения ПМ

7. Приложение 2 Технологии формирования ОК

8. Приложение 3 Планирование учебных занятий с использованием

активных и интерактивных форм и методов обучения студентов

9. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 04 Выполнения работ по профессии рабочего

15866 Оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии рабочего 15866 Оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Проводить диагностику, текущий и капитальный ремонт скважин.

2. Принимать меры по охране окружающей среды и недр.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании:

В освоении профессий рабочего, входящих в состав укрупненной группы профессий в рамках специальности СПО 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется:

15832 Оператор по исследованию скважин;

15866 Оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонту;

15862 Оператор по опробованию (испытанию) скважин;

15870 Оператор по подземному ремонту скважин

16835 Помощник бурильщика капитального ремонта скважин;

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

— проведения работ по подготовке скважин к ремонту;

— виды капитального и текущего ремонтов скважин;

— контроля и соблюдения технологического процесса зарезки и бурения боковых стволов.

— подготавливать скважины к ремонту;

— выполнять работу по оснастке и разоснастке талевой системы, подвеске и снятию талевого блока, крюка;

— осуществлять смену оттяжных роликов, роликов кронблока, оттяжек;

— промывать и очищать трубы от грязи и парафина;

— производить подготовительные работы к процессу обработки призабойной зоны;

— ремонтировать полы, мостки и маршевые лестницы;

— сортировать трубы и штанги, навинчивать и отвинчивать муфты, кольца и ниппели;

— укладывать трубы и штанги;

— участвовать в заготовке необходимых реагентов, растворов, жидкостей;

— выполнять такелажные, плотничные, слесарные и земляные работы по подготовке скважин к ремонту;

— участвовать в перемещении, установке передвижных подъемных сооружений (вышек, мачт) и агрегатов, проверке и центровке на скважине, глушении скважин перед производством подземного и капитального ремонтов скважин;

— убирать рабочее место, приспособления, инструмент, а также содержать их в надлежащем состоянии;

— вести установленную техническую документацию;

— экономно расходовать материалы и электроэнергию;

— соблюдать требования правил и норм по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности и внутреннего распорядка, оказание первой помощи при несчастных случаях.

— назначение и виды оборудования, агрегатов, материалов, инструмента и реагентов, применяемых при капитальном и подземном ремонтах скважин, виды оснастки талевой системы;

— подъемные сооружения (вышки, мачты) и правила их крепления;

— основные виды слесарных, плотничных и такелажных работ;

— основные приспособления, применяемые при погрузочно-разгрузочных работах;

— виды капитального и подземного ремонтов скважин;

— основы экономических знаний;

— правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности;

— правила пользования средствами индивидуальной защиты;

— требования, предъявляемые к качеству выполненных работ (услуг);

— виды брака и способы его предупреждения и устранения.

Вариативная часть – не предусмотрено.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

Вид учебной деятельности

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:

Проработка учебника и дополнительной литературы.

Составление плана текста.

Конспектирование прочитанного (выписки из текста).

Работа с материалом учебника, конспектом лекции, дополнительной литературы, подготовка докладов к выступлению на семинаре.

Выполнение и оформление практических работ, в соответствии с требованиями ЕСКД.

Ответы на контрольные вопросы.

Выполнение ситуационных производственных задач.

Выполнение рефератов, проектов, презентаций.

Поиск информации в интернете.

Форма промежуточной аттестации

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Наименование результата обучения

Проводить диагностику, текущий и капитальный ремонт скважин.

Принимать меры по охране окружающей среды и недр

Вариативная часть профессионального модуля, направленная на формирование дополнительных (вариативных) ПК – не предусмотрена.

В процессе освоения ПМ обучающиеся должны овладеть общими компетенциями (ОК):

Наименование результата обучения

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии рабочего 15866 Оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиона-льных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Производстве-нная (по профилю специально-сти),

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

в т.ч., курсовая работа (проект),

в т.ч., курсовая работа (проект),

Раздел 1. Специальные технологии при подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам

Производственная практика по получению рабочей профессии

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.04

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Раздел ПМ 1. Специальные технологии при подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам

МДК.04.01 Специальные технологии при подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам

Тема 1. 1 Проведение работ по подготовке скважин к ремонту

Содержание учебного материала

Подготовка скважин к ремонту

Состав работ при подготовке скважин к ремонту. Передислокация оборудования и ремонтной бри­гады. Подготовка устья скважины.

Монтаж и демонтаж мачт агрегатов. Проведение процесса глушения. Монтаж подъемного агрегата. Установка подъемного агрегата. Оборудование и инструмент для ремонта скважин.

Талевая система

Назначение талевой системы. Конструкция, технические характеристики, условные обозначения основных элементов талевой системы. Оснастка, виды оснастки. Правила эксплуатации талевой системы. Подъемные агрегаты.

Монтаж и эксплуатация противовыбросового оборудования (ПВО)

Подготовительные работы к монтажу ПВО. Схемы обвязки устья скважины. Монтаж ПВО. Эксплуатация. Подготовка труб .

Работы, связанные с закачкой химических реагентов в скважину

Закачка растворов кислот : подготовительные работы . Приготовление растворов кислот . Подготовительные работы перед закачкой кислоты в скважину . Проведение работ по закачке кислоты.

Закачка хим. реагентов в скважину: подготовительные работы. Приготовление химических композиций. Подготовительные работы перед закачкой кислоты в скважину . Проведение работ по закачке химических композиций.

Промывочное оборудование. Виды промывок.

Агрегат ЦА – 320. Прямая промывка. Обратная промывка.

Выполнение расчетов глушения из условия создания противодавления на пласт

Определить вес на крюке и нагрузку на мачту

Расчет количества концентрированной кислоты, воды и добавок

Расчет количества магния и кислоты

Расчет прямой промывки водой

Расчет обратной промывки водой

Тема 1.2. Виды текущего и капитального ремонтов скважин

Содержание учебного материала

Текущий ремонт скважин (ТРС).

Общий характер работ ТРС. Подготовительные работы к ТРС. Виды работ по ТРС. Технико-технологические требования к сдаче. Спуско — подъемные операции.

Охрана окружающей среды при проведении текущего ремонта скважин

Капитальный ремонт скважин (КРС)

Подготовительные работы к капитальному ремонту (КР): обследование и ремонт устья скважин. Ремонтно-исправительные работы. Виды работ по КРС. Технико-технологические требования к сдаче.

Охрана окружающей среды при проведении капитального ремонта скважин

Расчет давления нагнетания ГРП.

Выбор и расчет рабочих жидкостей.

Расчет необходимого числа агрегатов.

Расчет времени проведения ГРП.

Тема 1.3. Зарезка новых стволов скважин

Содержание учебного материала

Понятие о реконструкции скважин.

Условия забуривания новых стволов в обсаженной колонне.

Выбор скважины для зарезки боковых стволов (БС) с горизонтальным участком.

Подготовительные работы перед спуском отклонителя.

Установка отклонителя на забое скважины.

Направленный спуск отклонителя.

Технология спуска и крепления отклонителей.

Подготовительные работы перед вскрытием «окна» в эксплуатационной колонне.

Заключительные работы после вскрытия «окна» в эксплуатационной колонне.

Технические средства для вырезания щелевидного окна или участка в обсадной колонне

Типы, конструкция, техническая характеристика райберов вырезающих устройств.

Технология зарезки вторых стволов из эксплуатационной колонны.

Зарезка бокового ствола. Режимы бурения. Промывочные жидкости и борьба с осложнениями. Борьба с обвалами. Борьба с прихватами инструмента. Спуск колонны или хвостовика. Цементирование колонны.

Расчет цементирования скважин.

Выполнение расчетов освоения скважины.

Выполнение расчетов и подбор для эксплуатации газовых скважин, установление режима работы.

Самостоятельная работа при изучении ПМ.04

Виды внеаудиторной самостоятельной работы:

чтение учебника (дополнительной литературы),

составление плана текста,

конспектирование прочитанного (выписки из текста),

работа с материалом учебника, конспектом лекции, дополнительной литературы,

подготовка докладов к выступлению на семинаре;

ответы на контрольные вопросы,

выполнение ситуационных производственных задач;

поиск информации в Интернет.

составление электронных презентаций по теме;

Примерная тематика домашних заданий

Методы по предотвращению осложнений при промывки скважин от песчаных пробок

Ремонт скважин, оборудованных штанговыми скважинными насосами.

Ремонт скважин, связанный с очисткой забоя песчаных пробок.

Ремонт и герметизация устья скважин.

Исправление дефектов в колонне.

Влияние буровых растворов при вскрытии горизонтальных скважин.

История развития бурения горизонтальных скважин.

Вскрытие остаточных запасов нефти БС и БГС.

Правила безопасности при проведении подготовительных работ и при выполнении основных технологических операций.

Понятие о производственной санитарии.

Правила пожарной безопасности на объектах нефтяной промышленности.

Производственная практика по получению профессии рабочего 15866 Оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам

Участие в ведении технологического процесса капитального ремонта скважин.

Участие в монтаже и демонтаже подъемных установок.

Участие в подготовительных работах по проведению капитального ремонта скважин, выполнять верховые работы по установке насосно-компрессорных и бурильных труб.

Наблюдение за параметрами работы промывочных насосов.

Участие в проверке инструмента и проведении смазки оборудования.

Участие в работах по оснастке и переоснастке талевой системы.

Выполнять работы по установке труб за палец, укладка их на мостки.

Наблюдение за исправностью талевой системы.

Участие в замере труб.

Подготовка ключей, элеваторов, автоматов свинчивания и развинчивания труб и штанг к

Наблюдение за исправностью маршевых лестниц и полатей.

Участие в приготовлении тампонирующих смесей и химических реагентов, в проведении

кислотных и гидротермических обработок скважин, в проведении ловильных, исследовательских

и прострелочных работ, в освоении скважин, в проведении канатных методов ремонта скважин, в

сборке, разборке и опробовании турбобуров и забойных двигателей.

Участие в сборке, разборке и установке металлических пластырей, эксплуатационных и

опрессовочных пакеров, различных видов ловильного и режущего инструмента, забойного

оборудования, фильтров, устьевой обвязки, фонтанной арматуры, противовыбросового

оборудования и средств пожаротушения.

Участие, в замене устьевых пакеров, в монтаже и демонтаже, обвязке и опрессовке линий высоких

и низких давлений.

Производство текущего ремонта оборудования и инструмента непосредственно на скважинах.

Подключение и отключение электрооборудования, осветительной аппаратуры на скважине при наличии штепсельных разъемов.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов эксплуатации нефтяных и газовых скважин, бурения нефтяных и газовых скважин, учебного полигона нефтепромыслового оборудования.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинетов эксплуатации нефтяных и газовых скважин, бурения нефтяных и газовых скважин:

— посадочные места по количеству обучающихся;

— рабочее место преподавателя;

— комплект бланков технологической документации;

— комплект учебно-методической документации;

— комплект образцов оборудования;

— комплект учебно-наглядных пособий;

Технические средства обучения:

— компьютер и мультимедиапроектор;

— подключение к глобальной сети Интернет;

— программное обеспечение общего и профессионального назначения;

— коллекция цифровых образовательных ресурсов:

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест учебного полигона нефтепромыслового оборудования:

Основное и вспомогательное оборудование по технологии капитального ремонта скважин:

Фрезеры-райберы типа ФРС.

Универсальный машинный ключ типа КМУ.

Подвесной гидравлический ключ типа ГКШ.

Утяжеленные бурильные трубы УБТ.

Детали шпиндельного турбобура типа 3 ТСШ1.

Долото одношарошечное с разрезом.

Долото двухшарошечное с разрезом.

Долото с алмазно-твердосплавными резцами.

Пакеры различных типоразмеров.

Оборудование и инструмент для спуско-подъемных операций:

Цементировочная головка типа ЦГ.

Буровой установки (действующий макет).

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику, которая осуществляется в мастерских техникума, на учебном полигоне нефтепромыслового оборудования, на предприятиях нефтяной отрасли.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Басарыгин Ю.М., Булатов А.И. и др. Технология капитального и подземного ремонта нефтяных и газовых скважин. Краснодар, «Советская Кубань», 2008.

Вайншток С.М. и др. Подземный ремонт и бурение скважин с применением гибких труб. — М., Издательство академии горных наук, 2008.

Ежов И.В. Бурение наклонно-направленных и горизонтальных скважин. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. — Издательский дом «ИН-ФОЛИО», 2009

Мищенко И.П. Расчеты в добыче нефти. — М.,Недра,2009.

Сборник нормативных документов по противофонтанной безопасности в бригадах текущего и капитального ремонта скважин, добычи нефти и газа. — Уфа, 2008.

«Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» ПБ 08 624-03.

Басарыгин Ю.М., Булатов А.И. и др. Технология капитального и подземного ремонта нефтяных и газовых скважин. Краснодар, «Советская Кубань», 2008.

Вайншток С.М. и др. Подземный ремонт и бурение скважин с применением гибких труб. — М., Издательство академии горных наук, 2008.

Басаргин Ю.М., Будников В.Ф., Булатов А.И. Теория и практика предупреждения осложнений и ремонта скважин при их строительстве и эксплуатации. М., ООО «Недра-Бизнесцентр», 2001.

Гиллязов Р.М. Бурение нефтяных скважин с боковыми стволами. 2002. №33

Ишкаев Р.К. Комплекс технологий по выработке остаточных запасов нефти. — Уфа, 1998

Каплан Л.С., Каплан А.Л. Справочное пособие нефтяника. В двух частях. — Уфа — Октябрьский , 2004.

Николенко П.А., Воробьев Н.П. Подземный ремонт скважин. — Москва, УМК, 2004

Сулейманов А.Б., Каранегов К.А., Яшин А.С. Техника и технология капитального ремонта. — М.,Недра,1987.

Сулейманов А.Б., Каранегов К.А., Яшин А.С. Практические расчеты при текущем и капитальном ремонте скважин — М.,Недра,1984..

Уразакова К.Р.Справочник по добыче нефти под редакцией — Уфа, 2002

Николенко П.А., Воробьев Н.П. Подземный ремонт скважин. — Москва, УМК, 2004

Сулейманов А.Б., Каранегов К.А., Яшин А.С. Техника и технология капитального ремонта. — М.,Недра,1987.

Сулейманов А.Б., Каранегов К.А., Яшин А.С. Практические расчеты при текущем и капитальном ремонте скважин — М.,Недра,1984..

«Нефть и газ».

«Нефтяное хозяйство».

«Геология, разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений».

Информационно-аналитический портал Нефть России http :// www . oilru . com /;

Техническая литература; http :// fommJavteamxom / lofiversion / index . php / tl 4031 -50. html ;

Строительный Портал ВСЕСТРОЙ. ГОСТы и СНиПы. http :// www . vsestroi . ru ;

Типовые инструкции по охране труда, www . tehdoc . ru ;

Журнал «Нефть России». Каталог нефтегазовых сайтов. http :// www . oilru . com ;

Национальный институт нефти газа http :// www . ning . ru /;

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение ПМ 04 производится в соответствии с учебном планом по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений и календарным графиком, утвержденным директором техникума.

Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному директором техникума. График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК, включающих в себя как теоретические, так и лабораторно-практические занятия.

Образовательное учреждение обязано ежегодно обновлять программу профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих с учетом запросов работодателей, особенностей развития регионов, науки, техники и технологии нефтегазодобывающей промышленности.

С целью обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся преподавателями разрабатываются формы, методы и тематика самостоятельной работы студентов, проводится консультирование студентов, устанавливаются сроки выполнения задания. Обеспечивается доступ студентов к базам данных, библиотечным фондам, к сети Интернет.

В целях формирования общих и профессиональных компетенций при реализации профессионального модуля используются активные и интерактивные формы проведения занятий: компьютерные стимуляции, деловые и ролевые игры, разборка конкретных ситуаций, семинары, конференции, практические занятия и др.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрировано после изучения теоретического материала.

Во время практики студенты ведут дневник — отчет, в котором отражают основные этапы практики и краткое содержание выполняемых работ. Руководитель практики от предприятия дает заключение и оценку качества работы студента, заверяет их подписью и печатью предприятия.

Профессиональная подготовка операторов по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам завершается сдачей квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится в установленном порядке квалификационной комиссией, создаваемой в соответствии с действующими нормативными актами.

Изучению профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии рабочего 15866 оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам должно предшествовать освоение модулей ПМ.01, ПМ.02.

Дисциплины, изучение которых должно предшествовать освоению профессионального модуля ПМ.04: Электротехника и электроника, Геология, Охрана труда, Информационные технологии в нефтедобывающей деятельности.

В процессе освоения ПМ предусмотрено проведение следующих форм промежуточного контроля знаний и умений студентов:

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Специальные технологии при подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля является сдача всех предусмотренных форм промежуточного контроля. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.

Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журнале по ПМ. Наличие оценок по ЛПР и промежуточному контролю является для каждого студента обязательным. В случае отсутствия оценок за ЛПР и за промежуточный контроль студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.

С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы (кейсы студентов).

При освоении ПМ каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций размещен на входной двери каждой лаборатории.

Обязательная форма промежуточной аттестации по профессиональному модулю – экзамен (квалификационный). Экзамен (квалификационный) проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определённых в разделе «Требования к результатам освоения ППССЗ» ФГОС СПО.

Экзамен (квалификационный) проводится в последнем семестре освоения программы профессионального модуля и представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля – МДК и предусмотренных практик.

Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/ не освоен».

4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии рабочего 15866 Оператора по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам и специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений. Преподаватели обязательно должны проходить стажировку на предприятиях нефтегазовой отрасли не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: Разработка нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений; Эксплуатация нефтяных и газовых скважин; Технология подземного ремонта скважин; Охрана труда.

Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным .

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Проводить диагностику, текущий и капитальный ремонт скважин

— выполнение расчетов технологических процессов ремонта скважин в соответствии с заданными параметрами;

— демонстрация знаний о технике и технологии капитального и подземного ремонтов скважин;

— составление технологических карт капитального и текущего ремонта скважины в соответствии с заданными условиями.

Сравнение с эталоном

Сравнение с эталоном

Принимать меры по охране окружающей среды и недр.

— демонстрация знаний в области экологической безопасности при капитальном ремонте скважин в соответствии со стандартами.

Сравнение с эталоном

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

— демонстрация интереса к будущей профессии.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

— применение методов и способов решения профессиональных задач в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами;

оценивание эффективности и качества выполнения профессиональных задач на основе заданных критериев

Сравнение с эталоном

Сравнение с эталоном

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

— решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования в соответствии со стандартами.

Сравнение с эталоном

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

— демонстрация эффективного поиска необходимой информации по выполнению профессиональных задач, используя каталоги и информационно-поисковые системы Интернета

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

— использование пакетов прикладных программ при оформлении практических работ, курсовых и дипломных проектов;

— построение содержательных и логически законченных сообщений, докладов.

Сравнение с эталоном

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

— демонстрация эффективного взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения;

— достижение положительного результата в процессе выполнения работы в группе

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

— оценивание, самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

— организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля, анализируя трудности и предложение пути их преодоления в дальнейшей деятельности

Сравнение с эталоном

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

— обоснованный анализ инноваций в области эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

— обоснование необходимости исполнения воинской обязанности.

Сравнение с эталоном

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ

ПК 1.4. Проводить диагностику, текущий и капитальный ремонт скважин.

Иметь практический опыт:

— проведения работ по подготовке скважин к ремонту;

— виды капитального и текущего ремонтов скважин;

— контроля и соблюдения технологического процесса зарезки и бурения боковых стволов.

Виды работ на практике:

— Участие в ведении технологического процесса капитального ремонта скважин.

-Участие в подготовительных работах по проведению капитального ремонта скважин, выполнять верховые работы по установке насосно-компрессорных и бурильных труб.

-Участие в проверке инструмента и проведении смазки оборудования.

-Участие в работах по оснастке и переоснастке талевой системы.

— Выполнять работы по установке труб за палец, укладка их на мостки.

-Наблюдение за исправностью талевой системы.

-Подготовка ключей, элеваторов, автоматов свинчивания и развинчивания труб и штанг к спускоподъемным операциям.

-Участие в приготовлении тампонирующих смесей и химических реагентов, в проведении кислотных и гидротермических обработок скважин, в проведении ловильных, исследовательских и прострелочных работ, в освоении скважин, в проведении канатных методов ремонта скважин, в сборке, разборке и опробовании турбобуров и забойных двигателей.

— Участие в сборке, разборке и установке металлических пластырей, эксплуатационных и опрессовочных пакеров, различных видов ловильного и режущего инструмента, забойного оборудования, фильтров, устьевой обвязки, фонтанной арматуры, противовыбросового оборудования и средств пожаротушения.

— Участие, в замене устьевых пакеров, в монтаже и демонтаже, обвязке и опрессовке линий высоких и низких давлений.

— Производство текущего ремонта оборудования и инструмента непосредственно на скважинах.

— подготавливать скважины к ремонту;

— выполнять работу по оснастке и разоснастке талевой системы, подвеске и снятию талевого блока, крюка;

— осуществлять смену оттяжных роликов, роликов кронблока, оттяжек;

— промывать и очищать трубы от грязи и парафина;

— производить подготовительные работы к процессу обработки призабойной зоны;

— ремонтировать полы, мостки и маршевые лестницы;

— сортировать трубы и штанги, навинчивать и отвинчивать муфты, кольца и ниппели;

— укладывать трубы и штанги;

— участвовать в заготовке необходимых реагентов, растворов, жидкостей;

— выполнять такелажные, плотничные, слесарные и земляные работы по подготовке скважин к ремонту;

— участвовать в перемещении, установке передвижных подъемных сооружений (вышек, мачт) и агрегатов, проверке и центровке на скважине, глушении скважин перед производством подземного и капитального ремонтов скважин;

— убирать рабочее место, приспособления, инструмент, а также содержать их в надлежащем состоянии;

— вести установленную техническую документацию;

— экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Тематика лабораторных/практических работ:

— Выполнение расчетов глушения из условия создания противодавления на пласт.

— Определить вес на крюке и нагрузку на мачту.

— Расчет количества концентрированной кислоты, воды и добавок.

— Расчет количества магния и кислоты.

— Расчет прямой промывки водой.

— расчет обратной промывки водой.

— Расчет давления нагнетания ГРП.

— Выбор и расчет рабочих жидкостей.

— Расчет необходимого числа агрегатов.

— Расчет цементирования скважин.

— Выполнение расчетов освоения скважины.

— назначение и виды оборудования, агрегатов, материалов, инструмента и реагентов, применяемых при капитальном и подземном ремонтах скважин, виды оснастки талевой системы;

— подъемные сооружения (вышки, мачты) и правила их крепления;

— основные виды слесарных, плотничных и такелажных работ;

— основные приспособления, применяемые при погрузочно-разгрузочных работах;

— виды текущего и капитального ремонтов скважин;

— основы экономических знаний;

— виды брака и способы его предупреждения и устранения.

Перечень тем, включенных в МДК:

Подготовка скважин к ремонту.

Монтаж и эксплуатация противовыбросового оборудования (ПВО).

Работы, связанные с закачкой химических реагентов в скважину .

Промывочное оборудование. Виды промывок.

Текущий ремонт скважин.

Капитальный ремонт скважин.

Зарезка новых стволов скважин.

Тематика самостоятельной работы:

Методы по предотвращению осложнений при промывки скважин от песчаных пробок

Ремонт скважин, оборудованных штанговыми скважинными насосами.

Ремонт скважин, связанный с очисткой забоя песчаных пробок.

Ремонт и герметизация устья скважин.

Исправление дефектов в колонне.

Влияние буровых растворов при вскрытии горизонтальных скважин.

История развития бурения горизонтальных скважин.

Вскрытие остаточных запасов нефти БС и БГС.

— Выполнение расчетов технологических процессов ремонта скважин в соответствии с заданными параметрами;

ПК 1.5. Принимать меры по охране окружающей среды и недр

Иметь практический опыт:

— демонстрации знаний о технике и технологии капитального и текущего ремонта скважин;

— по изучению инструктажа по техники безопасности.

Виды работ на практике:

— Участие в сборке, разборке и установке металлических пластырей, эксплуатационных и опрессовочных пакеров, различных видов ловильного и режущего инструмента, забойного оборудования, фильтров, устьевой обвязки, фонтанной арматуры, противовыбросового оборудования и средств пожаротушения.

— Наблюдение за параметрами работы промывочных насосов.

— Подключение и отключение электрооборудования, осветительной аппаратуры на скважине при наличии штепсельных разъемов.

— Составление качественных рекомендаций по повышению межремонтного периода работы нефтегазопромыслового оборудования в соответствии с техническими параметрами оборудования и условий его эксплуатации

— Демонстрация знаний в области экологической безопасности при капитальном ремонте скважин в соответствии со стандартами.

— Составление схем расположения техники и оборудования на скважине в соответствии с требованиями техники безопасности.

— соблюдать требования правил и норм по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности и внутреннего распорядка, оказание первой помощи при несчастных случаях.

Тематика лабораторных/практических работ:

— Расчет времени проведения ГРП. Определение эффективности ГРП.

— Выполнение расчетов и подбор для эксплуатации газовых скважин, установление режима работы

— правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности;

— правила пользования средствами индивидуальной защиты;

— требования, предъявляемые к качеству выполненных работ (услуг);

Перечень тем, включенных в МДК:

— Охрана окружающей среды при проведении текущего и капитального ремонта скважин.

— Служба техники безопасности на нефтегазодобывающих предприятиях.

Тематика самостоятельной работы:

Правила безопасности при проведении подготовительных работ и при выполнении основных технологических операций.

Понятие о производственной санитарии.

Правила пожарной безопасности на объектах нефтяной промышленности.

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

Технологии формирования ОК (на учебных занятиях)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация учебных фильмов. Объяснение сущности деятельности в рамках профессии. Дискуссия.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Деловые игры, дискуссии, диспуты, решение ситуационных и профессиональных задач.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Нахождение и использование информации для эффективного решения поставленных задач, для профессионального и личностного развития.

Поиск необходимой информации для выполнения рефератов, подготовки сообщений.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Поиск необходимой информации для подготовки сообщений, докладов в сети. Подготовка предложенных бланков документов, посредством прикладных программных средств.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Выполнение групповых заданий.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

Работа в микрогруппах.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Поиск информации для сообщений сведений более детального характера по той или иной теме.

Решение проблемных задач.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Выполнение практических работ на компьютерах различной комплектации.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Тема учебного занятия

Активные и интерактивные формы и методы обучения

Раздел 1 Специальные технологии при подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам

Тема 1.1 Проведение работ по подготовке скважин к ремонту

Лекция – визуализация. Метод проектов. Дискуссия, эвристическая беседа, анализ ситуаций. Групповая работа с иллюстративным материалом

Тема 1.2 Виды текущего и капитального ремонта скважин

Лекция – визуализация. Работа с иллюстративным материалом, дискуссия.

Тема 1.3 Зарезка новых стволов скважин

Лекция – визуализация. Дискуссия эвристическая, беседа. Групповая работа с иллюстративным материалом.

Максимальная учебная нагрузка

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

% использования активных и интерактивных форм и методов обучения

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Изменение № 1, дата изменения — 16.06.17; страница 8.

В приложении 3 по теме 1.1 Проведение работ по подготовке скважин к ремонту – проведение активных интерактивных занятий было 6 часов

В приложении 3 по теме 1.1 Проведение работ по подготовке скважин к ремонту – проведение активных интерактивных занятий стало 8 часов

Основание: увеличение часов охвата проведение занятий с использованием активных и интерактивных методов обучения студентов

Подпись лиц внесших изменения: Головина В.С._____________

Источник

Читайте также:  Услуга капитальный ремонт платить или нет