Меню

Акт проверки капитального текущего ремонта

Проверяем использование средств на проведение ремонтно-строительных работ

Автор: А. Павелин

На что следует обратить внимание при проверке выполненных строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ? Что должна включать в себя проектно-сметная документация? Какой способ размещения заказов должен быть выбран? Нужно ли проводить контрольные обмеры? Должно ли проведение ремонтных работ быть обосновано? Какие нарушения выявляются при проверке строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ? Ответы – в предложенном материале.

Проверяем наличие разрешительной документации

В первую очередь в ходе проведения проверки нужно определить перечень строящихся и ремонтируемых объектов, а также обратить внимание на наличие титульных списков строек (объектов) и документации на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, на соответствие выполненных работ сметной документации.

Состав проектной документации приведен в ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Также следует учитывать, что в случае проведения текущего ремонта достаточно лишь сметы, обосновывающей стоимость проводимого ремонта.

В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения этой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации данной проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

После получения положительного заключения государственной экспертизы проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.

Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Оплата выполненных ремонтных работ исходя из Постановления Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» должна производиться только на основании унифицированных форм первичной учетной документации по формам КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат».

В соответствии с п. 2 ст. 55 ГрК РФ ввод построенного здания или сооружения в эксплуатацию осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Необходимо отметить, что эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб., на учреждение – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ).

В ходе проверки следует проверить соблюдение сроков внесения сведений в реестр имущества – в случае строительства нового объекта недвижимости. Напомним, что Положение об учете федерального имущества утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Кроме того, нужно проверить соблюдение порядка регистрации права оперативного управления. В силу п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения на основании акта собственника о закреплении имущества, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию согласно требованиям гл. 14 ГК РФ. Кроме того, отметим, что право оперативного управления на здания, сооружения и другие объекты недвижимости возникает с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением. Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр.

Правильно ли проведены процедуры размещения заказа?

После того как проверяющий установит перечень строящихся и ремонтируемых в проверяемом периоде объектов, следует проверить правильность проведения процедур по выбору подрядной организации.

Напомним, что бюджетные учреждения при проведении процедур размещения заказов обязаны руководствоваться Законом о контрактной системе [1], за исключением случаев, установленных ст. 15 данного закона. В указанных случаях они должны руководствоваться нормами Федерального закона № 223-ФЗ [2]. При проверке соблюдения требований Федерального закона № 223-ФЗ следует учитывать, что бюджетные учреждения самостоятельно устанавливают в своем положении о закупках способы осуществления закупок, в том числе в отношении работ по строительству, реконструкции и ремонту недвижимости. Напомним, что в силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, включая порядок подготовки и проведения процедур закупки (а также способы закупки), условия их применения, порядок заключения, исполнения договоров и иные связанные с обеспечением закупки положения.

Читайте также:  Отказ от капитального ремонта жилых домов

Что же касается соблюдения требований Закона о контрактной системе, то напомним, что согласно п. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик должен осуществлять закупки посредством открытого конкурса, кроме случаев, когда закон предусматривает проведение закупки иными способами.

Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.

Напомним, что учреждение обязано провести электронный аукцион в случае проведения закупки любых строительных работ (код 45 ОК 034-20071), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОК 034-20071, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении данных закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн руб., а для обеспечения муниципальных нужд – 50 млн руб. Если же начальная (максимальная) цена контракта при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн руб., а для обеспечения муниципальных нужд – 50 млн руб., заказчик вправе провести открытый конкурс, закрытый конкурс (в установленных Законом о контрактной системе случаях) либо аукцион.

Согласно ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Перечень).

Необходимо отметить, что, помимо обязанности использовать исключительно электронный аукцион в качестве одного из способов размещения заказов, бюджетные учреждения вправе осуществлять размещение заказа по проведению строительных и ремонтных работ путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом о контрактной системе.

Как должна быть обоснована необходимость проведения ремонта?

В ходе проведения проверки следует установить обоснованность проведения ремонтных работ, так как на практике встречаются случаи, когда в одном и том же помещении ремонт проводится несколько раз в год, только из-за того, например, что новому начальнику не понравился цвет обоев.

Необходимо отметить, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждениями должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (п. 6 ст. 55.24 ГрК РФ).

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Читайте также:  Отказ от оплаты капитального ремонта жилья

На основании п. 3.2 ВСН 58-88(р) «Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.88 № 312, проводимые осмотры делятся на плановые и внеплановые. В свою очередь, плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах контролируется техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных – техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Внеплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.

Общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью). Для проведения указанных осмотров учреждению следует создать комиссию, а их результаты необходимо отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В данных документах должны содержаться оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.

Для обоснования проведения капитального ремонта должны составляться дефектные ведомости или дефектные акты. Формы названных документов не утверждены, следовательно, они могут составляться в произвольной форме.

Проверяем правильность применения норм и расценок

Наибольшее число нарушений выявляется при проверке правильности применения норм, расценок и коэффициентов при определении сметной стоимости ремонтных и строительных работ. Проверяющему следует обратить внимание на правильность применения в актах выполненных работ:

  • норм накладных расходов. При проверке данного вопроса следует руководствоваться нормами МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве», утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 6, либо – для районов Крайнего Севера – МДС 81-34.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним», утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 5. Необходимо отметить, что в связи с отказом в государственной регистрации Минюстом (Письмо от 24.01.2005 № 01/471-ВЯ) и из-за отсутствия иных нормативных документов Госстроя в части определения норм накладных расходов вышеуказанные документы продолжают применяться, но в то же время носят рекомендательный характер;
  • сметной прибыли. Порядок определения величины сметной прибыли прописан в МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 28.02.2001 № 15, а также в Письме Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве»;
  • норм на строительство временных зданий и сооружений. Порядок расчетов за строительство временных зданий и сооружений устанавливается в соответствии со ГСНр 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ», утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 07.05.2001 № 46. При строительно-монтажных работах необходимо руководствоваться ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 07.05.2001 № 45;
  • затрат при выполнении работ в зимнее время. Они должны применяться в соответствии с ГСНр 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время», утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 19.06.2001 № 61 и ГСН 81-05-02-2007 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время», рекомендованным к применению Письмом Росстроя от 28.03.2007 № СК-1221/02;
  • расценок и сметных цен, резерва средств на непредвиденные расходы и других затрат. При проверке данных коэффициентов и затрат нужно руководствоваться МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1;
  • индексов пересчета цен от базисного в текущий уровень. Индексы пересчета изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования ежеквартально утверждаются Минстроем.
Читайте также:  Нормативы по капитальному ремонту оборудования

Проводим контрольные обмеры

В ходе проверки в обязательном порядке должны проводиться контрольные обмерыобъемов работ, указанных в актах приемки выполненных работ. Контрольные обмеры должны проводиться в присутствии представителей подрядной организации, а в некоторых случаях и с привлечением организаций, специалисты которых имеют допуск и квалификацию для выполнения соответствующих контрольных мероприятий.

Проведение контрольных обмеров является одним из эффективных способов выявления нарушений в расчетах между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы.

В ходе проведения контрольного обмера должны быть сопоставлены выполненные объемы работ в натуре (на объекте строительства или ремонта) с аналогичными объемами, прописанными в следующих документах:

  • актах выполненных работ по форме КС-2, где указаны виды и стоимость выполненных работ;
  • актах на скрытые работы.

По результатам проведения контрольных обмеров составляются акты контрольных обмеров, а также ведомости пересчета стоимости работ, которые подписываются представителями контролирующего органа, заказчика и подрядчика, привлеченными специалистами.

На что еще нужно обратить внимание?

Помимо перечисленных нами выше вопросов, при проверке строительства и ремонта необходимо обратить внимание на следующие:

  • наличие актов, дефектных ведомостей и других документов обследования объектов ремонта, надлежащим образом оформленных плановых документов и смет на текущий ремонт;
  • правильность заключения государственных контрактов (договоров) строительного подряда между заказчиком и подрядчиком на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы, а по переходящим стройкам – наличие дополнительных соглашений к ним, уточняющих объемы ремонтно-строительных работ с учетом результатов предыдущих лет;
  • соблюдение установленных сроков выполнения ремонтно-строительных работ;
  • соответствие произведенной оплаты объемам строительных работ, принятым по актам формы КС-2, и фактически выполненным работам, наличие случаев оплаты завышенных объемов строительно-монтажных работ, выявление случаев неприменения штрафных санкций при несоблюдении договорных обязательств;
  • правильность отнесения затрат на соответствующие коды бюджетной классификации, наличие случаев использования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию и строительство объектов, капитальный и текущий ремонт, на цели, не соответствующие условиям их получения. Заметим, что в ходе проведения проверки нередко встречаются случаи, когда под видом ремонта проводятся работы по реконструкции, а иногда и возведение новых объектов недвижимости. Выявляются данные факты на основании как анализа выполняемых работ, так и контрольных обмеров;
  • правильность отражения в бухгалтерском учете работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов недвижимости;
  • наличие фактов перечисления авансовых платежей, не предусмотренных условиями заключенных договоров (контрактов), а также в размерах, превышающих установленные законодательством.

Исходя из анализа результатов проверок, проводимых контрольными органами, к наиболее распространенным нарушениям, выявляемым при проверках использования средств на реконструкцию, строительство, капитальный и текущий ремонт, можно отнести следующие:

  • отсутствие должным образом оформленной проектно-сметной документации;
  • осуществление реконструкции или капитального ремонта без разрешения на строительство (если в соответствии с законодательством его получение необходимо), а также эксплуатация здания без разрешения на ввод в эксплуатацию;
  • наличие фактически не выполненных работ;
  • завышение в актах выполненных работ норм накладных расходов, сметной прибыли, дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время, затрат на строительство временных зданий и сооружений, на непредвиденные работы и др.;
  • приписки физических объемов (включение в акты по форме КС-2 дополнительных объемов работ, которые фактически не выполняются);
  • завышение установленных норм накладных расходов и сметной прибыли, индексов пересчета цен от базисного в текущий уровень, размеров лимитированных и прочих затрат;
  • включение в акты затрат, учтенных в нормах накладных расходов и сметной прибыли;
  • сокрытие выполненных объемов и предъявление их к оплате в последующих периодах с применением более высоких индексов пересчета цен;
  • неполный учет (отсутствие учета) подрядной организацией стоимости возвратных материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых зданий и сооружений или их частей;
  • повторный учет НДС в составе стоимости строительных материалов и изделий;
  • повторная оплата стройматериалов и изделий, поставленных (приобретенных) заказчиком;
  • повторное включение в акты по форме КС-2 ранее оплаченных работ, а также вспомогательных работ и расходных материалов, учтенных в комплексных расценках;
  • включение в акты выполненных работ коэффициентов к нормам затрат труда, оплате труда рабочих, нормам времени и затратам на эксплуатацию машин для учета влияния условий проведения работ, предусмотренных проектами;
  • необоснованное включение в акты выполненных работ различных налогов, относимых на финансовый результат организации;
  • арифметические ошибки.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг».

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Источник